ГОЛОСЪ ИСПОВѢДНИКА – ПОМНИ О КРЕСТѢ! (Изъ дневника новосвмуч. Іосифа Петроградскаго).

Икона Царственныхъ Мучениковъ, письма Архіеп. Алипія Чикагскаго («Прав. Русь». 1991. № 22. С. 1.).

Глядя ва Крестъ Господень и Распятаго на Немъ, я думалъ нынѣ: вотъ истинный Царь всѣхъ мучениковъ, Царь всѣхъ страдальцевъ, всѣхъ терпѣливцевъ! Какъ сладко быть подданнымъ Такого Царя! Какъ сладко ради Такого Царя нести какія-угодно мученія, страданія и подвиги! Какъ сладко страдальцамъ земли имѣть и Царя-Страдальца. Поистинѣ, Господь долженъ былъ пострадать, чтобы быть достаточнымъ Утѣшителемъ страдающихъ! № 905

***

Господи! Что крестъ нашихъ страданій предъ Крестомъ Твоимъ? Что наши скорби и мученія хотя бы самыя жгучія предъ Твоими, Безгрѣшный и невинный Страдалецъ! Мы – поистинѣ, какъ распятые съ Тобою разбойники, страдаемъ «вправду, достойная бо по дѣломъ наю воспріемлеваи», Ты же «ни единаго зла сотвори!». Одно остается поэтому намъ: «помяни насъ, Господи, егда пріидеши во Царствіи Твоемъ!» № 927

***

«Престолу Божію спрославился еси, Кресте!..» (Кан. Честному Кресту, 4 п.) Это – одна изъ лучшихъ и досгойнѣйшихъ похвалъ. Честному Кресту Христову и вмѣстѣ Тому, Кто возсѣлъ на этомъ «престолѣ». Цари земные и владыки «міра» сего любятъ престолы роскошные, великолѣпные, украшенные всякими драгоцѣнностями, соперничаютъ другъ передъ другомъ умопомрачительнымъ блескомъ и пышностію своихъ престоловъ, коронъ и прочихъ эмблемъ царствованія. Но весь этотъ блескъ и роскошь не стоятъ ничего по сравненію съ «престоломъ» и «скипетромъ» Христовымъ – честнымъ Крестомъ. Его убожество – драгоцѣннѣе всѣхъ драгоцѣнностей земныхъ. Его простота прекраснѣе всякой красоты земной. Его слава и сила при этой простотѣ и убожествѣ – превосходятъ всякую человѣческую славу и силу. № 1202

***

«Господи! Оружіе на діавола Крестъ Твой далъ еси намъ, трепещетъ бо и трясется, не терпя взирати на силу его...» (воск. Стихира 8 гл. на хвалитѣхъ Св. Кресту). Заставляй же, христіанинъ, трепетать и трястись врага твоего какъ можно чаще и сильнѣе, разя его на каждомъ шагу столь страшною и невыносимою для него силою крестною! Съ любовію и вѣрою къ Распятому осѣняй себя какъ можно чаще знаменіемъ Креста, осѣняй твою пищу, питіе, входы, исходы, всѣ дѣла и все, что имѣешь и употребляешь во славу Божію и себѣ во спасеніе! Люби столь легкое и достославное занятіе – обращеніе въ дымъ и ничтожество цѣлыхъ полчищъ ада однимъ осѣненіемъ себя знаменіемъ Крестнымъ!.. 1419

***

Страданія Господа должны быть предметомъ частаго, постояннаго, умиленнаго воспоминанія христіанина! Его жизнь должна быть неотступнымъ «стояніемъ при Крестѣ Іисусовѣ», который постоянно вновь и вновь воздвигается нами же самими, нашею неблагодарностію къ Искупителю, постояннымъ повтореніемъ того, что возвело Его на Крестъ, и, значитъ, постоянною нуждою нашею въ Божественной Его жертвѣ за насъ предъ Правосудіемъ и милосердіемъ Отца Небеснаго. Не уязвляя постоянно сердца нашего воспоминаніями о страшныхъ страданіяхъ Господа и жалостію къ Нему, невозможно отвыкнуть отъ грѣха и возненавидѣть его, невозможно преодолѣть всѣхъ соблазновъ, испытаній и напастей одолѣвающихъ насъ, невозможно предохранить себя отъ новыхъ паденій, измѣнъ и неблагодарностей предъ Богомъ. № 1539

***

«Велія Креста Твоего, Господи, сила: водрузися бо на мѣстѣ (ограниченъ мѣстомъ) и дѣйствуетъ въ (цѣломъ) мірѣ, и показа отъ рыбарей апостолы, и отъ языкъ мученики!» …

Не дивная ли въ самомъ дѣлѣ сила, и особенно въ послѣднемъ обстоятельствѣ (показа... отъ языкъ мученики). Мученики изъ самой среды мучителей, мученики изъ среды тѣхъ, которые болѣе всего злобствовали на вѣру Христову и силились стереть съ лица земли до безслѣднаго уничтоженія!! Мученики, т. е. до полнаго самозабвенія охваченные самою идеею христіанства, изъ среды тѣхъ, которые отъ своего безбожнаго многобожія и возможвости-то истины на свѣтѣ не признавали («что ешь истина?»), отъучились совершенно хотя бы во что-то нибудь вѣровать? – И изъ среды-то такихъ скептиковъ и невѣровъ истина Христова воспитала столько дивныхъ мучениковъ за свою идею! Развѣ это не величайшее чудо Креста Христова!... № 1546

***

Если Ангелы плачутъ о погибающемъ грѣшникѣ, то и демоны стонутъ о грѣшникѣ кающемся. Ибо – какъ каждый погибающій грѣшникъ распинаетъ «второе» Сына Божія и поражаетъ сострадательнымъ ужасомъ сердце (ангеловъ) знающихъ участь Христовыхъ распинателей, такъ каждый грѣшникъ обращающійся «второе» поражаетъ главу змія-человѣкоубійцы Крестомъ Искупителя и побѣдою надъ этимъ зміемъ утяжеляетъ его стыдъ и адскую муку за каждое новое дерзкое посягательство на достояніе Божіе! № 1557.

***

Почему былъ нуженъ Господу въ жизни путь Креста, путь страданія? – Потому, что Онъ – Царь страдальцевъ и долженъ былъ на Себѣ понести всѣ тѣ страданія и лишенія, отъ которыхъ пришелъ облегчить земныхъ страдальцевъ. Какъ бы эти страдальцы находили къ Нему всегда столь легкій доступъ и помощь, если бы Онъ родился и пребывалъ въ чертогахъ царскихъ? Не удостоились бы тогда быть первыми очевидцами Его – смиреннѣйшіе пастыри, не окружали бы Его тогда скромные Галилейскіе рыбари, не умывали бы Его ногъ слезами грѣшники и грѣшницы, подобныя Магдалинѣ, не получали бы столь быстрое, легкое утѣшеніе всѣ несчастные, труждающіеся и обремененные, всякаго рода болящіе, страждущіе и прокаженные, – не имѣли бы Его Своимъ Спасителемъ мытари, не знали бы обращенія и умиленія разбойники...

Слава Тебѣ, Господи ангеловъ и человѣковъ, за все, что Ты претерпѣлъ ради насъ! Слава Тебѣ за вертепъ, за ясли, за Голгофу, за Крестъ, и за всю Твою жизнь, полную дивныхъ утѣшеній для всѣхъ страждущихъ и несчастныхъ земли. № 1663

***

«Сіяетъ, Господи, благодать креста Твоего, всю вселенную облистающая» (Сѣдал. пятокъ 2 седм. В. Поста). Сіяетъ свѣтомъ, гораздо болѣе благодѣтельнымъ солнечнаго. Живитъ тепломъ, гораздо болѣе солнечнаго живительнымъ. Обнимите въ вашей мысли христіанъ всей вселенной, взвѣсьте для нихъ все значеніе благодатной силы креста Господня, представьте, сколько предъ нимъ проливается слезъ, врачуется безьисходныхъ скорбей, умягчается недотрожно болѣзненныхъ ранъ, и вы увидите, что это за благодѣтельное знаменіе силы величайшаго милосердія Божія. № 1727

***

«Клятвы органъ благословенія показася печать Твой жтотворящій, Господи, крестъ» (Троп. 9 п. пятокъ 2 седм. В. П.). Какое мудрое, по истинѣ Богоподобное сочетаніе двухъ столь несоединимыхъ противорѣчій! Органъ проклятія и безчестнѣйшей смерти сталъ печатью благословенія и символомъ благодатной жизни. И такой переворотъ совершили не народы, не вѣка, не мудрость человѣческая, а одинъ – едииственный Распятый въ одинъ моментъ, съ премудростью, превышающею всякое земное мудрствованіе и земную возможность. № 1728

***

Сколько мудраго и возвышенно-умилительнаго въ обычаѣ изнесенія церковію Св. Креста для поклоненія вѣрующимъ въ срединѣ поста! Постъ есть 40-дневное путешествіе наше къ великой цѣли – очищенія нашихъ душъ отъ грѣховъ и къ соединенію съ Богомъ. Крестъ – древо отдыха на этомъ нелегкомъ пути... Это – жезлъ, опора путниковъ, которая дается имъ, чтобы они не изнемогли, не уныли отъ трудности, утомительности и однообразія пути, не разслабѣли, не заскучали, какъ свойственно утомляющимся. И какъ пріятно въ самомъ дѣлѣ бываетъ отдохнуть душою въ срединѣ великопостнаго путешествія подъ благодатными звуками крестныхъ гимновъ, подъ тихою сѣнью этого Древа Жизни нашей, вдругъ напoлняющаго наши, готовыя начать утомляться отъ однообразія пути, души цѣлымъ моремъ благодатныхъ волнъ умиленія, теплоты, благоговѣнія и внутренняго успокоенія. № 1737

***

Крестъ – истинный «рогъ» спасенія нашего, гораздо болѣе дѣйствительный нежели «рогъ» ветхозавѣтнаго жертвенника, ухватившись за который преступники считались безопасными отъ преслѣдователей. Такъ и мы безопасны отъ нашихъ невидимыхъ враговъ, держась за нашъ спасительный «рогъ». Опасность и близко, мечъ насилія поднять, злоба кипитъ, вотъ тутъ и есть расправа, отъ одной мысли о которой душа приходитъ въ трепетъ, и – все-таки намъ не угрожаетъ никакого вреда. № 1742

***

«Кто хочетъ по Мнѣ идти, да отвержется себя, возьметъ крестъ свой и по Миѣ грядетъ!». Замѣть, что это сказалъ Господь еще до Своихъ страданій, до Своего креста. Не очевидно ли, что Онъ прекрасно зналъ самый образъ смерти Своей на крестѣ, – зналъ, что въ тяжкихъ мукахъ за возлюбленнаго Имъ человѣка понесетъ на Голгофу Крестъ и въ неутомимой жаждѣ любви къ нему увлечетъ за собою тысячи страдальцевъ – послѣдователей, съ такими же крестами и готовностію перенести ради Него, какъ Онъ ради насъ, всякое страданіе и самую смерть. № 1910

***

Почему чествуется св. Крестъ? Потому, что онъ истинный символъ страданій Христовыхъ, слава Христова, украшеніе Его, наилучшее выраженіе Его дивной любви къ роду нашему, орудіе спасенія нашего. Не бываетъ ли часто такъ, что намъ становятся дороги предметы, напоминающіе о пережитыхъ страданіяхъ. Такъ св. Крестъ Христовъ для Самого Господа сталъ дорогъ, какъ дороги были Его страданія, и тѣмъ болѣе дорогъ Онъ долженъ быть для насъ, искупленныхъ этими Его страданіями. № 2199

***

Что Ты сдѣлалъ для меня, Господи? Возшелъ на крестъ, далъ на растерзаніе плоть Твою, кровь Твою изліялъ за меня, потерпѣлъ всякое страданіе, смерть и погребеніе...

А что я сдѣлалъ для Тебя? – Кромѣ того, что довелъ до всего этого, и я для Тебя дорогъ и небезполезенъ тѣмъ, что далъ Тебѣ такую славу Невиннаго Страдальца-Искупителя, далъ Тебѣ столь величественно осуществить Твою чудную заповѣдь: «больше той любви никто не имѣетъ, какъ если кто душу свою положить за други своя». № 2598.

***

«Паденіе есть бѣсомъ – крестное стояніе» (Краегран. кан. гл. 2. Среда). Какія два противоположныхъ событія: сталъ крестъ, и въ этотъ моментъ палъ сатана со своимъ вѣковымъ владычествомъ надъ человѣкомъ и со всею своею злою силою и полчищами. Сія слава есть непостижимой мудрости Божіей. № 2814

***

Крестъ-символъ страданія есть вмѣстѣ и символъ радости. Страдая, мы взираемъ на крестъ, на которомъ Господь понесъ ради насъ еще большія страданія и снялъ съ насъ проклятіе осужденія на вѣчныя страданія и смерть. Радуясь, мы взираемъ на него же, растворяя свою радость торжествомъ Побѣдителя самого источника нашихъ страданій – ада. № 2918

***

Спаситель, Самъ несущій Крестъ на мѣсто Своего распятія, изнемогающій и падающій подъ его тяжестію – какое трогательное зрѣлище! Грѣшникъ! Взгляни только на эту безмолвно-краснорѣчивѣйшую картину! Вообрази это дивное шествіе на закланіе Божьяго Агнца за твое спасеніе, и... возрыдай горько твоей неблагодарности и нечувствія!.. № 3352

***

«Крестъ водрузися на земли и коснуся небесе»... Крестъ Христовъ и Распятый на Немъ – величественнѣйшее соприкосновеніе и соединеніе небеснаго и земнаго. Не такъ величественно соединеніе Бога и плоти, какъ это соединеніе Богочеловѣка и Креста, бывшаго позорнымъ орудіемъ казни преступниковъ. Крестъ Христовъ – величайшая тома, на которую пишетъ свой трудъ до скончанія вѣка – все мірозданіе. Все лучшее, что должно дать за это время человѣчество, будетъ разработкою этой темы, которая должна дать въ концѣ концовъ прекраснѣйшую повѣсть – результатъ совмѣстнаго труда Божія и человѣческаго. № 3403

***

«Да не испразднится Крестъ Христовъ!...». Господь воздвигъ для тебя Крестъ Свой, Самъ распялъ на немъ Себя за Тебя, вложилъ столько спасающей силы въ Свое ученіе, и это все ты «упраздняешь» – дѣлаешь празднымъ, пустымъ, напраснымъ дѣломъ, чѣмъ-то тебѣ ненужнымъ и безполезнымъ? Вотъ въ чемъ тяжесть преступленія не живущихъ достойно званія Христовыхъ послѣдователей. № 3760

***

Ужасъ страданій на крестѣ долженъ обращать мысль твою на ужасъ твоего паденія и положенія въ плѣну сатаны. Кровь и раны Господа должны напоминать тебѣ о страшной опасности, въ коей ты находился и пребывалъ бы вѣчно, если бы не Господь, исхитившій тебя съ опасностію для собственной жизни. № 4185

***

Крестъ – тріѵпостасныя Троицы образъ: высотою знаменуетъ Отца, въ вышнихъ живущаго, глубиною – Сына, сошедшаго даже до ада, широтою же – вмѣстѣ и долготою знаменуетъ Духа святаго, вездѣсущаго и вся исполняющаго, посему и, знаменуясь крестнымъ знаменіемъ, говоримъ: «во имя Отца, и Сына, и Св. Духа» (Свят. Дим. Рост.). Какъ четыре края креста среднимъ центромъ держатся и соединяются, такъ Божіею силою высота же и глубина, долгота же и широта содержатся. О, великая сила и премудрость Креста Христова, хранителя всея вселенныя! № 4335.

***

«Крестъ Твой, Господи, жизнь и воскресеніе людемъ Твоимъ есть»... Крестомъ Господнимъ получили мы новую жизнь, одушевленною потомъ Духомъ Святымъ. Крестомъ Господнимъ получили воскресеніе къ этой новой жизни, умирая для своихъ страстей и грѣховъ любовію Божіею. Древо жизни перваго рая обѣщало человѣку безсмертіе и вѣчную жизнь. Но потерявъ доступъ къ этому древу, мы получили обѣщанныя блага отъ древа Крестнаго. На крестѣ распяла за насъ Себя и предала лютой смерти безконечная любовь Божія. Таже любовь вновь въ насъ дѣйствуетъ, съ нашего согласія и доброй воли распиная насъ для земныхъ утѣхъ, и воскрешая для вѣчныхъ неземныхъ радостей. № 4400

***

Крестъ долженъ быть постояннымъ мѣстомъ отдохновенія и упокоенія нашего на пути жизненномъ. Какъ путнику отрадно сдѣлать привалъ подъ встрѣтившимся на пути тѣнистымъ деревомъ, такъ мы у Креста Господня должны дѣлать привалы своихъ утомленныхъ силъ, мыслей, дѣйствій. Благодатная сила обильно льется въ душу отъ лучей крестныхъ. Легче дышется, легче живется, легче страдается въ неизбѣжныхъ на землѣ испытаніяхъ. № 4698

***

«Крестъ Твой, Господи, освятися, въ немъ бо бываютъ исцѣленія болящимъ во грѣсѣхъ»... (Сред. 4 нед. Сѣдаленъ). Кусочекъ сахару, напитанный горькимъ лекарствомъ, утоляетъ болѣзни. Такъ Крестъ Господень какъ бы напитанъ Божественною святостію, и даетъ исцѣленія всѣмъ, въ комъ свирѣпствуетъ грѣховный ядъ. Болящіе грѣхами! Взирайте на Крестъ Господень: ѣшьте взоромъ страданія Господпи, и это исцѣлитъ и утолить вашу грѣховную жажду, какъ самое сильнодѣйствующее врачевство. № 4703

***

Господь вознесся на Крестъ, да освятитъ и окропитъ Своею кровію воздушныя области земли, погребается въ землю, да снидегь во адъ и изведетъ оттуда узниковъ, и да освятить нѣдра земли. Вознесся на небо, да возвратится къ источникамъ благодати, неистощимо изливая ихъ туда, гдѣ благоволилъ поднять столько трудовъ къ нашему спасенію. № 4731

 

Сост. Ред.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: