Замѣтка: Царскіе часы въ навечеріе праздника Богоявленія Господня.

Часы, называемые царскими, замѣчательны особеннымъ обиліемъ и полнотою предметовъ назиданія. Они называются царскими – какъ по царственному величію духа, въ нихъ движущагося, по торжественному тону и священной важности, въ которую они облечены, такъ и потому, что древніе греческіе императоры имѣли обычай, съ извѣстною торжественностію, выходить на это богослуженіе въ придворную церковь (Corp. hist. Bisant. 1. XIX, cap. 13). Отправленіе царскихъ часовъ начинается изнесеніемъ изъ алтаря, чрезъ царскіе врата, св. евангелія во храмъ, гдѣ оно являетъ взору предстоящихъ Самаго Господа Спасителя въ важнѣйшія минуты Его жизни – въ Виѳлеемѣ, на Іорданѣ и на Голгоѳѣ. Среди храма совершается и все богослуженіе, состоящее то въ чтеніи умилительныхъ псалмовъ и вдохновенныхъ рѣчей пророческихъ, то въ пѣніи необыкновенно-трогательныхъ церковныхъ пѣсней, то снова въ чтеніи глубокихъ апостольскихъ изъясненій и благовѣствованій св. евангелистовъ о празднуемыхъ событіяхъ. Въ навечерія Рождества Христова и Богоявленія богослуженіе часовъ оканчивается торжественнымъ многолѣтствіемъ. На царскихъ часахъ какъ бы всѣ пророки и сладкопѣвцы христіанской Церкви единодушно стеклись въ священный часъ, чтобы согласно воспѣть великія тайны воплощенія, Богоявленія и смерти божественнаго Искупителя. Перенося, такимъ образомъ, мысль вѣрующихъ въ важнѣйшимъ событіямъ земной жизни Спасителя и живописуя оныя въ полной и живой картинѣ предъ очами ихъ, царскіе часы наилучшимъ образомъ располагаютъ душу къ живѣйшему чувствованію благодѣяній Господа нашего Іисуса Христа и предъуготовляютъ ее къ празднованію, достойному христіанина и великихъ праздниковъ.

Общее содержаніе царскихъ часовъ таково: въ псалмахъ, которые читаются на нихъ, выраженъ духъ и значеніе воспоминаемыхъ событій. Въ пареміяхъ слышится глаголъ св. пророковъ, предсказывающихъ то или другое великое дѣло Божіе. Чтенія изъ евангелистовъ излагаютъ исторію празднуемаго событія, чтенія изъ посланій и Дѣяній апостольскихъ выражаютъ догматическую и нраственную мысль онаго. Пѣснь церковная, живая и торжественная болѣе, чѣмъ въ обыкновенныхъ службахъ, то славитъ Господа, призывая небо и землю къ хвалѣ Ему, то, какъ молитва, выражаетъ чувства смиреннаго благодаренія Создателю вселенной, то вводитъ лица событій дѣйствующими и трогательно бесѣдующими между собою. Царскіе часы отправляются въ навечерія Рождества Христова и Богоявленія, также въ Великій пятокъ. На этотъ разъ мы остановимъ вниманіе на царскихъ часахъ, отправляемыхъ въ навечеріе Богоявленія.

Праздникъ Богоявленія установленъ въ воспоминаніе крещенія Господа нашего Іисуса Христа, въ рѣкѣ Іорданѣ, отъ Іоанна Предтечи. Въ началѣ праздникъ соединенъ былъ съ праздникомъ Рождества Христова подъ общимъ именемъ Богоявленія; потому что какъ въ лицѣ Іисуса Христа явился Богъ человѣкамъ, такъ и при крещеніи Спасителя обнаружилось видимо міру недоступное таинство Св. Троицы. Но когда богохульныя ереси Арія и Македонія начали возставать противъ догмата о Св. Троицѣ[1], тогда, для большаго Ея прославленія, св. отцы раздѣлили оба праздника, чтобы воздать каждому достойную хвалу и, въ день крещенія Господа, примѣромъ Его удобнѣе привлечь къ св. купѣли тѣхъ, которые часто отлагали до послѣдняго часа жизни принятіе спасительнаго таинства[2]. Послѣ этого, празднику Богоявленія усвоены были всѣ богослужебныя особенности, какія принадлежали празднику Рождества Христова, т. е. предпразднество, продолжающееся нѣсколько дней, и навечеріе, отправляемое точно, также какъ навечеріе Рождества Христвоа – литургія, совершаемая вмѣстѣ съ вечернею, и царскіе часы, приспособленные къ событіямъ крещенія Христа Спасителя. Начало этимъ часамъ положено было, безъ сомнѣнія, при самомъ раздѣленіи праздниковъ. У св. Василія Великаго встрѣчаются бесѣды[3] о чтеніяхъ и пѣснопѣніяхъ, принаровленныхъ къ празднику Богоявленія. Настоящее же послѣдованіе царскихъ часовъ Богоявленія принадлежатъ Софронію, патріарху іерусалимскому, которымъ составлены и царскіе часы въ навечеріе Рождества Христова, какъ то показываютъ надписанія тропарей, входящихъ въ эти часы[4].

Часы въ навечеріе Богоявленія изображаютъ событіе крещенія Господа Іисуса Христа во Іорданѣ, во время котораго Іисусъ Христосъ, яснымъ гласомъ Бога Отца и Духа Святаго въ видѣ голубинѣ, засвидѣтельствованъ былъ истиннымъ Сыномъ Божіимъ, при чемъ видимо открылась и вся Св. Троица.

Содержаніе этихъ часовъ, въ частности, слѣдующее: послѣ псалмовъ на первомъ часѣ, въ которыхъ св. пророкъ-царь Давидъ то описываетъ блаженство избранныхъ Божіихъ подъ образомъ овецъ, пасомыхъ добрымъ пастыремъ (Псал. 22 – Господь пасетъ мя...), то выражаетъ неудержимое стремленіе благочестивой души въ селенія Божіи (Псал. 26 – Господь просвѣщеніе мое и спаситель мой, кого убоюся?...), – пѣсни церковныя представляютъ предъ очи наши Господа Спасителя, только что пришедшаго на Іорданъ для принятія крещенія, и живо изображаютъ бесѣду Христа со Предтечею, отрицавшимся крестить своего Владыку. «Ко гласу вопіющаго въ пустыни: уготовайте путь Господень, пришелъ еси, Господи, зракъ рабій пріемъ, крещенія прося, не вѣдый грѣха. Видѣша тя воды, и убояшася; трепетенъ бысть Предтеча и возопи глаголя: како просвѣтитъ свѣтйльникъ Свѣта? како руку положитъ рабъ на Владыку? Освяти мене и воды, Спасе, вземляй міра грѣхъ». Высоко-вдохновенно слѣдующее за тѣмъ, взятое изъ пророка Исаіи, описаніе той чудной перемѣны, которая должна была произойти съ пришествіемъ на землю Сына Божія, особенно чрезъ благодать крещенія. «Тако глаголетъ Господь: да возвеселится пустыня жаждущая, да возрадуется пустыня, и да процвѣтетъ, яко кринъ, и да прозябнетъ, и вся возвеселятся... И возрадуется пустыня Іорданова, и слава Ливанова дана бысть ей, и честь Карлилова; и людіе мои узрятъ славу Господню, и ушеса глухихъ услышатъ; тогда скочитъ хромый яко елень и ясенъ будетъ языкъ гугнивыхъ, яко проразися въ пустыни вода, и дебрь въ земли жаждущей».... (Ис. 35, 1. 2. 6. 8. 10). Служба перваго часа заключается благовѣствованіемъ св. евангелиста Матѳея о крещеніи покаянія, которымъ крестилъ св. Іоаннъ Предтеча во образъ крещенія Св. Духомъ во имя Іисуса Христа.

Третій часъ изображаетъ самое крещеніе Господа въ водахъ Іордана рукою св. Предтечи. «Гласъ Господень на водахъ, Богъ славы возгремѣ, Господь на водахъ многихъ», восклицаетъ царе-пророкъ Давидъ, какъ бы слыша уже тотъ гласъ Бога Отца: «Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немъ же благоволихъ», который раздался съ высоты небесъ, при крещеніи Спасителя (Псал. 28, 3). Въ другомъ псалмѣ св. Псалмопѣвецъ выражаетъ стремленіе души своей въ нерукотворенную скинію Божію и желаніе лицезрѣнія Божія въ ней. «Имъ же образомъ желаетъ елень на источницы водныя, сице желаетъ душа моя къ Тебѣ, Боже. Возжада душа моя къ Богу крѣпкому, живому: когда пріиду и явлюся лицу Божію?.. Изліяхъ на мя душу мою, яко пройду въ мѣсто селенія дивна, даже до дому Божія, во гласѣ радованія и исповѣданія, шума празднующаго» (Псал. 41, 1-5). Св. Церковь, то въ видѣ пѣснопѣнія, славитъ единаго по существу Бога, въ троичности лицъ явившагося на Іорданѣ, то молитвенно взываетъ къ Господу – вселить въ души наши Св. Духа, который, въ видѣ голубя, сошелъ на Него при крещеніи. Крещеніе Іисуса Христа было началомъ и основаніемъ новозавѣтнаго таинства крещенія, въ которомъ мы омываемся отъ грѣховъ и отраждаемся въ чадъ Церкви Божіей. О внутренней силѣ сего таинственнаго крещенія, все изглаждающей, пророчествуетъ далѣе Исаія. Такъ говоритъ устами его Господь: «аще будутъ грѣси ваши, яко багряное, яко снѣгъ убѣлю: аще же будутъ яко червленое, яко волну убѣлю» (Ис. 1,18). Чтеніе изъ апостольскихъ Дѣяній представляетъ опытное оправданіе сего пророчества на коринѳскихъ христіанахъ, которые, послѣ того, какъ св. апостолъ Павелъ совершилъ надъ ними крещеніе во имя Іисуса Христа и возложилъ на нихъ руки, пріяли Духа Святаго и глаголаху языки и пророчествоваху (Дѣян. 19, 6). А въ евангеліи отъ Марка благо- вѣствуются обстоятельства крещенія Господня.

Вслѣдъ за крещеніемъ, Господь изведенъ былъ Духомъ въ пустыню на искушеніе отъ діавола, которое кончилось побѣдою Іисуса Христа надъ древнимъ врагомъ: это предметъ службы шестаго часа. Въ псалмахъ сего часа слышится молитвенный вопль души, тяжко скорбящей по причинѣ гоненія отъ враговъ сильныхъ и лютыхъ. «Вскую, Господи , отринулъ еси до конца, разгнѣвася ярость твоя на овцы пажити твоея? Помяни сонмъ Твой, его же стяжалъ еси исперва... Доколѣ, Боже, поноситъ врагъ, раздражитъ противный имя Твое до конца? Не предаждь звѣремъ душу, исповѣдающуюся Тебѣ, душъ убогихъ Твоихъ не забуди до конца» (Псал. 73, 1. 2. 10. 13). «Еда вовѣки отринетъ Господь и не приложитъ благоволити паки? Еда забудетъ ущедрити Богъ» (Псал. 76, 8. 10). Какъ бы въ отвѣтъ на этотъ молитвенный гласъ души, страждущей и вопіющей къ Богу о помощи, слишится гласъ Спасителя въ словахъ пѣсни церковной: «Пророче», говоритъ Господь обращаясь къ Предтечѣ, «гряди крестити Мене, тебе создавшаго и просвѣщающаго благодатію и очищающаго всѣхъ. Прикоснися божественному Моему верху, и не усумнися... Ибо таящагося въ водахъ борителя, князя тмы, тщуся погубити, избавляя міръ отъ его сѣтей нынѣ, и подая, яко Человѣколюбецъ, животъ вѣчный». За тѣмъ устами пророка Исаіи Господь приглашаетъ всѣхъ «почерпать воду съ веселіемъ отъ источниковъ спасенія», между которыми первый источникъ – купель св. крещенія, въ которой мы омываемся отъ грѣховъ и вступаемъ въ царство Божіе. Далѣе св. апостолъ объясняетъ, что креститься во имя Іисуса Христа значитъ умереть грѣху и ожить Богу: «елицы во Христа Іисуса крестихомся, въ смерть Его крестихомся, да якоже Христосъ воста отъ мертвыхъ славою Отчею: тако и мы во обновленіи жизни ходити начнемъ» (Римл. 6, 3-8). Евангелистъ Маркъ заключаетъ службу повѣствованіемъ объ изведеніи Искупителя Духомъ въ пустыню и Его искушеніи тамъ отъ діавола.

Псалмы послѣдняго – девятаго часа то славятъ Господа Творца и Искупителя (Псал. 92 – Господь воцарися, въ лѣпоту облечеся...), то воспѣваютъ чудныя дѣла Его, совершенныя Имъ при изведеніи сыновъ израилевыхъ изъ Египта въ землю обѣтованную (Псал. 113 – Во исходѣ израилевѣ изъ Египта...), такъ какъ оно прообразовало духовное изведеніе человѣка изъ царства тьмы въ царство свѣта, открыто начатое Господомъ Снасителемъ чрезъ крещеніе. Сего-то Господа славы поетъ св. Церковь, егда къ себѣ грядуща узрѣ Предтеча, вопіяше: «Сей избавляяй міра пріиде отъ истлѣнія; Сей избавляетъ насъ отъ скорби; Сей согрѣшеній оставленіе даруетъ яко Богъ на землѣ, отъ Дѣвы чистыя, милости ради, и вмѣсто рабовъ сыны Божія содѣловаетъ, вмѣсто же тьмы просвѣщаетъ человѣчество водою божественнаго крещенія Его». Въ другой пѣсни св. Церковь обращаетъ насъ съ молитвою къ Крестителю Господню, да выну воздѣваетъ о насъ руцѣ свои, коснувшіяся пречистому верху Владычню, и къ Св. Духу возводитъ очи, видѣвшія Его сходящимъ надъ Сына Божія. Пророкъ Исаія еще разъ обращаетъ взоръ нашъ къ тому благодатному времени, когда люди «ни взалчутъ, ниже вжаждутъ, ниже поразитъ ихъ зной, ниже солнце» (Ис. 49, 10), И св. апостолъ еще разъ внушаетъ намъ, что наше «спасеніе не отъ дѣлъ праведныхъ, ихъ же сотворихомъ мы, но по своей Его милости спасе насъ банею пакибытія и обновленіемъ Духа Святаго, Его же излія на насъ обильно Іисусъ Христомъ Спасителемъ нашимъ» (Тит. 3, 5. 6). А св. евангелистъ Матѳей вторично повѣствуетъ объ источникѣ сихъ благъ – крещеніи Господнемъ.

Таково содержаніе царскихъ часовъ въ навечеріе Богоявленія Господня! Къ сожалѣнію, это, столь торжественноназидательное, богослуженіе посѣщается нами рѣдко. Суеты и хлопоты о вещественномъ приготовленіи къ наступающему празднику мѣшаютъ намъ приходить рано во св. храмъ, и только желаніе получить освященную воду привлекаетъ еще многихъ къ концу богослуженія.

 

А. В-й.

«Руководство для сельскихъ пастырей».. 1869. Т. 1. № 1. C. 21-28.

 

[1] Св. Григорій Богословъ. Слово 33; Св. Аѳанасій Великій. Противъ аріанъ. Кн. III; Св. Амвросій. Serm. 21; Блаж. Августинъ. Serm. 38 de tempore.

[2] Св. Амвросій. Serm. 22

[3] Бесѣда 13 о крещеніи. т. 1, стр. 409.

[4] Изъ Псалмовъ для богоявленскихъ часовъ избраны составителемъ ихъ 22, 26, 28, 41, 73, 92 и 113. Изъ пророковъ взяты мѣста: Ис. 35, 1-10; 1, 16-20; 12, 3-6; 49, 8-15. Изъ апост. Дѣян. 13, 25-32; 19, 1-8; Римл. 6, 3-11; Тит. 2,11-15; 3, 4-7. Изъ Евангелій: Мѳ. 3, 1-11; Марк. 1, 1-8; Мѳ. 1, 9-15; 3, 13-17.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: