Акаѳистъ Богородицы.

Осада Константинополя, фреска Смоленского собора Новодевичьего монастыря (1526-1530 гг.)

 

Въ субботу пятой седмицы Церковь совершаетъ молебное послѣдованіе акаѳиста или похвалы Одигитріи Пресвятой Богородицы, начиная сказаніе на этотъ день стихами:

Пѣснми неусыпными благодарственно,

Градъ въ бранехъ бодрую поетъ предстательницу.

По сказанію древняго преданія[1], по вознесеніи Господа св. Евангелистъ Лука, знавшій иконописаніе, начерталъ образъ Божіей Матери и показалъ Ей. Узрѣвши изображеніе свое, она воспомянула прежнее свое прореченіе: «отнынѣ ублажатъ мя вси роди», и сказала: «благодать моя съ сею иконою да будетъ». Св. Лука послалъ икону въ Антіохію къ державному Ѳеофилу (Лук. I, 3), которому написалъ и послалъ онъ свое Евангеліе и книгу Дѣяній Апостольскихъ. Изъ Антіохіи, гдѣ вѣрующіе съ великимъ благоговѣніемъ почитали благодатную икону, по прошествіи многихъ лѣтъ, она перенесена была въ Іерусалимъ; – потомъ Евдокіею, супругою греческаго императора Ѳеодосія II (408-450), которая путешествовала на поклоненіе св. мѣстамъ, изъ Іерусалима, прислана въ Константинополь, сестрѣ супруга ея – св. Пульхеріи, въ знаменіе мира и любви[2]. Въ Константинополѣ образъ Владычицы, съ благоговѣніемъ и радостію принятый Пульхеріею, поставленъ былъ ею во Влахернской церкви, гдѣ хранилась и честная риза Пресвятой Богородицы[3], и сдѣлался извѣстенъ подъ именемъ Влахернскаго[4]. Благочестивая Пульхерія учредила во Влахернскомъ храмѣ еженедѣльное моленіе къ Богородицѣ во вторникъ[5]

Отъ св. образа Богоматери, написаннаго Евангелистомъ Лукою и пребывавшаго въ константинопольскомъ храмѣ, совершились многія благодатныя знаменія. Явясь однажды двумъ слѣпцамъ, Богоматерь привела ихъ въ Влахернскую церковь, къ образу своему, и подала имъ совершенное прозрѣніе. По этому благодатному знаменію сей чудотворный образъ стали именовать Одигитріа, т. е. путеводительница, заступница и помощница, Это названіе чудотворнаго образа Богоматери сохранилось потомъ навсегда и утвердилось троекратнымъ избавленіемъ Константинополя отъ сильныхъ враговъ, которое Церковь достойно приписываетъ невидимому заступленію Одигитріи[6].

Первое было при императорѣ Иракліѣ въ 626 году отъ Персовъ и Аваровъ или Скиѳовъ[7]. Полководецъ Хозроя, Сарваръ, покоривъ Сирію, Палестину и Египетъ, безпрепятственно со многочисленнымъ воинствомъ достигъ до Хризополя (нынѣшняго Скутари), всюду разрушая храмы христіанскіе, и принуждая Христіанъ покланяться солнцу. Ираклій, чтобы отвлечь войско персидское отъ своей столицы, вторгнулся, сверхъ чаянія Персовъ, въ страну ихъ. Унавъ о походѣ царя, Ханъ аварскій рѣшился воспользоваться его удаленіемъ изъ своего отечества, вѣроломно нарушилъ миръ и съ морскими и сухопутными силами устремился въ предѣлы имперіи. Греки пришли въ уныніе. Ибо враги обложили Царьградъ съ моря и суши, и Константинополь былъ почти беззащитенъ. Патріархъ Сергій, утѣшалъ жителей столицы, внушая все упованіе возложить на Бога и пречистую Его Матерь. «Бодрствуйте чада, говорилъ онъ, возложимъ на единаго Бога – надежду спасенія нашего, и отъ всей душа простремъ къ Нему свои руки и взоры; Онъ разсѣетъ бѣдствія, насъ окружающія, и разрушитъ всѣ замыслы враговъ нашихъ». Патріархъ со священными иконами Богоматери, при стеченіи многочисленнаго народа, совершилъ по стѣнамъ города крестный ходъ, укрѣпляя защитниковъ града. Персы и Авары отъ востока и запада подступали, чтобы сжечь окрестности столицы: патріархъ, взявъ нерукотворенный образъ Господа и Спаса нашего Іисуса Христа, икону Одигитріи, драгоцѣнную ризу Пресвятой Дѣвы Маріи, и животворящее древо Креста, вторично совершилъ крестный ходъ по стѣнамъ города, молясь со слезами: «воскресни Господи! и расточатся врази Твои; и исчезнутъ какъ дымъ; и растаютъ какъ воскъ отъ лица огня». Достигнувъ крестнымъ ходомъ водъ залива, патріархъ погрузилъ честную ризу Богоматери въ тихія воды залива. Море дѣйствіемъ благодатнаго промысла взволновалось и потопило корабли враговъ; бывшіе же на сушѣ непріятели побиты мечами и прогнаны. Такимъ образомъ Богъ, по милосердію своему, заступленіемъ Богоматери, даровалъ Грекамъ побѣду надъ непріятелями, отъ которыхъ не только возвращены были завоеванныя ими греческія провинціи, но и навсегда сокрушена сила ихъ. Народъ, утѣшенный скорою помощію Пресвятой Богородицы, цѣлую ночь стоя приносилъ небесной Заступницѣ пѣсни хвалы и благодарности; и память чудеснаго избавленія Церковь навсегда сохранила для потомства особымъ празднованіемъ, съ которымъ впослѣдствіи соединила воспоминаніе о двукратномъ еще избавленіи Константинополя отъ враговъ, помощію Одигитріи[8].

Спустя 36 лѣтъ послѣ перваго избавленія, Константинополь вторично спасенъ былъ заступленіемъ Одигитріи, при Константинѣ Погонатѣ (668-685) отъ Сарацынъ, которые семь лѣтъ осаждали Византію. Большая часть кораблей и 30,000 непріятелей, по молитвамъ Церкви и предстательству Пресвятой Богородицы, погибли предъ стѣнами города отъ греческаго огня и кораблекрушенія.

Наконецъ въ третій разъ Константинополь сохраненъ былъ заступленіемъ Одигитріи, при Львѣ Исаврѣ (716-741) отъ Сарацынъ. Въ царствованіе Льва Иваврянина Сирацыны окружили Константинополь, на 1800 судахъ, въ надеждѣ расхитить его. Жители города, взявъ всечестное древо Креста Господа и Спасителя и св. икону Одигитріи, совершили по стѣнамъ города крестный ходъ, со слезами умилостивляя Господа. Флотъ Сарацыновъ почти весь погибъ отъ чрезвычайной бури въ егейскомъ морѣ, и едва десять кораблей остались цѣлы; трупы враговъ грудами покрывали острова, берега и входы къ пристанямъ[9].

Примѣч. Хотя Сѵнаксарь на субботу пятой седмицы четыредесятницы упоминаетъ объ избавленіи Константинополя по предстательству Богоматери — только троекратномъ: но исторія свидѣтельствуетъ и о четвертомъ[10].

Аскольдъ и Диръ, вооруживъ 200 судовъ, открыли себѣ путь въ 866 году въ Черное море, опустошили огнемъ и мечемъ берега, и осадили Константинополь съ моря. Императоръ Михаилъ III, царствовавшій тогда въ Константинополѣ, былъ въ отсутствіи, воюя на берегахъ Черной рѣки съ Агарянами. Узнавъ отъ епарха или намѣстиика цареградскаго о новомъ непріятелѣ, спѣшилъ онъ въ столицу; съ великою опасностію пробрался сквозь суда, и не смѣя отразить ихъ силою, ожидалъ спасенія отъ Божіей помощи, которую Господь и подалъ. По сказанію византійскихъ лѣтописцевъ, народъ обратился съ мольбами къ Богоматери въ славномъ храмѣ ея Влахернскомъ. Патріархъ Фотій съ торжествомъ вынесъ ризу Богоматери на берегъ и погрузилъ въ море, тихое и спокойное. Вдругъ поднялась буря; разсѣяла и истребила флотъ непріятельскій, и только слабые остатки его возвратились въ Кіевъ.

Несторъ согласпо съ византійскими историками описываетъсей случай. Язычники россійскіе, устрашенные небеснымъ гнѣвомъ, немедленно отправили пословъ въ Константинополь, и требовали св. Крещенія. Грамота патріарха Фотія, писанная въ всходѣ 866 года къ Восточнымъ епископамъ, служитъ достовѣрнымъ подтвержденіемъ сего извѣстія. «Россы, говоритъ онъ, извѣстные жестокостію, побѣдители народовъ сосѣдственныхъ, и въ гордости своей дерзнувшіе воевать съ имперіею римскою, уже оставили суевѣріе, исповѣдуютъ Христа и суть друзья наши, бывъ еще недавно злѣйшими врагами. Они уже приняли отъ насъ епископа и священника, имѣя живое усердіе къ Богослуженію Христіанскому».

Дивную помощь Одигитріи, благодатно поданиую вѣрующимъ, Церковь воспоминаетъ и прославляетъ въ субботу пятой недѣли Великаго поста, потому что первое избавленіе Константинополя помощію Одигитріи было около этого времени. Притомъ Матерь Божія есть споспѣшница и покаянію. Ея содѣйствіемъ Православные побѣждаютъ враговъ видимыхъ и невидимыхъ. Ея помощію Греки многократно побѣждали невѣрующихъ, а Марія египетская, воспоминаемая въ четвертокъ пятой седмицы четыредесятницы и въ слѣдующій воскресный день, побѣдила грѣхъ свой.

Богослуженіе, совершаемое въ субботу пятой седмицы четыредесятпицы въ честь Богородицы, называется похвалою и стояніемъ, потому что хвалебныя пѣсни Богородицѣ первоначально принесены были вѣрующими стоя, въ продолженіе ночи. Отчего хвалебное пѣніе въ честь Одигитріи, доселѣ совершаемое Церковію, называется Акаѳистомъ или стояніемъ. «Не сѣдальный же (акаѳистъ) речеся, зане просто стояще тогда вси людіе, Матери Слова пѣснь воспѣша»[11].

Акаѳистъ есть похвала (панегирикъ) Богоматери, составленный изъ 24 пѣсней, – 12 кондаковъ и 12 икосовъ, расположенныхъ сообразно 24 буквамъ греческой азбуки. Составленіе Акаѳиста приписываютъ нѣкоторые Георгію писидійскому, діакону великой константинопольской Церкви, въ половинѣ VII вѣка. Каждая пѣснь, начинаясь соотвѣтствующею ей по счету буквою алфавита, – кондакъ оканчивается псаломскимъ: аллилуія, а икосъ – архангельскимъ привѣтствіемъ Богоматери: радуйся. Акаѳистъ оканчивается краткою молитвою къ Пресвятой Дѣвѣ о томъ, чтобы она всегда спасала Христіанъ отъ бѣдствій и напастей. Въ такомъ видѣ Акаѳистъ произносится во всѣ другіе дни года, въ началѣ или по окончаніи другихъ церковныхъ службъ; но въ субботу Акаѳиста онъ входитъ въ самый составъ Богослуженія и поется на утрени, и притомъ не весь вдругъ, но раздѣльно – въ промежуткѣ другихъ пѣсней и чтеніи ея, – въ 4 разные выхода. Каждое отдѣленіе начинаетея и оканчивается пѣніемъ кондака: «взбранвой воеводѣ»[12] и проч. Обычай пѣть Акаѳистъ утвердился послѣ двухъ новыхъ опытовъ избавленія Константинополя заступленіемъ Богоматери.

Сначала праздникъ Акаѳиста совершался только въ Константинополѣ, и именно въ томъ самомъ Влахернскомъ храмѣ, въ которомъ хранились чудодѣйственное изображеніе Божіей Матери ь священные остатки земной ея жизни: риза и поясъ ея, и гдѣ народъ, въ ночь приступа къ городу Аваровъ и Персовъ, совершалъ всенощное бдѣніе Богоматери; но въ IX вѣкѣ праздникъ сей внесенъ въ тѵпикъ монастырей св. Саввы и Студійскаго и потомъ въ тріодь[13], и съ того времени сдѣлался всеобщимъ во всей Православной Церкви[14].

Въ воскресный день пятой седмицы Великаго поста, неослабно побуждая вѣрующихъ къ истинному покаянію, коимъ достигается царствіе Божіе, Церковь притчею о богатомъ и Лазарѣ, изъясняемою въ пѣснопѣніяхъ, поучаетъ, что царство Божіе есть не пища и питіе, но правда и воздержаніе со святостію. Посему войдутъ въ него тѣ, кои отъ сокровищъ своихъ влагаютъ въ руки нищихъ. Вмѣстѣ съ симъ назиданіемъ для ободренія духовно труждающихся, Церковь совершаетъ послѣдованіе св. преподобныя Маріи египетской[15], показуя въ ней образецъ истиннаго покаянія, и сколь велики и неизреченны человѣколюбіе и милость Божія къ искренно хотящимъ обратиться отъ прегрѣшеній своихъ[16].

Къ утѣшенію и ободренію постящихся, Православная Церковь и въ пятую недѣлю четыредесятницы на Литургіи чтеніемъ Апостольскимъ, Церковь внушаетъ о спасительномъ дѣйствіи крестной жертвы за насъ Сына Божія. Христосъ же пришедъ архіерей, грядущихъ блахъ ни кровію ниже тельчею, но своею кровію вниде единою во святая, вѣчное искупленіе обрѣтый (Евр. IX, 11-14), А чтеніемъ Евангелія преднапоминаетъ постящимся о приближающейся радости воскресенія Христова, пророчественными словами Іисуса Христа, читаемыми въ литургійномъ Евангеліи недѣли: се восходимъ во Іерусалимъ, и Сынъ человѣческій преданъ будетъ архіереомъ и книжникомъ: и поругаются ему и уязвятъ его, и оплюютъ его, и убіютъ его, и въ третій день воскреснетъ (Map. X, 35-46).

 

Протоіерей Г. С. Дебольскій. Дни богослуженія Православной Каѳолической Восточной Церкви. Кн. 2. Изд. 5-е. Спб. 1858. С. 79-83.

 

[1] Theodor, lector, lib. 1. Четь-мин. 26 іюня. Стихиры литіи 26 августа въ службѣ Богоматери Владимірской иконы.

[2] Socrat. lib. VII, cap. 46.

[3] Theodor, lector, lib. 1. Четь-мин. сент. 10. Церк. Истор. Нпкифор. кн. XIV, гл. 2.

[4] О Влахернѣ см. выше кн. I, стр. 83 и 103.

[5] Ѳеодор. чтец. кн. I, § 1.

[6] Сѵнаксарь въ субботу пятой недѣли великаго поста. 26 іюня Четь-мин. Исторія Карамзина, томъ 1, прим. 284.

[7] Тамъ же.

[8] Сѵнаксарь въ субботу пятой недѣли Великаго поста. Четь-мин. 26 іюня.

[9] Сѵнаксарь въ субботу пятой седмицы четыредесятницы. Acctores incerti у Комбефизія, т. 2, стр 805.

[10] Исторія Карамзина, томъ 1, прим. 284, и другія сказанія.

[11] Сѵнаксарь на акаѳистъ.

[12]  Въ переводѣ на русскій языкъ, выполненномъ святителемъ Филаретомъ (Дроздовымъ), митрополитомъ Московскимъ, этотъ кондакъ звучитъ слѣдующимъ образомъ: «Бранноподвизающейся за насъ военачальницѣ дары побѣдные, и, какъ избавленные отъ бѣдъ, – дары благодарственные приносимъ Тебѣ, Богородице, мы рабы Твои; но Ты, какъ имѣющая державу непреоборимую, освободи насъ отъ всякихъ опасностей, да взываемъ Тебѣ: радуйся Невѣста неневѣстная» («Прибавленія къ Твореніямъ св. отцовъ». 1855. Ч. 14. Кн. 2. С. 141.). У многихъ составителей русскихъ акафистовъ, писанныхъ по образцу Акафиста Пресвятой Богородице, слово «Взбранная» оказалось понятымъ какъ архаическая форма для «Избранная», отсюда многiе позднiе акафисты начинаются со слова «Избранный». На самомъ же дѣлѣ, славянское «взбранный» происходитъ не отъ «брать» («избирать»), а отъ «брань» – битва, сраженiе. Слово «взбранный» по греч. υπερμαχος (от μάχη – битва, υπερμαχεω – бороться в защиту кого-либо) означаетъ поборствующій. «Взбранная Воевода» – это «сражавшаяся за насъ, въ нашу защиту». Употребленіе выраженія «Взбранная Воевода» въ отношеніи Пресвятой Богородицы связано исключительно съ извѣстной въ исторіи Ея чудесной помощью въ защитѣ Константинополя. Примѣнять же его буквально къ каждому святому и даже къ Самому Господу, какъ это часто дѣлается въ акафистахъ не всегда умѣстно. – ред.

[13] Слѣдуетъ обратить вниманiе на заключительный Богородиченъ тропарь Великаго покаяннаго канона свт. Андрея Критскаго: «Градъ Твой сохраняй, Богородительнице Пречистая, въ Тебѣ бо сей вѣрно царствуяй, въ Тебѣ и утверждается, и Тобою побѣждаяй побѣждаетъ всякое искушеніе, и плѣняетъ ратники, и проходитъ послушаніе», который въ русскомъ переводѣ звучить такъ: «Пречистая Богородительница! Охраняй Свой градъ. Подъ Твоею защитою онъ царствуетъ съ вѣрою и отъ Тебя получаетъ крѣпость, и при Твоемъ содѣйствіи неотразимо побѣждаетъ всякое бѣдствіе, беретъ въ плѣнъ враговъ и держитъ ихъ въ подчиненіи» (Канонъ великій. Твореніе святаго Андрея Критскаго Іерусалимскаго, чтомый въ первую недѣлю поста. Славянскій тексъ съ русскимъ переводомъ. Составилъ и перевелъ Н. Кедровъ. Изд. 2-е. М. 1915. С. 143.). Подробнѣе о смыслѣ этого Богородична см. протоіерей Кл. Ѳоменко. Какъ понимать заключительный Богородичный тропарь Великаго (покаяннаго) канона (Историческій экскурсъ). // «Кіевскія Епархіальныя Вѣдомости». 1908. № 12. Ч. Неофф. С. 287-291. – ред.

[14] Воскресное чтеніе. г. I, № 19.

[15] См. въ Церковномъ уставѣ надпись въ пятую недѣлю великаго поста.

[16] Сѵнаксарь въ четвертокъ пятой седмицы четыредесятницы.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: