Протоіерей Николай Воронцовъ – Св. Григорій Палама, Архіепископъ Ѳессалоникійскій (Поученіе въ недѣлю вторую св. Четыредесятницы).

«Радуйся, проповѣдниче благодати»

(Кондакъ св. Григорію Паламѣ).

Такъ восклицаетъ св. Церковь въ одномъ изъ утреннихъ пѣснопѣній настоящаго втораго недѣльнаго дня св. Четыредесятницы. Въ теченіи всего великаго поста эта любвеобильная Матерь всѣхъ христіанъ съ мудрою заботливостію стремится къ одной высокой цѣли: она желаетъ постомъ, покаяніемъ и молитвою духовно очистить и освятить чадъ своихъ и приготовить ихъ къ достойной и надлежащей встрѣчѣ свѣтлаго праздника Воскресенія Христова. Съ этою цѣлію св. Церковь во всѣхъ великопостныхъ пѣснопѣніяхъ церковныхъ постоянно призываетъ христіанъ къ посту, покаянію и молитвѣ, восхваляя и одобряя эти подвиги, какъ единственныя дѣйствительныя средства для достиженія духовнаго просвѣщенія и очищенія. Въ то-же время и сь тою же цѣлію она посвящаетъ нѣкоторые дни св. Четыредесятницы особому воспоминанію различныхъ событій изъ жизни Церкви и прославленію св. угодниковъ Божіихъ, своею подвижническою жизнію угодившихъ Господу и чрезъ то удостоившихся Царствія Небеснаго. И настоящій воскресный день посвященъ Церковію молитвенному воспоминанію и прославленію одного изъ великихъ святителей восточныхъ, св. Григорія Паламы, Архіепископа и Чудотворца Ѳессалоникійскаго. Почему Церковь посвятила вторую недѣлю св. Чѳтыредесятницы сему святителю, это мы поймемъ, слушатели, если хотя вкратцѣ разсмотримъ его блаженную жизнь и подвиги. Увидимъ мы тогда глубокое основаніе празднованія памяти св. Григорія Паламы въ настоящій день — въ томъ, что этотъ святитель, являясь защитникомъ православнаго ученія о возможности просвѣщенія человѣка благодатію Божіей, — вмѣстѣ съ тѣмъ представляетъ намъ и совершеннѣйшій образецъ того, до какой высокой степени нравственнаго совершенства и духовнаго озаренія благодатію Господней можетъ дойти человѣкъ, упражняясь въ подвигахъ благочестія.

Св. Григорій Палама, «Божественнаго и невечерняго Свѣта сынъ, истинный, воистинну Божій человѣкъ и чудный Божественныхъ слуга и служитель», какъ его прославляетъ св. Церковь (синаксарь), — жилъ и подвизался за 500 слишкомъ лѣтъ до нашего времени. Родился онъ въ престольномъ царствующемъ градѣ Византійской Имперіи — Копстантинонолѣ, отъ знятныхъ и вмѣстѣ съ тѣмъ благочестивыхъ родителей. Еще въ ранномъ дѣтствѣ онъ лишился отца; но мать его, истинно благочестивая женщина, дала ему и другимъ своимъ дѣтямъ надлежащее христіанское воспитаніе; обучая сына своего свѣтской мудрости, она вмѣстѣ съ тѣмъ научила его Закону Божію, старалась развить и развила въ немъ истинно-христіанскія качества: любовь къ Богу и ближнимъ и ревность о подвигахъ святой, Богоугодной жизни. Благодаря такому благочестивому воспитанію, св. Григорій рано созналъ суетность всей мірской жизни, тлѣнность ея славы, благъ, почестей и удовольствій и восхотѣлъ принять на себя обѣтъ иночества, чтобы тѣмъ болѣе имѣть возможность, не обременяясь мірскими заботами, служить Богу, предаваться подвигамъ благочестія и достигать нравственнаго усовершенствованія. И вотъ двадцатилѣтній юноша, — простившись съ матерью, братьями и сестрами, которые всѣ также, благодаря его примѣру и увѣщаніямъ, рѣшились постричься въ монашество, — оставляетъ домъ свой, а вмѣстѣ съ нимъ и богатство, и всѣ тѣ блага и почести, которыя принадлежали ему по его знатному происхожденію, и идетъ на св. гору Аѳонскую, чтобы тамъ, въ иноческой обители, найти успокоеніе отъ всѣхъ житейскихъ бурь и треволненій. Проживъ нѣкоторое время въ одной лаврѣ подъ руководствомъ и духовнымъ наставленіемъ святаго старца Никодима, онъ много получилъ отъ него полезныхъ и душеспасительныхъ наставленій, еще болѣе укрѣпившихъ его на избранномъ имъ пути, — и послѣ блаженной кончины своего наставника, получивъ тайное откровеніе отъ Господа, удалился въ пустыню, дабы тамъ безпрепятственнѣе предаваться подвигамъ благочестивой жизни. И вотъ здѣсь, среди безмолвія пустыннаго, началась и не малое время продолжалась преисполненная великихъ трудовъ дивная жизнь высокаго подвижника! Всѣмъ сердцемъ своимъ любя Господа, всѣмъ существомъ своимъ стремясь достигнуть возможнаго для человѣка общенія съ Богомъ и просвѣщенія и озаренія благодатію Божественной, св. Григорій все время свое проводилъ въ благоговѣйныхъ размышленіяхъ, въ строгомъ постѣ и воздержаніи, какъ духовномъ, такъ и тѣлесномъ, и въ горячей искренней молитвѣ. Много, конечно, было испытаній для великаго подвижника Христова: діаволъ не оставилъ его въ покоѣ и подвергалъ ого различнымъ искушеніямъ; но святой инокъ, «изъ начала даже до конца на страсти и демоны страдалчески подвизався» (синаксарь), — силою своей многомощной праведиической молитвы (Іак. V, 16), побѣдилъ, Богу содѣйствующу, «вся демонскія браня» и «различная и частая искушенія» (синаксарь). А молитва его была такъ усердна, что продолжалась цѣлыя ночи, и такъ пламенно-горяча и полна сердечнаго сокрушенія, что глаза его всегда были красны отъ слезъ. И такими молитвенными подвигами св. Григорій достигъ того, чго умертвилъ въ себѣ земныя плотскія чувственныя вожделѣнія и сдѣлалъ свою душу способною къ озаренію благодатіею Божіей. Господу угодна была такая святая жизнь отъ юности возлюбившаго истинную мудрость подвижника (канонъ, пѣснь 1-я, тропарь 1-й), и онъ благоволилъ воздать ему за нее еще здѣсь на землѣ тѣмъ, къ чему св. инокъ всѣми силами души своей стремился. Св. Григорій былъ озаренъ Божественною благодатію и удостоился частыхъ Божественныхъ видѣній и откровеній. Сподобилъ его Господь и дара исцѣленія душевныхъ и тѣлесныхъ недуговъ, и прозрѣпія будущаго, и другихъ благодатныхъ даровъ св. Духа. Слава о его святой жизни распространилась далеко, и онъ былъ возведенъ въ санъ пресвитера, при чемъ своимъ глубоко-благоговѣйнымъ совершеніемъ священнодѣйствій церковныхъ онъ приводилъ всѣхъ присутствовавшихъ въ храмъ въ сердечное умиленіе и слезы. Но Господу угодно было еще болѣе возвеличить и прославить своего праведника и явить его твердымъ и непоколебимымъ защитникомъ истинной православной вѣры. Въ то время наступила для Восточной Церкви одна изъ тѣхъ смутныхъ эпохъ, какія неоднократно нарушали ея миръ и спокойствіе и производили въ ней различные раздоры и волненія. Явились два инока: Варлаамъ и Акиндинъ, которые стали опровергать православное ученіе объ озареніи души человѣческой свѣтомъ Божественной благодати и отрицать всякую возможность достигнуть этого озаренія и просвѣщенія, подвигами поста, покаянія и молитвы. Св. Григорій, какъ подвижникъ Аѳонской горы, иноки которой были ревностными защитниками православнаго ученія о Божественномъ свѣтѣ, озаряющемъ человѣка, и иногда сподобляясь чрезъ подвиги аскетической жизни лицезрѣнія этого Божественнаго свѣта, — не могъ, конечно, оставаться спокойнымъ, видя и слыша такія лжеученія Варлаама и Акиндина. Какъ самъ, чрезъ подвижническую жизнь удостоившійся неоднократныхъ Божественныхъ видѣній и откровеній, какъ «благочестія поборникъ и предстатель свѣтлый», — св. Палама выступилъ ревностнымъ защитникомъ этого православнаго ученія о Божественномъ свѣтѣ. И вотъ, въ царствованіе императора Андроника III Палеолога, въ 1341 г. былъ собранъ для утвержденія истины въ Константинополѣ соборъ, на которомъ св. Григорій своими «огнодохновенными» (стихира на Господи воззвахъ) словами такъ изобличилъ лжеученіе Варлаама, что тотъ принужденъ былъ оставить свои еретическія мысли и удалиться изъ Византіи въ Италію. Затѣмъ чрезъ 10 лѣтъ на другомъ соборѣ св. Григорій также побѣдоносно изобличилъ и Акиндина, утвердивъ православное ученіе о Божественномъ свѣтѣ. Почитая его столь великую ревность о Господѣ, священней соборъ и императоръ Іоаннъ-Кантакузенъ своими неотступными просьбами убѣдили его принять епископскій санъ и взять въ свое управленіе церковь Ѳессалоникійскую. И жилъ святитель, и въ мирѣ правилъ Солунскими христіанами около 13 лѣтъ. Пасъ онъ свое духовное словесное стадо «апостольски и богоугодно, и нравными словесы украсилъ, и ко оградѣ небесной управилъ» (Синаксарь). Скончался великій святитель на 63 году своей праведной жизни и вскорѣ послѣ своей блаженной кончины былъ причтенъ Церковію къ лику святыхъ.

Такова была святая жизнь и подвиги св. Григорія Паламы, Архіепископа и Чудотворца Ѳессалоникійскаго. Вкратцѣ разсмотрѣвъ ихъ, мы понимаемъ теперь, братіе, почему св. Церковь творитъ память его въ настоящую недѣлю. Во всю св. Четыредесятницу Церковь молится о духовномъ очищеніи христіанъ; вторую же седмицу она въ особенности посвящаетъ молитвѣ объ озареніи и просвѣщеніи ихъ всесильною благодатію Божіей, при помощи которой только и можетъ человѣкъ освободиться изъ глубины грѣховной, проводить богоугодную жизнь и достигнуть душевнаго спасенія. Своимъ же членамъ Церковь указываетъ и сродства для достиженія этого благодатнаго просвѣщенія, — средства, употребленіе которыхъ въ высшей степени приличествуетъ днямъ Четыредесятницы: постъ, покаяніе и молитву. Напоминаетъ Церковь христіанамъ въ эту седмицу, что нужно уврачевать свои недуги и оставить ту порочную, грѣховную жизнь, которую мы постоянно проводимъ, оставить потому, что уже «при дверяхъ судъ» (кондакъ 2 – недѣли). «Востанемъ убо постящеея», призываетъ она насъ, — «принесемъ слезы умиленія, зовуще: согрѣшихомъ паче песка морского, но ослаби, Содѣтелю всѣхъ, яко да пріимемъ нетлѣнныя вѣнцы» (кондакъ), Побуждаетъ она насъ начать новую жизнь, оставивъ плотскія страсти, и похоти — а силы и помощь для этой обновленной жизни и можетъ дать только благодать Божія. Раскрывая эти истины, св. Церковь въ настоящую недѣлю, въ подкрѣпленіе и ободреніе наши и указываетъ намъ въ св. Григоріи примѣръ высокаго подвижника, который этими именно благочестивыми подвигами — постомъ и молитвою — достигъ высокой степени нравственнаго совершенства, духовнаго просвѣщенія и озаренія благодатіею Божіей, и вмѣстѣ съ тѣмъ явился «свѣта Божественнаго проповѣдникомъ» (стихира на Господи воззвахъ), защитникомъ этого православнаго ученія объ озареніи человѣка благодатію Господней. Поэтому во всѣхъ пѣснопѣніяхъ настоящаго воскреснаго дня св. Церковь восхваляетъ его, какъ «истиннаго подвижника», «великое вселенныя украшеніе», «премудраго богослова священнаго», «проповѣдника благодати», праведника «боговѣщанными словесы» котораго «лѣствица обрѣтается, отъ земли къ Богу возводящая» (стихиры и кановъ), и проситъ его молитвеннаго ходатайства предъ Господомъ о просвѣщеніи Божественнымъ свѣтомъ вѣрно чтущихъ его славную память (стихира на стиховнѣ).

Вотъ, братіе, почему св. Церковь молитвенно прославляетъ въ настоящій воскресный день св. Григорія Паламу, Архіепископа и Чудотворца Ѳоссалоникійскаго. Не оставимъ же мы безъ отзыва, сердечнаго отзыва, ея любящаго материнскаго гласа, съ мудрою заботливостію указующаго намъ нынѣ высокій поучительвый примѣръ, которому мы должны подражать, если ревнуемъ о Богоугодной жизни. Будемъ и мы, слѣдуя св. Григорію, памятовать, что для нашего душевнаго спасенія необходима помощь Божественной благодати. Вспомнимъ разслабленнаго, исторію котораго мы слышали въ нынѣ читанномъ Евангеліи (Map. II, 1-12), и который благодатію Божіей получилъ и исцѣленіе тѣлесныхъ немощей, и уврачеваніе духовныхъ недуговъ, — прощеніе и очищеніе грѣховъ своихъ. Станемъ пользоваться тѣми средствами, которыя предлагаетъ намъ св. Церковь для достиженія этого благодатнаго озаренія: постомъ, покаяніемъ и молитвою. Будемъ тѣлесно и духовно поститься, съ сердечнымъ сокрушеніемъ каяться во грѣхахъ своихъ и пламенно молиться Богу, — твердо вѣруя, что все это — истинный путь къ благодатному общенію съ Богомъ. Обратимъ вниманіе на то, что и Самъ Говподь еще въ Ветхомъ Завѣтѣ одобрилъ эти средства для духовнаго просвѣщенія: «Обратитеся ко Мнѣ», — сказалъ Онъ чрезъ своего пророка, — «всѣмъ сердцемъ вашимъ, въ постѣ, и въ плачи и въ рыданіи, и расторгните сердца ваша и обратитеся ко Господу Богу вашему» (Іоил. II, 12-13).

Пусть всегда въ эти великіе дни св. Четыредесятницы будетъ предъ нашими умственными очами и руководитъ насъ св. образъ высокаго подвижника Христова, святителя Григорія, и да послужитъ его подвижническая жизнь для насъ примѣромъ того, какъ нужно поститься и молиться, чтобы получить душевное спасеніе. Призовемъ его на помощь въ нашей борьбѣ съ плотскими страстями и попросимъ его молитвеннаго ходатайства за чтущихъ его предъ Спасомъ всѣхъ и Свѣтомъ истиннымъ. А обращаясь къ нему и прося его помощи и заступленія, воздадимъ ему и достойную честь и прославимъ его, какъ ревностнаго подвижника и премудраго богослова, молитвенно взывая къ нему вмѣстѣ со св. Церковію: «Радуйся, свѣтильниче, показавый солнце! Радуйся, чаше, питія Божественнаго подательнице! Радуйся, имъ же истина просіяваетъ! Радуйся, имъ же помрачися лжа! Радуйся, проповѣдниче благодати!» (Икосъ). Аминь.

Н. Воронцовъ

«Астраханскія Епархіальныя Вѣдомости». 1896. № 4. Отн. Неофф. С. 192-197.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: