Замѣтка: Неудобопонятное пѣснопѣніе праздника Рождества Христова.

Это пѣснопѣніе, всѣмъ извѣстное, въ славянскомъ переводѣ передается такъ: Любити убо намъ, яко безбѣдное страхомъ, удобѣе молчаніе. Любовію же, Дѣво, пѣсни ткати спротяженно сложенныя неудобно есть, но и, Мати, силу, елико есть произволеніе, даждь. (Ирмосъ 9-й пѣсни 2 канона на Рождество Христово). Пониманіе этой пѣсни проясняется переводомъ ея съ греческаго языка на русскій, по изданію проф. Е. Ловягина, а именно: «по страху намъ удобнѣе бы хранить молчаніе, какъ (дѣло) безопасное; и по любви къ Тебѣ, Дѣва, составлять пѣсни стройно сложенныя, не легко; но ты, Матерь, сама даруй намъ и силу по нашему усердію». Вся сущность пѣснопѣнія, по объясненію Преосвященнаго Епископа (Душепол. чтеніе. Декабрь, стр. 509.) Виссаріона, можетъ быть изложена такъ: «лучше бы молчать, совсѣмъ не отверзать устъ для славословія Богоматери по страху передъ Нею. Но страхъ побѣждается любовію. Любящему Богоматерь трудно удержаться отъ восхваленій Ея пѣснями. Къ прискорбію, какъ бы ни были стройно сложены сіи пѣсни, не легко восхвалять Тебя достойнымъ образомъ. Посему просимъ Тебя: Ты Сама, Приснодѣва, помоги намъ выйти изъ этого затрудненія, даруй намъ силу достойно прославить Тебя согласно нашему усердію».

Что это за страхъ, удерживающій уста отъ словъ хвалы? Это благоговѣніе предъ Матерію Дѣвою, подобное тому, въ какомъ находился пророкъ Исаія во время видѣнія, которымъ онъ призванъ къ пророческому служенію. Это видѣніе повергло Исаію въ великій страхъ: онъ назвалъ себя окаяннымъ, съ нечистыми устами, и ему показалось, что Господь не потерпитъ его и поразитъ смертію. – И пѣвцамъ Богоматери страшно воспѣвать честнѣйшую херувимовъ и славнѣйшую серафимовъ: они боятся, не оскорбить бы Ее словами хвалы, исходящими изъ ихъ нечистыхъ устъ.

Но съ другой стороны любящимъ Богоматерь и молчаніе хранить не удобно. Сердце, исполненное любовію къ Ней, чувствуетъ неодолимую потребность восхвалить Ее. – Но въ тоже время святая церковь боится увлечься въ этихъ похвалахъ до забвенія истины, и потому исповѣдуетъ, что расточать множество похвалъ, выражать любовь къ Богоматери пѣснями стройно сложенными не всегда удобно въ виду опасности впасть въ крайность, переступить за предѣлы истины. Итакъ, что же нужно для того, чтобы наша любовь къ Ней была чиста, похвалы были угодны? По словамъ церковной пѣсни нужно прежде всего то, чтобы Она Сама дала намъ силу воспѣть Ее достойнымъ образомъ, съ истиннымъ усердіемъ. Она есть наша мать, – пусть Она Сама научитъ насъ, какъ дѣтей своихъ, тому, чтобы наше усердіе къ Ней было Ей благоугодно.

 

«Рязанскія Епархіальныя Вѣдомости». 1904. Отд. Неофф. № 24. С. 803-804.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: