• Похвальное слово святому апостолу Андрею Первозванному святаго Іоанна Златоустаго.

    Апостол Андрей Первозванный именуется просветителем земли русской. В первом кондаке акафиста апостолу прославляется как «первозванный апостол Христов, Евангелия святаго проповедник, Русския страны богодухновенный просветитель». В многочисленных произведениях Древней словесности сохранились об этом непреложные свидетельства, согласно которым Русь получила святое крещение еще во времена апостольские. Апостол узнал, что неподалёку находится устье Днепра, и, решив отправиться в Рим, поднялся вверх по Днепру. Остановившись на ночлег на холмах, на которых впоследствии был построен Киев, апостол, по утверждению летописца, сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы сия? Яко на сих горах возсияет благодать Божия, имать град великий быти и церкви многи Бог въздвигнути имать». По преданию апостол поднялся на горы, благословил их и водрузил крест. - Ред.

    Крѣпка сѣть апостольскаго ловленія [1], дивна память Андрея и дивно воспоминаніе сѣти, которую онъ употребилъ для ловленія и для привлеченія народовъ ко Христовой вѣрѣ. Ибо неводъ, какимъ пользовались сіи безсмертные мертвецы, никогда не можетъ быть прорванъ забвеніемъ. Не придутъ со временемъ въ ветхость тѣ орудія ловли, которыя содѣланы не человѣческимъ искусствомъ, но Божіею благодатію. Хотя сами рыбари и ушли отъ насъ, однако орудія, какими они пользовались, или неводъ, которымъ охватили самый міръ, никогда не приходили въ ветхость. Когда они забрасываютъ и вытаскиваютъ сѣть, то бываютъ невидимыми, однако сѣти ихъ оказываются полны. Не трость они взяли [2], которая тлѣетъ отъ времени, не льняныя нитки, сгнивающія отъ ветхости, погрузили они въ воду. Не крючокъ сдѣлали они, который съѣдаетъ ржавчина, не пищу [3] они положили на крючокъ, которою могли бы уловлять рыбъ. Не на камнѣ они сидѣли [4], къ которому прикасаются воды, не въ лодкѣ, которую разбиваетъ волненіе, они плыли. Не рыбъ, естество неразумное, они уловили; но какъ дивно то искусство, которое они употребили, такъ и орудія ихъ были новы и необыкновенны. Ибо вмѣсто трости они употребляютъ проповѣдь, вмѣсто лесы — память, вмѣсто крючка — силу [5], вмѣсто приманки — чудеса, вмѣсто камня — небеса, съ которыхъ они производятъ такую ловлю; вмѣсто лодки у нихъ — алтарь, вмѣсто рыбъ они уловляютъ и самихъ царей, вмѣсто невода распространяютъ Евангеліе; вмѣсто искусства они прилагаютъ Божественную благодать; вмѣсто моря они управляютъ человѣческой жизнію; вмѣсто сѣти они привыкли пользоваться крестомъ, какъ какимъ-либо неводомъ.

    13 декабря 2016 читать далее

  • Митр. Антоній (Храповицкій) - ЧТО СЛѢДУЕТЪ РАЗУМѢТЬ ПОДЪ «СПАСАЮЩЕЙ ВѢРОЙ»?

    Докладъ на собраніи общества религіозно нравственнаго просвѣщенія 17 октября 1890 года въ С.-Петербургѣ.

    I.

    Спутаность понятій о спасеніи вѣрой, различныя значенія слова «вѣра».

    Кто не знаетъ божественныхъ словесъ о томъ, что мы спасаемся вѣрой, что только въ вѣрѣ мы получаемъ оправданіе, что черезъ вѣру мы становимся чадами Божіими? Но многіе ли изъ насъ понимаютъ значеніе этихъ истинъ? Многіе ли изъ насъ умѣютъ ихъ совмѣстить съ другими изреченіями божественнаго писанія, которыя для людей непонимающихъ, могутъ представиться совершенно противорѣчащими этимъ, — каковы, напримѣръ, слова апостола Іакова о томъ, что «человѣкъ оправдывается дѣлами, а не вѣрою только»? (Іак. II, 24). Да и независимо отъ этихъ словъ, многіе не могутъ понять, почему же для Бога можетъ имѣть цѣну, если я имѣю увѣренность въ Его бытіи, которое не могутъ отрицать даже и бѣсы, враждующіе противъ Господа и ненавидящіе Его? Напротивъ, другіе христіане съ дерзкою настойчивостью утверждаютъ, будто человѣкъ даже не смѣетъ употреблять собственныхъ усилій воли въ борьбѣ со злыми страстями, а лишь долженъ углубляться умомъ въ истины вѣры: одна вѣра его спасетъ безъ всякихъ его добродѣтелей. Какъ ни странно подобное представленіе, но и оно старается найти оправданіе въ словахъ апостола Іоанна: «всякій вѣрующій, что Іисусъ Христосъ есть Христосъ, отъ Бога рожденъ» (1 Іоан. V, 1) и «всякій рожденный отъ Бога не грѣшитъ» (18). Итакъ, если на слова священнаго писанія опираются мнѣнія другъ другу противоположныя, то нашъ прямой долгъ — выяснить истинный смыслъ божественныхъ глаголовъ.

    Недоразумѣніе совсѣмъ исчезаетъ, если принять во вниманіе то простое соображеніе, что слова — «вѣра» и «вѣровать» употребляются въ св. библіи въ самомъ разнообразномъ значеніи и, потому, если одинъ апостолъ говоритъ, что мы оправдываемся вѣрой безъ дѣлъ закона, а другой отъ того же Св. Духа повѣдаетъ намъ, что вѣра безъ дѣлъ не можетъ спасти насъ, то оба провозвѣстника истины не противорѣчатъ другъ другу, но говорятъ о предметахъ различныхъ, одинъ подъ словомъ вѣра разумѣваетъ одно, другой — другое.

    13 декабря 2016 читать далее

  • ЦЕРКОВНЫЯ ОФИЦIАЛЬНЫЯ ОБРАЩЕНIЯ

    Беседа Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста ( «Добрые плоды учения»). Царские изографы. Никифор Савин. Начало XVII века.

    Святой Григорий, Богослов Истины, сказует нам истину о порядке в Церкви: «От Самого Владыки Христа порядок в Церкви такой: одни — пасомые, а другие — пастыри; одни начальствуют, а другие подначальны; кто-то составляет как бы главу, кто — ноги, кто — руки, кто — глаза, кто — какие-либо другие части тела, — для устройства и пользы целого. И в теле части не отделены одна от другой, но всё тело одно, сложенное из различных частей; и не у всех частей один образ действия, хотя все они одинаково нужны друг другу для согласного и взаимного действования. Так, глаз не ходит, а указывает путь; нога не смотрит, а шагает и переносит тело с одного места на другое; язык не воспринимает звуков, ибо это дело слуха; ухо не говорит, ибо это дело языка; нос ощущает запахи... рука — орудие, дающее и принимающее; а ум — вождь всего: от него способность ощущать и к нему возвращается всякое ощущение. То же самое и у нас — в общем Теле Христовом, в Церкви. Ибо все мы - «одно тело во Христе, а порознь — члены» Христу и «друг другу» (Рим.12:5). Один начальствует и председательствует, а другой водится и управляется; оба действуют неодинаково... но оба делаются одно во едином Христе, составляемые и слагаемые Тем же Духом Святым... Хотя Дух один, однако дарования неравны, ибо неодинаковы приемлющие дары (1Кор.12:8-12, 28). Дары различны, они разделяются по мере веры. — Сей порядок должен уважаться и соблюдаться. Пусть один будет слух, другой — язык, некто — рука или что-либо другое; пусть один учит, другой же учится; пусть кто-то работает собственными руками, чтобы мог подать нуждающемуся и бедствующему» (Слово 32, о соблюдении доброго порядка в собеседовании и о том, что не всякий человек и не во всякое время может рассуждать о Боге». // PG 36, 185D-188B.).

    Напоминаем о том, что в Церкви существуют ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ К ДУХОВНЫМ ЛИЦАМ И ЦЕРКОВНОЙ ПЕРЕПИСКИ. Правила принятые в Русской Православной Церкви, иллюстрируются в следующей таблице.

    12 декабря 2016 читать далее

  • Протопресвитеръ Василій Бощановскій - ПРИХОДЪ

    О. Василий с прихожанами

    Что такое православный русскій приходъ? Трудно подыскать опредѣленіе юридически оправданное и обоснованное. Во всякомъ случаѣ русскій приходъ — это не организація прихожанъ, обладающая правомъ юридическаго лица, будь то въ протестантскомъ или католическомъ смыслѣ. Въ былой Россіи не было закона, который бы разсматривалъ приходъ, какъ юридически оформленную общественную организацію. Оно и понятно. Въ сознаніи православнаго русскаго человѣка — приходъ, какъ и церковь, всегда разсматривался, какъ дѣло не человѣческое, а Божіе. Русскій приходъ — это клиръ и міряне, объединенные въ единое цѣлое церковью, или храмомъ, точнѣе — той благодатью Святаго Духа, которая всегда пребываетъ какъ въ Церкви Христовой, такъ и въ ея ячейкѣ — приходѣ и является ея зиждительною силою. Вотъ почему, если въ приходахъ Западнаго міра рѣзко подчеркивается понятіе юридическаго права, то въ Православномъ Русскомъ приходѣ участіе мірянъ въ церковной жизни разсматривается (характеризуется) какъ служеніе Церкви въ духѣ Христовой любви и истины подъ водительствомъ Святаго Духа. Что касается внѣшней стороны прихода, то всю тяжелую работу несли на своихъ плечахъ священникъ и церковный староста; правда, къ работѣ приглашались и міряне, но только въ нужную минуту и по приглашенію настоятеля.

    Вопросъ о юридической организаціи Русскихъ Православныхъ приходовъ возникъ только послѣ 1905 года, когда рѣзко обозначилось отчужденіе народа отъ Церкви, т. е. не въ эпоху расцвѣта, а упадка прихода. Вотъ въ это время и выяснилось, какъ трудно уложить въ правовую форму Русскій приходъ. Проф. Н. Заозерcкій воспроизводитъ цѣлую коллекцію научныхъ опредѣленій прихода, даваемыхъ спеціалистами вопроса. А когда всѣмъ пришлось объединиться въ предсоборномъ присутствіи для вынесенія общаго рѣшенія, то единогласія не было достигнуто. Вопросъ такъ и остался на вѣсу.

    11 декабря 2016 читать далее

  • Схимонах Никодим Карульский - Дневник опытов и мыслей от молитвы трудовой-художественной

    Монашеские молитвенные дневники являются ценным руководством для тех, кто хочет познакомиться с искусством из искусств — деланием молитвы Иисусовой. Судьба монашеских дневников складывается неодинаково. Часто они пропадают так и не став достоянием православных читателей. По милости Божией этого не случилось с публикуемым нами молитвенным дневником старца Никодима Карульскаго. Старец Никодим не имел священнаго сана, он был простым схи-иподиаконом. Родом он был из простого народа и не имел высокаго образования. Но несмотря на все это, сила его духа была такова, что к нему на Святую гору, ради духовнаго окормления приезжали православные христиане со всего мира. Его школой был святоименный Афон. Туда он пришел из России еще юношей и там оставался до блаженной кончины. Первоначально он поселился в скиту Фиваида, а потом по благословению старца Силуана перешел на Карулю, где подвизались пустынножители. Там о. Никодим поступил в послушание к известному русскому богослову-академику старцу Феодосию, прославившемуся как защитник православнаго учения о молитве Иисусовой, во время смуты имябожников. (В этом месте обращаем внимание наших читателей на главу этого Дневника - «Об имени Господнем», писану во время Великого Поста 1944 года.)

    Всю жизнь свою подвизаясь на поприще непрестанной молитвы, старец Никодим, значительно преуспел в этом делании. Но он никогда не гордился этим и не выказывал перед другими свою молитвенность. Особенно сие видно из публикуемаго ниже, его молитвеннаго дневника, читая который можно подумать, что ой написан новоначальным послушником, ибо старец говорит преимущественно о своих недостатках и по смирению умалчивает о своих достижениях. А ведь старец Никодим к моменту начала ведения дневника уже имел большой молитвенный опыт, т.к. непрестанной молитвой он начал заниматься еще до прихода на Афон. Когда скончался старец Феодосий, духовник и сотаинник отца Никодима, то владыка Леонтий Чилийский поставил схимонаха Никодима во иподиакона, дабы тот мог сам приобщаться запасными дарами не покидая своего пустынническаго убежища на Каруле. Отец Никодим был духовно близок с братией русскаго Ильинскаго скита на Афоне, основаннаго старцем Паисием Величковским. Отец Никодим принимал участие в местном прославлении преподобнаго Паисия Величковскаго, состоявшемся в Ильинском скиту в 1982 г. Скончался старец Никодим в 1984 г. имея почти 100 лет от роду. – Ред.

    10 декабря 2016 читать далее

  • Митроф. Протоіерей о. Василій Бощановскій - Что есть Истина?

    «ЧТО ЕСТЬ ИСТИНА?» Этотъ вопросъ впервые прозвучалъ подъ благословеннымъ небомъ древней Палестины; онъ вышелъ изъ устъ самонадѣяннаго римскаго правителя Іудеи — Пилата. Онъ былъ обращенъ къ Тому, Кто Самъ былъ воплощенной Истиной. Кто пришелъ на Землю, чтобы свидѣтельствовать объ Истинѣ — Христу Богочеловѣку, истинному Сыну Человѣческому, но и истинному Сыну Божію.

    Христосъ ничего не отвѣтилъ Пилату. Да и самъ Пилатъ спрашивалъ объ истинѣ не столько съ тѣмъ, чтобы познать ее, сколько съ тѣмъ, чтобы поиронизировать, какъ надъ самой истиной, такъ и надъ ея искателями, въ частности надъ стоявшимъ предъ нимъ “Царемъ Іудейскимъ”.

    Такъ открывшаяся Истина, стоявшая предъ самимъ человѣкомъ, не только не была узнана послѣднимъ, но была отвергнута, осуждена и предана на позорную смерть.

    Что же это была за Истина, которая стояла предъ правителемъ Іудеи, Пилатомъ? Истина совершенная, божественная, полнота Ея. Ибо хотя по внѣшнему виду предъ Пилатомъ стоялъ истинный Сынъ Человѣческій — «Се человѣкъ»,— но но существу это былъ истинный «Сынъ Божій, сіяніе славы Отчей и образъ Ѵпостаси Его» (Евр. I, 3). Отсюда: «видѣвшій Меня видѣлъ Отца; ибо Я во Отцѣ и Отецъ во Мнѣ» (Іоан. XIV, 9-11). «Я и Отецъ одно» (Іоан. X, 30).

    Въ чемъ же заключалась сущность открывшейся въ воплощенномъ Сынѣ Божіемъ Истины?

    10 декабря 2016 читать далее

  • Свт. Филаретъ (Вознесенскій), митр. Нью-Іоркскій - Праздникъ Иконы Божіей Матери Курской-Коренной «Знаменіе».

    Мы знаемъ изъ русской исторіи, что православный русскій народъ свою родную страну любилъ называть «Домъ Пресвятой Богородицы». И, дѣйствительно, вся наша исторія, не только церковная, но и гражданская исторія Россіи, свидѣтельствуетъ о томъ, какъ Пресвятая Дѣва Богородица заботилась о русскомъ народѣ и какъ Она его спасала въ трудные моменты лихолѣтія.

    Однимъ изъ наиболѣе явныхъ проявленій такой материнской заботы и любви Преблагословенной Дѣвы Маріи къ русскому народу и странѣ было то явленіе, которое было хорошо извѣстно русскимъ людямъ — безпримѣрное множество чудотворныхъ иконъ. Ни въ одной странѣ, кромѣ Святой Аѳонской Горы, не было такъ много чудотворныхъ иконъ Божіей Матери, прославленныхъ несомнѣнными знаменіями благодати и милости, исходившихъ отъ Богородицы черезъ изображенія Ея честнаго лика.

    И вотъ, одной изъ такихъ древнихъ, прославленныхъ иконъ является образъ Курской-Коренной Божіей Матери, Которой посвященъ нашъ Синодальный соборъ, празднующій нынѣ свой престольный праздникъ. Но это не только праздникъ нашего собора; это — праздникъ всего православнаго Зарубежья.

    10 декабря 2016 читать далее