• Правда объ Іосафатѣ Кунцевичѣ.

    Правда объ Іосафатѣ Кунцевичѣ.

    «Проповедь Иосафата Кунцевича в Белоруссии». Рисунок И. Е. Репина (1893). Витебский художественный музей.

     

    Въ 1596 г. послѣ объявленія Брестской уніи, для западнорусскихъ православныхъ людей наступили тяжелыя времена. У нихъ стали отнимать церкви, начали преслѣдовать ихъ за вѣру, лишать правъ гражданства. Главными гонителями православныхъ явились уніаты и особенно пособники ихъ въ этомъ дѣлѣ – іезуиты съ учащимися іезуитскихъ школъ. Даже въ Вильнѣ, главномъ городѣ бывшаго Литовскаго княжества, іезуиты творили невообразимыя вещи.

    Въ концѣ 1597 г. было окончено строительство деревяннаго Свято-Духовскаго храма. Тѣснимое въ Троицкомъ монастырѣ уніатскими и іезуитскими властями, мѣстное православное братство стало группироваться около вновь созданнаго православнаго Свято-Духовскаго храма. Въ 1598 г. оно впервые праздновало въ новой церкви великій христіанскій праздникь – свѣтлое Христово Воскресеніе. Но сколько страданій и мученій пришлось вынести православнымъ въ этомъ храмѣ въ Великую субботу и въ первые два дня Свѣтлаго праздника!

    25 November 2019 читать далее


  • О почитаніи св. великомученика Димитрія у славянъ.

    О почитаніи св. великомученика Димитрія у славянъ.

    Св. вмч. Димитрий Солунский. Конец XII в. ГТГ

    Св. великомученикъ Димитрій – въ исторіи славянъ, къ семьѣ которыхъ относимся и мы русскіе, имѣетъ весьма важное значеніе[1]. У Сербовъ, Болгаръ и нашихъ предковъ онъ считался народнымъ патрономъ. Былъ ли Св. Димитрій славянинъ, какъ желаютъ доказать это нѣкоторые славянофилы (Чт. въ общ. ист. и Рос. древн. 1846 г.), это не такъ важно, но замѣчательно, что Солунь, или Ѳессалоника – мѣсто дѣятельности и страдальческой кончины этаго святаго – главный городъ Македоніи, населенной славянами, а потому носившей наименованіе то Славоніи, то Словеніи (Априловъ: Денница) и св. Димитрій не только при жизни, но и по смерти является ревностнымъ покровителемъ своего роднаго города, заселеннаго славянами.

    08 November 2019 читать далее


  • Митрополитъ Анастасій (Грибановскій) – Слово предъ панихидой по всѣмъ православнымъ русскимъ людямъ, умученнымъ и убіеннымъ большевиками (1937).

    Митрополитъ Анастасій (Грибановскій) – Слово предъ панихидой по всѣмъ православнымъ русскимъ людямъ, умученнымъ и убіеннымъ большевиками (1937).

    Слово Митрополита Анастасія 25 октября/8 ноября 1937 г.

    предъ панихидой по всѣмъ православнымъ русскимъ людямъ,

    умученнымъ и убіеннымъ большевиками (въ извлеченіяхъ).

    Когда коммунизмъ со всѣмъ его убійственнымъ ученіемъ и такимъ же образомъ дѣйствій началъ утверждаться на Русской землѣ, мы самоувѣренно думали, что онъ умретъ вскорѣ послѣ своего рожденія. Однако, попущеніемъ Божіимъ онъ терзаетъ Русскую землю уже въ теченіе двадцати лѣтъ, срокъ, котораго не предвидѣли наши мудрецы, привыкшіе читать въ грядущихъ судьбахъ исторіи.

    Что же укрѣпило его, какъ не явное тяготѣніе къ нему однихъ, безпечность и терпимость ко злу другихъ. Тѣ и другіе повинны во грѣхѣ предъ Богомъ и своей Родиной, который и навелъ на насъ это длительное бѣдствіе. Непроложенъ вѣчный законъ: «Правда возвышаетъ языкъ (народъ): умаляютъ племена грѣхи».

    Чтобы изжить большевизмъ, надо изжить заблужденія и страсти, его породившія.

    07 November 2019 читать далее


  • АНАѲЕМАТСТВОВАНІЕ ЛЕНИНА И ПРОЧИХЪ БОЛЬШЕВИКОВЪ – ГОНИТЕЛЕЙ ХРИСТОВОЙ ЦЕРКВИ (1970 г.).

    АНАѲЕМАТСТВОВАНІЕ ЛЕНИНА И ПРОЧИХЪ БОЛЬШЕВИКОВЪ – ГОНИТЕЛЕЙ ХРИСТОВОЙ ЦЕРКВИ (1970 г.).

    Циркулярный Указъ

    изъ Архіерейскаго Сѵнода Русской Православной Церкви Заграницей

    № 107 отъ 9/22 января 1970 г.


    Всѣмъ Епархіальнымъ Преосвященнымъ и настоятелямъ церквей, 

    непосредственно Предсѣдателю Архіерейскаго Сѵнода подчиненныхъ.

     

    Архіерейскій Синодъ Русской Православной Церкви Заграницей 19 декабря 1969 г./1 января 1970 г. имѣли сужденіе: О заявленіи протеста противъ празднованія юбилея по случаю столѣтія со дня рожденія Ленина. Предсѣдателемъ Архіерейскаго Синода было уже направлено соотвѣтствующее письмо Президенту США съ просьбой заявить рѣшительный протестъ противъ этого празднованія. Русскіе православные люди не могутъ согласиться съ тѣмъ, чтобы величайшій преступникъ Ленинъ, могъ быть названъ великимъ гуманистомъ и чтобы свободный міръ отмѣчалъ денъ его рожденія.

    06 November 2019 читать далее


  • Митрополитъ Анастасій (Грибановскій) – Слово, произнесенное при поминовеніи русскихъ православныхъ людей въ годину скорби сея отъ безбожныя власти умученныхъ и убіенныхъ (1952 г.).

    Митрополитъ Анастасій (Грибановскій) – Слово, произнесенное при поминовеніи русскихъ православныхъ людей въ годину скорби сея отъ безбожныя власти умученныхъ и убіенныхъ (1952 г.).

    Слово, произнесенное Митрополитомъ Анастасіемъ 25 октября/7 ноября 1952 г, въ Нью Юркѣ

    при поминовеніи русскихъ православныхъ людей въ годину скорби сея

    отъ безбожныя власти умученныхъ и убіенныхъ.

    35 лѣтъ тому назадъ наше Отечество постигло величайшее бѣдстіе, какое оно когда либо переживало на протяженіи своей болѣе чѣмъ тысячелѣтней исторіи. Тогда насильственно захватили власть надъ русскимъ народомъ большевики, лишивъ его свободы и сдѣлавъ самое имя его предметомъ поношенія предъ лицемъ всего міра.

    Мы не можемъ безъ глубокой скорби вспоминать всего этого мрачнаго времени ихъ владычества на Руси, исторія котораго написана слезами и кровью порабощенныхъ ими милліоновъ людей.

    06 November 2019 читать далее


  • Празднованіе св. отцамъ седьмого Вселенскаго Собора.

    Празднованіе св. отцамъ седьмого Вселенскаго Собора.

    VII Вселенский Собор. Миниатюра из Минология Василия II.

    Одиннадцатаго октября св. Православная Церковь творитъ воспоминаніе о святыхъ отцахъ седьмаго Вселенскаго собора (Если 11-е октября случится въ одинъ изъ дней седмицы, то служба отцамъ VII Вселенскаго собора совершается въ ближайшее воскресенье. – прим. Ред. ). Поводомъ къ созванію его благочестивою царицею Ириною и Константинопольскимъ патріархомъ Тарасіемъ была, такъ называемая, ересь иконоборцевъ.

    Начало ереси сей восходитъ ко временамъ императора Льва Исаврянина, издавшаго указъ, предписывавшій выносить святыя иконы изъ церквей и домовъ и сожигать ихъ на площадяхъ, а равно и уничтожать изображенія Спасителя, Божіей Матери и святыхъ угодниковъ, поставленныхъ въ городахъ на открытыхъ мѣстахъ или находящіяся на стѣнахъ храмовъ. Когда народъ сталъ препятствовать исполненію сего указа, тогда къ гонимымъ имъ святынямъ Левъ присоединилъ и ихъ ревностныхъ почитателей. Тотчасъ же было издано повелѣніе убивать всѣхъ, составлявшихъ толпу. И много — въ особенности женщинъ — пало въ тотъ день отъ мечей иконоборцевъ за свою любовъ и ревность къ святымъ иконамъ. Затѣмъ императоръ приказалъ закрыть высшую богословскую школу Константинополя и тѣмъ лишить православныхъ того побѣдоноснаго оружія въ борьбѣ съ иконоборцами, какое они умѣли извлекать изъ основательнаго богословскаго образованія. Нѣкоторые изъ Византійскихъ историковъ говорятъ даже, будто онъ въ тѣхъ же цѣляхъ сжегъ и богатую, имѣвшуюся при ней, библіотеку. Но гонитель отовсюду встрѣчалъ рѣзкое противорѣчіе своимъ распоряженіямъ. Изъ Сиріи, изъ Дамаска, противъ нихъ писалъ святый Іоаннъ Дамаскинъ. Изъ Рима, по смерти Григорія II-го продолжалъ писать преемникъ его, папа Григорій III-й. А изъ другихъ мѣстъ отвѣчали на нихъ даже открытыми возстаніями.

    27 October 2019 читать далее


  • Празднованіе св. отцамъ третьяго Вселенского Собора.

    Празднованіе св. отцамъ третьяго Вселенского Собора.

    Въ двадцать первый годъ царствованія императора Ѳеодосія Младшаго, сына Аркадіева, созванъ былъ въ Ефесѣ святый третій Вселенскій Соборъ по слѣдующему поводу. Несторій, который недостойно занималъ мѣсто патріарха Константинопольскаго сталъ проповѣдывать лжеученіе, сродное съ ученіями прежняго еретика Павла Самосатскаго, а также и Діодора Тарсійскаго. Онъ не убоялся утверждать, что Единородный Сынъ Божій — Христосъ, Который насъ ради и нашего ради спасенія воплотился и вочеловѣчился, Который предвѣчно рождается отъ Бога Отца безъ матери, а на землѣ родился, какъ человѣкъ, безъ отца, — имѣетъ не одно Лицо или одну Ѵпостась, но два разныхъ лица: одно — Божеское, а другое человѣческое. И о Пречистой Матери Господа нашего Іисуса Христа онъ нечестиво училъ, что Ее не слѣдуетъ называть Богородицею, но Христородицею, не желая признавать, что Она поистинѣ родила плотію Бога-Слово. Святый Кириллъ, архіепископъ Александрійскій, много писалъ ему, увѣщавая его отстать отъ такого заблужденія, но, видя, что онъ не только не внимаетъ его увѣщаніямъ, а еще сильнѣе укрѣпляется въ своей ереси, — писалъ Целестину, папѣ Римскому, и другимъ патріархамъ, прося ихъ убѣдить Несторія оставить свое лжеученіе. Когда и они не могли отвратить нечестиваго Несторія отъ его лжеученія, тогда православные архіереи обратились съ просьбою къ императору Ѳеодосію, чтобы онъ созвалъ Вселенскій Соборъ. Ѳеодосій повелѣлъ созвать такой Соборъ въ Ефесѣ. На семъ Соборѣ присутствовало двѣсти святыхъ отцовъ, изъ коихъ знаменитѣйшими были: святый Кириллъ Александрійскій, святый Ювеналій Іерусалимскій, Мемнонъ Ефесскій и многіе другіе (св. Целестинъ, папа Римскій, не могъ по болѣзни пріѣхать на Соборъ). Прибылъ въ Ефесъ и Несторій. Хотя отцы Ефесскаго собора и посылали троекратно къ нему приглашеніе явиться на соборъ, но онъ всякій разъ упорно отказывался. Тогда святые отцы рѣшили начать соборныя засѣданія безъ него. Осудивъ Несторія и его нечестивое ученіе, они торжественно подтвердили православное ученіе о томъ, что подобаетъ исповѣдывать въ Господѣ нашемъ Іисусѣ Христѣ единое Лицо и два естества, и Пречистую Его Матерь восхвалять, какъ единую Приснодѣву и истинную Богородицу. Для того, чтобы еще больше обличить злочестіе Несторія, святые отцы сего собора одобрили и предали святой Церкви въ руководство сочиненіе святаго Кирилла Александрійскаго, называемое «Двѣнадцать анаѳематизмовъ противъ Несторія». (Житія Святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-Миней св. Димитрія Ростовскаго. Кн. 1. Изд. 2-е. М. 1903. С. 203-204.)

    Слово въ въ день воспоминанія о 3-мъ вселенскомъ соборѣ, бывшемъ въ 431-мъ году отъ Рождества Христова.

    Въ нынѣшій денъ, 9-го сентября, воспоминаются разсужденія и дѣйствія 3-го вселенскаго собора, бывшаго въ 431-мъ году по Рождества Христова въ г. Ефесѣ, при царѣ Ѳеодосіи Младшемъ. Воспоминаніе это пріурочено къ празднику «Рождества Богоматери».

    21 September 2019 читать далее