• «И во пророцех моих не лукавнуйте!» (Пс. 104.15) Правда о свят. Иоанне Шанхайском Чудотворце.

    Въ 1948 году по приказу китайскихъ властей большая часть храмовъ РПЦЗ была закрыта. На фото свят. Iоаннъ вмѣстѣ съ о. Давидомъ Шевченко и прихожанами служитъ молебенъ передъ запертымъ дверьми храма Святой Софіи въ Циндао.

    Как только имя свят. Иоанна стало известно в СССР не только узкому кругу советских иерархов МП, но и довольно большому числу верующих, этот дивный святой снискал только искреннее сердечное почитание.

    Но если внимательно изучить историю Православного Шанхая периода 1945-1946 гг., то можно убедиться как советская иерархия МП относилась к Святителю, до Его общецерковного прославления в 2008 году. При чем, конечно, советская иерархия МП замолчала свое гонение на Святителя с 1945 года по Его блаженную коничну в 1966 году. Здесь можно вспомнить слова нашего Спасителя Иисуса Христа: «Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши: сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы» (Лк. 11:47-48)». Советская иерархия МП прославляя свят. Иоанна сама себя выдала за «гробы повапленные» (Мф. 23:27).

    01 Июль 2017 читать далее


  • А. С. Будиловичъ - Свѣточи Восточнаго Православія

    Предлагаеная статья — блестящая рѣчь проф. А. С. Будиловича, сказанная на юбилейномъ актѣ 6-го апрѣля въ Варшавскомъ университетѣ. Мы лично съ величайшимъ наслажденіемъ читали ее, — думаемъ, что и на читателей нашихъ произведетъ она такое же впечатлѣніе. – Ред.

    Образованность ново-европейскихъ народовъ слагается изъ трехъ стихій: классической, христіанской и народной. Въ дальнѣйшемъ развитіи къ нимъ присоединяются еще результаты тысячелѣтняго труда этихъ народовъ.

    Въ сходствѣ этихъ стихій заключается источникъ и объясненіе культурной близости всѣхъ ново-европейскихъ народовъ. Эта близость могла бы дойти до плеонастическаго тожества, если бы Провидѣнію не благоугодно было ввести нѣкоторое разнообразіе въ тѣ составныя стихіи, ихъ сочетанія и способы дальнѣйшей переработки.

    Міръ античный довольно рѣзко раздѣляется на типы греческій и римскій; христіанство, единое въ своемъ божественномъ источникѣ, въ своихъ заоблачныхъ вершинахъ, при соприкосновеніи съ грѣшной землею также двоится въ аналогичныхъ типахъ — восточномъ и западномъ; наконецъ, и между ново-европейскими народностями замѣтенъ довольно явственный дуализмъ племенъ германскаго и славянскаго.

    23 Май 2017 читать далее


  • О. А. Марков - Борьба народа в западной Руси за свою веру и народность (1892)

    Известный Галицкий патриот писатель О. Марков поместил в Львовском календаре на 1902 год небольшую статью под заглавием "Борьба русcкого народа за свою веру и народность”, въ коей изображая яркими чертами, на основании исторических документов, жестокие преследования, каким подвергался народ русский на западной окраине от поляков и польского правительства во время владычества его, очевидно имела в виду поддержать дух патриотизма и преданность вере отцов в современниках своих, подвергающихся и ныне не меньшей опасности от замыслов католического духовенства и польского дворянства. Не легко живется народу русскому в Галиции и в настоящую пору. В то время как Подолия, Волынь и Белоруссия, присоединенные в XIV веке вместе с Литвою к Польше, после падения ее, были возвращены под власть царя русского православного, древняя Червоная Русь, нaследие потомков Владимира св. и Ярослава, была отдана немецкому государю, веры римской, под владычеством коего находится и ныне. Потомки древних княжеских родов и бояр, перешедшие в католичество еще во время польского владычества и слившиеся с польским шляхетством, не только порвали всякую связь с народом, сохранившим свой язык, веру и обычаи, но и стали в явно враждебное отношение к нему. Крестьяне и вообще низший класс народа, не имея опоры в представителях своих — в высшем сословии, находятся в полной зависимости от местных властей - немцев и поляков и являются совершенно беззащитными. Пользуясь таким положением их, евреи, наводнившие край, заполонили его, так что крестьяне из прежней панской неволи попали в кабалу к евреям. При стесненном положении крестьян, особенно во время бывших неурожаев, евреи мало по малу овладели земельными участками их, лишив их главного средства для существования. При бедности же сельского населения и приходское духовенство, не пользуясь достаточною обеспеченностию, терпело не малые лишения. Но, не смотря на такое тяжелое положение, дух народа не падает, в нем жива вера в лучшее будущее и из среды его выходят борцы, которые ободряют и поддерживают его, напоминая о той твердости и подвигах самоотвержения, какие проявили предки его в борьбе за свою веру и народность.

    15 Май 2017 читать далее


  • И. Баженовъ - Живоносный Источникъ. Празднество въ честь Пресвятой Владычицы Богородицы въ пятницу Святой Пасхи

    Въ пятокъ Свѣтлой седмицы православная Церковь Христова совершаетъ празднество въ честь Пресвятой Богородицы «Живопріемный источникъ». Прославляемый источникъ, обыкновенно называемый «Живоноснымъ», находится вблизи г. Константинополя, на разстояніи версты отъ городской стѣны, за Адріанопольскими вратами, и въ ряду остатковъ христіанской древности въ Константинополѣ составляетъ доселѣ великую святыню, съ благоговѣніемъ посѣщаемую вѣрующими и въ частности паломниками Востока. Въ особой на пятницу Пасхи службѣ церковный Живоносный источникъ прославляется какъ «приснотекущій источникъ благодати» (сѣдаленъ, кан. 3 п.), многоразлично являемый вѣрующимъ по мощному и благому ходатайству Пресвятой Госпожи Владычицы Богородицы. «Здравія ищущіи притеците къ источнику: Отроковица бо Дѣва жительствуетъ при водѣ» (кан. 9 п. 3 троп.) или «Струи исцѣленій источаеши, Дѣво, притекающимъ источнику Твоему всегда, Богоневѣсто» (3 стихира въ четвергъ вечери св. седмицы и мн. др.). Этими и многими подобными пѣснопѣніями приводя на память вѣрующимъ многочисленныя чудесныя знаменія Божіей благодати, въ минувшія времена явленной при Живоносномъ источникѣ, святая православная Церковь призываетъ чадъ своихъ достойно возвеличить и прославить Пресвятую Дѣву Богородицу. Въ виду этого церковнаго празднества приведемъ на память примѣчательную исторію происхожденія и послѣдующія судьбы славнаго чудесными исцѣленіями священнаго источника и затѣмъ представимъ высокое значеніе его по отношенію къ нему вѣрующихъ и по пѣснопѣніямъ православной Церкви.

    21 Апрель 2017 читать далее


  • Николай Морковинъ – О праздникѣ Пасхи (1872)

    Радостенъ и свѣтоносенъ праздникъ свѣтлаго Христова воскресенія! Посвященный воепоминанію событія воскресенія Христова, онъ возбуждаетъ самыя свѣтлыя и отрадныя чувства. Эти чувства наполняютъ сердце, когда въ глубокую полночь зажигаются огни на колокольняхъ церквей и послѣ мертваго безмолвія вдругъ раздается благовѣстъ къ пасхальной утрени. «Нѣсколько разъ», говоритъ одинъ изъ ученыхъ изслѣдователей нашей русской жизни[1], «я прислушивался къ торжественному звону, и всякій разъ мнѣ слышалась новая музыка и новый хоръ ликующихъ голосовъ. Весь мой слухъ превращался въ безконечный міръ побѣдоносныхъ звуковъ, которые, дѣйствуя не на одинъ слухъ, но и на душу, напоминаютъ каждому человѣку, что все соединилось воспѣть Воскресшаго изъ мертвыхъ». Христіанинъ въ лучшей, какая у него есть, одеждѣ радостно спѣшитъ въ церковь, гдѣ прежде всего видитъ плащанищу и слышитъ надгробныя пѣнія, какія еще вчера раздавались... Но вотъ отверзаются царскія врата, и священнослужители въ блестящихъ ризахъ являются вѣстниками всемірной радости. Огни въ церкви дѣлаются свѣтлѣе и ярче, звонъ все чаще и чаще, начинается большое движеніе въ храмѣ и изъ притвора его слышится пѣснь воскресенія: Воскресеніе Твое, Христе Спасе, ангели поютъ на небеси. Земная Церковь спѣшитъ присоединиться къ лику ангельскихъ голосовъ и взываетъ: и насъ на земли стодоби чистымъ сердцемъ Тебе славити.

    19 Апрель 2017 читать далее


  • ПАСХА ХРИСТОВА ВО ВРЕМЯ ГОНЕНИЯ НА ВЕРУ В СССР.

    Aрхиеп.Илaрион Троицкий (седьмой слевa) среди aрхипaстырей и клириков в Соловецком лaгере особого назначения.

    I.

    СОЛОВЕЦКАЯ ПАСХАЛЬНАЯ ЗАУТРЕНЯ 1926 ГОДА.

    А нашу-то заутреню соловецкую помните?

    Еще бы я не вспомнил ее, эту единственную разрешенную на Соловках заутреню в ветхой кладбищенской церкви. Помню и то, чего не знает мой случайный собеседник.

    Я работал тогда уже не на плотах, а в театре, издательстве и музее. По этой последней работе и попал в самый клубок подготовки. Владыка Илларион добился от Эйхманса разрешения на службу для всех заключенных, а не только для церковников. Уговорил начальника лагеря дать на эту ночь древние хоругви; кресты и чаши из музея, но об облачениях забыл. Идти и просить второй раз было уже невозможно.

    Но мы не пали духом. В музей был срочно вызван знаменитый взломщик, наш друг Володя Бедрут. Неистощимый в своих словесных фельетонах Глубоковский отвлекал ими директора музея Ваську Иванова в дальней комнате, а в это время Бедрут оперировал с отмычками, добывая из сундуков и витрин древние драгоценные облачения, среди них – епитрахиль митрополита Филарета Колычева. Утром всё было тем же порядком возвращено на место.

    Эта заутреня неповторима. Десятки епископов возглавляли крестный ход. Невиданными цветами Святой ночи горели древние светильники, и в их сиянии блистали стяги с Ликом Спасителя и Пречистой Его Матери.

    17 Апрель 2017 читать далее


  • Пасха въ царской допетровской Москвѣ

    Торжественный день Свѣтлаго Воскресенія Христова, всегда и вездѣ великій и радостный, старая Москва встрѣчала и проводила съ особымъ великолѣпіемъ. Патріаршее служеніе и выходы царскіе придавали ему еще больше торжественности и блеска.

    Въ навечеріи Свѣтлаго праздника государь слушалъ полунощницу у себя во дворцѣ, въ особой комнатѣ, которая извѣстна подъ именемъ престольной. Въ этой же комнатѣ, по окончаніи полунощницы, совершался обрядъ царскаго лицезрѣнія. Всѣ высшіе дворовые и служилые чины допускались сюда ударить челомъ царю и „видѣть его государя пресвѣтлыя очи", что принималось какъ высшее пожалованіе за вѣрную службу. Чиновники, меньшихъ разрядовъ допускались по особенному соизволенію царя, по выбору, и входили въ комнату по распоряженію одного изъ ближнихъ людей, обыкновенно стольника, который въ то время стоялъ въ комнатѣ у крюка и впускалъ ихъ по списку, по два человѣка. Низшіе разряды служилыхъ людей совсѣмъ не допускались въ комнату, а жаловались лицезрѣніемъ государя во время пути его въ Успенскій соборъ.

    17 Апрель 2017 читать далее