• СВТ. НЕКТАРИЙ ЭГИНСКИЙ ОБ ИМЕНАХ БОЖИИХ

    Предлагаем нашим боголюбезным читателям познакомится с русским переводом труда свт. Нектария (Кефаласа) митрополита Пентапольского, Эгинского Чудотворца – Христология или о божественном характере и деле Спасителя нашего Иисуса Христа и об исполнении пророчеств в божественном Его Лице. Изданный в 1900 году в Афинах. Книга свт. Нектария, в которой рассматривается вопрос и об именах Божиих, более, чем на 10 лет предваряет разгоревшийся на русском Афоне спор об Имени Божием. – Ред.

    Имя “Сын Человеческий” есть имя, через которое человечеству благовествовался будущий Спаситель и Избавитель (Ч. I. Гл. 1. § 2)

    Выражение “Сын Человеческий”, которое Господь как пере­фразированное предназначение своего Лица употреблял всякий раз, когда говорил о Себе, есть имя, через которое человечеству благовествовался будущий Спаситель и Избавитель его.

    По всему видно, что Ветхое Писание, защищало это мнение. В Бытии сообщается, что Бог, проклиная змия, причину падения человека, предвозвестил ему, что семя жены сотрет главу его, сказав: “Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем тоя: той твою блюсти будет главу, и ты блюсти будеши его пяту” (Быт. 3,15). Это проклятие змия все иже от Адама рассматривали как евангелие к человечеству. Че­ловеческий род, приняв это благовествование, ожидал семя жены, Сына жены, без сомнения Сына человеческого. Еврейское слово, Ζαρά, которое семьдесят толковников перевели буквально семя (σπέρμα), понимается в Святом Писании всякий раз, если не всегда, как Сын. Анна, мать пророка Самуила, просившая у Бога сына, использовала слово Ζαρά, но как женщина, имевшая суп­руга, прибавляла слово аνаσίμ (Ζαρά νаσίμ) = семя мужа, или сына мужа.

    03 Июнь 2017 читать далее


  • Забытые страницы русского имяславия. Сборник документов и публикаций по афонским событиям 1910—1913 гг. и движению имяславия в 1910-1918 гг., М. 2001.

    Забытые страницы русского имяславия. Сборник документов и публикаций по афонским событиям 1910—1913 гг. и движению имяславия в 1910-1918 гг. Сост. А.М. Хитров, О.Л.Соломина, М. 2001, 528 стр.

    Книга полностью выложена здесь >>> (PDF)

    Сборник представляет собой собрание самых разнородных документов, расположенных в хронологическом порядке (1910-1918), включая тоже малоизвестные архивные документы и публикаций. Здесь представлены официальные акты Священного Синода (1913-1916), Патриаршего Синода (1918), личные записки Николая II, частная переписка обеих сторон конфликта, газетные статьи и многое другое. Основной принцип подачи материала - полное отсутствие комментариев. За исключением вступительной статьи, текстологических помет и справочного аппарата, книга не содержит никаких оценок, предоставляя слово самим участникам событий.

    26 Декабрь 2016 читать далее


  • Совместное заявление архиереев РПЦЗ/ПРЦ

    «Как бы убедительно ни доказывалась ложь имебожнического учения, творцы ереси будут смотреть на все доказательства лишь как на досадное препятствие для торжества их учения, которое нужно устранить во что бы то ни стало, хотя бы для этого пришлось употребить ложь, подлог, интриги и т.д.»

    Святой Исповедник Никон (Рождественский).

    Слова исповедника Божия оказались пророческими, ибо ложь и подлог имябожников проявились даже по отношению к самим словам святого. До сих пор еретичествующие пытаются доказывать, что св. Никон призывал устранить их учение, употребляя «ложь, подлог, интриги и т.д.», хотя беспристрастному читателю сразу становится понятен смысл высказывания святого.

    Ложь имябожников проявилась и по отношению к Первоиерарху РПЦЗ/ПРЦ Митрополиту Филарету, который с их слов якобы необоснованно обвинил вл. Мартина (и всех иже с ним) в ереси имябожничества. Однако факты говорят сами за себя. Сторонники ереси в своем «открытом письме» от 3 декабря 2016 года только подтвердили обоснованность Указа Первоиерарха. Они в своих обвинениях противоречат сами себе – с одной стороны говорят, что «Первоиерарх заявляет как о еретике о своём собрате архиерее (архиеп. Мартине), нисколько не потрудившись разобраться в деле», а с другой стороны имябожники, отстаивая свое учение в этом же обращении, еще больше подтверждают принадлежность вл. Мартина и свою к лжеучению, которое осуждено Церковью.

    07 Декабрь 2016 читать далее


  • Имяславцам - (краткое разъяснение их положения в этой кратковременной и быстротекущей жизни).

    Краеугольный камень вашего учения заключается в утверждении, что "имя Бога и есть Сам Бог".

    Поскольку вы в своем относительно новом учении пытаетесь обосновать это утверждения выдержками из цитат свв. отцов Церкви (впрочем как всегда вырывая их из контекста их учения!), то вам приходится не только доказывать это утвержение на основе этих отрывков, но и обходить большие препятствия, как например Догмат об иконопочитании. Вы его очень тщательно обходите, так как против Догмата не выступишь! Ведь это основа веры! Догмат поучает почитать иконы (образы) "почитательным поклонением не истинным, по вере вашей, Богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству..." Другими словами поклонение подобает первообразу только!

    Поскольку икона - это изображаемый символ(образ), то совершенно ясно, что к вербальному символу (например имени Бога) подабает такое же отношение. Ведь у Бога имен много! Он многоименен, так же как и изображений Его существует множество. Но "Нет ни одного имени, которое обозначает все естество Божие" - пишет Св. Василий Великий против еретика Евномия. Я совсем не расчитываю, что вы прислушаетесь к этим словам, т.к. для вас характерно нечеловеческое упорство и вы снова и снова будете доказывать свою "истину". Но может люди, которых вы вводите тв заблуждение своими мудрованиями прочитают эти строки и поймут в чем их обманывают.

    04 Декабрь 2016 читать далее


  • Епископ Каменск-Уральский и Сибирский Евгений о спорах с имябожниками

    Темы, затронутые в дискуссиях по имябожеству и паламизму (нетварным энергиям) предполагают глубокую осведомлённость в двух областях (непременно в обеих): культуры мышления (философии) и практики духовной работы (в православии это практика умного делания, исихазма). Совсем не случайно святые отцы, причастные к формулированию догматических положений, были знатоками эллинской мудрости, и, одновременно, великими практиками исихии – отцы каппадокийцы и Иоанн Златоуст, Максим Исповедник и Иоанн Дамаскин, Симеон Новый Богослов, Григорий Синаит и Григорий Палама.

    Но и они не дерзали вступать в область высокого богословия без крайней необходимости: останавливать людей, одержимых бесовским желанием утвердить истины, либо исподволь, либо даже и явно, раздирающие Церковь, разрушающие самые основы христианского вероучения.

    Наш Архиерейский Собор в сентябре 2016 года, признавая, что у нас сейчас нет ни сил, ни возможностей к ведению богословских дискуссий, предложил заключить своего рода мораторий на тему имябожия - имяславия.

    Вместо этого есть у нас насущная необходимость:

    02 Декабрь 2016 читать далее


  • Святое Православіе и именобожническая ересь. Въ трехъ частяхъ. Харьковъ, 1916.

    Книга полностью выложена здесь >>> (PDF) или на сайте Национальной электронной библиотеки >>> (LINK)

    ОГЛАВЛЕНІЕ.

    Часть 1-я (догматическая)

    Рецензія на сочиненіе схимонаха о. Иларіона, называемое «На горахъ Кавказа»……1

    Отзывъ о статьѣ Святогорца «О почитаніи имени Божія»….17

    Письмо почтеннаго старца-грека къ русскому духовнику-іеросхимонаху….24

    Еще о книгѣ «На горахъ Кавказа»….26

    Письмо автора книги «На горахъ Кавказа» схимонаха Иларіона на Аѳонъ къ духовнику-іеросхимонаху о. Н…..28

    Грамота на Аѳонъ вселенскаго патріарха Іоакима ІІІ, осудившая учение книги «На горахъ Кавказа»….29

    Посланіе монастыря Ватопеда въ Андреевскій скитъ по поводу новоявленной ереси и безпорядковъ въ скиту….30

    Рѣшеніе аѳонскаго Кинота по дѣлу о новой ереси и бунтѣ въ Андреевскомъ скиту…..31

    Грамота на св. Аѳонъ новаго вселенскаго патріарха Германа V…..32

    Отзывъ Халкинской богословской школы объ ученіи имябожниковъ….33

    Грамота на Аѳонъ вселенскаго патріарха Германа V…..37

    Посланіе Святѣйшаго Всероссійскаго Синода по поводу новоявленнаго ученія книги «На горахъ Кавказа»….39

    Великое искушеніе около святѣйшаго имени Божія….50

    О новомъ лжеученіи, обоготворяющемъ имена и объ «Апологіи» Антонія Булатовича….78

    Аѳонская смута….101

    Какъ учитъ св. Церковь объ именахъ Божіиъ…..149

    Судъ аѳонскихъ старцевъ надъ имебожниками….151

    Письмо Аѳонскаго Кинота настоятелю Пантелеймоновскаго монастыря…..152

    Опредѣленіе Святѣйшаго Синода о пересмотрѣ рѣешенія относительно имебожниковъ…..153

    Форма обѣщанія для возвращающихся къ ученію православной Церкви имебожниковъ….161

    Отвѣтное Посланіе Константинопольскаго Патріарха Германа Святѣйшему Синоду….161

    01 Декабрь 2016 читать далее


  • Священномученикъ Никонъ (Рождественскій) - Имебожная ересь предъ судомъ святыхъ отцевъ [Мои дневники, Выпускъ V, 1914. (Изъ Троицкаго Слова, № 207)]

     

    30 Ноябрь 2016 читать далее