• Обычай отворять царскія врата при трудныхъ родахъ.

    Обычай отворять царскія врата при трудныхъ родахъ.

    Въ руководствѣ для сельскихъ пастырей, за 1872 годъ въ № 2-мъ, помѣщена статья: «объ обычаѣ отворять царскія врата при трудныхъ родяхъ», писанная по вопросу, возбужденному однимъ молодымъ священникомъ, желавшимъ знать смыслъ и правильность означеннаго дѣйствія. Авторъ статьи господинъ К. М-овъ, разбирая означенный обычай, выводитъ оный изъ языческихъ вѣрованій, имѣющихъ начало въ древнихъ миѳологическихъ представленіяхъ, и посему не совѣтуетъ пастырямъ Церкви удовлетворять требованіямъ отверстія царскихъ вратъ, какъ возникшимъ изъ почвы темныхъ преданій, унаслѣдованныхъ отъ языческой старины, и являющихся только подъ покровомъ христіанскимъ.

    Не входя въ разборъ означенной статьи, мы считаемъ не безполезнымъ изложить свой взглядъ на вопросъ рѣшенный отрицательно г. К. М-овымъ, о томъ, предосудительно ли удовлетворять требованіямъ прихожанъ отворять царскія врата при трудныхъ родахъ?

    13 октября 2018 читать далее


  • Свв. муч. Вѣра, Надежда, Любовь и матерь ихъ Софія. (О томъ, какъ воспитывали и учили своихъ дѣтей древніе христіане).

    Эта икона была поднесена наследнику Алексею Николаевичу в день его рождения, 30 июля 1904 года; икону поместили в спальне цесаревича в Александровском дворце. На обороте доски текст: «На прославление Дня рождения дорогого наследника престола цесаревича и великого князя Алексея Николаевича 30 июля 1904 года преподносится сия икона крестьянкой, вознося молитвы Господу Богу и прося всех лучших благ и всякого земного благополучия и небесного спасения и доброго здравия на премногие многие лета. Верноподданная монархистка Надежда Шестакова Вологодской губернии Тотьминского уезда Чучковской волости деревни Мазовки». – Ред.

     

    I. Свв. муч. Софія и три дочери ея: Вѣра, Надежда и Любовь пострадали въ Римѣ, въ царствовавіе Адріана во II вѣкѣ. Во время гоненія на христіанъ въ 137 г. была потребована на судъ и Софія, благочестивая вдова, съ дочерьми своими Вѣрою, Надеждою и Любовію, изъ которыхъ старшей было 12 лѣтъ, а меньшой только 9.

    29 сентября 2018 читать далее


  • Святитель Филарет (Вознесенский) – Христианская семья. Взаимные отношения мужа и жены, родителей и детей.

    Святитель Филарет (Вознесенский) – Христианская семья. Взаимные отношения мужа и жены, родителей и детей.

    Основная задача христианства – научить людей жить по воле Божией, дабы чрез это привести их к вечному блаженству. Напрасно некоторые хотят свести христианство только к узко-обособленной сфере религиозных переживаний. Нет, христианство – жизнь, христианство – новая печать на всех жизненных отношениях людей. И влияние его на жизнь бесспорно и несомненно для всякого беспристрастного человека.Достаточно указать на то, что хотя в наше время жизнь и поведение людей на земле далеко отошли от христианских идеалов, однако же понятия и взгляды их сформировались по типу христианскому. У лучших, искренних служителей науки и искусства труды и творения носят на себе явно христианский отпечаток. О христианском браке Слово Божие говорит: «будете два в плоть едину» (Мф. 19,5) – т. е. в нем двое составляют как бы один организм, одну общую жизнь. Жена-христианка прежде всего думает о муже, а потом уже о себе. Точно так же и муж сначала позаботиться о жене, а потом уже о себе. И такой христианский супружеский союз Господь закрепил своим Божественным словом: «еже убо Бог сочета, человек да не разлучает…» (Мф. 19,6).

    И замечательно, что в таком христианском браке любовь мужа и жены имеет тот же бескорыстный, самоотверженный характер, каким вообще отличается истинно христианская любовь.

    08 мая 2018 читать далее


  • Проф. С. Троицкій – О бракѣ, какъ таинствѣ.

    Проф. С. Троицкій – О бракѣ, какъ таинствѣ.

    В последнее время стали модными различные искажения брака, среди которых и т.н. свингеры (обмен супружеских пар партнерами) – явление опасное тем, что оно претендует на сохранение целости брака, поскольку измена якобы происходит при согласии, под контролем и при участии обоих супругов. На Западе это движение имеет уже большое количество поклонников, объединившихся в глобальную огранизацию. Здесь можно говорить о глобальном движении Содома и Гоморры, т. к. подобными актами занимались и жители этих Богом проклятых и истребленных городов. «Супруги-свингеры» забывают предостережение Апостола Павла: «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Евр. 13, 14). К сожелению, это движение начало появляться и на Востоке, в частности в России, и набирает все больше поклонников среди молодых поколений, тем самым угорожая русскому народу – «Вспоминайте жену Лотову» (Лк. 17, 32).

    Наша редакция, обеспокоенная масштабом этого движения и молчанием иерархий Поместных Церквей, предлагает уважаемым читателям познакомиться с малоизвестной статьей одного из выдающихся церковных канонистов русского зарубежья, в которой изложено древнее и общецерковное учение о присутствии брака во всем человечестве. Редакцией сохранена орфография оргинала, внесены некотоыре поправки в явных опечатках, а также добавлены дополнения в примечания. – Ред.

    07 мая 2018 читать далее


  • Священномученик Павел, еп. Старобельский (Кратиров) - По поводу недоумений, касающихся Таинства брака.

    Священномученик Павел, еп. Старобельский (Кратиров) - По поводу недоумений, касающихся Таинства брака.

    Оживленные и продолжительные споры, поднятые недавно в «религиозно-философском обществе» по поводу. христианского учения о Таинстве брака, и те различные взгляды, которые высказывались здесь сторонниками и защитниками различных взглядов на этот предмет, свидетельствуют о двух несомненных фактах: 1) о том, что поднятый вопрос не есть вопрос праздный и случайный, а существенно важный по своей нравственно-практической значимости для христианина, и 2) что в сознании верующего христианина не могут совместно уложиться два, по-видимому, исключающие друг друга учения Церкви – о брачной жизни, освящаемой благодатию Божию в особом Таинстве, с одной стороны, и о совершенном девстве, о господстве духовной природы над чувственною, как конечной цели человеческой жизни, с другой. Современность и важность затронутого вопроса побуждает нас способствовать уяснению его в меру нашего понимания. Мы не берем на себя задачи ответить на все возникавшие и могущие возникнуть недоумения, касающиеся этого предмета. Целью настоящей статьи поставляем – уяснить брачный союз мужчины и женщины с точки зрения целостного христианского мировоззрения и дать ответ на те только вопросы, которые имеют в глазах наших особенно важное значение.

    02 мая 2018 читать далее


  • ПОДМЕНА ПАСХИ РОЖДЕСТВОМ – НРАВСТВЕННОЕ ПОСЛЕДСТВИЕ ВСЕХ ЕРЕСЕЙ ЗАПАДА. Слово на Пасху 1983 г. Архиепископа Виталия (Устинова).

    ПОДМЕНА ПАСХИ РОЖДЕСТВОМ – НРАВСТВЕННОЕ ПОСЛЕДСТВИЕ ВСЕХ ЕРЕСЕЙ ЗАПАДА. Слово на Пасху 1983 г. Архиепископа Виталия (Устинова).

    Христос Воскресе!

    Пасха Христова есть конечная цель Божьего домостроительства, осуществление всех пророчеств, всего священного Писания.

    Апостолы Христовы вышли на всемирную проповедь о Воскресении Христовом и этой проповедью покорили языческий мир. Из Гроба Господня вместе с Воскресшим Господом вышла вся наша вера и все наше богослужение, ибо по слову апостола Павла: «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и наша вера» (1 Кор. 14). Без Воскресения Христова вообще не может быть никакого христианства. Воскресение Христово было бы недостаточным назвать догматом, это догмат всех догматов. Как в океан устремляются все ручьи, речки и реки, так к Пасхе, к Воскресению Христову стремится все учение христианское и в нем завершается.

    12 апреля 2018 читать далее


  • П. П. Бутурлинъ, О времени празднованія Пасхи по счисленію Юліанскаго и Григоріанскаго календаря.

    Пасхалия - центр Юлианского календаря

    Намъ часто случалось слышать слѣдующій вопросъ: «если, въ настоящемъ столѣтіи, числа юліанскаго календаря отстаютъ отъ чиселъ григоріанскаго 12-ю днями, то отчего празднованія св. пасхи, по этимъ двумъ календарямъ, иногда совпадаютъ въ одинъ день, а иногда пасха по юліанскому календарю бываетъ позже пасхи по календарю григоріанскому 7-ю, 28-ю и даже 35-ю днями?»

    Задающіе такой вопросъ не знаютъ, или забыли, что григоріанское преобразованіе календаря состояло не только въ увеличеніи чиселъ юліанскихъ нѣсколькими днями, для приведенія навсегда весенняго равноденствія на 21-е марта, какъ оно было во времена I Никейскаго собора; но кромѣ того, оно измѣнило и начала, по которымъ опредѣлялось число новолунія.

    Для яснаго рѣшенія этаго вопроса, мы считаемъ нужнымъ представить прежде нѣсколько понятій о ветхозавѣтной пасхѣ у іудеевъ, потомъ христіанской пасхѣ по юліанскому календарю, и наконецъ о преобразованіи календаря папою Григоріемъ XIII.

    07 апреля 2018 читать далее