• Свт. Архіеп. Аверкій (Таушевъ) – О Таинствѣ Покаянія (Вступительный докладъ на Пастырскомъ Совѣщаніи 1958 г.).

    Свт. Архіеп. Аверкій (Таушевъ) – О Таинствѣ Покаянія (Вступительный докладъ на Пастырскомъ Совѣщаніи 1958 г.).

    Согласно опредѣленію нашего Катихизиса, «Покаяніе есть Таинство, въ которомъ исповѣдующій грѣхи свои, при видимомъ изъявленіи прощенія отъ священника, невидимо разрѣшается отъ грѣховъ Самимъ Іисусомъ Христомъ».

    Это Таинство ведетъ свое начало отъ временъ, еще предшествовавшихъ выходу Господа Іисуса Христа на общественное служеніе человѣческому роду. Приходившіе къ Іоанну Крестителю, который «проповѣдывалъ крещеніе покаянія въ отпущеніе грѣховъ, исповѣдывали грѣхи своя» (Марк. 1, 4-5). Окончательно же это христіанское Таинство установлено было Господомъ Іисусомъ Христомъ. Еще во время Своей земной жизни, до Своихъ крестныхъ страданій, Онъ обѣщалъ Своимъ Апостоламъ даровать власть отпущенія грѣховъ: «Елика аще свяжете на земли, будутъ связана на небеси; и елика аще разрѣшите на земли, будутъ разрѣшена на небесѣхъ» (Матѳ. 18, 18). По Своемъ же воскресеніи Господь Іисусъ Христосъ дѣйствительно даровалъ Апостоламъ эту власть, когда, явившись имъ, Онъ дунулъ и сказалъ: «Пріимите Духъ Святъ: имже отпустите грѣхи, отпустятся имъ: и имже держите, держатся» (Іоан. 20, 22-23).

    Для чего нужно это Таинство, если увѣровавшій во Христа и крещеный «во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа», какъ мы знаемъ изъ того же Катихизиса, «умираетъ для жизни плотской, грѣховной, и возраждается отъ Духа Святаго въ жизнь духовную, святую»?

    10 December 2019 читать далее


  • Святитель архіеп. Аверкій (Таушевъ) – Какъ пріобрѣтается евангельская любовь и почему ея нѣтъ въ современномъ обществѣ?

    Святитель архіеп. Аверкій (Таушевъ) – Какъ пріобрѣтается евангельская любовь и почему  ея нѣтъ въ современномъ обществѣ?

    Изъ цикла бесѣдъ на тему: «Современность и духовная жизнь».

    «Сынъ Человѣческій пришедъ найдеть ли вѣру на землѣ?»

    (Лук. 18. 8.)

    «И, по причинѣ умноженія беззаконія, во многихъ охладѣетъ любовь»

    (Матѳ. 24,12.)

    Современный міръ погибаетъ отъ оскудѣнія любви. Единственная сила, которая могла бы спасти погибающій міръ – это евангельская любовь. Но какъ пріобрѣтается евангельская любовь и почему ея нѣтъ въ современномъ обществѣ? Отвѣтъ на эти вопросы даетъ намъ Слово Божіе и творенія великихъ наставниковъ духовной жизни, которые самою жизнью своею засвидѣтельствовали, что они путемъ долгихъ подвижническихъ трудовъ стяжали эту любовь евангельскую, а потому и намъ были вправѣ оставить указанія пути, которымъ эта любовь пріобрѣтается. Къ сожалѣнію, ни Слово Божіе, ни эти дивныя творенія вдохновенныхъ подвижниковъ вь наше время большинствомъ людей, называющихъ себя «христіанами», не читаются, ибо интересы ихъ направлены совсѣмъ въ другую сторону. Удивительно ли послѣ этого, что весь міръ въ ХХ-омъ вѣкѣ, отъ котораго ожидали столько благъ для человѣчества, зашелъ въ непроходимый нравственный тупикъ и стоитъ буквально на краю страшной пропасти, готовой поглотить его?!

    08 December 2019 читать далее


  • Свт. Іоаннъ (Максимовичъ), архіеп. Санъ-Францисскій – Почему съ молитвами Животворящему Кресту соединяются молитвы о царяхъ?

    Свт. Іоаннъ (Максимовичъ), архіеп. Санъ-Францисскій – Почему съ молитвами Животворящему Кресту соединяются молитвы о царяхъ?

    Перед установкой крестов на Новый собор в Сан-Франциско

    Крестъ Господень, какъ орудіе нашего спасенія, сталъ почитаться христіанами еще во времена апостольскія. Однако, во время гоненія христіанъ, почитаніе его могло быть только тайнымъ. «Христосъ распятый» для іудеевъ былъ соблазномъ, для язычниковъ безуміемъ. Посему христіане не высказывали открыто своего почитанія креста, чтобы не подвергать его издѣвательствамъ. Они скрывали изображеніе креста или изображали крестъ такъ, чтобы язычники не могли догадаться, что данный рисунокъ прикровенно изображаетъ крестъ.

    27 September 2019 читать далее


  • Архиепископ Аверкий (Таушев) – О значении епископского звания и собора епископов (К предстоящему Архиерейскому Собору 1956 г.).

    Архиепископ Аверкий (Таушев) – О значении епископского звания и собора епископов (К предстоящему Архиерейскому Собору 1956 г.).

    В неделю 14-ую по Пятидесятнице, совпадающую в нынешнем году с днем памяти свв. мучениц, Веры, Надежды, Любви и матери их Софии – 17/30 сентября сего года намечен созыв Архиерейского Собора Русской Православной Церкви заграницей, который должен открыться торжественным богослужением, при участии всех съехавшихся на Собор Архиереев, как предположено, в Новой Коренной Пустыни в Магопаке.

    Это, если Бог благословит, будет уже третий по счету Архиерейский Собор на территории Соединенных Штатов Америки. Первые два созывались в 1950 и 1953 годах.

    Каково значение Архиерейских Соборов? И для чего нужно их созывать?

    К сожалению, в наше время – время крайнего оскудения подлинного церковного сознания – многие этого не понимают.

    07 September 2019 читать далее


  • Архиепископ Аверкий (Таушев) – «ВТОРЫЙ ПРЕДТЕЧА ПРИШЕСТВИЯ ХРИСТОВА» (св. пророк Илия).

    Икона св. пророка Ильи, написана в Русской Зарубежной Церкви в 1991 г., в память Архиерейского Собора 1983 г., анафематствовавшего ересь экуменизма (см. памятную надпись внизу этой иконы).

     

    «Во плоти ангел, пророков основание, вторый предтеча пришествия Христова» … такими словами Святая Церковь прославляет великого ветхозаветного праведника, жившего еще эа 900 лет до Рождества Христова – святого славного пророка Божия Илию, который необычайно-строгой подвижнической жизнью соею походил скорее на Ангела, чем на человека.

    Но почему Святая Церковь именует его «вторым предтечей пришествия Христова»?

    Потому, что как перед первым пришествием Христовым в мире явился сначала святой Иоанн Креститель «духом и силою Илииною» (Лк.1,17), так перед вторым пришествием Христовым явится на земле сам пророк Илия (см. Малах. 4, 5), который, как мы знаем, не умер, но был вознесен на небо живым, с плотью своею, на огненной колеснице (см. 4 Царств 2, 11).

    01 August 2019 читать далее


  • Архіепископъ Аверкій (Таушев) – Покровъ Божіей Матери надъ Россіею.

    Архіепископъ Аверкій (Таушев) – Покровъ Божіей Матери надъ Россіею.

    «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго,

    за всѣхъ молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего,

    и всѣмъ твориши спастися, въ державный Твой Покровъ прибѣгающимъ...»

    (Изъ тропаря Казанской Божіей Матери.)

    О, какъ мало осталось нынѣ православныхъ русскихъ людей, которые знаютъ сколь безчисленныя благодѣянія излила Пречистая Матерь Божія на Россію въ теченіе Ея тысячелѣтней исторіи! И въ частности — всѣ ли теперь чествуютъ, какъ должно, одну изъ величайшихъ святынь Русской Земли — чудотворную икону Казанской Божіей Матери, явленіе которой празднуется 8 іюля по ст. ст., а осенью 22 октября ст. ст. вновь чествуется эта великая наша національная святыня въ связи съ поистинѣ чудеснымъ спасеніемъ Россійскаго государства отъ ожидавшей его окончательной, казалось уже, гибели въ 1612 году, по усерднымъ молитвамъ вѣрующихъ русскихъ людей передъ этой нашей святыней, сопровождавшей ополченіе князя Пожарскаго, въ эпоху такъ называемаго Смутнаго Времени?

    20 July 2019 читать далее


  • Архіепископъ Аверкій (Таушевъ) – Сознаемъ ли мы себя блудными сынами?

    Архіепископъ Аверкій (Таушевъ) – Сознаемъ ли мы себя блудными сынами?

     

    Вотъ и вновь мы въ преддверіи Великаго поста, и св. Церковь, какъ наша заботливая мать, начинаетъ постепенно, исподволь готовить насъ къ нему. Еще въ прошлый воскресный день начали пѣть наканунѣ за всенощнымъ бдѣніемъ умиляющее и глубоко трогающее наши души пѣснопѣніе: «Покаянія отверзи ми двери, Жизнодавче!..» А за литургіей читалась евангельская притча о мытарѣ и фарисеѣ, въ которой Самъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ высказалъ похвалу мытарю за его искреннее смиреніе и одновременно — осужденіе гордому фарисею за его самомнѣніе и самопревозношеніе. Этой притчей св. Церковь желала внушить намъ: «Фарисеева убѣжимъ высокоглаголанія, и мытаревѣ научимся высотѣ глаголъ смиренныхъ, покаяніемъ взывающе: Спасе міра, очисти рабы Твоя!» (Кондакъ недѣли Мытаря и фарисея), то-есть: если мы дѣйствительно хотимъ по-настоящему каяться въ своихъ грѣхахъ предстоящимъ Великимъ постомъ, то мы должны подражать въ своей внутренней настроенности не гордящемуся своими заслугами фарисею, а смиренному мытарю, глубоко сознающему всю тяжесть своихъ грѣховъ и искренно кающемуся въ нихъ, сокрушающемуся о нихъ и сознающему свое глубокое недостоинство даже очей возвести на небо (Лук. 18, 13).

    «Боже, милостивъ буди мнѣ, грѣшнику!» — вотъ о чемъ онъ только молился, нисколько не помышляя о какихъ-либо своихъ заслугахъ и, тѣмъ болѣе, не перечисляя ихъ и не возвышая себя надъ другими людьми, какъ это дѣлалъ въ своей надменной молитвѣ фарисей.

    23 February 2019 читать далее