• Свящмуч. Архиеп. Никон (Рождественский) - В утешение многоскорбным подвижницам любви (Ко дню Св.Жен-Мироносиц)

    Свящмуч. Архиеп. Никон (Рождественский) - В утешение многоскорбным подвижницам любви (Ко дню Св.Жен-Мироносиц)

    Августейшие сестры милосердия

    — императрица Александра Федоровна, великие княжны Ольга Николаевна и Татиана Николаевна.

    Много крови льется на полях битв; еще больше льется слез по лицу родной земли. И собирают эти слезы Ангелы Божии, наши хранители бесплотные, и несут их, как дорогие жемчужины, к престолу Царя царей Господа Бога, и приемлет их Господь как жертву чистую, благоуханную, от любящих сердец приносимую во искупление и очищение многих грехов много пред Богом согрешившей Руси, когда-то святой. О, Господи, Боже милосердый! Да будут эта слезы купелью, очищающею наши сердца, загрубевшие в нерадении и духовном разленении!

    22 Апрель 2018 читать далее


  • ВРАТА АДА.

    ВРАТА АДА.

    Воскресший Христос попирающий дьявола и сокрушающий врата адова.

    Фреска из церкви Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Мельник (Подляское воеводство, восточная Польша), сделанная в 1994 г. Александром Соколовым из Москвы.

    «Создам Церковь Мою,

    и врата ада не одолеют ее»

    (Матф. 16, 18).

    Что это за врата ада, старающиеся одолеть Церковь? Некоторые подразумевают под ними гонителей, которые от древних веков и до нашего времени не раз поднимали бурю гонений и преследований с целью истребить с земли истинное христианство, сокрушить Христову Церковь. Но ведь гонители были люди, а тут врата... Что общего у человека со вратами? Если бы Христос подразумевал тут гонителей, то сказал бы как-нибудь иначе: враги Церкви, служители ада, служители сатаны, а никак не врата. Другие под вратами ада подразумевают жителей ада – демонов и их князя. Но и в этом случае Христос сказал бы как-нибудь по другому: силы ада, князь мира сего, князь адской бездны, а не врата. СЛОВО «ВРАТА» ИМЕЕТ СОВЕРШЕННО ОПРЕДЕЛЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ: ЭТО ПРОХОД, ИЛИ ДВЕРЬ, ЧЕРЕЗ КОТОРУЮ ВХОДЯТ В АД. И думается нам, что врата ада, это те же широкие врата, про которые говорится в другом месте Евангелия. Они стоят против врат узких, вводящих в Царствие Божие, и оттягивают к себе подавляющее большинство людей. Постараемся же уяснить себе, что такое – врата узкие, и что такое – врата широкие.

    12 Апрель 2018 читать далее


  • Новомученик Евгений Поселянин - Благовещение и Крест.

    Новомученик Евгений Поселянин - Благовещение и Крест.

    В подавляющем большинстве случаев праздник Благовещения выпадает в дни Великого поста, но несмотря на то, особым постановлением Шестого Вселенского собора в этот праздник предписывается совершение полной Божественной литургии. Праздник Благовещения оказывается как бы выше поста, ибо мы в этот день вместе с Церковью архангельским гласом возвещаем о вочеловечении Бога: «Сын Божий – сын Девы бывает». Среди шедевров русской иконописи - икона «Страстное Благовещение» (XIX в.), в которой выражается одновременно тайна Воплощения Богочеловека и Искупления Ним падшего человечества. Перед Богоматерью стоит Архангел Гавриил, обхватив обеими руками большой восьмиконечный черный крест. Богоматерь стоит во весь рост и удерживает на руках Спасителя, Который отворачивается от видения. На иконе надпись читается: «Рече Богородица к Архангелу: "О Архангеле, уже прежде благовестил еси радость, егда зачати во утробе и породиши Сына, Его же царствию не будит конца, и ныне вижу тя крест держаще, утробою уязвляюся, вспоминая Симеоново пророчество". Отвещает Архангел и рече: "Подобает Сыну Человеческому много пострадать, и распятому быть, и в третий день воскреснути"». Н. П. Лихачев. Материалы для истории русского иконописания. Атлас снимков, Т. 1, Спб. 1906, табл. С. 11. № 264. — Ред.

    Как светел день Благовещения, как он любим! Это — начало весны в природе, это начало радости для человечества, дотоле, со дня грехопадения, знавшего одну только скорбь и уныние.

    Что представляется нам, когда говорят «Благовещение»?

    Представляются могучие, веселые волны половодья, земля, освобождающаяся от последнего снега, хлопотливо журчащие ручьи талой воды, солнце, уже ярко играющее на небе и в волне речного разлива, и в маленькой лужице, и ласково греющее землю, которая вся, с негой отдаваясь объятьям его лучей, воскресает для новой жизни и нового расцвета...

    Счастливая пора роста и надежд!

    06 Апрель 2018 читать далее


  • ИСТИНА.

    ИСТИНА.

    Христос перед Пилатом. Н.А. Кошелев. Конец XIX в.

    Евангеліе повѣствуетъ, что правитель Іудеи Пилатъ, услышавъ слова Спасителя, что царство Его не отъ міра сего (Іоан. 18, 36), что Онъ на то родился и на то пришелъ въ міръ, чтобы свидѣтельствовать объ ИСТИНѢ (ст. 37) и что «всякій, кто отъ истины», слушаетъ голоса Его, отвѣтилъ полувопросомъ, полуснисходительнымъ замѣчаніемъ (такъ, по крайней мѣрѣ, при изученіи этого мѣста Евангелія, звучатъ его слова): «что есть истина?», и, произнеся эти слова, не сталъ дожидаться дальнѣйшихъ объясненій, будучи, повидимому, напередъ совершенно увѣренъ, что удовлетворительнаго отвѣта на этотъ вопросъ дать невозможно; «и сказавъ это, опять вышелъ къ іудеямъ и сказалъ имъ: я никакой «вины не нахожу въ Немъ» (ст. 38).

    05 Апрель 2018 читать далее


  • Н. Парфенов – «Спасаяй, да спасет душу свою»

    А. А. Чернигин. Против течения 2009

    «Рече Господь притчу сию: уподобися царствие небесное человеку,

    сеявшему доброе семя на селе своем: спящим же человекомъ прииде враг его

    и всея плевелы посреде пшеницы и отъиде:

    Егда же прозябе трава и плод сотвори, тогда явишася и плевелие.

    Пришедше же раби господина, реша ему: Господи,

    не доброе ли семя сеял еси на селе твоем; откуду убо имать плевелы;

    Он же рече им: враг человек сие сотвори».

    И вот эти плевелы росли нередко не только при полном невнимании, а подчас и при легкомысленном попустительстве человека, но даже иногда и поливались им. Учитывая все это, враг был уверен, что его семена, разрастаясь, окажутся сильнее пшеницы и заглушат ее так, что она не только перестанет давать свои стократные плоды, но совсем зачахнет. Выживут, мол, и дадут должные плоды только немногие, особенно сильные корни, которые, мол, в удобное время, тоже можно будет вырвать из земли. И вот эти плевелы в наше время дали свои плоды, заглушая жизнедательную пшеницу и разливая над широким полем жизни не животворный аромат полного живительных сил зерна, а свой дурманящий, с ума сводящий запах, вносящий в жизнь новые веяния, новые понятия, новые верования, новые слова...

    Несколько лет тому назад словарь наш обогатился новыми словами: Экуменизм и Апостасия, или что тоже Отступление. Под знаком этого Отступления, под знаком Апостасии и протекает наша историческая эпоха.

    26 Январь 2018 читать далее


  • ЧТО ЕСТЬ ИСТИНА. (Новогодняя беседа Преосвященнейшего Макария, епископа Томского).

    Внимательные к течению умственной жизни среди образованных людей настоящего времени не могут не заметить, между другими явлениями, чрезвычайного напряжения любомудрствующего ума человеческого в искании истины, и, как последствие этого, замечается также, что с исканием истины соединяется у некоторых желание «переоценки ценностей».

    Римский правитель, вопросивший Христа: «Что есть истина» (Иоан. 18, 38), – не захотел дождаться ответа на этот вопрос, потому что не надеялся услышать его от Учителя Иудейского, стоявшего тогда пред ним в узах, и притом получить от Него ответ на такой вопрос, который не могли разрешить мудрецы востока и запада. И современный мир, тот мир, который во зле лежит, не хочет принять этой истины, потому что она положена там, откуда ему получать ее не хочется, именно – истина предана Церкви, которая есть столп-башня, недоступная и несокрушимая, охраняющая вверенную ей истину. Но на эту хранительницу истины осуетившийся мир смотрит такими же очами недоверия и уничижения, какими смотрел Пилат на Божественную Истину, представшую пред ним в виде Узника, Которого он судил и осудил на распятие, не предполагая возможности воскресения этой Истины и победы Ее над ложью.

    31 Декабрь 2017 читать далее


  • Слово Архиепископа Симона (Виноградова), Пекинскаго и Китайскаго (РПЦЗ) в праздник в честь святаго Николая Чудотворца.

    В настоящее время господствуеттакой взгляд, будто необходимо делать уступки окружающей обстановке и будто послабления себе — вопреки благочестивой строгости нравов — не есть грех.

    Это ложный, пагубный взгляд, противный Евангельскому учению, Господь всем сказал: будьте совершенны, как Отец ваш небесный совершен. (Мтф. 5, 48).

    Правда, Господь, отвечая вопрошавшему о делах, приводящих в вечную жизнь, сказал: если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твое и раздай нищим (Мтф. 19, 21). Но этот ответ Господа не означает, будто стремление к совершенству предоставляется на волю человека, а не есть обязанность каждаго.

    Тому человеку Господь сначала сказал: соблюдай заповеди, и только когда тот ответил, что соблюдает заповеди от юности своей, Господь прибавил: если хочешь быть совершенным, продай имение твое. То есть, для иных соблюдение заповедей есть совершенство, а тому человеку, как соблюдавшему заповеди, но имевшему пристрастие к богатству, для достижения совершенства необходимо было отрешиться от имения.

    18 Декабрь 2017 читать далее