• Архимандрит Тихон (Тихомиров) – Аскетизм, как основа русской культуры

    Речь будущего епископа Тихона (Тихомирова) была произнесена на годичном собрании Киевского православного религиозно-просветительного общества, 28 янв. 1915 г. Слово аскетизм происходит от греческого глагола "аскео" упражняюсь, стараюсь, занимаюсь. Есть несколько уточняющих друг друга определений аскетизма. Одно из них дал архимандрит Тихон (Тихомиров) в этой работе. Он выделяет два значения этого слова. 1) Аскетизм в широком смысле означает основной закон жизни христианина, определяющий его отношение к себе самому и помогающий ему путем постоянной борьбы с искушениями, происходящими от мира и плоти, побеждать с помощью Божией господствующие в нем страсти и наклонности, приобретать и развивать в себе силы для достижения нравственного христианского совершенства, для уподобления Христу. 2) Аскетизм в узком смысле означает известную форму жизни христианина в отречении от мира, внешних благ, собственности, от воли своей, от брака – ради всецелого посвящения себя на служение Богу. Это всем известная форма жизни – монашество. Кроме этого Архимандрит Тихон рассматривает в этой статьи немецкую культуру, в которой наиболее ярко отражалась культура всего западного общества, открывает более глубокую тему о противоположности двух миров – христианского Востока и антихристианской Европы, что делает эту работу весьма насущной и сегодня. – Ред.

    05 Июнь 2017 читать далее


  • «СМИРЕННЫЕ ВСЕГДА ВЕЛИКИ И СВЯТЫ». Слово прот. Родіона Путятина ВЪ ВЕЛИКІЙ ЧЕТВЕРТОКЪ.

    Омовение ног ученикам (Псковская икона, XVI век)

    «Аще убо Азъ умыхъ ваши нозѣ, Го­сподь и учитель,
    и вы должны есте другъ другу умывати нозѣ»

    (Іоан. 13,14).

    Не только Богъ, но и мы любимъ смиренныхъ людей; таково свойство смиренія, – оно невольно располагаетъ къ себѣ всякаго. Смиренныхъ людей любимъ, слушатели благочестивые, а сами смиряться предъ другими не любимъ; мы думаемъ, боимся, чтобы смиреніемъ не унизить себя; боимся, чтобъ не почли насъ людьми слабыми, малодушными, когда будемъ смиряться предъ другими.

    12 Апрель 2017 читать далее


  • Проф. И. М. Андреев - ОСНОВЫ ХРИСТИАНСКОЙ НРАВСТВЕННОСТИ

    Что такое нравственность? Нравственность есть деятельность (или поведение) человека, обусловленная его отношением к идее Высшего Добра и Высшего Блага. Идея Высшего Добра определяет путь (метод), а идея Высшего Блага — цель нравственной деятельности человека.

    Вопросами о том, что есть истинное Высшее Добро и что есть истинное Высшее Благо для отдельного человека и для всего человечества, занимаются философия и богословие. Этика есть философская наука о нравственности или так называемая нравственная философия. Нравственное же Богословие есть богословская (христианская) наука о нравственности.

    Нравственная философия и Нравственное Богословие исходят из различных начал и глубоко отличаются друг от друга методами своего исследования.

    Нравственная философия ищет неизвестные нормы нравственного поведения. Для нравственной философии нравственные нормы — искомое, неизвестное. Она ставит вопросы: Что такое нравственность? Возможно ли и должно ли устанавливать нормы для нравственного поведения? Абсолютны или относительны эти нормы? Как их узнать, установить, обосновать, доказать? Возможно ли создать систему этики? Должна ли этика быть автономной (самозаконной), как, например, этика Канта; или она должна быть гетерономной (т.е. основанной на других науках, напр., на биологии или социологии); или она должна быть теономной (т.е. религиозно-обоснованной)? Что такое Добро и Зло? Что есть Благо? Существуют ли и что собою представляют Высшее Добро и Высшее Благо? В чем цель и смысл жизни человека, человечества и всей Вселенной?

    23 Декабрь 2016 читать далее


  • Протопресвитеръ Михаилъ Помазанскій - ЖИЗНЬ (ВЪ ХРИСТІАНСКОМЪ МІРОПОНИМАНІИ)

    Протопресвитеръ Михаилъ Помазанскій - ЖИЗНЬ (ВЪ ХРИСТІАНСКОМЪ МІРОПОНИМАНІИ)

    «УТВЕРДИ ты въ умѣ и сердцѣ твоемъ ту истину, что невидимое играетъ первую роль во всемъ мірѣ, во всѣхъ существахъ, и когда невидимое оставляетъ извѣстное существо, это послѣднее теряетъ жизнь и разрушается, такъ что видимое въ существахъ составляетъ безъ невидимаго одну массу земли. Я и всѣ люди живемъ невидимымъ началомъ».

    Такъ наставляетъ приснопамятный о. Іоаннъ Кронштадт­скій (Моя жизнь во Христѣ, т. I, стр. 94).

    Наше общее жизненное міровоззрѣніе содержится въ од­номъ словѣ. Слово это —ХРИСТІАНСТВО.

    Безъ міровоззрѣнія человѣку мыслящему нельзя жить, ему нужно руководиться опредѣленной идеей въ своихъ поступкахъ, въ выборѣ жизненной дороги, въ своихъ отношеніяхъ съ людьми, во взглядахъ общественныхъ, соціальныхъ, въ укладѣ своей до­машней, семейной жизни, руководиться съ точки зрѣнія общаго пониманія.

    Христіанскому міровоззрѣнію антиподъ, полная противо­положность — матеріализмъ, соединенный съ отрицаніемъ ре­лигіи. Между этими двумя полюсами колеблются неустойчивыя половинчатыя настроенія и мысли, склоняющіяся въ ту или въ другую сторону. Съ ними соединяется обычно и неустойчивость въ жизненныхъ поступкахъ. Матеріализмъ послѣдовательно отъ отрицанія Бога перешелъ къ отрицанію духовнаго начала въ мірѣ, отрицанію души у человѣка и свободной воли, какъ само­стоятельной стихіи, и наконецъ, къ отрицанію самой жизни, сводя ее къ сложному сочетанію механическихъ силъ, а само по­нятіе жизни относя къ такимъ же отвлеченнымъ мыслительнымъ категоріямъ нашего ума, какъ «пространство и время».

    Мы имѣемъ возможность наблюдать печальные результа­ты ВТОРОГО изъ этихъ міровоззрѣній на отдѣльныхъ людяхъ и въ массахъ. Выборъ налицо. Направишь твердо свои мысли по христіанскому пути, тогда на почвѣ вѣры возвысится твое міро­пониманіе и жизнеощущеніе и, соединившись, они составятъ благодѣтельное для тебя и полезное для окружающихъ тебя одно гармоническое свѣтлое цѣлое.

     

    15 Декабрь 2016 читать далее


  • О недовольстве своим состоянием. Поучение на память свв. чудотворцев и безсребренников Космы и Дамиана Асийских и матери их Феодотии (†III)

    I. Свв. Косма и Даміанъ, память коихъ совершается нынѣ, были родные братья; отецъ ихъ, грекъ, былъ язычникъ; а мать, Ѳеодотія, исповѣдывала вѣру христіанскую. Она овдовѣла въ молодости и вела жизнь благочестивую, по словамъ апостола Павла: «истинная вдовица», говоритъ онъ, «надѣется на Бога и пребываетъ въ моленіяхъ и молитвахъ день и ночь». Ѳеодотія пріучила къ богоугодной жизни и дѣтей своихъ, строго наблюдала за ними, наставляла ихъ въ добродѣтели, и поучала божественнымъ писаніямъ.

    Косма и Даміанъ съ младенчества старались исполнять законъ Божій, и, пришедши въ возрастъ, какъ два свѣтильника, просіяли добрыми дѣлами. Чтобы болѣе приносить пользы ближнимъ, они занялись врачебною наукою, узнавали цѣлебныя свойства травъ и растеній, и сдѣлались искусными врачами. Господь благословилъ добрыхъ врачей и даровалъ имъ цѣлебную чудотворную силу. Братья не искали ни славы земной, ни богатства, никогда не брали отъ больныхъ денегъ, или даровъ, строго слѣдуя словамъ Спасителя, Который сказалъ апостоламъ: «больныхъ исцѣляйте, прокаженныхъ очищайте, даромъ получили, даромъ и давайте» (Матѳ. 10, 8). За такое безкорыстіе Церковь назвала ихъ безсребренниками.

    Поживъ мирно и трудолюбиво, они спокойно отошли ко Господу, и по смерти были прославлены чудесами. Церковь чтитъ ихъ память, какъ добрыхъ врачей душевныхъ и тѣлесныхъ болѣзней, теплыхъ заступниковъ нашихъ предъ Господомъ Богомъ

    14 Ноябрь 2016 читать далее


  • Архиепископ Антоний (Синкевич), Лос-Анжелосский. Любовь к Богу и Ближнему. (Слово на Всенощной в день прославления Св. Оптинских старцев)

     

    Мною получено трудное послушание – сказать краткое слово о святых Оптинских старцах. Это трудно из-за множества данных о четырнадцати Старцах, подвизавшихся в течение 100 лет. Эти св. Старцы имели многие необыкновенные дары святости: дар пророчества и предсказаний, дар непрестанной молитвы, дар чудес, дар исцеления бесноватых, дар чтения мыслей и сердец, великое смирение, терпение, дар горячей любви ко всем – добрым и грешным, дар назидания и руководства в духовной жизни. Невозможно успеть сказать даже о малой части их ангельской жизни. Они сияли в Оптиной Пустыни от 1828-го до 1928-го года (год смерти старца Нектария).

    Скажем только очень немногое из их святой жизни, примера и поучений. Среди множества их предсказаний были пророчества о России и о том, что наступают великие потрясения и голод Слова Божия, но будет и избавление. Будем молиться преподобным Оптинским Старцам, чтобы помогли нам исправиться и стать достойными дожить до этого избавления.

    У св. Оптинских Старцев была одна общая особенность: почти все они много страдали тяжелыми болезнями или от клеветы и других испытаний, а трое из них от жестоких мучений в советских тюрьмах и концлагерях, перенося все с изумительным терпением.

    23 Октябрь 2016 читать далее


  • СВЯТ. ФИЛАРЕТ (ВОЗНЕСЕНСКИЙ), БЕСЕДА СО СТУДЕНТАМИ СВ.-ТРОИЦКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ (1966)

     

    Творческие силы человека. Подвиг миссионерства. Два вида атеизма. Защита Истины. Тяжкий характер меж-юрисдикционных споров.

    Мы с вами знаем, молодые друзья, что Бог-Творец создал человека по образу и подобию Своему, и печать этого образа положил на самое его существо, на самую природу человеческую.

    Святые Отцы любили указывать на то, что этот образ и подобие Самого Бога-Вседержителя в человеке сияет, ибо и поставлен человек был владычествовать всеми земными тварями, и сияло в нем это достоинство земного царя и владыки так, что вся тварь, все существующее на земле, охотно ему повиновалось. Повиновалось именно охотно и естественно, в самом нормальном, непосредственном порядке вещей. Если Господь, как Царь и Владыка всего существующего, Своему образу предоставил такое царственное владычество на земле, то, как Творец всего существующего, Он заложил в Свое любимое творение — человека — и творческие силы и творческие способности.

    Когда мы с вами видим, насколько сейчас — если можно так тяжеловато выразиться — оразнообразилась жизнь, насколько она многогранна и красочна теперь, то при всех минусах, которыми, к сожалению, этот расцвет видимой жизни на земле сопровождается, все-таки здесь несомненно проявляется творческая сила человека, его способность творить по образу Творца, создавшего его.

    27 Сентябрь 2016 читать далее