• Древнія русскія пасхаліи на осьмую тысячу лѣтъ отъ сотворенія міра.

    Древнія русскія пасхаліи на осьмую тысячу лѣтъ отъ сотворенія міра.

    Рука Дамаскина из рукописи Великий миротворный круг.

    Древнія русскія пасхаліи на осьмую тысячу лѣтъ отъ сотворенія міра. // Православный собесѣдникъ. 1860. Ч. 3. С. 331-356.

    Статья полностью выложена здесь >>> (PDF)

    Извѣстно, что въ концѣ XV вѣка, когда, по византійскому счисленію, исполнялась седмая тысяча лѣтъ отъ сотворенія міра, у насъ въ Россіи ждали втораго пришествія Христова. Главнымъ основаніемъ этихъ ожиданій служила тогдашняя пасхалія, которая доведена была только до седмитысячнаго года отъ сотворенія міра, и въ которой противъ этого года было написано: «здѣ страхъ! здѣ скорбь! Аки въ распятіи Христовѣ сей кругъ бысть, сіе лѣто и на концѣ явися, въ неже чаемь и всемірное твое пришествіе». Когда седмитысячный годъ отъ сотворенія міра (1492 отъ P. X.) прошелъ благополучно, а съ нимъ «извелася» и пасхалія, дѣло составленія новой пасхаліи получило особенную важность. Нужно было самою же пасхаліею доказать неосновательность той мысли, какую давала простымъ умамъ прежняя пасхалія, именно, будто конецъ пасхаліи предвѣщаетъ и кончину міра. «Простые люди», дѣйствительно, боялись не только прямаго предсказанія пасхаліи о близкой кончннѣ міра, но и конца самой пасхаліи. Они думали, что, пасхалія есть непосредственно-божественное произведеніе, искони данное въ руководство людямъ для опредѣленія времени празднованія пасхи – па 7000 лѣтъ, и что, по прошествіи седмой тысячи лѣтъ, съ концомъ пасхаліи необходимо послѣдуетъ и кончина міра. Итакъ составители новой пасхаліи должны были доказать «простымъ людямъ», что кончина міра нисколько не зависитъ отъ конца пасхаліи, что можно вывести пасхалію на сколько угодно лѣтъ, и кончина міра отъ того ни приблизится, ни отдалится: міръ будетъ стоять столько лѣтъ, сколько угодно и извѣстно одному Богу. Такія именно разсужденія и предпосылаютъ своимъ пасхаліямъ на осьмую тысячу лѣтъ московскій митрополитъ Зосима, составившій (въ 1493 г.) пасхальное расчисленіе на 20 лѣтъ, въ особенности же новгородскій архіепископъ Геннадій, продолжившій это расчисленіе до 70 года осьмой тысячи (включительно), и священникъ новогородскаго Софійскаго собора Агаѳонъ, написавшій въ 1540 году пасхалію на всю осьмую тысячу безъ дватцати лѣтъ.

    22 марта 2017 читать далее


  • СВТ. ИОАНН ЗЛАТОУСТ О ТОМ, КАК ПРАВИЛЬНО РАССЧИТАТЬ ДЕНЬ СВЯТОЙ ПАСХИ (Беседа 141. На ту же Пасху слово 7-е и последнее.)

    1. Вчера, братья, мы сказали кое-что относительно предопределенного дня святой пасхи, и так как показалось, что есть какое-то затруднение, то мы объявили именем Господа нашего Иисуса Христа, что и затруднение это, и предназначенное время нам были известны гораздо раньше. Говорилось об этом уже достаточно, если, конечно, вы удерживаете в памяти то, что говорится; сегодня же мы пришли сказать о причине отсрочки. А так как подобное исследование требует рассмотрения всего в целости места касательно пасхи, то мы хотим при помощи Божией взять этот предмет и сообразно со своими силами изложить учение об этой тайне. Вследствие того, что здесь со стороны противников, далеких от понимания существа истины, предъявляются большие притязания, причем и отпадшие от нас еретики, и иудеи выставляют на вид, что у них совершается пасха, между тем как это таинство есть у одних только христиан, и только у нас празднование его покоится на незыблемых основаниях, – я хочу, вкратце упомянув о всех подобных притязаниях, рассеять то, что примешивается к нашему таинству и таким образом выяснить, какая мысль соединяется с тем или другим временем [празднования пасхи], насколько поможет единородный Сын Божий. Нередко приходилось нам слышать высказывавшиеся некоторыми недоумения: почему это праздник Рождества Спасителя совершается в определенный день, – он бывает, как все мы знаем, именно за восемь дней до январских календ по счислению римлян; праздник Богоявления – тоже, потому что он празднуется в определенный день, в тринадцатый четвертого месяца, по азийскому счету; память мучеников празднуется также применительно к определенному дню; а с праздником пасхи дело обстоит иначе?

    09 марта 2017 читать далее


  • Иннокентій (Фигуровскій), митр. Пекинскій и Китайскій - О Православномъ календарѣ.

    Аще кто, епископъ, или пресвитеръ или діаконъ,

    святый день Пасхи прежде весенняго равноденствія

    съ іудеям праздновати будетъ:

    да будетъ изверженъ отъ священнаго чина

    (7-ое правило Св. Апостолъ).

    Первый Вселенскій Соборъ, бывшій въ Никеѣ въ 325 г., согласно 7-му правилу Апостольскому постановилъ праздновать Пасху во всей Церкви въ одно время, именно: въ первый воскресный день по полнолуніи весенняго равноденствія (Дѣянія Всел. Соб. т. 1, стр. 24), или что тоже: послѣ еврейской пасхи въ первое воскресенье. Еврейскую же пасху установлено было праздновать въ 14-й день перваго мѣсяца Нисана и съ вечера этого дня евреи должны были ѣсть прѣсный хлѣбъ до вечера 21-го дня того-же мѣсяца (Исх. 12 18). Такимъ образомъ, если бы 1-ое число I-го еврейскаго мѣсяца совпало съ 1-мъ числомъ нашего марта, то христіанскую Пасху должно праздновать въ первый воскресный день послѣ 21 марта.

    Еврейскій лунный годъ короче Юліанскаго года круглымъ числомъ на 11 дней (10 дней 21 часъ 11 минутъ и 24 секунды). Итакъ, когда Юліанскій годъ содержитъ тринадцать новолуній, то въ концѣ его, послѣ февраля мѣсяца, вставляется добавочный мѣсяцъ въ 30 дней и только въ концѣ каждаго девятнадцатаго года — въ 29 дней. Но и послѣ такой добавки лунный годъ все-таки короче Юліанскаго на три дня, вслѣдствіе чего послѣднее число февраля мѣсяца и первыя два марта считаются днями новаго луннаго года. Вотъ почему счетъ седмичный начинается съ 3-го марта (вруцѣлѣто А). Отсюда ясно, если мы къ тридцати одному дню марта прибавимъ три дня луннаго года, то въ мартѣ будетъ два полнолунія. Пасхальнымъ изъ нихъ будетъ то, которое придется послѣ весенняго равноденствія. Чтобы опредѣлить пасхальное полнолуніе, необходимо знать возрастъ луны къ 1-му марта. По возрасту же луны легко установить 1-ое число 1-го еврейскаго мѣсяца и пасхальную границу, послѣ которой въ первый воскресный день слѣдуетъ праздновать христіанскую Пасху.

    22 февраля 2017 читать далее


  • ПРАВОСЛАВНАЯ И ИУДЕЙСКАЯ ПАСХИ НИКОГДА НЕ СОВПАДАЮТ (ВРЕМЯ ПРАЗДНОВАНИЯ ПАСХИ).

    Надо различать праздник и попразднство. Праздник – это молитвенное и обрядовое воспоминание определенного священного события, которое всегда приходится на конкретный день календаря. Днем еврейской Пасхи (евp. Песах; от глагола passah – «переходить») всегда является 14 нисана, когда ангел Господень поразил всех первенцев египетских и прошел мимо домов евреев (Исх. 12, 12-14). Именно в этот день (14 нисана) совершается главное событие этого праздника – вкушение пасхального агнца. Он должен быть съеден до утра. После дня Песах продолжением торжеств является праздник опресноков. Это законодательно закреплено в книге Левит (Лев. 23, 5–6). Именно за первым днем закреплено название йом тов – «праздник», букв. – «добрый, хороший день». В йом тов запрещена всякая работа, кроме приготовления пищи. Следующие дни называются хол ха-моэд – «праздничные будни», то есть дни эти не имеют статуса праздника, но это и не будни. Последний, седьмой, день тоже называется йом тов. Но он не повторяет пасхальный обряд. В этот день вспоминается чудесный переход через Чермное (Красное) море.

    20 февраля 2017 читать далее


  • Прот. С. Щукинъ - О БРАКАXЪ СЪ ИНОСЛАВНЫМИ

    В нашемъ разсѣянiи все увеличивается количеетво браковъ православныхъ съ инославными, т. е. съ католикамн, протестантами и т. п. Причиной этого является не только наше пребыванiе въ неправославной странѣ, но и недостаточное пониманiе самого вопроса. У мало-церковныхъ людей нашего времени распространилось мнѣнiе, что браки съ лицами другихъ христiанскихъ исповѣданiй вполнѣ допустимы, поскольку мы ВСЕ христiане. Съ другой стороны: такое мнѣнiе какъ-будто нодтверждалось тѣмъ, что въ дороволюцiонное время Русская Церковь разрѣшала браки съ инославными. Однако намъ надо познакомиться съ исторiей этого вопроса, чтобы подойти къ нему съ чисто православной точки зрѣнiя.

    Въ древности, въ первые вѣка христiанства Церковь относиласъ совершенно отрицательно къ бракамъ съ не членами Единой Вселенской Церкви, потому что въ то время граница между "вѣрными" и еретиками была вполне очевидна: тотъ, кто не состоялъ въ числѣ вѣрныхъ, былъ внѣ Церкви и отношенiе къ нему было "какъ къ язычнику и мытарю", а поэтому смѣшанные браки Церковь не благословляла. Такой взглядъ нашелъ себѣ выраженiе въ рядѣ постановлонiй Вселенскихъ и помѣстныхъ соборовъ. Такъ напр., 72-ое правило 6-го Всел. Соб. говоритъ:

    "Недостоинь мужу Православному съ женою еретическою соединяться бракомъ, ни православной женѣ сочетаваться съ мужемъ еретикомъ. Если же будетъ обнаружено что-либо подобное, сдѣланное кѣмъ-либо: бракъ почитать не твердымъ и беззаконное сожительство расторгать. Ибо но подобаетъ смѣшиватъ несмѣшиваемое, ни соединять съ овцою волка, и съ частью Xристовою жребiй грѣшниковъ. Если же кто постановленное нами преступитъ: да будетъ отлученъ".

    30 января 2017 читать далее


  • Епископ Григорий (Граббе) - ПРАВОСЛАВНАЯ СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.

    Доклад на съезде Св. Владимирской Молодежи (14/27 июля 1958 г.)

    Известный Канадский хирург, д-р Пенфильд, специалист по операциям мозга, обнаружил интересное явление. Он производил исследование мозга одной женщины средних лет с помощью специального электродного аппарата.

    Пациент при таких исследованиях не усыпляется, а ос­таётся въ полном сознании. И вот, при прикосновении аппа­рата д-ра Пенфильда к какой-то клеточке мозга, его пациентка с изумлением воскликнула, что она вновь переживает во всех подробностях бывшие у неё несколько лет назад ро­ды.

    Она передавала всю обстановку родильной палаты, все звуки, свои переживания и чувства, как будто событие это вновь происходило теперь.

    Врачи давно знали, что прикосновение к той или иной клеточке мозга можетъ вызвать известное движение, но новостью было то, что можно вызвать к жизни старые переживания съ такой яркостью, как будто событие, послужившее для них причиной, вновь имеет место.

    Последующие опыты показали, что мозг может быть уподоблен пластинке фильма или, еще больше, ленте записывающего звуки аппарата.

    Когда эта лента свёрнута, ничего не видно на её поверх­ности. Но вот, включается аппарат и раздаются в точности давно записанные звуки. Так и электродный инструмент хи­рурга вновь вызывает к жизни впечатления, давно забытые и, казалось бы, совершенно изглаженные из памяти человека.

    Это явление должно быть для нас очень важным и поучительным.

    12 января 2017 читать далее


  • Епископъ Григорій (Граббе) - ИЗМѢНА ПРАВОСЛАВІЮ ПУТЕМЪ КАЛЕНДАРЯ.

    Эта статья была напечатана въ англійскомъ переводѣ въ «Orthodox Life» №6, 1983. – Ред.

    Переходъ Американской Митрополіи на Н">Переходъ Американской Митрополіи на Новый календарь, который тамъ называютъ «Исправленнымъ Юліанскимъ» (хотя на самомъ дѣлѣ онъ является Григоріанскимъ) съ попыткой приспособить его къ православной пасхаліи, невольно вызываетъ интересъ къ этому вопросу. Онъ тѣмъ болѣе значителенъ, что нѣкоторые приходы Митрополіи не принимаютъ этой реформы. Когда же на нихъ стали производить давленіе, они отошли отъ Митрополіи и, желая оставаться вѣрными Церковному Преданію безъ модернизма, присоединились къ Русской Православной Церкви Заграницей.

    Возникла нѣкоторая полемика по существу реформы, относительно которой представители Православной Церкви въ Америкѣ стараются доказать, что это есть переходъ къ болѣе совершенному лѣтоисчисленію. Пишутъ объ этомъ люди, которые знаютъ только то, что они хотятъ проводить церковные праздники (особенно Рождество) одновременно съ католиками и протестантами. Не было пока напечатано у нихъ ни одной статьи, написанной ученымъ астрономомъ съ дѣйствительнымъ знаніемъ дѣла.

    Интересно, что съ неожиданной стороны появился такой ученый трудъ спеціалиста, но онъ оказался на сторонѣ Юліанскаго календаря. Въ Сборникѣ Академіи Наукъ СССР, Контекстъ 1978 г. напечатано чрезвычайно интересное изслѣдованіе А. Н. Зелинскаго подъ заглавіемъ «Конструктивные принципы древнерусскаго календаря». Статья эта занимаетъ 45 страницъ и изобилуетъ многочисленными ссылками на разные источники.

    30 декабря 2016 читать далее