СВТ. НЕКТАРИЙ ЭГИНСКИЙ ОБ ИМЕНАХ БОЖИИХ

Предлагаем нашим боголюбезным читателям познакомится с русским переводом труда свт. Нектария (Кефаласа) митрополита Пентапольского, Эгинского Чудотворца – Христология или о божественном характере и деле Спасителя нашего Иисуса Христа и об исполнении пророчеств в божественном Его Лице. Изданный в 1900 году в Афинах. Книга свт. Нектария, в которой рассматривается вопрос и об именах Божиих, более, чем на 10 лет предваряет разгоревшийся на русском Афоне спор об Имени Божием. – Ред.

Имя “Сын Человеческий” есть имя, через которое человечеству благовествовался будущий Спаситель и Избавитель (Ч. I. Гл. 1. § 2)

Выражение “Сын Человеческий”, которое Господь как пере­фразированное предназначение своего Лица употреблял всякий раз, когда говорил о Себе, есть имя, через которое человечеству благовествовался будущий Спаситель и Избавитель его.

По всему видно, что Ветхое Писание, защищало это мнение. В Бытии сообщается, что Бог, проклиная змия, причину падения человека, предвозвестил ему, что семя жены сотрет главу его, сказав: “Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем тоя: той твою блюсти будет главу, и ты блюсти будеши его пяту” (Быт. 3,15). Это проклятие змия все иже от Адама рассматривали как евангелие к человечеству. Че­ловеческий род, приняв это благовествование, ожидал семя жены, Сына жены, без сомнения Сына человеческого. Еврейское слово, Ζαρά, которое семьдесят толковников перевели буквально семя (σπέρμα), понимается в Святом Писании всякий раз, если не всегда, как Сын. Анна, мать пророка Самуила, просившая у Бога сына, использовала слово Ζαρά, но как женщина, имевшая суп­руга, прибавляла слово аνаσίμ (Ζαρά νаσίμ) = семя мужа, или сына мужа.

Поскольку в обетовании не говорилось мужа, но просто сын жены – Ζαρά εσά, то следует, что было сказано к объявлению того, что будущий избавитель, хотящий сокрушить главу змия, будет сыном жены, без мужа зачатый, то есть сыном человека, ибо между семенем жены безбрачной и семенем змия, между сыном человека и змия, объявля­лась вражда. В этом смысле ожи­дали Спасителя все этносы и народы. Пришествие Спасителя и Избавителя было общим чаянием всех языков. Народы ожидали некоего Спасителя, надежда же Израиля была содержанием его служения. Через ожидаемого Спасителя человечество надеялось получить все будущие блага. От него ждали упразднения тирании диавола, освобождения человеческого рода от работы вражия и примирения, и общения с Богом. Ожидаемого сего Спаси­теля и Избавителя человечества пророк Давид описывает как сына человеческого (Пс.2,109,1). Также и пророк Даниил Христом игуменом[1] называет будущего Избавителя, которого он видел в откровении в образе сына человеческого и время пришествия которого определяет. (Дан. гл. 9, видение 10 и гл. 10, видение 11; Иезек., гл. 1).

Таким образом, имя Сын Человеческий было точное характер­ное имя Спасителя, под которым ожидали Его все колена земные, посему и Спаситель наш, всякий раз, говоря о Себе, употреблял это характерное имя. В Евангелии от Матфея, Господь, говоря о Себе, 28 раз называет Себя Сыном Человеческим. Такая точность наблюдается и у остальных евангелистов: Марка, Луки и Иоанна. Имена Иисус Христос, Еммануил, Сын Благословенного и сын Давида, каждое из них применяемое, не может выразить смысла, который выражает характерное имя Сын Человеческий, ибо Иисус выражает только смысл Спасителя человечества, Мессия = Хрис­тос (Помазанник) – смысл пророческого, архиерейского и царского достоинства Спасителя; имена же Сын Благословенного и сын Давида: первое – божественную природу Христа, второе же пока­зывало природу и происхождение.

Итак, никакое из этих имен не могло дать полного и совершенного смысла лица Господа нашего, ибо каждое имя определяло одно Его свойство, выражало один Его характер. Значит, была необходимость характеризовать Себя именем собирательным, в котором проявлялись бы все Его особенности. Таковым, как наиболее правильной характеристикой Своего лица, посчитал Богочеловек Господь имя Сын Человеческий; избрание же имени Спасителя указывает на совершенное предназначение богочеловека и выражает все в совокупности свойства Его.

Об открывшемся Боге в Ветхом Завете под именем Иехова (Ιεχωβα)[2], что Он есть Сын Бога Отца, Который в последние дни ставший человеком соделал спасение человеческого рода (Ч. I. Гл. XVI)

Что Иехова, открывшийся Моисею Бог, есть Слово Божие. второе лицо Святой Троицы, и что Он есть во всем Ветхом Завете открываемый Бог, покажем, приводя соответствующие места из Святых Писаний, удостоверяясь через эти сопоставления в истине. Доказательства из мест Святых Писаний можно разделить, на два класса.

1) Доказательства, свидетельствующие, что все божественные явления, бывшие во время Ветхого Домостроительства, приводимые в Ветхом Писании, относятся к одному и тому же божественному лицу.

2) Доказательства, свидетельствующие, что одно и то же (божественное лицо есть Слово Божие, взявшее на Себя и совершившее дело Домостроительства, и что Он есть начальник Ветхого и Нового Заветов.

В Бытии в главе 18, стихи 1-17, сообщается о явлении Бога Аврааму в дубраве Мамврийской, сидящему при двери своей скинии. Сей открывшийся Аврааму Бог, как муж между двух других мужей, говорит Аврааму: “Еда утаю Аз от Авраама, раба Моего, яже Аз творю, Авраам же бывая будет в язык велик и мног, и бла гословятся о нем вси языцы земнии”. И в главе 28, стихи 13-22, Бог является Иакову, бегущему от лица Исава, брата его, и говорит ему: “Аз есмь Бог Авраама отца твоего и Бог Исаака, не бойся земля, идеже ты спиши на ней, тебе дам ю и семени твоему. И будет семя твое яко песок земный... и благословятся о тебе вся колена земная и о семени твоем”.

При сопоставлении этих двух мест видно, что Бог, явившийся в образе мужа Аврааму в дубраве Мамврийской и возвестивший ему обетование о народах в семени его, был этот Бог, явившийся Иакову в видении как Бог отцов его Авраама и Исаака, повторив обетование, что в семени его благословятся все колена земные.

И в главе 32, стихи 9-13, Бог является Иакову, возвращающемуся в землю рождения своего, и является как человек на месте, Которое Иаков назвал вид Божий, ибо видела Бога лицом к лицу и спаслась душа моя. И в Исходе (гл. 3, стихи 14-16) Бог Иехова, посылая Моисея к сынам Израиля, говорит ему: “Аз есмь сый. Тако речеши сыном Израилевым: Господъ Бог отец наших, Бог Ав­раама и Бог Исаака и Бог Иакова посла мя к вам: сие мое есть имя печное и память родов родом”.

И из этих мест видно, что Бог, открывшийся Моисею, сый, то есть Иехова, есть открывшийся Аврааму и Иакову Бог.

И в Исходе (гл. 13, стихи 21-22) повествуется, что открывшийся Бог вел народ Иудейский в пустыне днём в столбе облачном, показывая им путь, ночью в столпе огненном, освещая им, и т. д.

В этом месте видно, что Бог Авраама, Исаака и Иакова, сый, (Иехова) вел в столпе огненном Иудейский народ. И в главе 20, стихи 1-2, Бог, Иехова, давая закон Моисею, говорит ему, что Он есть Господь Бог, выведший народ из Египта и из дома рабства.

В главе 25, стихи 21-22, Бог, говоря Моисею об изготовлении кивота, говорит ему: “И познан буду тебе оттуду и возглаголю тебе с верху очистилища между двумя херувимы, иже суть над кивотом свидения, и по всем, елика аще заповем тебе к сыном Израилевым”.

И во Второзаконии (4, 31-39) Моисей от уст Бога говорит сынам израильским, что Бог отцов не оставит их и не истребит, и не забудет завета отцов их, которым клялся им, и что Он есть Бог, нзведший их из Египта, глаголющий им, с неба слышание творящий глас его и истребляющий народы, чтобы дать им в наследие землю обетования.

И Неемия (9,7-28) говорит об Иехове. “Ты еси Господъ Бог, Ты избрал еси Аврама и извел еси его от страны Халдейския, и положил еси имя ему Авраам, и завещал еси с ним завет дати ему землю Хананейску и Хеттейску, и Аморрейску и Ферезейску, и Иевусейску и Гергесейску, и семени его” и т. д.

Одно и то же лицо, явившееся как человек и как Бог, имя которого Иехова, явился и как Ангел Божий, то есть посланник. В 31 главе, стихи 11-13, Бытия, видно, что Бог, говоривший Иакову, прежде является ему во сне как Ангел Божий. Сказано так: “И рече ми Ангел Божий во сне: Иакове! Аз же рех: что есть? И рече: воззри очима и виждъ... видех бо, елика тебе Лаван творит. Аз есмь Бог, явивыйся тебе на месте Божии, идеже показал ми еси тамо столп, и обетовал ми еси тамо обет” и т. д.

В этом же месте Иехова является как Ангел Божий и одновременно как Бог (стихи 11-13)[3].

И в главе 48 Иаков называет Ангелом Бога Иехову, когда, 6лагословляя Ефрема и Манассию и возлагая руки, сказал: “Бог, Ему же благоугодиша отцы мои пред Ним, Авраам и Исаак, Бог, Иже питает мя измлада даже до дне сего, Ангелу иже мя избавляет от всех зол, да благослоѳит детища сия, и прозовется в них имя мое, и имя отец моих Авраама и Исаака” (стихи 15-16), здесь Ангел принимается равным Богу.

И в Исходе (3, 2-7) явившийся Моисею Бог, нарицая Себя Иехова (сый), называется Ангелом: “Явися же ему Ангел Господень в пламени огненне из купины, глаголя: Моисее, Моисее. Он же рече: что есть, Господи? Он же рече: не приближайся семо: изуй сапоги от ног твоих: место бо, на немже стоиши, земля свята есть. И рече ему: Аз есмь Бог отца твоего, Бог Авраама и Бог Исаака и Бог Иако­ва”. И здесь Ангел называет себя Богом Авраама, Исаака и Иакова. И в Исходе (14, 19-20) Иехова - предводительствующий на пути в столпе облачном и в столпе огненном (Исх. 13,21), сей здесь называется Ангелом Божиим. “Взятся же Ангел Божий, ходяй пред полком сынов Израилевых, и пойде созади их, взятся же и столп облачный от лица их и ста созади их: и вниде посреде полка Египетски и посреде полка сынов Израилевых...” и о котором в стихе 19 и 20 говорится Ангел Божий, в стихе 24 тот же самый называ­ется Господом и Богом. Вот слова Писания: “Бысть же в стражу утреннюю, и воззре Господь на полк Египетский в столпе огненнем и облачнем, и смяте полк Египетский, и связа оси колесниц их, и ведяше их с нуждею... И рече Господъ к Моисею: простри руку твою на море, и да совокупится вода и да покрыет Египтяны... и избави Господъ Израиля... и убояшеся людие Господа и вероваша Богу” (стихи 30-32).

Так же и в главе 20 (1-12) Ангел Божий называется Господь Бог Израиля. Такое изменение имен мы наблюдаем и в Новом Завете.

Стефан, защищаясь перед синедрионом, говорит, что в пустыне и в купине глаголавший Моисею Ангел есть давший закон на горе Синай. Вот что в Деяниях апостолов мы читаем в главе 7, стихах 35-39.

Сего Моисея, которого они отвергли, сказав: кто тебя поставил началъником и судьёю? Сего Бог через Ангела, явившегося ему в купине, послал началъником и избавителем. Сей вывел их, сотворив чудеса и знамения в Египте и в Чермном море, и в пустыне в продолжении сорока лет... это тот, который был в собрании в пустыне с Ангелом, говорившем ему на горе Синай”.

О котором же на горе Синай Писание говорит, что Бог позвал Моисея и говорил с ним, святой Стефан называет Его Ангелом.

И в Бытии (22, 11-12, 14), Ангел Господень, говоря Аврааму, говорит, как Бог. Вот Писание: “И воззва и Ангел Господень с небесе, и рече: Аврааме, Аврааме. Он же рече: се, аз. И рече: да не возложиши руки твоя на отрочища, ниже да сотвориши ему что: ныне бо познах, яко боишися ты Бога, и не пощадил еси сына твоего возлюбленнаго Мене ради... и нарече Авраам имя месту тому: Господъ виде. Да рекут днесь: на горе Господъ явися”.

И в главе 16, стихах 7-13, Ангел Господень говорит, как Бог, и Агарь называет Его Богом. Вот место Писания: “Обрете ю Ангел Господа Бога у источника воды в пустыни, у источника на пути Сур. И рече ей Ангел Господень... умножая умножу семя твое, и не сочтется от множества... и призва Агаръ имя Господа, глаголющего к ней: Ты Бог, призревый на мя...”.

Что Ангел Господа Бога, о котором идет речь, не есть один из ангелов небесных чинов, посылаемых на служение, свидетельствует и Исайя, говоря в главе 63 (стихи 9-10): “Не ходатай, ниже Ангел, но Сам Господь спасе их (сынов Израиля от руки Фараона), мне любит их и щадит их, Сам избаѳи их и вознесе их во вся дни века”, из чего видно, что Исайя различает ангелов от Ангела Божия, явившегося на горе Синай. Следовательно, и в пустыне, и в купине, и в облаке Ангел Божий, глаголавший Аврааму и Иакову и Моисею и Агари, есть открываемый Бог, назвавший имя свое Иехова.

И эти места показывают, что все божественные явления, бывшие при Ветхом Домостроительстве, относятся к одному и тому же лицу, которое открывало себя, как оно хотело[4].

Теперь мы исследуем и те места, в которых свидетельствуется, что божественное это лицо есть Слово Божие, воспринявшее на Себя и совершившее дело домостроительства, и что Он есть начальник Ветхого и Нового Заветов.

То, что открывшийся иудеям Бог есть Слово Божие, свидетельствуется из следующего:

1. Иехова сей, который в Ветхом Завете называется Ангелом или посланником Божиим, проповедан пророками как Бог избавитель израильтян и начальник Нового Завета, хотящий прийти спасти верующих. Знаем же и веруем, что Он есть Слово Божие, который избавил нас, и Сей есть начальник Нового Завета. У Захарии Иехова предстаёт как грядущий в мир, как посылаемый. Вот, что читаем: “Красуйся и веселися, дщи Сионя, зане, се Аз гряду и вселюся посреде тебе, глаголет Господь” и далее: “И прибегнут языцы мнози ко Господу в той день и будут ему в люди и вселятся посреде тебе, и уразумееши, яко Господь вседержитель послал Мя я тебе” (2,10-11). У Михея же будущий старейшина Иудейский и князь Израильский, как Иехова, “которого исходи из начала от дний века” (5,2), о котором Захария говорит, что Господь придет посреди народа своего, Малахия говорит, что “Господь”, “Ангел За­вета” придет в свой храм. “Се, Аз посылаю Ангела Моего, и призрит на путъ пред лицем Моим: и внезапу приидет в церковь Свою Господь, егоже вы ищете, и Ангел завета, егоже вы хощете: се грядет, глаголет Господь вседержитель” (3, 1). Так что Иехова и Ан­гел завета должен придти в свой храм. Это осуществилось, по евангелисту Марку (1,2), в Иисусе Христе, которого он видит как предвозвещенного пророками, и о котором Исайя говорит, что Бог пошлет Ангела Своего пред лицом Своим, который уготовит путь его, то есть Иехова придет и пошлет своего Ангела, чтобы приготовить Себе путь. Здесь Ангел не имеет значения до сих пор. Важность этого места заключается в том, что евангелист Марк сообщает нам, что пророчество Малахии, которым предвозвещается приход Господа и Бога, исполнилось в Иисусе Назорее, то есть, что Иехова пришел в храм Свой.

Глас вопиющаго в пустыни: уготовайте путь Господень, пра­вы сотворите стези Бога нашего. Всяка дебрь наполнится, и всяка гора и холм смирится, и будут вся стропотная в право, и острая в пути гладки. И явится слава Господня, и узрит всяка плоть спасение Божие, яко Господь глагола” (Ис. 40, 3-5). Пророк же Давид, предвозвещая пришествие Господа, побуждает, дабы вся земля воскликнула и воспела и возвеселилась, поюще: “Воскликните Богови вся земля, воспойте и радуйтеся и пойте. Пойте Господеви в гуслех, в гуслех и гласе псаломсте, в трубах кованных и гласом трубы рожаны: вострубите пред Царем Господем... горы возрадуются от лица Господня, яко грядет, яко идет судити земли: судити вселенней в правду, и людем правостию” (Пс. 97). И здесь Давид пророчествует пришествие Иеховы, открывшегося Бога.

2. Что открывшийся Бог был Слово Божие, видно из следующего: Бога Отца никто никогда не видел. Евангелист Иоанн гово­рит: “Бога никтоже виде нигдеже: Единородный Сын, сый в лоне отчи, той исповеда” (Ин. 1,18), так что только через Сына познался Отец людям.

И в главе 6, 46 он говорит, что Иисус сказал: “Не яко Отца видел есть кто, токмо сый от Бога, Сей виде Отца”, так что открывшийся Бог не был Бог Отец, и не Ангел некий посланный, но Сам Сын Божий, открывшийся в Ветхом Завете. Об этом свидетельствует Сам Иисус, говоря: “Дела бо, яже даде Мне Отец, да совершу я, та дела, яже Аз творю, свидетелъствуют о Мне, яко Отец Мя посла” (Ин. 5, 36). Дела спасения Он получил от начала падения Адама, совершает же дела начавший их: никто же не говорит, что совершает дело, какое не начал. И снова говорит: “И пославый Мя Отец, Той свидетельствова о Мне. Ни гласа Его нигдеже слышасте, ни видения Его видесте” (Ин. 5, 36-37), из чего также видно, что никто никогда не слышал гласа Отца, и что через Сына были им откровения. Если бы Моисей слышал глас Бога Отца, или Адам, праведники, патриархи, пророки и все, кому глаголал Бог, не говорил бы Спаситель что “ни гласа Его нигдеже слышасте, ни видения Его видесте”.

Евангелист же Иоанн, говоря о слепоте иудейского народа и неверии, и жестокосердии его, в главе 12, стих 41, ссылается на проречение Исайи (6,1-13), в котором пророк предсказывает будущее явление Бога и неверие Израиля, говоря: “Слухом, услышате и не уразумеете, и видяще узрите и не увидите: одебеле бо сердце людий сих, и ушима своима тяжко слышаша, и очи свои смежиши, да не когда узрят очима и ушима услышат, и сердцем уразумеют и обратятся, и изцелю их”.

Апостол Павел в 1-м послании к Коринфянам, завещая им не искушать Бога, говорит: “Не станем искушать Господа, как некоторые из них искушали и погибли от змей, и не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя. Все это происходило с ними образно, а написано в наставление нам, достигшим последних веков” (10, 9-11).

Апостол Павел, в послании к Евреям, приводя древних святых мужей, повествуя о вере их, в конце всего заключает, что начальник и совершитель веры их и нашей есть Христос (12, 2). В 1-м послании к Коринфянам (гл. 10,4) говорит, что основанием Моисеева закона и пророков, и всех тех, которые жили под этим законом, был Христос: “И все ели одну и ту же духовную пищу, и все пили одно и то же духовное питие, ибо пили из духовнаго последующего камня, камень же был Христос”.

Также Церковь в Великий Четверг поёт следующий тропарь: “Сие глаголет Господь Иудеом: людие Мои, что сотворих вам? Или чим вам стужих? Слепцы ваша просветих, прокаженныя очистих, мужа суща на одре возставих. Людие Мои, что сотворих вам? И что Ми воздасте? За манну, желчь: за воду, оцет: за еже любити Мя, ко Кресту Мя пригвоздисте. К тому не терплю прочее, призову Моя языки, и тии Мя прославят со Отцем и Духом, и Аз им дарую живот Вечный”[5].

И в Святую и Великую Пятницу на последовании часов: “Егда Тя на кресте пригвоздиша беззаконнии, Господь славы, (Господь же славы был Иехова) вопияше к ним: чим вас оскорбих, или о чем прогневах? Прежде Мене кто вас избави от скорби? И ныне что Мне воздаете? Злая за благая: за столп огненный на Крест Мя пригвоздисте: за облак гроб Мне ископасте! За манну желчь Мне принесосте: за воду оцтом Мя напоисте. Прочее призову языки, и тии Мя прославят со Отцем и со Святым Духом”.

Из всего до сих пор сказанного мы уразумеваем, что определенно доказано, что открывшийся в Ветхом Завете Бог под именем Иехова, сый, сущий, был второе лицо Святой Троицы, Сын и Слово Бога Отца, ради нас и нашего спасения вочеловечившийся Господъ Иисус Христос, милостью которого все спасемся. Аминь.

Великий Афанасий, Архиепископ Александрийский в исповедании Веры говорит:

“Сей бо есть, которому сказал Отец, что, сотворим человека по образу нашему и по подобию, и Патриархам самолично явившийся, дав закон, и звавший через пророков, и в последние вре­мена вочеловечшийся, и царствующий в бесконечные веки: ибо Христос не воспринял некое недавнее достоинство, но мы уверовали в Него, свыше совершенного и Отцу по всему подобного”.

И в другом исповедании Веры на Соборе в Сирмио так: если кто скажет, что сотворим человека не Отец Сыну говорит, но сам себе, скажет, говорит - анафема да будет; если кто говорит, чт Аврааму был виден не Сын, но нерожденный Бог, или часть его, анафема да будет; если кто, одожди Господь огнь от Господа не в отношении Отца и Сына понимает, но Сам от Себя, говорит, пролил дождь, анафема да будет. Ибо одождил Господь Сын от Господа Отца; если кто, слыша Господа Отца, и Сына Господа, и Господа Отца, и Сына, скажет Господь из Господа, двух называет Богов - анафема да будет, ибо мы не причисляем Сына Отцу, ни покорившегося Отцу; и к Содому Он сошел не без воли Отца, и не одождил Сам от Себя, но слушается Отца, глаголющего: седи одесную Мене” (там же, с. 901).

Таким же образом и в слове против Ариан, 2, § 13.

И великий Василий Кесарийский в пятом слове против Евномия говорит, что не по одноименности тождественность, но по естеству божественное единство познается (§ 4).

Свт. Нектарий Пентапольский, Христология. Пер. с новогреческого. Н. Новгород, б.г. С. 11-12, 202-212.

[1] Игумен – старейшина (слав. перев.); Владыка (синод. перев.) (Дан.9:25)

[2] Имя Иехова обозначает сый, сущий, всегда таким образом бывающий, под этим именем явившийся Бог явил не свое имя, но божественное Его свойство вечного и неизменного существования.

[3] Феодорит, толкуя это место, говорит следующее: “Ибо Я есть, говорит Бог, явившийся тебе на пути. Видел же он Ангелов, восходящих и нисходящих по лестнице, и Господа, стоящего на ней наверху. Его здесь и Ангелом назвал и Богом, Богом - по природе сущего, Ангелом же, - чтобы мы познали, что не Отец был явившийся, но Единородный Сын. Чей бо ангел Отец? Сын же и Бог и великого совета Ангел, сей бо нам возвестил тайны Отца, которые Я услышал, говорит, от Отца моего, возвестил вам. Так и Авраама назвал и Бога наименовал Ангелом (Феодорит, на недоумения, т. 1, с.50, вопр.79). И в вопросе 92-м, толкуя это место и отвечая на вопрос “Чего ради ангел борется с Иаковом?”, после ответа добавляет следующее: “По сему и спросивший какое наименование Он имел, не только уклоняется от просьбы, но и поражается, как преступивший меры природы. Ибо для чего спрашивает, говорит Он, имя Мое? Оно чудно есть. Замечательно, что и здесь одного и того же он назвал человеком и Богом: Ты боролся, сказал Он, с Богом, и человеков одолевать будешь. И нарек Иаков имя месту тому: вид Божий, ибо говорил он, я видел Бога лицом к лицу и спаслась душа моя. И снова взошло для него солнце, когда он проходил мимо того места: вид Божий. Из всего этого мы познаем, что Единородный Сын Божий и Бог является и здесь Иакову” (там же, с. 52). Кирилл Иерусалимский в десятом огласительном слове говорит: “Сей Господь, творящий вместе со Отцом, содействовал ему и в казни Содома, как говорит Писание: и Господь одожди на Содом и Гоморру жупел, и огнь от Господа с небесе (Быт. 19,24). Сей Господь явился также Моисею (Исх. 3,2,6; 34,5-6), сколько он мог Его видеть. Ибо человеколюбивый Господь всегда снисходит нашим немощам. И чтобы узнать тебе, что Он есть Тот Самый, который явился Моисею, выслушай свидетельство Павла, говорящего: пияху бо от духовнаго последующаго камене: камень же 6е Христос (1 Кор. 10,4). И в другом месте: верою Моисей остави Египет, тут же говорит: большее богатство вмени Египетских сокровищ поношение Христово (Евр. 11,27,26). Этот Моисей говорит к Нему: яви ми Тебе Самого (Исх. 33,13). Видишь, и пророки тогда видели Христа, но сколько каждый мог вместить. Яви ми Тебе Самого, да разумно выжду Тя. Бог же говорит: Никтоже узрит лице Мое, и жив будет (Исх. 33,20). Итак, поскольку ни один живущий не может видеть Божественного лица, то потому Он принял лицо человека, чтобы взирая на него, были мы живы. Когда же и сие восхотел показать в некоторой славе, когда лице Его просветися яко солнце (Мф. 27, 2), то ученики падают от страха. И Иустин философ и мученик в разговоре с Трифоном, показав из Ветхого Завета места, относящиеся к Иисусу Христу, говорит: “Писание показало, что Иаков видел лестницу и Бога, на ней утверждавшегося, а что не Отец был, мы показали из писаний” (§36).

[4] Во всем Ветхом Завете наблюдается различие между сокровенным Богом и богоравным Богоявителем. Часто называемый ангел Господень (Μαλεαχ, Ιεχωβα), и определенно Бог («Еλ, "Еλωχημ, "Αδωναι και Ιεχωβα) с одной стороны, отождествляется Богу, с другой же – различается от Бога: сей Ангел Господень ведет за руку Патриархов (Быт. 48,15), воздвизает Моисея (ИсхЗ,2), руководит народом израильским в пустыне (Исх. 14,19; 23,20; Ис. 63,9), помогает в борьбе израильтян в Ханаане (Ис. 5,1) и проч. Нигде в Ветхом Завете обычный ангел не говорит, как Бог, напротив, сей ангел Господень часто говорит, как Сам Иехова, и явление его видит, как явление Самого Вышнего Бога. Это божество являют в Новом Завете имена Слово, Сын, Образ, сияние Божие. Есть же божество сие сущее – открываемый человечеству Бог, в отличие от сокровенного Бога. Свойственному же по отношению к Ветхому Завету имени ангел Господень соответствует имя в послании к Евреям (3, 1) “Апостол” (Посланник), именем которого назван Иисус Христос, как тот, которого Отец послал в мир (см. Gerlah das A.Testam, 1870, b. 1, s. 47, 48).

Кирилл Иерусалимский в Катехизисе четырнадцатом говорит следующее: “Помни и то, что я многократно говорил о седении Сына одесную Отца, о котором по порядку в Символе веры говорится: и восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. Не будем много любопытствовать о свойстве престола, ибо сие непостижимо; не будем также слушать злонамеренно говорящих, что Сын начал сидеть одесную Отца после Распятия и Воскресения, и по восшествии на небеса. Ибо Он ни в последствии времени получил престол, но от начала, как Он существует. Он всегда пребывает рожденным Сыном и сидит со Отцем. И сей престол, до пришествия Спасителя во плоти, созерцая, Пророк Исайя говорит: видех Господа седяща на престоле высоце и превознесенне, и пр. (Ис. 6,1). Ибо Отца никто никогда не видел. Тот же, кто явился тогда Пророку, был сын. И Псалмопенсц говорит: готов престол Твой оттоле, от века Ты еси (Пс. 92,2). Так как много находится о сем свидетельств, то для краткости времени будем довольны и сими".

Также и церковь поёт в катавасиях праздника Сретения.“Яко виде Исайя образно на престоле превознесена Бога, от Ангел славы дориносима, о, окаянный! - вопияше – аз: провидех бо воплощаемаго Бога, света невечерня и миром владычествующа”.

Также и в 7 песне поет: “Тебе во огни оросившего отроки богословившая, и в Деву нетленну всельшегося, Бога Слова поим, благочестно поюще: благословен Бог отец наших”.

И в ирмосе 9 песни Сретения:“На Синайстей горе виде Тя в купине Моисей, неопально огнь божества заченшую во чреве, Даниил же Тя виде гору несекомую, жезл прозябший, Исайя взываше, от корене Давидова”.

И в ирмосе во вторник 6-й седмицы Поста, песнь 2: “Видите, видите, яко Аз есмь Бог ваш, в мори спасый люди и в пустыни препитавый я, и человек быв, да спасу род человеческий”.

И в ирмосе на предпразднетво Рождества Христова, 1-й песни: “Волною морскою Скрывшего древле гонителя мучителя, в яслех сокрываемого, убити ищет Ирод. Но мы со волхвы поим: Господеви воспоим, славно бо прославися”.

[5] Евангелист Иоанн в начале Евангелия своего говорит: “В начале бе Слово и Слово бе к Богу и Бог бе Слово. Вся Тем быгиа, и без Него ничтоже бысть, еже быстъ”. Если вся Им, значит, и дело избавления, поэтому в Нем жизнь была, и жизнь была свет человекам.


Рубрики:

Популярное:

Церковный календарь:

© Церковный календарь



Подписаться на рассылку: