• Новосвященномученик Мефодий (Красноперов) еп. Петропавловский – СВЕТ ХРИСТОВ ПРОСВЕЩАЕТ ВСЕХ.

    Новосвященномученик Мефодий (Красноперов) еп. Петропавловский – СВЕТ ХРИСТОВ ПРОСВЕЩАЕТ ВСЕХ.

    Слово в день тезоименитства Государя Наследника Цесаревича и Великого Князя Алексия Николаевича, произнесенное в Уфимском Кафедральном Соборе 5-го октября 1909 г.

    Тако да просветится свет ваъ пред человеки,

    яко да видят ваша добрая дела

    и прославят Отца вашего, иже на небесех

    (Мф. 5, 16).

    Многие ныне и много говорят и пишут о про­свещении, образовании, воспитании, всеобщем обуче­нии, о распространении научных знаний среди народ­ных масс. – „Побольше света, побольше знания, в знании – сила, в образовании – свобода”! Такие воскли­цания вместе с другими громкими словами: прогресс, культура, цивилизация,— можно слышать и в устных беседах и читать на страницах печати. Правда, что же можно сказать вопреки таким доб­рым пожеланиям и заботам? Разве можно возражать против необходимости света вообще? Кто ста­нет защищать тьму и мрак? Разве слепец толь­ко? Света ищут все. К свету стремится всякое живое и живущее существо: человек, животное и всякое растение. Лишь только родится младенец, он уже, хотя и бессознательно, но инстинктом стремит­ся поворотиться к свету. Растение, – чуть из земли выйдет, уже наклоняется к свету, – к солнцу. В свете заключается для всех тварей жизнь и теплота. Поэтому все давно согласны в том, что свет есть жизнь для творений Божиих, а мрак – смерть.

    Таковы условия жизни физического мира.

    Не то же ли надо сказать и о духовной жизни? Говорим, конечно, тем, кто не отрицает существо­вания духа и духовной жизни.

    30 March 2017 читать далее

  • Архимандритъ Кипріанъ (Пыжовъ) - Кощунство или невѣжество

    Архимандритъ Кипріанъ (Пыжовъ) - Кощунство или невѣжество

    Наступилъ праздничный періодъ, называемый «Крисмась сизонъ». На рынкахъ идетъ торговля рождественскими елками, всюду блестятъ разноцвѣтные шары, сверкають гирлянды своей золотистой бахромой, а въ магазинахъ бойко торгуютъ разнообразными подарками, и многообразію этому нѣтъ границъ. Чтобы праздничный товаръ лучше раскупался, предпріимчивые торговцы придумали каждый кулекъ облекать въ «праздничное одѣяніе» — пластиковую обертку съ изображеніемъ православныхъ иконъ, относящихся и не относящихся къ празднику Рождества Христова. Надо сказать, что напечатанныя на оберткахъ иконы не дешовка, а очень тщательная репродукція старинныхъ иконъ лучшаго качества, какъ русскихъ, такъ и византійскихъ оригиналовъ, съ припиской на поляхъ: «Мэйдъ инъ Белджіумъ». Что это, кощунство или глубокое невѣжество цивилизованныхъ провинціаловъ? — Вѣдь судьба этихъ священнѣйшихъ изображеній та же, что и всѣхъ ненужныхъ вещей — корзина для мусора; ихъ скомкаютъ, добираясь до настоящаго подарка, и бросятъ, какъ ненужное прибавленіе къ предмету, вызывающему праздничное любопытство.

    Съ какого-то времени, когда нѣсколько стихла буря новаго, атеистическаго иконоборчества въ предѣлахъ нашей родины, здѣсь стала возрастать «мода» на иконы стариннаго письма. Въ теченіе многихъ вѣковъ икона, овѣянная молитвой православныхъ христіанъ, была предметомъ почитанія и поклоненія. Чувственными очами вѣрующіе взираютъ на икону, вознося духовныя очи къ Богу. Иконами украшались храмы и освящались дома. Стиль иконъ, какъ и мелодіи церковныхъ пѣснопѣній, расцвѣтали одновременно, составляя единую священную гармонiю. Это вязалось и съ церковно-славянскимъ языкомъ и съ церковной архитектурой, при множествѣ индивидуальныхъ варіацій, не нарушающихъ общаго строя, гдѣ духъ явственно первенствуетъ надъ вещественнымъ творчествомъ художника, научая его земными красками выражать небесную сущность.

    28 March 2017 читать далее

  • Св. равноопостольный князь Владиміръ и латинскій міръ (1888).

    Икона святого равноапостольного вел. князя Владимира

    из коллекции Донецкого областного художественного музея. 1888 г., Россия.

    «В память 900-летия Крещения Руси».

    Вниманіе не одной только православной Руси и вообще славянскаго міра привлекло къ себѣ наше церковно-народное торжество 15 іюля. Сочувственно отозвался на него и далекій голосъ изъ-за моря – голосъ англиканской церкви, въ лицѣ архіепископа Кентерберійскаго Эдуарда[1]. Не легкую задачу задало оно и латинскому міру, который во всѣ времена, какъ только запомнитъ исторія, былъ гораздо болѣе склоненъ къ деспотизму и насилію, чѣмъ къ братской, христіанской любви. Интересны въ этомъ отношеніи свѣдѣнія и то освѣщеніе фактовъ, какія даетъ профессоръ М. О. Кояловичъ въ своей статьѣ «Сила вліянія нашего равноапостольнаго Владиміра на латинскій міръ»[2]. Поводомъ къ этой статьѣ послужила довольно ловкая политика папы Льва XIII въ отношеніи къ нашему торжеству девятисотлѣтія.

    Не смотря на то, что извѣстный поступокъ Дьяковарскаго латинскаго епископа Штроссмайера, приславшаго въ Кіевъ привѣтствіе съ девятисотлѣтіемъ крещенія Руси, вызвалъ противъ него цѣлую бурю негодованія въ австрійской печати, папа, повидимому, принимаетъ его сторону и очень внимательно относится къ нашему торжеству. А по дальнѣйшимъ слухамъ, Левъ ХIII уже заготовилъ энциклику къ уніатскимъ іерархамъ, въ которой сочувственно относится и къ св. Владиміру, и къ нашему юбилейному торжеству.

    27 March 2017 читать далее

  • Протоіерей Александръ В. Горскій, О священнодѣйствіи вѣнчанія и помазанія Царей на царство (1856)

    14/27 марта - празднование Федоровской иконы Пресвятой Богороидцы в память избрания в 1613 году на царство Михаила Федоровича Романова. - Ред.

    Протоіерей Александръ В. Горскій, О священнодѣйствіи вѣнчанія и помазанія Царей на царство (1856), Прибавленія къ Твореніямъ Св. Отцовъ, 1882, Ч. 29. Кн. 1. С. 117-151.

    Статья полностью выложена здесь >>> (PDF)

    Царелюбивая Россія глубоко чувствуетъ и съ преимущественною торжественностію выражаетъ радость о Царѣ своемъ въ денъ его священнаго вѣнчанія на царство. И въ высокомъ свѣтѣ является царственное величіе помазанника Божія въ сей денъ вѣнчанія.

    Во святилищѣ Божіемъ, среди избранныхъ членовъ государства, священнодѣйствіемъ запечатлѣвается державная власть, основанная на законѣ престолонаслѣдія, отъ Царя царствующихъ пріемлетъ благословеніе Самодержецъ могущественной монархім, чтобы быть живымъ орудіемъ промышленія Божія, слугою Божіимъ. Священнымъ помазаніемъ обновяются духовныя силы избранника Божія, чтобы онъ могъ понести бремя великаго служенія, чтобы его направленіемъ въ царствѣ земномъ приготовлялись граждане царства небеснаго. Видимый причастникъ царственной власти Того, Емуже «дадеся всяка власть на небеси и на земли», приближается къ престолу Вседержителя и становится ближайшимъ общникомъ Божественной трапезы.

    Представляя себѣ такое значеніе священнаго вѣнчанія и помазанія православныхъ царей нашихъ, невольно чуствуемъ желаніе объянсить себѣ начало и происхожденіе сего учрежденія православной церкви и православной державы.

    Для сего намъ нужно обратиться къ учрежденіямъ греческой церкви и имперіи и къ древнимъ отечественнымъ памятникамъ.

    27 March 2017 читать далее

  • Прав. Іоаннъ Кронштадтскій - Слово въ недѣлю четвертую Великаго поста.

    Сегодня, возлюбленные братія и сестры, читано было евангельское повѣствованіе отъ Марка объ исцѣленіи Іисусомъ Христемъ бѣсноватаго глухаго и нѣмаго отрока, за котораго просилъ отецъ его, — чрезъ изгнаніе злѣйшаго нечистаго духа, причинявшаго несчастному отроку глухоту и нѣмоту. «Духъ нѣмой и глухой»! сказалъ Господь нечистому, «Я повелѣваю тебѣ, выйди изъ него, и впредь не входи въ него. И вскрикнувъ, и сильно сотрясши его, злой духъ вышелъ; и отрокъ сдѣлался, какъ мертвый, такъ что многіе говорили, что онъ умеръ. Но Іисусъ, взявъ его за руку, поднялъ его; и онъ всталъ». Но послушайте, сколь золъ былъ мучившій отрока демонъ. Отецъ этого отрока говорилъ Господу, что демонъ, гдѣ только ни схватывалъ его, бросалъ его на землю, — и несчастный испускалъ пѣну изо рта, скрежеталъ зубами своими, и весь оцѣпенѣвалъ. Это же сдѣлалось и на тотъ разъ, когда отецъ привелъ его къ Спасителю. И когда Господь спросилъ отца, какъ бы не вѣдая, хотя, какъ Богъ, все зналъ: «какъ давно это сдѣлалось съ нимъ»? Тотъ сказалъ, что — съ дѣтства, и прибавилъ, что демонъ много разъ бросалъ его и въ огонь и въ воду, чтобы погубить его; и просилъ Господа — сжалиться надъ нимъ и сыномъ, и помочь, если что можетъ. Іисусъ сказалъ ему: «если сколько-нибудь можешь вѣровать, — все возможно вѣрующему». И несчастный маловѣрный отецъ со слезами воскликнулъ: «вѣрую, Господи! помоги моему невѣрію». Видите, какую силу Господь приписываетъ вѣрѣ и вѣрующему: «все возможно вѣрующему», говоритъ Онъ. Вѣрующій можетъ и бѣсовъ изгонять и всякія болѣзни исцѣлять. А какъ безсиленъ и жалокъ невѣрующій! Онъ и съ собою совладѣть не можетъ и грѣховъ своихъ одолѣть не можетъ, но, какъ рабъ, служитъ имъ и мучится ими. Такъ какъ несчастный отецъ сначала приводилъ бѣсноватаго сына своего къ апостоламъ и они не могли изгнать изъ него этого бѣса, то они наединѣ спросили Господа: «почему мы не могли изгнать его»? Господь на это сказалъ имъ: «сей родъ не можетъ выйти иначе, какъ отъ молитвы и поста» (Марк. 9, 17-29). Вотъ и похвала отъ Господа посту и молитвѣ. Вотъ евангельская основа поста.

    26 March 2017 читать далее

  • С. И. Смирновъ - Какъ говѣли въ древней Руси?

    С. И. Смирновъ, Какъ говѣли въ древней Руси. // «Прибавленія къ Церковнымъ Вѣдомостямъ», 1901, № 8, С. 266-279; № 9, С. 305-311; № 10, С. 343-351.

    Статья полностью выложена здесь >>> (PDF)

    «Восияетъ весна постная и цвѣтъ покаянья; очистимъ собе,

    братья, отъ всякая крови плотьскыя и душевныя»

    (Поученіе Владиміра Мономаха).

    Строй церковной жизни въ древней Руси во многомъ отличался отъ современнаго. Въ немъ были черты глубокой христіанской древности, неизвѣстныя теперь. Къ тому же религіозно-нравственныя понятія времени, предписанія церковнаго устава или просто воззрѣнія духовенства отражались въ жизни гораздо ярче, чѣмъ въ настоящее время. Порядокъ говѣнья въ древней Руси одно изъ многознаменательныхъ явленій этого отжившаго строя церковно-бытовой жизни. Говѣнье обставлено было цѣлой системой требованій, обрядовъ и обычаевъ, которые, какъ звенья неразрывной цѣпи, охватывали вѣрующаго въ дни поста. Нѣкоторые остатки этихъ обычаевъ живы въ народѣ и доселѣ, но истолкованія ихъ надо искать въ русской древности. И возстановивъ древніе обычаи говѣнья, мы увидимъ, что ни въ чемъ иномъ не выражалась такъ замѣтно сильная зависимость русскаго человѣка отъ церкви, отъ ея устава, отъ ея служителя, какъ въ говѣньѣ, т. е. въ приготовленіи къ исповѣди и къ достойному принятію святыхъ Таинъ. Это было и у нашей древней церкви могущественнымъ средствомъ добраго вліянія на народъ.

    Содержаніе:

    I. Нравственное значеніе говѣнья. — Количество постовъ-говѣній. — Порядокъ говѣнья. — Великое говѣніе. — Счисленіе постныхъ дней. — Обрядъ прощанія. — Уставы о пищѣ въ постные дни.

    II. Уставы о молитвѣ великимъ постомъ. — Чистота супружескихъ отношеній. — Милостыня. — Время исповѣди и пріобщенія Святыхъ Таинъ. — Епитиміи тайныя и публичныя. — Ослабленіе первоначальнаго устава великаго говѣнья.

    III. Малыя говѣнья. — Успѣхи покаянной дисциплины въ древней Руси. — Принципіальное отрицаніе исповѣди еретиками и вольнодумцами. — Три разряда неговѣвшихъ. — Мѣры противъ нихъ со стороны церкви и государства. — Заключеніе.

    26 March 2017 читать далее

  • Вышел в свет первый номер журнала «Православный Путь».

    Дорогие во Христе Братья и Сестры, наши боголюбезные читатели!

    Поздравляем Вас с выходом первого номера журнала "Православный Путь". Ниже мы выкладываем целиком издательский файл для душевной пользы, давая тем самым возможность познакомиться более широкому кругу читателей с нашим журналом. Желающие приобрести бумажный вариант должны обратиться в нашу редакцию. Напоминаем, что это некоммерческое издание. Цена нашего журнала складывается из расходов на печать и доставку.

    Журнал полностью выложен здесь >>> (PDF)

    25 March 2017 читать далее