• КАКІЕ ОБЫЧАИ СОБЛЮДАЛИ НАШИ ПРЕДКИ И КАКІЕ ЗАВѢТЫ ОСТАВИМЪ МЫ БУДУЩИМЪ ПОКОЛѢНІЯМЪ? Бесѣда Преосв. Макарія (Невского), епископа Томскаго въ Новолѣтіе 1900 года.

    «Святая Русь», «Русь православная» — такъ именовалась встарь наша родина святая. И недаромъ усвоено ей было названіе «святой». По имени ея была и жизнь святая. О святости ея и благочестіи нашихъ предковъ свидѣтельствуютъ не только наши отечественныя лѣтописи, но и письменныя сказанія иноземцевъ, бывавшихъ на Руси въ старыя времена и воочію видѣвшихъ обычаи нашего народа. Эти иноземные свидѣтели иногда приходили въ изумленіе, видя, какъ русскій народъ, отъ царя и бояръ до послѣдняго человѣка, не только мужчины, но и женщины, дѣвицы и малыя дѣти строго исполняли уставы Церкви.

    Спутникъ Антіохійскаго патріарха Макарія, посѣщавшій вмѣстѣ съ этимъ святителемъ русскую столицу въ половинѣ семнадцатаго столѣтія, между прочимъ, такъ описываетъ обычаи русскаго народа:

    «Ежедневно русскіе бываютъ въ церквахъ за обѣдней и въ каждомъ приходѣ всѣ присутствуютъ въ своей церкви, мужчины, женщины и малыя дѣти; при чемъ каждый приноситъ, по ихъ обычаю, для церкви одну или нѣсколько свѣчей, изъ коихъ къ каждой приклеена копѣйка. Всѣ въ этой странѣ, отъ мірянъ до монаховъ, ѣдятъ только разъ въ день, хотя бы это было лѣтомъ, и выходятъ отъ церковныхъ службъ всегда не ранѣе, какъ около восьмого часа (2-го по полудни)... Литургія у нихъ совершается чрезвычайно продолжительно, со всякимъ страхомъ и смиреніемъ. Они неукоснительно остаются (въ церквахъ) до тѣхъ поръ, пока священникъ не совершитъ отпуста, и уходятъ по прочтеніи девятаго часа... Усердіе всѣхъ московитовъ, большихъ и малыхъ, къ построенію церквей весьма велико, и любовь ихъ къ безпрерывнымъ земнымъ поклонамъ и къ иконамъ свыше всякаго описанія: и не только простолюдины, бѣдняки крестьяне, мужчины, женщины, дѣвицы, малыя дѣти, но и визири (бояре) — государственные сановники и ихъ жены. Если обладаютъ такими добродѣтелями царь и царица, кои стоятъ во главѣ подданныхъ, то каковы же должны быть эти послѣдніе?

    14 января 2017 читать далее


  • Прав. Іоаннъ Кронштадтскій - Поученіе въ недѣлю св. отецъ.

    Древо Иессеево - Родословие Иисуса Христа.

    Икона из собрания Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника.

    «Книга родства Іисуса Христа, сына Давидова, сына Авраамля»

    (Матѳ. 1, 1).

    Нынѣшній день св. Церковь празднуетъ свой недѣльный праздникъ — воскресеніе Христово и вмѣстѣ предпразднуетъ Рождество Христово; поэтому за всенощной читано евангеліе о воскресеніи Христовомъ, а за литургіей — о предкахъ Іисуса Христа по человѣчеству. Литургійное евангеліе начинается словами: «книга родства Іисуса Христа, сына Давидова, сына Авраамля». Остановимся на этихъ словахъ и сдѣлаемъ ихъ предметомъ настоящаго слова.

    Что они говорятъ намъ? То, что Сынъ Божій единородный, единосущный, собезначальный Богу Отцу, всеблагій, всемогущій, ѵпостасная Премудрость Божія, устроившая міръ и все, что въ мірѣ, Самъ Вседержитель, содержащій всю видимую и невидимую тварь, воспринявъ человѣческое естество, вступилъ въ родство съ человѣками, Имъ же Самимъ сотворенными по образу и подобію Своему, но согрѣшившими по дерзкому преслушанію и крайне растлившимися по причинѣ преступленій безчисленныхъ; Сынъ Божій содѣлался Сыномъ человѣческимъ, т. е. человѣкомъ, во всемъ намъ подобнымъ, кромѣ грѣха, не преставъ быть Богомъ безначальнымъ и всемогущимъ; полный — истощилъ Себя, богатый — обнищалъ, неприкосновенный существомъ — сдѣлался прикосновеннымъ намъ ради нашего спасенія. Какая благость! Какое милосердіе, какое снисхожденіе крайнее! Какое обнищаніе добровольное! Принявъ наше обнищавшее грѣхами естество, Онъ и раждается въ бѣдности, отъ бѣдной, хотя царскаго рода, и пречистой Дѣвы въ убогомъ вертепѣ!

    01 января 2017 читать далее


  • Епископъ Виссаріонъ Нечаевъ - Вѣра ветхозавѣтныхъ праотцевъ во Христа и приготовленіе къ ней язычниковъ (Поученіе въ недѣлю праотцевъ)

    «Вѣрою праотцы оправдалъ еси, отъ языкъ тѣми предобручивый церковь...

    Тѣхъ молитвами, Хрісте Боже, помилуй насъ» (Тропарь).

    Сегоднешнее Воскресенье называется недѣлею праотцевъ, т.-е. ветхозавѣтныхъ праведниковъ, жившихъ до закона Моисеева и по законѣ до Христа, начиная съ Адама до Іосифа обручника. Почему память ихъ совершается за нѣсколько дней до праздника Рождества Христова? Потому, что отъ нихъ произошелъ по плоти Христосъ. Онъ есть потомокъ избранной части человѣчества, въ которой сохранялась истиная вѣра, каковы были члены патріархальной Церкви, существовавшей до избранія Авраама, затѣмъ члены рода Авраамова отъ Исаака и Іакова, наконецъ члены послѣзаконной Церкви отъ Моисея до Христа, родившагося отъ Пресвятой Дѣвы Маріи, произшедшей отъ колѣна Іудина. Всѣхъ этихъ праотцевъ Господь оправдалъ вѣрою въ Него, какъ Искупителя, имѣющаго принести жертву за согрѣшившихъ людей. Эта вѣра началась съ Адама. За преслушаніе заповѣди, данной въ раю, онъ изгнанъ изъ рая и приговоренъ съ потомками, наслѣдовавшими отъ него грѣхъ, къ смерги, но вмѣстѣ утѣшенъ былъ обѣтованіемъ о Сѣмени жены, имѣющемъ стереть главу змія, т.-е. объ Искупителѣ, который родится отъ жены безъ участія мужа и побѣдитъ діавола, разрушитъ царство его — царство лжи и суевѣрій. Вѣра въ грядущаго Искупителя поддерживаема была въ Ветхомъ завѣтѣ многими другими обѣтованіями и пророчествами, напримѣръ, обѣтованіемъ Аврааму: «о сѣмени твоемъ благословятся вси языцы земніи» (Быт. 22, 18), — пророчествомъ патріарха Іакова о неоскудѣніи правителей отъ Іуды до времени пришествія Примирителя (Быт. 49, 30).

    25 декабря 2016 читать далее


  • Архіеп. Аверкій Таушевъ - Слово въ день памяти святителя Николая, Архіепископа Мѵрликійскаго, Чудотворца

    Свят. Николай Чудотворец. Икона из ц. Николы на Липне близ Новгорода. 1294 г.

    Мы празднуемъ сегодня память одного изъ величайшихъ святителей Церкви Христокой — иже во святыхъ отца нашего Николая, Архіепископа Мѵрликійскаго, Чудотворца, котораго, какъ никого другого, высоко и свято чтили во всѣ времена всѣ народы земли — и не только христіане, но и мусульмане и даже многіе язычники.

    — «Я вижу, братіе, новое солнце, восходящее надъ землей и приносящее сладостное утѣшеніе скорбящимъ и страждущимъ», — такъ воскликнулъ посвящавшій его въ санъ пресвитера епископъ Патарскій: — «счастлива та паства, которая будетъ имѣть его своимъ руководителемъ: онъ укрѣпить ее въ вѣрѣ въ Господа, онъ наставитъ ее въ добродѣтельной и благочестивой жизни, онъ будетъ усерднымъ помощникомъ для всѣхъ бѣдствующихъ».

    Вся жизнь св. Николая была блистательнымъ исполненіемъ этихъ пророческихъ словъ прозорливца-епископа. Св. Николай отъ самой юности своей весь горѣлъ пламенной вѣрой въ Бога, будучи строгимъ и непреклоннымъ ревнителемъ чистоты Православія; онъ проводилъ самую суровую подвижническую жизнь въ непрестанныхъ бдѣніяхъ, постахъ и молитвахъ; забывая себя, онъ самоотверженно помогалъ бѣднымъ, утѣшалъ страждущихъ, защищалъ несправедливо обиженныхъ, осужденныхъ и обездоленныхъ, укрѣплялъ и наставлялъ колеблющихся въ вѣрѣ и малодушныхъ — онъ никогда не уставалъ совершать всевозможныя дѣла христіанской любви и милосердія по отношенію ко всѣмъ людямъ.

    19 декабря 2016 читать далее


  • Слово на день св. великомученицы Варвары Преосв. Иннокентія, архіеп. Херсонскаго

    Икона вмч. Варвары XV в. Древнерусская икона

     

    Согласно русской традиции, мощи святой были привезены из Константинополя в Киев Варварой Комниной, дочерью византийского императора Алексея I, вышедшей около 1103 г. замуж за кн. Святополка II. Они были положены в киевском Михайловском Златоверхом монастыре (построенном в 1108). В настоящее время они хранятся в киевском Владимирском соборе. - Ред.

     

    Вѣнецъ невѣсты Христовой, нынѣ торжественно нами ублажаемой, блистаетъ многими драгоцѣнными камнями, то есть, великими подвигами мученическими и великими дарами духовными; но наиболѣе блистаетъ въ семъ вѣнцѣ и привлекаетъ благоговѣйный взоръ всѣхъ одно многоцѣнное перло. Это пріятый свыше великомученицею даръ — спасать отъ внезапной болѣзни и наглыя смерти всякаго, кто съ вѣрою и любовію притекаетъ къ ея о томъ ходатайству предъ Богомъ. Въ самомъ дѣлѣ, братіе, кто, слушая съ умиленіемъ акаѳистово пѣніе въ честъ св. Варвары, не остановлялъ особеннаго благоговѣйнаго вниманія на тѣхъ мѣстахъ его, въ коихъ упоминается о семъ дивномъ и благотворномъ дарѣ? — Кто изъ насъ, обращаясъ къ ней съ молитвою, не испрашивалъ у нея, первѣе и послѣ всего, защиты отъ внезапной болѣзни и наглой смерти? — Итакъ, воспоминая нынѣ торжественно подвиги великомученицы, подойдемъ благоговѣйно мыслію ближе къ вѣнцу ея, и разсмотримъ это многоцѣнное перло.

    Я говорю: МНОГОЦѢННОЕ, ибо, что нужнѣе для каждаго изъ насъ, какъ отойти изъ сей жизни совершенно приготовленными къ жизни новой, ожидающей насъ за гробомъ? Отойти, то естъ, очистившись благодатію Божіею отъ всѣхъ вольныхъ и невольныхъ грѣхопаденій, — принесши въ нихъ истинное покаяніе? — Но, бренность жизни нашей такъ велика, что многіе предъ исходомъ изъ сего міра не успѣваютъ даже помыслить о своихъ грѣхахъ и возвести покаяннаго взора на небо; отходятъ по сему самому предъ небеснаго Судію со всѣми нечистотами земной жизни, въ такомъ состояніи, въ какомъ они не посмѣли бы явиться предъ земнаго начальства. Посему возможность быть защищену отъ внезапной смерти принадлежитъ къ числу самыхъ желанныхъ возможностей для каждаго, кто только хотя мало дорожитъ спасеніемъ бѣдной души своей.

    17 декабря 2016 читать далее


  • Святитель Филарет Московский (Дроздов), О значении церковной молитвы о соединении церквей

    Подлинная фотография Святителя.

    При начале Божественной литургии, между первыми молитвенными прошениями к Господу Богу, Православная Церковь произносит следующее: «О мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех, Господу помолимся».

    Слыша сие, некоторые, расширяя сердце свое любовью, миролюбием и веротерпимостью, молятся не только о «благостоянии и соединении», то есть о сохранении в единстве «святых Божиих церквей» православных, частных, составляющих Вселенскую Церковь, например Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Российской, но и воссоединении церквей, уклонившихся от Православия, например, Римской, Армянской.

    А некоторые, ограждаясь строгой ревностью о Православии, молятся при сем только «о соединении святых Божиих церквей» православных.

    Кто не уважает ревность о Православии? Кто не признает достоинства всеобъемлющей любви? Которого же, однако, из двух вышеуказанных значений молитвы преимущественно должен держаться соединяющий молитву свою с молитвой Православной Церкви? Или, лучше сказать, которое из двух значений преимущественно внушает нам сама Православная Церковь словами своего чиноположения?

    02 декабря 2016 читать далее


  • СВЯТ. ФИЛАРЕТЪ (ВОЗНЕСЕНСКIЙ): Любовъ къ Истинѣ дороже всего

    Сейчасъ мы съ вами живемъ въ эпоху распространенія quasі-церковнаго „модернизма” и противо-церковнаго экуменизма. Объ этихъ отрицательныхъ явленіяхъ въ жизни церковной вы знаете достаточно, и я не буду распространяться о нихъ. Но должно отдатъ себѣ отчетъ: почему люди теперь такъ легко поддаются на эти духовныя поддѣлки, принимаютъ ложь и фальшь за истину, легко разстаются со своимъ православными вѣрованіями и принимаютъ что-то другое? Потому что они „любви истины не приняли въ душу свою”, – по выраженію св. Апостола Павла.

    Мнѣ приходилось въ послѣдніе годы бывать во Франціи — въ Парижѣ, гдѣ давно уже обосновался и крѣпко засѣлъ такъ называемый Парижскій экзархатъ — т.е. застарѣлый и упорный евлогіанскій расколъ. Извѣстно, что о долговременномъ и упорномъ расколѣ Св. Василій Великій говоритъ, что онъ уже подобенъ ереси, и не можетъ быть никакого общенія у православныхъ съ такими раскольниками, коснѣющими въ своемъ заблужденіи. А тамъ, во Франціи, постоянно приходится видѣть, какъ многіе православные русскіе люди одинаково идутъ какъ въ наши храмы, храмы Зарубежной Церкви, такъ и въ храмы евлогіанъ, и не только идутъ, но и говѣютъ, и причащаются въ нихъ. И когда ихъ спрашиваютъ, почему они такъ поступаютъ, они отвѣчаютъ: "а развѣ не все равно? Служба и тамъ и тамъ одинакова, почему не пойти туда, а нужно непремѣнно идти въ нашъ храмъ?"

    21 ноября 2016 читать далее