• Архиепископ Аверкий (Таушев) – РЕФОРМАЦИЯ В ПРАВОСЛАВИИ – ИУДИНО ПРЕДАТЕЛЬСТВО.

    Архиепископ Аверкий (Таушев) – РЕФОРМАЦИЯ В ПРАВОСЛАВИИ – ИУДИНО ПРЕДАТЕЛЬСТВО.

    «Бодрствуйте, стойте в вере мужайтеся, утверждайтеся!»
    (1 Коринф. 16, 13)

    «Содержите Христианство все, как оно есть и хранится в Церкви Христовой,

    и твердо стойте в нем, не покушаясь изменять, или отменять что в нем,  

    а себя непрестанно совершенствуйте по образцу его!»

    (Еп. Феофан – «О Православии».)

    Приближается к концу св. Четыредесятница – время подвига, время покаяния. После поклонения Кресту св. Церковь приводит нам на память два дивных образа – преп. Иоанна Лествичника и преп. Марии Египетской.

    Преп. Иоанн Лествичник с его замечательной «Лествицей» внушает нам, что истинное христианство заключается в непрестанном стремлении к христианскому совершенству, в полном согласии со словами-увещанием Христа Спасителя: «Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть» (Матф. 5, 48). А его «Лествица, возводящая на небо», указывает путь к этому совершенству чрез непрестанную борьбу со своими греховными страстьми и похотьми и чрез насаждение в своей душе противоположных им добродетелей.

    Преп. Мария Египетская для всех грешников являет высокий пример истинного и действенного покаяния, которое способно изглаждать все грехи, сколь бы велики и тяжки они ни были, и также открывать путь к тому же христианскому совершенству для тех, кто, казалось бы, столь далек был от него.

    И вот, после дивного чуда Воскрешения Лазаря и торжественного Входа Господня в Иерусалим, Церковь вводит нас в святые и великие дни Страстной седмицы, когда вспоминаются последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, Его крестные страдания, «нас ради человек и нашего ради спасения», и погребение.

    01 апреля 2018 читать далее


  • Архіепископъ Аверкій (Таушевъ) - Сила истиннаго покаянія.

    Архіепископъ Аверкій (Таушевъ) - Сила истиннаго покаянія.

    «Блудами первѣе преисполнена всяческими,

    Христова невѣста днесь п о к а я н і е м ъ явися,

    ангельское жительство подражающи».

    (Кондакъ преп. Маріи Египетской)

    Кто эта «Христова невѣста»? — Преподобная Марія Египетская, память которой св. Церковь всегда празднуетъ въ пятую недѣлю Великаго поста. Силою покаянія она изъ величайшей грѣшницы стала величайшей праведницей, «ангельское естество» строгостью житія своего «удививши».

    Но что имѣла въ виду св. Церковь, устанавливая это празднованіе памяти этой необыкновенной ангелоподобной подвижницы? — А вотъ что!

    Въ предшествовавшій воскресный день — недѣлю 4-ю Великаго поста — праздновалась память преподобнаго Іоанна, Игумена Синайской горы, по прозванію Лѣствичника. Живописуя передъ нашимъ мысленнымъ взоромъ его дивный образъ «пустыннаго жителя и въ тѣлеси ангела», св. Церковь призывала всѣхъ насъ, христіанъ, подражая ему, идти путемъ христіанскаго совершенства, слѣдуя завѣту Христову: «Будите убо вы совершени, яко-же Отецъ вашъ небесный совершенъ есть» (Матѳ. 5, 48) и предлагала намъ въ руководство для этого составленную этимъ великимъ подвижникомъ «Лѣствицу Духовную, возводящую на небо».

    24 марта 2018 читать далее


  • Святитель Иннокентій, архіеп. Херсонскій – Слово въ субботу 5-й недѣли Великаго поста.

    Святитель Иннокентій, архіеп. Херсонскій – Слово въ субботу 5-й недѣли Великаго поста.

    Послѣдуя примѣру св. Церкви, ублажающей Пресвятую Дѣву всѣми возможными ублаженіями, и мы, братіе мои, желали бы нынѣ отверсть предъ вами уста свои на похвалу Ея всесвятаго имени, отверсть съ тѣмъ, чтобы чрезъ сіе, подобно пѣснопѣвцу церковному, исполниться духа и, если возможно, наполнить и васъ симъ же духомъ. Но, слово Церкви, вчера нами слышанное, удерживаетъ насъ: то слово, которое говоритъ: витія многовѣщанныя, яко рыбы безгласныя, видимъ о Тебѣ, Богородице! — Если многовѣщанные оказались безгласными; то что будетъ съ нами — маловѣщанными? Для насъ посему, въ подобномъ случаѣ, удобѣе, по выраженію другой пѣсни церковной, любити молчаніе...

    Съ другой стороны, что же и дѣлатъ въ день похвалы Пресвятой Богородицы, какъ не раздѣлять, по возможности нашей, сію похвалу вмѣстѣ съ Церковію? Остается посему поступить такъ, какъ дѣлаютъ тѣ, кои, живя у моря, не имѣютъ кораблей великихъ для плаванія на нихъ по всѣмъ краямъ морскимъ. Таковые на малыхъ ладіяхъ совершаютъ небольшія плаванія у береговъ, удовлетворяя такимъ образомъ своимъ нуждамъ и отдая должную честь неприступности моря. Подобно сему, говорю, поступимъ и мы; то есть, укажемъ вамъ на главнѣйшія добродѣтели и совершенства, коими украшалась на землѣ Пресвятая Дѣва, не дерзая входитъ въ самую глубину благодати на Ней почивавшей.

    24 марта 2018 читать далее


  • СЛОВО СВЯТАГО ІОАННА ЗЛАТОУСТАГО КЪ ЖЕНАМЪ, ПРИХОДЯЩИМЪ ВЪ ЦЕРКОВЬ.

    СЛОВО СВЯТАГО ІОАННА ЗЛАТОУСТАГО КЪ ЖЕНАМЪ, ПРИХОДЯЩИМЪ ВЪ ЦЕРКОВЬ.

    Въ дни Великаго поста и говѣнія во множествѣ приступающихъ къ святой трапезѣ случаются дамы и дѣвицы, считающія приличнымъ такому дню и такому священнодѣйствію – наряды и уборы не вполнѣ скромнаго вида, — чѣмъ соблазняются многіе молящіеся. Посему благовременно будетъ привести на память слово святаго Іоанна Златоустаго о женскихъ украшеніяхъ. Отъ женъ мѵроносицъ, сподобившихся прежде всѣхъ услышать отъ воскресшаго Спасителя вѣсть о Воскресеніи и слово: радуйтеся, великій проповѣдникъ обращается къ современнымъ женамъ съ слѣдующимъ словомъ. — Ред.

    Вы, украшающіяся золотомъ жены, узнавши путь другихъ женъ, поклонившихся Христу, оставьте по крайней мѣрѣ теперь недугъ пристрастія къ драгоцѣннымъ украшеніямъ! Если примѣръ тѣхъ счастливыхъ женъ возбуждаетъ у васъ желаніе подражать имъ, то перемѣните украшеніе свое и облекитесь милосердіемъ. Что пользы, скажи мнѣ, въ этихъ драгоцѣнныхъ камняхъ и въ тканыхъ золотомъ одеждахъ? Ты скажешь: ими наслаждается душа. Но вѣдь я спрашиваю о пользѣ, а ты мнѣ говоришь о вредѣ. Въ самомъ дѣлѣ, нѣтъ ничего хуже, какъ драгоцѣнности дѣлать предметомъ своихъ занятій, радости и пристрастія. Тутъ рабство, само по себѣ тяжелое, становится тѣмъ прискорбнѣе, что порабощенный еще радуется. Возможно ли такому человѣку проявить должную заботливость по отношенію къ духовнымъ дѣламъ? Можетъ ли онъ надлежащимъ образомъ осмѣивать житейскія занятія, когда считаетъ утѣшеніемъ связывать душу золотомъ? Кому доставляетъ удовольствіе оставаться въ темницѣ, тотъ никогда не пожелаетъ освобожденія. Также точно и златолюбивая душа: она, какъ плѣнница злой своей страсти, не станетъ слушать ни одного слова духовнаго съ приличнымъ предмету вниманіемъ и охотою, а не только что исполнять.

    23 марта 2018 читать далее


  • «ВОСТАНИ, СПЯЙ, ВОСТАНИ! ЧТО СПИШИ?!» Слово въ пятокъ пятой седьмицы Великаго поста, на литургіи.

    «ВОСТАНИ, СПЯЙ, ВОСТАНИ! ЧТО СПИШИ?!» Слово въ пятокъ пятой седьмицы Великаго поста, на литургіи.

    «Востани спяй, и воскресни отъ мертвыхъ,

    и освятитъ тя Христосъ» (Ефес. 5, 14).

    «Состояніе человѣка, пребывающаго во грѣхѣ и нерадящаго о своемъ спасеніи, въ словѣ Божіемъ уподобляется сну. И точно, какъ спящій не видитъ ничего вокругъ происходящаго и не чувствуетъ опасности, если какая угрожаетъ ему, такъ и безпечный грѣшникъ не видитъ умомъ своимъ ни того устройства, которое въ немъ, ни того устроенія духовныхъ вещей, кои около него, ни горькой участи, которую самъ себѣ готовитъ своею дурною жизнію и которая готова постигнуть его всякую минуту. Все духовное будто не касается его: онъ спитъ для него. Спитъ; и кто пробудитъ его?

    Человѣколюбивый Богъ многообразно тревожитъ спящаго грѣшника, чтобы опомнился, открылъ глаза, пришелъ въ чувство: тревожитъ Божество словомъ Своимъ — пророческимъ и апостольскимъ, тревожитъ гласомъ совѣсти, въ сердцѣ звучащимъ и озабочивающимъ, тревожитъ разными внѣшними событіями, кои надъ самимъ грѣшникомъ или надъ ближними его совершаются. Отвсюду простираются къ безстрашному и нерадивому грѣшнику воззванія: Востани, спяй, востани! Что спиши?!

    23 марта 2018 читать далее


  • Поученіе Преосв. Епископа Іустина Полянскаго въ четвертую недѣлю Великаго поста.

    Поученіе Преосв. Епископа Іустина Полянскаго въ четвертую недѣлю Великаго поста.

    Сегодня, братіе, св. Церковь, вмѣстѣ съ воскреснымъ днемъ, празднуетъ память преп. Іоанна Лѣствичника, подвизавшагося въ IV в. въ пустыняхъ горы Синайской. Много поучительнаго и назидательнаго представляетъ для насъ жизнь и дѣятельность этого подвижника. Не только во дни поста и покаянія мы можемъ руководствоваться уроками, какіе оставилъ онъ намъ своею жизнью и ученіемъ, но даже и во все время жизни нашей. Остановимъ же, братіе, свое вниманіе на его жизни и подвигахъ нравственнаго усовершенствованія и извлечемъ изъ нихъ для себя посильные уроки назиданія.

    17 марта 2018 читать далее


  • Святитель Феофан Затворник – О единомыслии и победе Православия над ложью (В неделю торжества Православия).

    Святитель Феофан Затворник – О единомыслии и победе Православия над ложью (В неделю торжества Православия).

    (Основа Православия в единомыслии; начало его – что всегда, всеми и всюду было исповедуемо; крепость и стойкость – в ведении истины)

    Ныне празднуем мы Торжество Православия — победу истины над ложью и заблуждением. Как после обыкновенной победы победители провозглашают о главных схватках с врагами, в которых взяли над ними верх и восхваляют мужественнейших вождей своих и ратоборцев в поучение последующим родам, так «Святая Церковь — столп и утверждение истины» (1Тим.3,15), в разные времена подвергавшаяся нападениям суемудрия, враждебного истине, и со славою отразившая их, установила торжественно возвещать ныне о своих победах, осуждая врагов истины, обличая лживые их умствования и в то же время провозглашая святую истину и прославляя поборников ее, чтоб верные сыны ее знали, чего хочет она, и предохраняли себя таким образом от тех же или подобных заблуждений. Слыша сие, прославим Господа, даровавшего торжество истине, чтоб она, как свет во тьме, светила во мраке заблуждений человеческих и указывала неложный путь ищущим пути правого.

    26 февраля 2018 читать далее