• ПРАВОСЛАВНАЯ ЕВХАРИСТИЯ СОЕДИНЯЕТ С ХРИСТОМ, А ЕРЕТИЧЕСКАЯ ОТЧУЖДАЕТ ОТ НЕГО И ПРЕДАЕТ ДИАВОЛУ. Из творений преподобного Иустина (Поповича).

    ПРАВОСЛАВНАЯ ЕВХАРИСТИЯ СОЕДИНЯЕТ С ХРИСТОМ, А ЕРЕТИЧЕСКАЯ ОТЧУЖДАЕТ ОТ НЕГО И ПРЕДАЕТ ДИАВОЛУ. Из творений преподобного Иустина (Поповича).

     

    Ниже помещаем выдержки из творений преподобного архимандрита Иустина (Поповича) Челийского, в которых отображена подлинно православная экклесиология. – Ред.

    I.

    ЭККЛЕЗИОЛОГИЯ – это соборная, кафолическая, осуществляемая во всех верных христология; это причащение Христу, прививание ко Христу, усвоение Христу... Экклезиология – это прикладная христология и в ней вся сотериология. ОПЫТНАЯ ХРИСТОЛОГИЯ – ЭТО ЭККЛЕЗИОЛОГИЯ.

    …СВЯТАЯ ЕВХАРИСТИЯ. Святое благодарение за Воплощение Господа Иисуса Христа, за Преображение, за Воскресение, за Вознесение, за крестную Жертву, – за всю жизнь Богочеловека: одна единственная Жертва постоянно приносится, повторяется ради нашего усвоения Христу и единения со Христом.

    27 декабря 2017 читать далее


  • Какіе обычаи соблюдали наши предки и какіе завѣты оставимъ мы будущимъ поколѣніямъ? (Бесѣда Преосвященнаго Макарія, епископа Томскаго въ Новолѣтіе 1900 года.).

    «Святая Русь», «Русь православная» — такъ именовалась встарь наша родина святая. И недаромъ усвоено ей было названіе «святой». По имени ея была и жизнь святая. О святости ея и благочестіи нашихъ предковъ свидѣтельствуютъ не только наши отечественныя лѣтописи, но и письменныя сказанія иноземцевъ, бывавшихъ на Руси въ старыя времена и воочію видѣвшихъ обычаи нашего народа. Эти иноземные свидѣтели иногда приходили въ изумленіе, видя, какъ русскій народъ, отъ царя и бояръ до послѣдняго человѣка, не только мужчины, но и женщины, дѣвицы и малыя дѣти строго исполняли уставы Церкви.

    Спутникъ Антіохійскаго патріарха Макарія, посѣщавшій вмѣстѣ съ этимъ святителемъ русскую столицу въ половинѣ семнадцатаго столѣтія, между прочимъ, такъ описываетъ обычаи русскаго народа:

    «Ежедневно русскіе бываютъ въ церквахъ за обѣдней и въ каждомъ приходѣ всѣ присутствуютъ въ своей церкви, мужчины, женщины и малыя дѣти; при чемъ каждый приноситъ, по ихъ обычаю, для церкви одну или нѣсколько свѣчей, изъ коихъ къ каждой приклеена копѣйка. Всѣ въ этой странѣ, отъ мірянъ до монаховъ, ѣдятъ только разъ въ день, хотя бы это было лѣтомъ, и выходятъ отъ церковныхъ службъ всегда не ранѣе, какъ около восьмого часа (2-го по полудни)... Литургія у нихъ совершается чрезвычайно продолжительно, со всякимъ страхомъ и смиреніемъ. Они неукоснительно остаются (въ церквахъ) до тѣхъ поръ, пока священникъ не совершитъ отпуста, и уходятъ по прочтеніи девятаго часа... Усердіе всѣхъ московитовъ, большихъ и малыхъ, къ построенію церквей весьма велико, и любовь ихъ къ безпрерывнымъ земнымъ поклонамъ и къ иконамъ свыше всякаго описанія: и не только простолюдины, бѣдняки крестьяне, мужчины, женщины, дѣвицы, малыя дѣти, но и визири (бояре) —государственные сановники и ихъ жены. Если обладаютъ такими добродѣтелями царь и царица, кои стоятъ во главѣ подданныхъ, то каковы же должны быть эти послѣдніе?

    26 декабря 2017 читать далее


  • Епископъ Виссаріонъ Нечаевъ - Вѣра ветхозавѣтныхъ праотцевъ во Христа и приготовленіе къ ней язычниковъ (Поученіе въ недѣлю праотцевъ)

    «Вѣрою праотцы оправдалъ еси, отъ языкъ тѣми предобручивый церковь...

    Тѣхъ молитвами, Хрісте Боже, помилуй насъ» (Тропарь).

    Сегоднешнее Воскресенье называется недѣлею праотцевъ, т.-е. ветхозавѣтныхъ праведниковъ, жившихъ до закона Моисеева и по законѣ до Христа, начиная съ Адама до Іосифа обручника. Почему память ихъ совершается за нѣсколько дней до праздника Рождества Христова? Потому, что отъ нихъ произошелъ по плоти Христосъ. Онъ есть потомокъ избранной части человѣчества, въ которой сохранялась истиная вѣра, каковы были члены патріархальной Церкви, существовавшей до избранія Авраама, затѣмъ члены рода Авраамова отъ Исаака и Іакова, наконецъ члены послѣзаконной Церкви отъ Моисея до Христа, родившагося отъ Пресвятой Дѣвы Маріи, произшедшей отъ колѣна Іудина. Всѣхъ этихъ праотцевъ Господь оправдалъ вѣрою въ Него, какъ Искупителя, имѣющаго принести жертву за согрѣшившихъ людей. Эта вѣра началась съ Адама. За преслушаніе заповѣди, данной въ раю, онъ изгнанъ изъ рая и приговоренъ съ потомками, наслѣдовавшими отъ него грѣхъ, къ смерги, но вмѣстѣ утѣшенъ былъ обѣтованіемъ о Сѣмени жены, имѣющемъ стереть главу змія, т.-е. объ Искупителѣ, который родится отъ жены безъ участія мужа и побѣдитъ діавола, разрушитъ царство его — царство лжи и суевѣрій. Вѣра въ грядущаго Искупителя поддерживаема была въ Ветхомъ завѣтѣ многими другими обѣтованіями и пророчествами, напримѣръ, обѣтованіемъ Аврааму: «о сѣмени твоемъ благословятся вси языцы земніи» (Быт. 22, 18), — пророчествомъ патріарха Іакова о неоскудѣніи правителей отъ Іуды до времени пришествія Примирителя (Быт. 49, 30).

    24 декабря 2017 читать далее


  • Митрополитъ Антоній Храповицкій – Слово въ честь святой великомученицы Варвары.

    Сказанное 11 іюля 1908 г. въ Кіево-Михайловскомъ монастырѣ и произведшее на слушателей огромное впечатлѣніе.

    Велія Твоихъ, Господи, мучениковъ сила,

    во гробѣхъ бо лежатъ, и дѣйствуютъ въ мірѣ

    и духи прогоняютъ, и упраздниша вражію власть.

    Такими, братіе, словами, прославляемъ мы въ различныхъ стихирахъ мучениковъ Христовыхъ, исповѣдуя свою вѣру въ ихъ благодатную молитву за насъ, въ ихъ невидимую помощь въ нашей борьбѣ со зломъ житейскимъ и со злыми демонами. Но кромѣ этой незримой силы святыхъ мучениковъ, на землѣ обнаруживается иногда и видимая мощь ихъ на сердцахъ человѣческихъ, на народной жизни. Такова и сила духовнаго облика святой Варвары въ общественной жизни русской и особенно въ жизни малорусскаго племени. 

    Если желаете знать, какъ любятъ наши малороссы, въ частности — жители поуніатскаго юго-западнаго края, святую Варвару, то оставьте мысленно этотъ прекрасный благолѣпный храмъ съ его богатою живописью, съ драгоцѣнною утварью, многолюднымъ клиромъ и искуснымъ хоромъ пѣвцовъ, и пойдите въ одну изъ тѣхъ маленькихъ, убогихъ церковокъ, которыя остались на Волыни, въ Подоліи и въ Галиціи отъ 17-го и 18-го вв. Эти церкви не высятся на холмахъ, какъ у насъ на Великой Россіи: они прячутся въ кусточкахъ за горкой въ лѣску, среди строеній, чтобы порѣже попадаться на глаза столь сильныхъ прежде враговъ православія, на обиды отъ которыхъ нашъ народъ не могъ найти ни суда, ни расправы. Войдите въ такую церковку, вы не найдете въ ней ни простора, ни благолѣпія. Иногда десятокъ только иконъ могли собрать безправные ея прихожане въ тяжелое время иноземной паньщины, иконъ небогатыхъ, неискусныхъ, иногда даже почти безобразныхъ. И вотъ среди этихъ немногихъ иконъ всегда найдется тамъ и образъ св. Варвары, по большей части на боковой стѣнѣ церкви, или сзади, — икона, тоже неискусно намалеванная доморощенньмъ мастеромъ, но зато дорогая по любви къ ней прихожанъ. Повремените уходить изъ церкви послѣ службы: вы увидите, какъ останавливаются предъ этимъ образомъ смиренные богомольцы, какъ матери, поднимая на руки дѣтей, показываютъ имъ пальцами на изображеніе и шепчутъ имъ на ухо свои немудрыя объясненія рисунковъ. Да, здѣсь, есть на что посмотрѣть. Икона величиной въ квадратную сажень; посреди ея стоитъ святая мученица въ нетлѣнной славѣ, благословляемая съ неба Спасителемъ, Который простираетъ Свои руки къ уневѣстившейся Ему праведной дѣвѣ; вокругъ этого изображенія, и сверху, и снизу, и по сторонамъ небольшія картины житія святой отроковицы; страшныя картины! И онѣ-то привлекаютъ вниманіе простолюдиновъ.

    17 декабря 2017 читать далее


  • Архиепископ Аверкий (Таушев) - Идеал Русской Православной государственности.

    «Не в силе Бог, а в правде». Многим известно это замечательное изречение, ставшее давно как бы поговоркой, но мало кто знает, КОМУ оно принадлежит. Принадлежит оно святому благоверному великому князю Александру Невскому, память которого Российская Церковь празднует 23 ноября по старому стилю (день его отпевания) и вторично – 30 августа по старому стилю (день перенесения его святых мощей из г. Владимира в царствующий град св. Петра).

    Святой благоверный великий князь Александр Невский – подлинное воплощение русской православно-христианской государственности. Это – светлый образ возвышенной, благородной, детски-чистой души народного вождя-правителя, мужественно-обнажающего свой меч в защиту поругаемой веры. Это – безстрашный исповедник истинной веры Христовой, самоотверженный и доблестный защитник Православной Церкви от грубого насилия иноплеменников иноверцев.

    06 декабря 2017 читать далее


  • «Поглумляхся, и малодушствоваше духъ мой...» (Псал. 76, 4). Бесѣда cвт. митр. Филарета (Вознесенскаго) на слова псалма.

    Мнѣ хочется сказать еще нѣсколько словъ вотъ по какому поводу. Если сейчасъ смотрѣть на то, какъ совершенно обезумѣвшій міръ все дальше и дальше отходитъ отъ евангельскихъ началъ и проваливается въ пропасть матеріализма, разврата, злобы и лжи. Если въ это все вглядываться и вдумываться, то можно, къ этому относиться двояко — два впечатлѣнія или настроенія можно вынести изъ такого наблюденія. И эти два разныхъ настроенія точно указаны въ одномъ изъ псалмовъ, который читался сегодня во время утрени на каѳисмахъ и въ которомъ сказано: Помянухъ Бога, и возвеселихся; поглумляхся, и малодушствоваше духъ мой (Псал. 76, 4). По-русски «глумиться» значитъ насмѣхаться, надъ кѣмъ-нибудь, издѣваться. Но древній смыслъ этого слова, въ которомъ оно употребляется въ славянскомъ языкѣ, совсѣмъ другой. Глумиться — значитъ размышлять, испытывать, углубляться въ смыслъ того или другого. Поэтому поглумляхся, и малодушствоваше духъ мой, это значитъ: я сталъ размышлять, и тогда духъ мой впалъ въ малодушіе. И дѣйствительно, глядя на все то, что совершается, человѣкъ, не имѣющій твердаго упованія на Божій промыслъ, можетъ впасть въ полное малодушіе и отчаяніе. Настолько часты всюду ложь и зло. Міръ изолгался совершенно. Люди врутъ своимъ ближнимъ, тѣ тоже врутъ; другъ другу не вѣрятъ, дѣлаютъ видъ, что вѣрятъ, и ложь прямо затопила міръ.

    21 ноября 2017 читать далее


  • Свят. Филаретъ (Вознесенскій), митр. Нью-Іоркскій - Почему русскіе люди чтутъ праздникъ Покрова Божіей Матери

    Радостенъ для вѣрующаго сердца праздникъ Покрова Божьей Матери! Такъ явно, такъ наглядно напоминающій намъ и укрѣпляющій насъ въ надеждѣ на то, что мы съ вами не забыты у Пренепорочной Матери рода христіанскаго, Преблагословенной Дѣвы Маріи, Которая Своимъ спасающимъ и милующимъ покровомъ покрываетъ родъ христіанскій. Великій Первосвятитель Зарубежной Церкви и ея основатель Блаженнѣйшій Митрополитъ Антоній любилъ подчеркивать, что въ празднованіи этого праздника выразилась душа русскаго народа и его благоговѣйная вѣра и любовь къ Божьей Матери.

    Вѣдь Покровъ Божьей Матери есть воспоминанье о томъ, какъ когда-то наши предки воевали съ греками и могли бы оказаться побѣдителями, если бы не чудесный Покровъ Божьей Матери, Которая, явившись во Влахернскомъ храмѣ и покрывая Покровомъ Своимъ, Омофоромъ, молящихся тамъ, даровала побѣду не нашимъ предкамъ, а ихъ противникамъ. Однако же, въ греческой Церкви мало замѣтенъ этотъ праздникъ, а русскій народъ, потомокъ пораженныхъ тогда воиновъ, радостно празднуетъ этотъ праздникъ, ибо для него духовное и вѣчное, всегда было, есть и будетъ выше земного, временнаго и матеріальнаго.

    13 октября 2017 читать далее