• Святитель Феофан Затворник – О единомыслии и победе Православия над ложью (В неделю торжества Православия).

    Святитель Феофан Затворник – О единомыслии и победе Православия над ложью (В неделю торжества Православия).

    (Основа Православия в единомыслии; начало его – что всегда, всеми и всюду было исповедуемо; крепость и стойкость – в ведении истины)

    Ныне празднуем мы Торжество Православия — победу истины над ложью и заблуждением. Как после обыкновенной победы победители провозглашают о главных схватках с врагами, в которых взяли над ними верх и восхваляют мужественнейших вождей своих и ратоборцев в поучение последующим родам, так «Святая Церковь — столп и утверждение истины» (1Тим.3,15), в разные времена подвергавшаяся нападениям суемудрия, враждебного истине, и со славою отразившая их, установила торжественно возвещать ныне о своих победах, осуждая врагов истины, обличая лживые их умствования и в то же время провозглашая святую истину и прославляя поборников ее, чтоб верные сыны ее знали, чего хочет она, и предохраняли себя таким образом от тех же или подобных заблуждений. Слыша сие, прославим Господа, даровавшего торжество истине, чтоб она, как свет во тьме, светила во мраке заблуждений человеческих и указывала неложный путь ищущим пути правого.

    26 февраля 2018 читать далее


  • «ПОМЯНИ, ОТКУДУ НИСПАЛЪ ЕСИ!» (Слово свт. Феофана Затворника въ Недѣлю Сыропустную.

    «ПОМЯНИ, ОТКУДУ НИСПАЛЪ ЕСИ!» (Слово свт. Феофана Затворника въ Недѣлю Сыропустную.

    «Помяни, откуду нисталъ еси!» Такъ говоритъ Господь ангелу Ефесскія Церкви, въ откровеніи Іоанна Богослова. Но помяни, не легкомысленно и равнодушно; а такъ, чтобы въ этомъ найти побужденіе къ покаянію и возвращенію на прежнія добрыя дѣла. «Помяни, откуду ниспалъ еси, и покайся и прежняя дѣла сотвори» (Апок. 2, 5). Вотъ, эту заповѣдь слѣдовало бы внушать непрестанно всякому человѣку и всему человѣчеству падшему. Поминай первобытное блаженство первозданныхъ, великое и неописанное, потерянное чрезъ паденіе, и тѣмъ раздражай въ себѣ ревность и заботу къ возстанію и возвращенію себѣ потеряннаго. Такъ, больной, поминая о пріятномъ состояніи здоровья, усерднѣе желаетъ выздоровленія; плѣнный, помня отраду свободы, ищетъ освобожденія; обѣднѣвшій, помня покой довольства, всякіе употребляетъ способы къ тому, чтобъ основа обогатиться. Думаю, что не было бы ни одного безпечнаго и нерадиваго о своемъ спасеніи, еслибъ не оскудѣвала память: какъ хорошо было до паденія и какъ худо стало по паденіи!

    17 февраля 2018 читать далее


  • Арихепископ Антоний (Храповицкий) – Слово о Страшном Суде и современных событиях, произнесенное в Исаакиевском соборе 20 февраля 1905 года.

    Арихепископ Антоний (Храповицкий) – Слово о Страшном Суде и современных событиях, произнесенное в Исаакиевском соборе 20 февраля 1905 года.

    Господь, долготерпящий о наших грехах, сподобил нас дожить до преддверия святой Четыредесятницы и еще раз услышать в храме Божием Его предсказания о Своем втором пришествии.

    Страшный Суд! О, горестное слово для сынов суетной современности.

    Страшный Суд! Как они не любят напоминать об этом Суде! Даже те, которые согласны тебя слушать, пока ты говоришь о некоторых евангельских заповедях, лишь только услышат о Страшном Суде или о неизбежной для каждого смерти, сейчас же омрачают свои лица, стараются переменить разговор или даже ответить тебе каким-нибудь грубым кощунством.

    Увы, они испытывают при этом то же настроение духа, как некогда нечестивый язычник Феликс, любивший слушать апостола Павла, но когда последний говорил о правде, о воздержании и о будущем суде, то Феликс пришел в страх и отвечал: теперь пойди, а когда найду время, позову тебя (Деян. 24, 25).

    Иначе, братие, относились к мысли о Страшном Суде древние христиане. Не страшным, а вожделенным представлялся он им. Они не отворачивались с ужасом от представления Суда Божия, но радостно простирали к нему руки.

    11 февраля 2018 читать далее


  • Архіеп. Аверкій (Таушевъ) - Сознаемъ ли мы себя блудными сынами?

    Архіеп. Аверкій (Таушевъ) - Сознаемъ ли мы себя блудными сынами?

    Вотъ и вновь мы въ преддверіи Великаго поста, и св. Церковь, какъ наша заботливая мать, начинаетъ постепенно, исподволь готовить насъ къ нему. Еще въ прошлый воскресный день начали пѣть наканунѣ за всенощнымъ бдѣніемъ умиляющее и глубоко трогающее наши души пѣснопѣніе: «Покаянія отверзи ми двери, Жизнодавче!..» А за литургіей читалась евангельская притча о мытарѣ и фарисеѣ, въ которой Самъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ высказалъ похвалу мытарю за его искреннее смиреніе и одновременно — осужденіе гордому фарисею за его самомнѣніе и самопревозношеніе. Этой притчей св. Церковь желала внушить намъ: «Фарисеева убѣжимъ высокоглаголанія, и мытаревѣ научимся высотѣ глаголъ смиренныхъ, покаяніемъ взывающе: Спасе міра, очисти рабы Твоя!» (Кондакъ недѣли Мытаря и фарисея), то-есть: если мы дѣйствительно хотимъ по-настоящему каяться въ своихъ грѣхахъ предстоящимъ Великимъ постомъ, то мы должны подражать въ своей внутренней настроенности не гордящемуся своими заслугами фарисею, а смиренному мытарю, глубоко сознающему всю тяжесть своихъ грѣховъ и искренно кающемуся въ нихъ, сокрушающемуся о нихъ и сознающему свое глубокое недостоинство даже очей возвести на небо (Лук. 18, 13).

    «Боже, милостивъ буди мнѣ, грѣшнику!» — вотъ о чемъ онъ только молился, нисколько не помышляя о какихъ-либо своихъ заслугахъ и, тѣмъ болѣе, не перечисляя ихъ и не возвышая себя надъ другими людьми, какъ это дѣлалъ въ своей надменной молитвѣ фарисей.

    03 февраля 2018 читать далее


  • Свят. Митр. Филаретъ (Вознесенскій) - Слово о св. праведномъ Іоаннѣ Кронштадтскомъ

    Когда мы знакомимся съ Житіемъ св. праведнаго Іоанна Кронштадтскаго, мы видимъ поначалу, что онъ свой жизненный путь началъ такъ, какъ многіе и многіе изъ пастырей Церкви его начинаютъ. Родился въ бѣдной семьѣ скромнаго псаломщика, испыталъ бѣдность и нужду и, наконецъ, принялъ на себя священный санъ пресвитера, священника, и началась его работа на Божіей нивѣ. Въ чемъ же разгадка? Какимъ образомъ онъ, начавшій свою жизнь, какъ обычно начинаетъ пастырь Церкви, изъ себя сдѣлалъ такого гиганта духовнаго, колосса духовной жизни, какихъ мало было не только у насъ на Руси, но и вообще во всей Вселенской Церкви.

    Нужно помнить, какъ труденъ былъ его подвигъ! Великіе наши праведники: преподобный Сергій, преподобный Серафимъ и другіе, — они отъ мірского шума и суеты уходили, а вся жизнь, все пастырство о. Іоанна прошло на людяхъ среди массъ народныхъ.

    Но самъ онъ указалъ, въ чемъ тутъ разгадка, каковъ былъ его путь. Начавши его скромнымъ служеніемъ, рядовымъ священникомъ въ Кронштадтскомъ соборѣ, онъ все свое вниманіе и силы устремилъ на то, что именуется у насъ «внутреннимъ человѣкомъ». Онъ самъ говорилъ впослѣдствіи, что онъ рѣшилъ твердо, съ перваго дня своего пастырства, все время наблюдать за самимъ собой, все время углубляться въ самого себя, все время самого себя контролировать. Такъ провѣряя, онъ старался пресѣкать всякія грѣшныя желанія, всякія побужденія къ грѣху, какъ только онъ замѣтитъ ихъ въ своей душѣ.

    01 января 2018 читать далее


  • Св. праведный о. Іоаннъ Кронштадтскій - Поученіе въ недѣлю св. отецъ.

    Древо Иессеево - Родословие Иисуса Христа.

    «Книга родства Іисуса Христа, сына Давидова, сына Авраамля»

    (Матѳ. 1, 1).

    Нынѣшній день св. Церковь празднуетъ свой недѣльный праздникъ — воскресеніе Христово и вмѣстѣ предпразднуетъ Рождество Христово; поэтому за всенощной читано евангеліе о воскресеніи Христовомъ, а за литургіей — о предкахъ Іисуса Христа по человѣчеству. Литургійное евангеліе начинается словами: «книга родства Іисуса Христа, сына Давидова, сына Авраамля». Остановимся на этихъ словахъ и сдѣлаемъ ихъ предметомъ настоящаго слова.

    Что они говорятъ намъ? То, что Сынъ Божій единородный, единосущный, собезначальный Богу Отцу, всеблагій, всемогущій, ѵпостасная Премудрость Божія, устроившая міръ и все, что въ мірѣ, Самъ Вседержитель, содержащій всю видимую и невидимую тварь, воспринявъ человѣческое естество, вступилъ въ родство съ человѣками, Имъ же Самимъ сотворенными по образу и подобію Своему, но согрѣшившими по дерзкому преслушанію и крайне растлившимися по причинѣ преступленій безчисленныхъ; Сынъ Божій содѣлался Сыномъ человѣческимъ, т. е. человѣкомъ, во всемъ намъ подобнымъ, кромѣ грѣха, не преставъ быть Богомъ безначальнымъ и всемогущимъ; полный — истощилъ Себя, богатый — обнищалъ, неприкосновенный существомъ — сдѣлался прикосновеннымъ намъ ради нашего спасенія. Какая благость! Какое милосердіе, какое снисхожденіе крайнее! Какое обнищаніе добровольное! Принявъ наше обнищавшее грѣхами естество, Онъ и раждается въ бѣдности, отъ бѣдной, хотя царскаго рода, и пречистой Дѣвы въ убогомъ вертепѣ!

    30 декабря 2017 читать далее


  • ПРАВОСЛАВНАЯ ЕВХАРИСТИЯ СОЕДИНЯЕТ С ХРИСТОМ, А ЕРЕТИЧЕСКАЯ ОТЧУЖДАЕТ ОТ НЕГО И ПРЕДАЕТ ДИАВОЛУ. Из творений преподобного Иустина (Поповича).

    ПРАВОСЛАВНАЯ ЕВХАРИСТИЯ СОЕДИНЯЕТ С ХРИСТОМ, А ЕРЕТИЧЕСКАЯ ОТЧУЖДАЕТ ОТ НЕГО И ПРЕДАЕТ ДИАВОЛУ. Из творений преподобного Иустина (Поповича).

     

    Ниже помещаем выдержки из творений преподобного архимандрита Иустина (Поповича) Челийского, в которых отображена подлинно православная экклесиология. – Ред.

    I.

    ЭККЛЕЗИОЛОГИЯ – это соборная, кафолическая, осуществляемая во всех верных христология; это причащение Христу, прививание ко Христу, усвоение Христу... Экклезиология – это прикладная христология и в ней вся сотериология. ОПЫТНАЯ ХРИСТОЛОГИЯ – ЭТО ЭККЛЕЗИОЛОГИЯ.

    …СВЯТАЯ ЕВХАРИСТИЯ. Святое благодарение за Воплощение Господа Иисуса Христа, за Преображение, за Воскресение, за Вознесение, за крестную Жертву, – за всю жизнь Богочеловека: одна единственная Жертва постоянно приносится, повторяется ради нашего усвоения Христу и единения со Христом.

    27 декабря 2017 читать далее