• Святитель Архиеп. Никон (Рождественский) – СМИРЕННОМУДРИЕ ПРАВОСЛАВИЯ

    I.

    Въ святоотеческихъ писаніяхъ, какъ въ мало разработанныхъ ал­мазныхъ копяхъ, часто встрѣчаются такіе чудные брилліанты, что гля­дишь на нихъ – не налюбуешься, вдумываешься въ глубокій смыслъ этихъ, воистину, духоносныхъ изре­ченій и – не надивишься ихъ чисто­тѣ, истинности и жизненности...

    Вотъ одно изъ такихъ изреченій, записанное тысячу триста лѣтъ на­задъ, на Богоcшественномъ Синаѣ, но имѣющее особенную цѣнность для нашего времени. Какъ будто великій авва Іоаннъ, авторъ дивной „Лѣствицы, возводящей на небо”, нарочно записалъ его для насъ, отдаленныхъ его духовныхъ потом­ковъ и учениковъ. Внимайте, пра­вославные люди!

    „Невозможно пламени происходить отъ снѣга; еще болѣе невоз­можно быть смиренномудрію въ ино­вѣрномъ или еретикѣ. Исправленіе сіе (то-есть, качество, добродѣтель) принадлежитъ однимъ православ­нымъ, благочестивымъ и уже очи­щеннымъ” („Лѣствица”, сл. XXV, гл. 33)

    Дивное слово! Святая истина!

    03 августа 2017 читать далее


  • Преп. Ефрема Сирина Похвальное слово славнымъ мученикамъ, во всемъ мірѣ пострадавшимъ

    Праздник известен с конца IV – начала V вв. Существует проповедь свт. Иоанна Златоуста на память «всех святых, по всему миру пострадавших», в которой уже указывается день празднования, аналогичный существующему в настоящее время. Среди песнопений Ефрема Сирина есть упоминание о праздновании в честь всех святых 13 мая. Сирийский Лекционарий указывает пятницу после Пасхи как день празднования всех святых. Иерусалимская соборная практика V-VII веков, реконструированная по грузинскому переводу Лекционария, содержала праздники в честь всех мучеников (22 января) и в честь «всех апостолов и всех святых, принявших их учение» (16 апреля) Студийский, а затем и Иерусалимский Типиконы окончательно помещают праздник в честь всех святых на первую неделю (воскресение) после Пятидесятницы. В неделю, следующую за Пятидесятницей, Восточная Церковь совершает праздник Всех Святых. Это делаеться для того, чтобы показать что все они подвизались силой одного Спасителя, Иисуса Христа, что все они составляют одну Церковь. Также и для того, чтобы не остались в забвении те многие неизвестными по имени. Император Лев Мудрый (IX в.) первый посвятил всем святым великий и прекрасный храм в Константинополе. Повествуют, что Император хотел посвятить этот храм Феофане, своей супруге, которая была редких добродетелей и угодила Богу среди самого шума мирского и в царских чертогах. Но когда он объявил это намерение Церкви, она не изъявила согласия на его желание, представив ему, что неприлично посвящать храм той, которая недавно еще жила в удовольствиях и придворной пышности, и еще не пришло время воздавать ей такую почесть, хотя она и угодила Богу. Посему Храм был переименован в честь Всех святых и по совету с Церковью в память святой царицы Лев Мудрый установил в первую неделю по Пятидесятнице праздник Всех святых. – Ред.

    11 июня 2017 читать далее


  • Прав. Іоаннъ Кронштадтскій - Слово въ недѣлю святыхъ отецъ

    Первый Вселенский Собор. Вторая половина XVI в. Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль», Ростов

    И нынѣ прослави Мя Ты Отче у Тебе Самого славою,

    юже имѣхъ у Тебе прежде міръ не бысть

    (Іоан. 17, 5).

    Въ нынѣшнюю седьмую недѣлю по Пасхѣ Церковь воспоминаетъ и прославляетъ 318 святыхъ и богоносныхъ отцевъ перваго вселенскаго собора, созванныхъ въ греческомъ городѣ Никеѣ императоромъ Константиномъ Великимъ къ 20 мая 325 года по Рождествѣ Христовомъ, — для утвержденія истиннаго ученія о Сынѣ Божіемъ, поколебленнаго ложнымъ ученіемъ еретика Арія, отвергавшаго Божество Сына Божія, и другихъ единомышленниковъ его.

    Между прочими святыми отцами на Никейскомъ соборѣ присутствовали: святый Николай Чудотворецъ, святый Александръ, епископъ Александрійскій, и сопровождавшій его молодой діаконъ Аѳанасій, уроженецъ города Александріи, котораго Александръ очень уважалъ за его необыкновенныя дарованія, за умъ, глубокое богословское образованіе, прямоту, смѣлость, силу рѣчи и за высокую христіанскую жизнь; впослѣдствіи онъ самъ былъ избранъ въ архіепископы города Александріи, по смерти епископа Александра. Еще были на соборѣ святый Пафнутій, епископъ Ѳиваиды въ Египтѣ, Павелъ, епископъ Неокесарійскій, Спиридонъ, епископъ Тримиѳунтскій, великій чудотворецъ, и епископъ острова Кипра святый Іаковъ Низибійскій, также чудотворецъ, и другіе. Всѣ 318 отцевъ были изъ разныхъ странъ. Но, не смотря на чрезвычайную разность странъ, изъ коихъ пришли, языковъ, которыми говорили, и обычаевъ, коихъ держались эти святые отцы, — прибывшіе на соборъ, согласнымъ исповѣданіемъ вѣры засвидѣтельствовали, что ученіе Арія и его сообщниковъ, дерзнувшихъ отвергать вѣчность Сына Божія и единосущіе Его съ Богомъ Отцомъ, есть новое, противное апостольскому ученію, чуждое церковной вѣры.

    28 мая 2017 читать далее


  • О НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ СВЯЩЕННЫХЪ ДОГМАТОВЪ ПРАВОСЛАВНОЙ ВѢРЫ. Слово архіеп. Амвросія (Ключарева) въ день Святителя и Чудотворца Николая (9 мая 1897 г. )

    Свт. Николай Чудотворец заушает еретика Ария на I Вселенском Соборе

    О Тимоѳее! преданіе сохрани уклоняяся

    скверныхъ суесловій и прекословій лжеименнаго разума,

    о немъ же нѣцыи хвалящеся, о вѣрѣ погрѣшиша

    (1 Тим. 6, 20-21).

    Въ послѣднее время наши свободные мыслители, вслѣдъ за новыми учеными христіанскаго запада, стали не только не благоговѣйно, но и не уважительно относиться къ догматамъ православной вѣры. Одни изъ нихъ отрицаютъ догматы, какъ вѣрованія принимаемыя безъ разсужденія и неимѣющія для себя научныхъ основаній. Другіе принимаютъ ихъ по выбору, съ ограниченіями, произвольными толкованіями, и пытаются примѣнить ихъ къ современнымъ условіямъ знанія и жизни и въ этомъ направленіи пополнять и развивать ихъ. Иные, наконецъ, смѣшивая ихъ съ религіозно-философскими ученіями индійской и вообще языческой древности, вводятъ ихъ по частямъ въ свои историческія философскія изслѣдованія и системы. Мы не имѣемъ намѣренія убѣждать возвратиться къ вѣрѣ мыслителей, совершенно отказавшихся отъ нея, или утратившихъ благоговѣніе къ Божественному Откровенію, и препираться съ ними: это дѣло богослововъ, принимающихъ на себя обширныя изслѣдованія въ области вѣры. Намъ желательно только предостеречь неосторожныхъ православныхъ христіанъ, которые, сами не имѣя достаточныхъ познаній о догматахъ вѣры, съ чужого голоса повторяютъ ложныя о нихъ мысли и тѣмъ вредятъ цѣлости своей вѣры и лишаютъ себя спасительнаго руководства божественной истины.

    22 мая 2017 читать далее


  • Каждый христіанинъ обязанъ содѣйствовать распространенію и утвержденію христіанской вѣры (Память Свят. Кирилла, епископа Туровскаго).

    I. Славный святитель церкви русской, св. Кириллъ, память коего нынѣ, родился и воспитанъ былъ въ городѣ Туровѣ (нынѣ бѣдное мѣстечко въ Минской губерніи, на р. Припети). Усердно предавшись книжному ученію и хорошо навыкнувъ божественнымъ писаніямъ, св. Кириллъ рѣшился покинуть домъ своихъ родителей, и суетныя удовольствія міра. Въ туровскомъ Борисоглѣбскомъ монастырѣ онъ принялъ иночество и скоро превзошелъ здѣсь всѣхъ въ иноческихъ подвигахъ. Не довольствуясь обычными подвигами поста и молитвы, онъ, по примѣру восточныхъ подвижниковъ, заключилъ себя въ столпѣ. Нѣсколько лѣтъ провелъ въ затворѣ этотъ первый столпникъ земли русской, болѣе прежняго умерщвляя плоть свою постомъ и молитвою. Но спасая душу свою, онъ не отказывалъ въ духовномъ врачевствѣ и помощи и тѣмъ, которыхъ во множествѣ привлекала къ нему слава его подвиговъ и духовной мудрости. Давая устно совѣты и наставленія, онъ въ столпѣ же написалъ и много благочестивыхъ сочиненій. И не удивительно было, что князь и жители Турова, по смерти туровскаго епископа, стали просить своего великаго подвижника быть ихъ епископомъ. Готовый служить на пользу ближнимъ, Кириллъ согласился на убѣдительную ихъ просьбу и былъ поставленъ епископомъ туровскимъ, около 1169 года. Въ санѣ святительскомъ онъ ревностно поучалъ свою паству въ храмѣ, и эти поученія столько прославили его даже до отдаленныхъ странъ земли русской, что князь Андрей Боголюбскій желалъ читать ихъ и, получая, читалъ съ уваженіемъ. Но бодрый духомъ, св. Кириллъ тѣломъ ослабленъ былъ отъ необычайныхъ отшельническихъ подвиговъ; притомъ же душу его влекло къ себѣ монастырское уединеніе, и святитель оставилъ епископскую каѳедру, и послѣднее время жизни провелъ въ глубокомъ уединеніи. За великія христіанскія добродѣтели церковь причислила его къ лику святыхъ.

    11 мая 2017 читать далее


  • Архіеп. Аверкій (Таушевъ) – Торжество дѣвства и хула на дѣвство

    Нынѣшній радостный праздникъ Благовѣщенія — это праздникъ торжества дѣвства, ибо это праздникъ Той, Которая, давъ обѣтъ дѣвства, сподобилась стать Матерію Самого Воплотившагося Бога; это — праздникъ Той, Которую наша св. Церковь ублажаеть, какъ «Матерь Божію и Дѣву, рождшую и дѣвствующую паки», какъ Трижды Дивную Дѣву — Дѣву до рождества, Дѣву въ рождествѣ и Дѣву по рождествѣ, именуя Ее поэтому Приснодѣвой.

    Послѣ Верховнаго Подвигоположника дѣвственной жизни — Божественнаго Дѣвственника Господа нашего Іисуса Христа — Богочеловѣка, Пречистая Дѣва Марія, какъ подобострастный намъ человѣкъ, по всей справедливости, должна почитаться Основоположницей дѣвства. Такъ и учила всегда св. Церковь отъ самыхъ первыхъ временъ христіанства. «Нѣкогда въ раю существовало дѣвство», говоритъ великій Златоустъ, «и отъ змѣя растлѣло; посему въ среднія времена его не видно было; когда же пришелъ родившійся отъ Дѣвы Іисусъ Христосъ, тогда оно снова явилось». «Съ того времени, какъ Дѣва учинилась Божіею Матерію», говоритъ св. Григорій Богословъ, «уже открытымъ образомъ стали провождать безбрачную жизнь».

    06 апреля 2017 читать далее


  • Прав. Іоаннъ Кронштадтскій - Слово въ недѣлю четвертую Великаго поста.

    Сегодня, возлюбленные братія и сестры, читано было евангельское повѣствованіе отъ Марка объ исцѣленіи Іисусомъ Христемъ бѣсноватаго глухаго и нѣмаго отрока, за котораго просилъ отецъ его, — чрезъ изгнаніе злѣйшаго нечистаго духа, причинявшаго несчастному отроку глухоту и нѣмоту. «Духъ нѣмой и глухой»! сказалъ Господь нечистому, «Я повелѣваю тебѣ, выйди изъ него, и впредь не входи въ него. И вскрикнувъ, и сильно сотрясши его, злой духъ вышелъ; и отрокъ сдѣлался, какъ мертвый, такъ что многіе говорили, что онъ умеръ. Но Іисусъ, взявъ его за руку, поднялъ его; и онъ всталъ». Но послушайте, сколь золъ былъ мучившій отрока демонъ. Отецъ этого отрока говорилъ Господу, что демонъ, гдѣ только ни схватывалъ его, бросалъ его на землю, — и несчастный испускалъ пѣну изо рта, скрежеталъ зубами своими, и весь оцѣпенѣвалъ. Это же сдѣлалось и на тотъ разъ, когда отецъ привелъ его къ Спасителю. И когда Господь спросилъ отца, какъ бы не вѣдая, хотя, какъ Богъ, все зналъ: «какъ давно это сдѣлалось съ нимъ»? Тотъ сказалъ, что — съ дѣтства, и прибавилъ, что демонъ много разъ бросалъ его и въ огонь и въ воду, чтобы погубить его; и просилъ Господа — сжалиться надъ нимъ и сыномъ, и помочь, если что можетъ. Іисусъ сказалъ ему: «если сколько-нибудь можешь вѣровать, — все возможно вѣрующему». И несчастный маловѣрный отецъ со слезами воскликнулъ: «вѣрую, Господи! помоги моему невѣрію». Видите, какую силу Господь приписываетъ вѣрѣ и вѣрующему: «все возможно вѣрующему», говоритъ Онъ. Вѣрующій можетъ и бѣсовъ изгонять и всякія болѣзни исцѣлять. А какъ безсиленъ и жалокъ невѣрующій! Онъ и съ собою совладѣть не можетъ и грѣховъ своихъ одолѣть не можетъ, но, какъ рабъ, служитъ имъ и мучится ими. Такъ какъ несчастный отецъ сначала приводилъ бѣсноватаго сына своего къ апостоламъ и они не могли изгнать изъ него этого бѣса, то они наединѣ спросили Господа: «почему мы не могли изгнать его»? Господь на это сказалъ имъ: «сей родъ не можетъ выйти иначе, какъ отъ молитвы и поста» (Марк. 9, 17-29). Вотъ и похвала отъ Господа посту и молитвѣ. Вотъ евангельская основа поста.

    26 марта 2017 читать далее