• Свв. муч. Вѣра, Надежда, Любовь и матерь ихъ Софія. (О томъ, какъ воспитывали и учили своихъ дѣтей древніе христіане).

    Эта икона была поднесена наследнику Алексею Николаевичу в день его рождения, 30 июля 1904 года; икону поместили в спальне цесаревича в Александровском дворце. На обороте доски текст: «На прославление Дня рождения дорогого наследника престола цесаревича и великого князя Алексея Николаевича 30 июля 1904 года преподносится сия икона крестьянкой, вознося молитвы Господу Богу и прося всех лучших благ и всякого земного благополучия и небесного спасения и доброго здравия на премногие многие лета. Верноподданная монархистка Надежда Шестакова Вологодской губернии Тотьминского уезда Чучковской волости деревни Мазовки». – Ред.

     

    I. Свв. муч. Софія и три дочери ея: Вѣра, Надежда и Любовь пострадали въ Римѣ, въ царствовавіе Адріана во II вѣкѣ. Во время гоненія на христіанъ въ 137 г. была потребована на судъ и Софія, благочестивая вдова, съ дочерьми своими Вѣрою, Надеждою и Любовію, изъ которыхъ старшей было 12 лѣтъ, а меньшой только 9.

    29 сентября 2018 читать далее

  • Епископъ Григорій (Граббе) – ЭКУМЕНИЗМЪ И АНТИХРИСТЪ. Докладъ Архіерейскому Собору РПЦЗ 1981 г.

    Въ началѣ нашего столѣтія, т.е. болѣе семидесяти лѣтъ тому назадъ, была издана книга Сергія Нилуса, у которой подзаголовкомъ стояло: «Антихристъ, какъ близкая политическая возможность». Въ этой книгѣ онъ говорилъ о находящейся въ дѣйствіи еще со дней св. апостола Павла «тайнѣ беззаконія» (Сол. 2,7).

    За эти десятилѣтія развитіе этой «тайны» на много продвинулось впередъ и событія, указывающія на возможность появленія Антихриста, м.б. даже при нашей жизни, дѣлаются настолько явными, что о нихъ говорятъ уже люди далекіе отъ Церкви. Есть даже три фильма подъ названіемъ «Антихристъ».

    Я видѣлъ первый изъ нихъ, изображающій Антихриста еще въ его дѣтскіе годы. Онъ представленъ тамъ какъ порожденіе демоновъ. Ребенокъ сатанинскаго происхожденія, исчадіе ада, лишенный всякаго чувства любви къ кому бы то ни было, а вмѣсто этого исполненный злобы ко всѣмъ и отвращенія отъ всякой вѣры. Второй и третій фильмы, которыхъ мнѣ къ сожалѣнію не довелось видѣть, представляютъ того же Антихриста уже взрослымъ, вплоть до его гибели.

    28 сентября 2018 читать далее

  • Митрополитъ Антоній (Храповицкій) – Вѣра Римскаго Сотника.

    Митрополитъ Антоній (Храповицкій) – Вѣра Римскаго Сотника.

    Распятие. Фреска церкви св.Николая в Прилепе, Македония, XII в.

    Современники не поняли и не оцѣнили богословскихъ идей владыки Антонія и онѣ являются достояніемъ будущаго. Какъ мы отмѣтили, владыка Антоній самъ не принималъ участія въ полемикѣ, возникшей вокругъ его твореній, ограничившись лишь нѣсколькими цѣнными замѣчаніями, которыя мы привели выше, но за то онъ счелъ необходимымъ въ развитіе своего «Догмата Искупленія» написать статью «Вѣра римскаго сотника», въ которой онъ выясняетъ, какое значеніе для нашего спасенія имѣютъ крестныя страданія Спасителя, какъ выраженіе Его внутренняго искупительнаго подвига. Какъ увидитъ читатель ниже, по разъясненію владыки Антонія, тайна искупленія, креста и воскресенія состоитъ въ томъ, что для внѣдренія духовной жизни въ сердцѣ вѣрующаго, должно перестрадать смертныя муки, отбрасывая все грѣховное содержаніе ветхаго человѣка и открывая себя для воспріятія новой духовной жизни. Вотъ такимъ страданіемъ Господь и перестрадалъ за насъ въ теченіе всей Своей земной жизни, а въ высшей степени въ Геѳсиманіи и на крестѣ. Несомнѣнно, что благоразумный, разбойникъ и римскій сотникъ, первые воспринявшіе искупительный подвигъ Господа Іисуса Христа, какъ бы являли собой все грѣшное человѣчество. Безъ креста Христова они, какъ и всѣ мы, по причинѣ нашей грубости и грѣховности, не могли бы постигнуть тайны искупленія, повѣрить въ Божество Іисуса Христа и воспринять плоды Его искупительнаго подвига. – Еп. Никонъ (Рклицкій).

     

    «Видѣвъ же сотникъ, стояй прямо Ему,

    яко тако возопивъ, издше, рѣче

    – воистину человѣкъ сей Сынъ бѣ Божій».

    (Марк. 15, 39).

     

    Такъ началась вѣра сотника. Ясно, что вопль Христовъ выразилъ, въ понятномъ для сотника духѣ, цѣлое богатство нравственнаго содержанія. И такая связь между мучительнымъ воплемъ души и началомъ новой благодатной жизни въ слышавшемъ его далеко не единственнее мѣсто въ св. Библіи. Такія мѣста встрѣчаются въ ней постоянно. Мы начнемъ ихъ перечисленіе съ наиболѣе характернаго. Читайте III Ездры 9, 38-60:

    27 сентября 2018 читать далее

  • Епископъ Іустинъ (Полянскій) – Крестъ – сокращеніе нашей Вѣры, Надежды и Любви.

    Епископъ Іустинъ (Полянскій) – Крестъ – сокращеніе нашей Вѣры, Надежды и Любви.

    «Не судихъ бо вѣдѣти что въ васъ,

    точiю Иисуса Христа, и сего распята»

    (1 Кор. 2, 2)

     

    Вся жизнь нашего Господа была какъ-бы одною непрерывною проповѣдію людямъ. Онъ обходилъ грады и веси, проповѣдуя Евангеліе царствія (Матѳ. 9, 35); Онъ училъ во храмѣ и частныхъ домахъ, училъ на сонмищахъ и въ пустынѣ, училъ вездѣ, утверждая: «на сіе бо изыдохъ» (Марк. 1, 58). Вотъ наконецъ Онъ учитъ насъ самою Своею смертію на крестѣ... И какъ учитъ!

    Братіе! Не напрасно святой Апостолъ свидѣтельствовалъ о себѣ предъ учениками своими: «не судихъ вѣдѣти что въ васъ, точію Іисуса Христа, и сего распята». Въ этихъ словахъ заключается глубочайшая истина: на крестѣ нашего Господа начертана для насъ сущность всего Евангелія.

    26 сентября 2018 читать далее

  • Епископъ Григорій (Граббе) – Ново-мученичество въ Русской Православной Церкви.

    Епископъ Григорій (Граббе) – Ново-мученичество въ Русской Православной Церкви.

    Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей, разработваший чин прославления Новомучеников Российских в 1981 г. Епископ Григорий стоит первый слева.

    Жизнь есть даръ Божій. Не всѣ это сознаютъ, но почти всѣ такъ или иначе дорожатъ ею и для сохраненія этого дара нерѣдко готовы пойти даже на преступленіе. Въ такомъ случаѣ люди иногда не знаютъ границъ униженія лишь бы сохранить свою жизнь, забывая кѣмъ и для чего она имъ дана. Тѣмъ не менѣе часто они преодолѣваютъ инстинктъ самосохраненія по разнымъ причинамъ: по чувству долга, патріотизма, любви къ ближнимъ и т. п. Каждая такая причина похвальна и во многихъ случаяхъ проявленный самоотверженный героизмъ будетъ угоденъ Богу.

    Однако, превыше всего всякій подвигъ самоотреченія, свидѣтельствующій о любви къ Богу. Если Спаситель указывалъ высшую степень проявленія любви къ людямъ въ томъ, чтобы «душу свою полагать за друзей своихъ», то самой высшей является любовь, побуждающая положить свою душу за вѣру въ Самого Господа нашего Іисуса Христа. Мученичество лежитъ въ основаніи Церкви съ самого начала ея исторіи, съ избіенія за Христа Виѳлеемскихъ младенцевъ. Замѣтьте, что они почитаются Церковью какъ св. мученики только потому, что они были убиты за Христа даже безъ того, чтобы съ ихъ стороны могла быть проявлена та или иная прямая воля къ мученичеству.

    25 сентября 2018 читать далее

  • Послание Митрополита Виталия (Устинов) - Русская Православная Церковь Заграницей – Её современное значение. 15/28 марта 1998 г.

    12/ 25 сентября - день преставления блаженнейшего митрополита Виталия (Устинова) (1910-2006), четвретого первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей (1985-2006). – ред.

    Как архипастырь Русской Православной Зарубежной Церкви я считаю своим священным долгом обратиться с этим посланием ко всем чадам нашей Церкви. Меня к этому даже принуждает замеченное нами некое духовное безразличие к истине и уже глубокое непонимание исключительного, уникального значения нашей Церкви в мире Вселенского православия и всего инославного Западного христианства.

    Итак, наша Церковь никогда не была, не есть и никогда не будет, сколько бы лет Господь ни судил Ей пребывать в этом заграничном существовании, "юрисдикцией", но Истинной Христовой Российской Церковью, со всеми данными этого великого имени. Она имеет свой канонический епископат со всей полнотой апостольской преемственности. Возглавляет его уже четвертый митрополит по благословению и нарочитому указу последнего законнейшего Патриарха Тихона, избранного свободно, свободным всероссийским епископатом на своем последнем Соборе в Москве в 1918 году.

    25 сентября 2018 читать далее

  • Преосвященный Ириней (Орда), епископъ Екатеринбургскій – О свободѣ вѣры и послушаніи Церкви.

    «Аще кто Церковь преслушаетъ,

    буди тебѣ, якоже язычникъ и мытарь».

    (Мѳ. 18, 17.)

    Не всѣ знаютъ, а изъ знающихъ не многіе помнятъ эти слова Спасителя нашего, Господа Іисуса Христа; между тѣмъ какъ знаніе и памятованіе этого изреченія Господня могло бы быть сильнымъ предостереженіемъ и крѣпкою охраною отъ пагубнаго невѣрія и непослушанія св. Церкви. Нельзя не видѣть, что много православныхъ душъ гибнетъ именно вслѣдствіе распространяемаго въ наше время недобрыми людьми недовѣрія къ св. Церкви и вслѣдствіе вліянія нецерковнаго духа времени. Въ виду распространяемыхъ въ наши дни лжеученій относительно Церкви, вѣрующимъ православнымъ никогда не надо забывать, что Церковь не человѣческое дѣло, а дѣло Божіе, и что верхъ неразумія человѣческаго ставить вмѣсто дѣла Божія свое собственное дѣло, вмѣсто Божіихъ мыслей свои собственныя мысли, вмѣсто божественныхъ установленій свои собственныя.

    23 сентября 2018 читать далее