• Поклоны и колѣнопреклоненія у православныхъ и католиковъ.

    Поклоны и колѣнопреклоненія у православныхъ и католиковъ.

    Съ первыхъ вѣковъ христіанства Православная Церковь употребляетъ при своемъ Богослуженіи различныя символическія дѣйствія, какъ необходимые знаки для выраженія молитвеннаго расположенія сердца. Къ числу такихъ дѣйствій относятся, между прочимъ, поклоны и колѣнопреклоненіе. Стремясь къ тому, чтобы при Богослуженіи все было «по чину и благообразно», Православная Церковь, допуская названныя символическія дѣйствія, указала и то, какъ они должны быть совершаемы. Въ частности, церковное законоположеніе относительно поклоновъ мы находимъ въ особой статьѣ Устава, которая надписывается такъ: «О поклонахъ и молитвѣ церковное законоположеніе» (Тріодь, Типиконъ, Послѣдованіе понедѣльника 1-й недели Великого поста). Изъ этой статьи мы узнаемъ прежде всего, что поклоны бываютъ великіе и малые, или легкіе, а затѣмъ, что «образъ творенія» тѣхъ и другихъ не одинаковъ.

    11 March 2020 читать далее

  • ЦЕРКОВНЫЙ УСТАВЪ О ПОКЛОНАХЪ.

    ЦЕРКОВНЫЙ УСТАВЪ О ПОКЛОНАХЪ.

    Въ Церкви Божіей, по слову святаго апостола Павла, все должно быть благопристойно и чинно (I Кор. 14 гл., 40 ст.). Святые отцы, согласно сему наставленію святаго апостола Павла, изложили уставъ о поклонахъ въ церковныхъ службахъ для того, чтобы церковное богослуженіе было благопристойно и чинно. По уставу святыхъ отецъ въ церковной службѣ нельзя произвольно творить поклоны, чтобы тѣмъ не нарушить порядокъ церковнаго благочинія, но вмѣстѣ съ тѣмъ нельзя и оставлять тѣ поклоны, которые заповѣдываются уставомъ и приняты святою Церковью во всеобдержность.

    11 March 2020 читать далее

  • Митрофорный протоіерей Борисъ Молчановъ – О ЗЕМНЫХЪ ПОКЛОНАХЪ.

    Митрофорный протоіерей Борисъ Молчановъ – О ЗЕМНЫХЪ ПОКЛОНАХЪ.

    Когда воинская часть проходить черезъ деревянный мостъ, тогда она не можетъ «идти въ ногу», ибо при ритмнчномъ шагѣ марша вся сила давленія на мостъ увеличивается во много разъ и можетъ проломить его. Такова сила ритма.

    Тотъ же естественный законъ дѣйсвутетъ и въ духовномъ мірѣ. Индивидуальная молитва одного человѣка не можетъ имѣть такого дѣйствія, какое свойственно правильной общественной молитвѣ. Послѣдняя въ единомъ ритмѣ души многихъ, пріобрѣтаетъ такую силу, которая въ состояніи пройдти въ небеса. «Истинно говорю вамъ, что если двое (или многіе) изъ васъ согласятся на землѣ просить о всякомъ дѣлѣ, то чего бы ни попросили, будешь имъ отъ Отца Моего Небеснаго» (Мѳ. ХVIII, 19).

    11 March 2020 читать далее

  • ЧИНЪ СОВЕРШЕНІЯ ПОКЛОНОВЪ.

    ЧИНЪ СОВЕРШЕНІЯ ПОКЛОНОВЪ.

    Креститься безъ поклоновъ:

    1) Въ серединѣ шестопсалмія на «аллилуйа» 3 раза.

    2) Въ началѣ «Вѣрую».

    3) На отпустѣ: «Христосъ истинный Богъ нашъ».

    4) Въ началѣ чтенія Св Писанія: Евангелія, апостоловъ, паремій.

    5) Разрѣшается на Трисвятомъ, когда оно положено безъ поклоновъ, т. е. на литургіи, въ началѣ утрени и по великомъ славословіи.

     

    11 March 2020 читать далее

  • Священникъ Михаилъ Зеленевъ – Поученіе о постѣ.

    Священникъ Михаилъ Зеленевъ – Поученіе о постѣ.

    У насъ нынѣ, братіе, великій постъ и мы, по мѣрѣ силъ и усердія, держимъ говѣніе – готовимся къ истинному покаянію во грѣхахъ и достойному принятію св. таинъ Христовыхъ.

    Но надобно знать, что для истиннаго, душеспасительнаго поста недостаточно одного того, чтобы только воздерживаться отъ тѣлесной пищи: пища сама по себѣ не приближаетъ насъ къ Богу, говоритъ св. апостолъ Павелъ: – потому что ѣдимъ ли, мы ничего не пріобрѣтаемъ; не ѣдимъ ли, ничего не теряемъ (1 Кор. 8, 8). И если бы дѣйствительно вся польза поста для души состояла только въ воздержаніи отъ тѣлесной пищи, то древніе фарисеи несомнѣнно были бы праведниками, потому что постились болѣе другихъ, даже сверхъ положеннаго закономъ. А, между тѣмъ, Христосъ Спаситель съ великимъ негодованіемъ обличалъ ихъ, что они похожи на окрашенные гроба, которые снаружи только красивы, а внутри полны костей мертвыхъ и всякой нечистоты, – что они по наружности только кажутся праведниками, а внутри, – въ душѣ полны лицемѣрія и беззаконія, хищенія и неправды (Мѳ. 23, 25, 27-28). И хлысты вовсе не ѣдятъ ни мясного, ни рыбнаго, даже лука и картофеля и называютъ себя «постниками»: но, при всемъ томъ, – присмотритесь, – сколько въ нихъ фарисейскаго превозношенія предъ другими и самохвальства, что они-де не якоже прочій...., сколько въ нихъ злобы и недоброжелательства, лукавства, и криводушія, заботъ и хлопотъ земныхъ о барыщахъ и наживѣ и объ украшеніяхъ своего тѣла, – того самаго тѣла, которое сами же она называютъ врагомъ!... Нѣтъ, – такіе постники вовсе не истинные постники; такая жизнь вовсе не «по небесному»... И духи лукавые, какъ не имѣющіе тѣла, вовсе ничего не ѣдятъ и не пьютъ; но какіе они отчаянные противники Богу и пакостники людямъ!...

    11 March 2020 читать далее

  • «Духовная Брань». Свято-Афанасьевское издание. № 5 (57) март (2020).

    «Духовная Брань». Свято-Афанасьевское издание. № 5 (57) март (2020).

    «Духовная Брань». Свято-Афанасьевское издание. № 5 (57) март (2020), полностью выложен здесь >>> (PDF)

    Содержание номера:

    КАЮЩИЙСЯ ГРЕШНИК. Наставления епископа Иустина (Полянского)

    09 March 2020 читать далее

  • Чинъ Торжества Православія (Послѣдованіе Русской Православной Церкви Заграницей).

    Щелкнув на картинку выше, вы можете получить Чин Торжества Православия в формате pdf.

    «Послѣдованіе въ Недѣлю Православія» совершается Святой Церковію въ первую недѣлю Великаго поста и установлено въ память побѣды Церкви надъ еретиками и въ наученіе и предостереженіе чадамъ Церкви отъ погибельныхъ мечтаній и дѣяній. Первыя 12 анаѳематствованій составляютъ послѣдованіе всей Вселенской Православной Каѳолической Церкви. Далѣе — дополнительное послѣдованіе Русской Православной Церкви Заграницей. На основаніи опредѣленія Святѣйшаго Правительствующаго Сѵнода, отъ 26 февраля-29 марта 1767 г. за №104, совершается оно лишь въ каѳедральныхъ соборахъ, епархіальными преосвященными. Зато «Послѣдованіе молебнаго пѣнія о обращеніи заблудшихъ, пѣваемое въ Недѣлю Православія и во иныхъ потребныхъ случаяхъ», согласно постановленію Святѣйшаго Правительствующаго Сѵнода отъ 2-4 апрѣля 1902 г. за №1495, предписано совершать въ монастыряхъ, городскихъ и сельскихъ церквахъ въ Недѣлю Православія, въ случаѣ невозможности совершить «Послѣдованіе въ Недѣлю Православія» за отсутствіемъ архіерея, а также миссіонерами: а) при отправленіи собесѣдованій съ раскольниками и сектантами; б) при возсоединеніи ими съ Православной Церковію обращающихся на путь истины; и в) передъ открытіемъ окружныхъ и епархіальныхъ съѣздовъ миссіонеровъ и иныхъ тому подобныхъ случаяхъ, также подтверждено Архіерейскимъ Сѵнодомъ Русской Православной Церкви Заграницей.

    Анаѳематствованія, утвержденыя Русской Зарубежной Церковью:

    08 March 2020 читать далее

  • Протоіерей Стефанъ Семеновъ – ТОРЖЕСТВО ВСЕЛЕНСКОЕ. Слово въ недѣлю Православія.

    Протоіерей Стефанъ Семеновъ – ТОРЖЕСТВО ВСЕЛЕНСКОЕ. Слово въ недѣлю Православія.

    День радостный и веселія исполненный явися днесь Свѣтлость бо догматъ истиннѣйшихъ блистаетъ, и сіяетъ Церковь Христова, украшена возставленми иконъ святыхъ нынѣ и изображеній сіянми, и единомысліе бываетъ вѣрныхъ Богопочтенное. (Служ. 1-й нед. В. П. на хвал. Стих. Воскр. 3).

    И вѣрно и истинно слово церковной пѣсни; настоящій день есть день веселія и радости исполненный для всей православной Церкви и для каждаго изъ вѣрныхъ чадъ ея. Совершаемое нынѣ торжество Православія служить приличнѣйшимъ и благолѣпнѣйшимъ памятникомъ минувшихъ судебъ св. Церкви и богодарованныхъ побѣдъ ея надъ врагами св. вѣры Христовой и евангельскаго благочестія и благочинія. Съ сердечнымъ умиленіемъ добрый сынъ отечества созерцаетъ памятники его славы и величія. Не можетъ не исполниться чувствами радости и утѣшенія и сердце преданнаго своей духовной матери сына православной Церкви въ свѣтозарный день настоящаго торжества ея. По выраженію церковной пѣсни «нынѣ небо и земля веселится, и ангеловъ и человѣковъ собраніе». «Яко Христосъ – Слово миръ даде сущимъ на земли, и Божественнымъ Церквамъ единство вѣры». Кто же изъ вѣрныхъ чадъ Церкви можетъ оставаться холоднымъ и безучастнымъ при такомъ благознаменитомъ праздникѣ вселенской Церкви?

    07 March 2020 читать далее

  • Послѣдованіе Православія, совершаемое въ первую недѣлю Великаго поста.

    Послѣдованіе Православія, совершаемое въ первую недѣлю Великаго поста.

    Давно уже враги православной Вѣры начали видѣть въ торжествѣ Православія, совершаемомъ въ первую недѣлю великаго поста, обнаруженіе фанатизма и, по ихъ выраженію, давящаго начала Церкви восточной. Неудивительно, впрочемъ, слышать неправильныя сужденія и дерзкіе отзывы о православіи отъ людей, незнакомыхъ съ обрядами и духомъ богослуженія нашей Церкви; странно и больно слышать повтореніе ихъ тѣми, которые должны были бы знать обряды богослуженія православнаго; странно слышать почти тѣже самые возгласы противъ торжества Православія не только отъ людей свободно мыслящихъ о Вѣрѣ, но даже иногда и отъ тѣхъ, которые букву закона ставятъ выше его духа, для которыхъ обрядъ святѣе мысли, въ немъ заключающейся.

    Возражатели считаютъ торжество Православія дѣломъ незаконнымъ, не по праву совершаемымъ, и по отношенію къ самому дѣлу, и по отношенію къ тѣмъ лицамъ, къ которымъ оно относится; находятъ его несообразнымъ съ духомъ христіанской любви, противорѣчащимъ духу христіанской свободы.

    07 March 2020 читать далее

  • Архимандритъ Ангелъ (Пефани) – Замѣтка о словѣ «анаѳема».

    Архимандритъ Ангелъ (Пефани) – Замѣтка о словѣ «анаѳема».

    Святые отцы и посрамленные еретики. Фреска притвора м-ря Печская Патриархия в Косове (XVI в.)

     

    «Анаѳема» – слово греческое, производное отъ глагола «ἀνατίθημι». Древнѣйшая и самая правильная форма слова – «ἀνάθημα», а у поэтовъ – «ἀνθεμα». Слово «ἀνάθεμα», или «ἀνάθημα» означаетъ все принесенное, посвященное Богу, таково первое значеніе этого слова.

    Какимъ же образомъ слово это, означая посвященіе Богу, получило другое значеніе какъ противоположное первому – значеніе тягчайшаго изъ наказаній, ужаснѣйшаго проклятія? Это станетъ для насъ понятнымъ, если прослѣдить за постепеннымъ развитіемъ смысла слова анаѳема.

    «Ἀνατίθημι» собственно означаетъ: ставлю что-либо въ исключительное владѣніе, въ собственность и распоряженіе кого-либо, (обыкновенно Бога); такимъ образомъ, «ἀνατίθημι» означаетъ «посвящаю», а «ἀνάθεμα» (анаѳема) – «посвященіе». Таковъ первоначальный и прямой смыслъ слова «ἀνάθεμα», или «ἀνάθημα». Но въ указанномъ значеніи этого слова заключается также и мысль – «отлученія», такъ какъ посвящаемое, то есть, «ἀνάθημα» перестаетъ быть въ обладаніи того или другого лица и ставится подъ власть другого.

    07 March 2020 читать далее