• «ПОМЯНИ, ОТКУДУ НИСПАЛЪ ЕСИ!» (Слово свт. Феофана Затворника въ Недѣлю Сыропустную.

    «ПОМЯНИ, ОТКУДУ НИСПАЛЪ ЕСИ!» (Слово свт. Феофана Затворника въ Недѣлю Сыропустную.

    «Помяни, откуду нисталъ еси!» Такъ говоритъ Господь ангелу Ефесскія Церкви, въ откровеніи Іоанна Богослова. Но помяни, не легкомысленно и равнодушно; а такъ, чтобы въ этомъ найти побужденіе къ покаянію и возвращенію на прежнія добрыя дѣла. «Помяни, откуду ниспалъ еси, и покайся и прежняя дѣла сотвори» (Апок. 2, 5). Вотъ, эту заповѣдь слѣдовало бы внушать непрестанно всякому человѣку и всему человѣчеству падшему. Поминай первобытное блаженство первозданныхъ, великое и неописанное, потерянное чрезъ паденіе, и тѣмъ раздражай въ себѣ ревность и заботу къ возстанію и возвращенію себѣ потеряннаго. Такъ, больной, поминая о пріятномъ состояніи здоровья, усерднѣе желаетъ выздоровленія; плѣнный, помня отраду свободы, ищетъ освобожденія; обѣднѣвшій, помня покой довольства, всякіе употребляетъ способы къ тому, чтобъ основа обогатиться. Думаю, что не было бы ни одного безпечнаго и нерадиваго о своемъ спасеніи, еслибъ не оскудѣвала память: какъ хорошо было до паденія и какъ худо стало по паденіи!

    17 февраля 2018 читать далее

  • Архим. Тихонъ (Беллавинъ), будущій патр. Московскій - О подвижничествѣ.

    Архим. Тихонъ (Беллавинъ), будущій патр. Московскій - О подвижничествѣ.

    Сегодня Св. Православная Церковь празднует память всех всех преподобных, мужей и жен, в подвиге поста и благочестия просиявших. Сырная суббота — это особенный и единственный день в году, когда совершается память всех угодивших Богу монашествующих. Как напутствие перед прохождением подвига великого поста Св. Церковь предлагает нам жития всех тех, кто подвигом постным вошел в «рай сладости», наслаждаясь ныне Небесного Царствия. Этот древний праздник объединил памяти множества святых разных стран и народов, причем для некоторых из них этот день остался единственным днем их гласного церковного поминовения. На утрени Собору всех преподобных положен особый канон, написанный преподобным Феодором Студитом, в котором в алфавитном порядке перечисляются преподобные отцы и жены древности. — Ред.

    Къ именамъ многихъ св. подвижниковъ (Антонія, Евфимія, Ѳеодосія, Іоанникія, Арсенія и др.) Церковь присоединяетъ названіе «великій». Хотя въ гражданской исторіи объ этихъ «великихъ» людяхъ и не упоминается, однако названіе это дано имъ Церковію по праву. Главное величіе человѣка заключается въ силѣ его духа, и такое величіе и проявляли въ себѣ подвижники. Это — люди, которые избираютъ себѣ единую цѣль жизни, единый путь — Христа. Всѣ свои стремленія, помыслы и дѣянія они направляютъ къ тому, чтобы приготовить своего внутренняго человѣка ко вселенію въ него Христа. Снѣдаемые желаніемъ Божественнаго, распаляемые стремленіемъ къ истинному свѣту и вѣчной жизни, они оставляютъ все, что можетъ задерживать ихъ на избранномь пути. Чтобы жизнь ихъ не проникалась суетою, удаляющею отъ Христа, чтобы предметы земные не овладѣли ихъ сердцемъ, они оставляютъ шумный свѣтъ и удаляются въ пустыню. Но такъ какъ «отъ себя никуда не уйдешь», и слѣдовательно и въ пустынѣ у человѣка могутъ изъ сердца исходить «помышленія злая», то подвижники ведутъ упорную и ожесточенную брань съ нечистыми помыслами и распинаютъ плоть свою со страстми и похотми. Въ этой борьбѣ ветхій, плотской человѣкъ, тлѣющій въ похотяхъ прелестныхъ, умираетъ и въ нихъ обновляется новый духовный, созданный по образу Божію. Жизнь ихъ теперь всецѣло управляется духомъ. Всякое слово ихъ, всякій взглядъ, каждое дѣйствіе, мысли, чувство, — все это проникнуто духомъ, который все земное преобразуетъ въ духовное во Христѣ и приноситъ обильный плодъ духовный: любы, радость, миръ, долготерпѣніе, благость, милосердіе, вѣру, кротость, воздержаніе (Гал. 5, 22-23).

    17 февраля 2018 читать далее

  • «Духовная Брань». Свято-Афанасьевское издание. № 4 (8) – 15 февраля (2018)

    «Духовная Брань». Свято-Афанасьевское издание. № 4 (8) – 15 февраля (2018)

    «Духовная Брань». Свято-Афанасьевское издание. № 4 (8) – 15 февраля (2018), полностью выложен здесь >>> (PDF)

    16 февраля 2018 читать далее

  • Сретение Господне. 15 (2) февраля.

    Сретение Господне. 15 (2) февраля.

    Событие праздника.

    Егда исполнишася дние очищения ею по закону Моисееву, говорит св. евангелист Лука о Богоматери и Богомладенце, вознесоста его во Иерусалим, поставити его пред Господем, и еже дати жертву: якоже есть писано в законе Господни: яко всяк младенец, мужеска полу, разверзая ложесна, свято Господеви наречется (Лк. 2, 22–14). За древнее искупление израильтян от рабства египетского, смертию первенцев египетских, погубленных рукою Ангела, закон Господень требовал от евреев (Исх. 13), чтобы всяк перворожденный их младенец мужеского пола как собственность Божия, приобретенная кровию чуждых первенцев, в 40 день по рождении своем был принесен в храм Божий, посвящен Господу и искуплен у Господа. Это было представление или посвящение младенца Богу. Божественный Законодатель как перворожден всея твари (Кол. 1, 15), яко первородный в избранных Божиих (Рим. 8, 29) и яко первенец Девы Марии (Мф. 1, 25) исполнил закон Моисеев о первенцах. Тот, Которому надлежало освятить и искупить всех людей, был Сам прежде посвящен Богу и искуплен!"Ветхий денми, давший древле на Синаи закон Моисею, днесь Младенец видится и закон исполняя в храм приносится»[1].

    14 февраля 2018 читать далее

  • Священный обычай церковнаго водоосвященія въ праздникъ Срѣтенія Господня

    Священный обычай церковнаго водоосвященія въ праздникъ Срѣтенія Господня

    На наших западных окраинах праздник Сретения известен еще под именем “громниц,” от обычая освящать в этот день в церкви свечи, называемых громницами, которые, будто бы, имеют силу против грома, молнии, проливного дождя и града, низводимых чародеями или волшебницами. Эти свечи дают и умирающим для поражения и отогнания сатаны. Простолюдины этими свечами в день Сретения обжигают друг другу крестообразно волосы в предупреждение и излечение головной боли. Такие воззрения на значение Сретенских свечей и отсутствие установленного Православной Церковью чина их освящения достаточно говорят против указанного обычая. Появление этого обычая в практике наших западных окраин относят ко времени унии и объясняют влиянием католической церкви, где ежегодно совершается в день “Очищения Пресвятой девы Марии” (как именуют католики праздник Сретения) освящение свечей на литургии.

    На юго-западе в день Сретения принято освящать воду (по обыкновенному чину малого водоосвящения). В Kиевe это водоосвящение бывает перед литургией в церквах или в церковных оградах; по селам, во многих местах, для этого водоосвящения после утрени или после литургии идут крестным ходом “на крыницу” (колодезь) или на реку; в иних местах (напр., Волынской и Подольской губ.). Сретенское водоосвящение ведет начало из древности (На существование этого суеверия в древности еще указывает Номоканон в 23 ст.), а древние церковные обычаи и обряды следует не забывать, а вновь возрождать к жизни и действию на сердца и умы верующих православных христиан. Поэтому предлагаем нашим читателям ознакомится с подлинно церковным обычаем совершаемым на Сретение Господне – Сретенским водоосвящением. – Ред.

    14 февраля 2018 читать далее

  • Святитель Иоанн Златоуст – Слово о Сретении Господа нашего Иисуса Христа, а также о Богородице, и о Симеоне.

    Святитель Иоанн Златоуст – Слово о Сретении Господа нашего Иисуса Христа, а также о Богородице, и о Симеоне.

    Икона. 70-80-е годы XV в. Новгород.

    По Евергетидскому Типикону на праздник Сретения Господния определено чтение Слово о Сретении Господа нашего Иисуса Христа свят. Иоанна Златоуста. (См у проф. В. П. Виноградов. Уставные чтения (проповедь книги). Сергиев Посад, 1914. Вып. 1. C. 109.). Предлагаем нашим читателем ознакомиться с ним. Греческий текстъ слова помещен у Migne’я, Patrologiae Graeca 50, col. 807. – Ред.

    Господь наш Иисус Христос не только облекается плотью, но и, согласно с законом, обрезывается, чтобы отнять предел у иудейского неверия. Он идет к закону ради закона, чтобы чрез веру освободить учеников от закона: принимает плоть, и обрезывается вместе с иудеями. Он имел общение в плоти, имел общение и в обрезании; укрепил родство, чтобы они не отреклись от происходящего от Давидова семени Христа, Которого и ожидали, показал доказательство родства. В самом деле, если они говорили, хотя Он и был обрезан: «не знаем, откуда Он» (Ин.9:29), то, если бы Он не был обрезан по плоти, отрицание их имело бы основательный предлог.

    14 февраля 2018 читать далее

  • Святитель Тихонъ Задонскій о русскомъ обычаѣ празднованія сырной седмицы.

    Святитель Тихонъ Задонскій о русскомъ обычаѣ празднованія сырной седмицы.

    Святитель Тихонъ придавалъ боль­шую важность вліянію обычнаго празд­нованія масленицы на строй духовной и общественной жизни. Во время своего пребыванія на Воронежской каѳедрѣ, онъ принималъ самыя энер­гичныя мѣры къ ослабленію и полному уничтоженію этого празднованія въ предѣлахъ своей епархіи.

    Въ 1765 г. онъ разослалъ по епархіи свое окруж­ное посланіе духовенству, въ которомъ отвелъ значительное мѣсто наставленію оставить душепагубный обычай празднованія сырной седмицы и убѣдительно просилъ духовенство какъ самому не слѣдовать этому обычаю, такъ и пасомыхъ «всячески молить и о томъ же увѣщавать»[1].

    Въ томъ же 1765 году въ особомъ увѣщаніи къ жителямъ г. Воронежа объ уничтоженіи игрищъ во время народнаго праздника Ярилы онъ молилъ между прочимъ о недопущеніи нехристіанскихъ увеселеній и въ другіе праздники[2]. Имѣется его слово, всецѣло посвященное празднованію масляницы[3], которое, по словамъ біографовъ святителя, произвело столь сильное впечатлѣніе на слушателей, что во всей епархіи надолго прекрати­лись безчинія въ сырную седмицу[4].

    13 февраля 2018 читать далее