• ОБЪ ОТНОШЕНІИ КЪ ИНОСЛАВНЫМЪ (Опредѣленіе Архіерейскаго Собора Русской Православной Церкви Заграницей отъ 13/26 октября 1953 г.)

    Опредѣленіемъ Архиерейскаго Собора Русской Православной Церкви Заграницей отъ 13/26 октября 1953 года постановлено:

    1. Ни въ коемъ случаѣ не только не допускать инославныхъ священниковъ къ сослуженію въ какой бы то ни было формѣ, но и самимъ не стоять за ихъ службами въ облаченіи. Если инославный священникъ, прибывшій по добрососѣдскимъ отношеніямъ на торжество въ Православной Церкви, надѣнетъ на себя свое облаченіе, то настоятелю черезъ старосту или кого-нибудь другого надо предложить ему занять почетное мѣсто гдѣ-нибудь въ сторонѣ подальше отъ служащаго духовенства, чтобы ни у кого не могло создаться впечатлѣнія, будто имѣетъ мѣсто сослуженіе.

    2. Присутствуя на какомъ-нибудь инославномъ собраніи, при чтеніи молитвы кѣмъ-либо изъ инославныхъ, православный священникъ долженъ встать, но не долженъ въ ней участвовать и креститься.

    3. Если на таковомъ собраніи просятъ православнаго священника благословить трапезу, то онъ можетъ это сдѣлать, ибо прочитать молитву передъ трапезой и благословить ее онъ должен былъ бы для себя лично.

    4. На соединенныхъ засѣданіяхъ православныхъ и инославныхъ благотворительныхъ комитетахъ можно читать молитву передъ началомъ добраго дѣла.

    24 декабря 2016 читать далее

  • Архимандритъ Константинъ (Зайцевъ) - НАСТУПИЛА АПОСТАСIЯ, ИЛИ НѢТЪ?

    Владыка Никонъ обратился къ намъ съ «письмомъ въ редакцію», ниже помѣщеннымъ. Ссылается онъ на «напечатанныя въ свѣтской и церковной печати письма по династическому вопросу», но, какъ видно изъ прило­женнаго имъ одного негодующаго письма и изъ ссылки на напечатанное въ НРС письмо Б. И. Ткачева, онъ имѣетъ ввиду помѣщенное у насъ заявленіе трехъ членовъ дома Романовыхъ, присланное намъ въ формѣ фотостата это­го акта, который мы сочли себя обязанными огласить. Не буду останавливаться на частныхъ вопросахъ, но считаю себя обязаннымъ въ самой общей формѣ фор­мулировать то пониманіе переживаемой нами дѣйстви­тельности, которое, если оно является безспорнымъ для вѣрующаго члена нашей Церкви, повелительно опредѣ­ляетъ отношеніе и къ разсматриваемому вопросу.

    ИСТОРІЯ КОНЧИЛАСЬ! То, что произошло въ нашемъ отечествѣ не эпизодъ въ развертываніи нашего національнаго бытія, а нѣчто, знаменующее приближеніе КОНЦА всего, въ цѣломъ, вселенскаго бытія. Ис­полнилось то, о чемъ предвѣщалъ ап. Павелъ въ II посл. къ Солунянамъ. Первохристіане ждали Второго Прише­ствія Христа, въ силѣ и славѣ, вотъ ап. Павелъ и раскрылъ предъ христіанскимъ сознаніемъ то, что впервые въ наше время получило конкретное содержаніе:

    24 декабря 2016 читать далее

  • Епископ Григорий (Граббе) - О ПОЛОЖЕНИИ ЭКУМЕНИЗМА (Доклад Архиерейскому Собору РПЦЗ 1985 г.).

    Озабоченность нашей Церкви в связи с развитием ереси экуменизма проявлялась не раз и выразилась в ряде Скорбных Посланий Председателя Синода, в Соборном Определении и, наконец, анафематствовании этой ереси[1]. Между тем глубокое ее значение и через нее постепенная подмена Православия все больше развивается, и я почитаю долгом доложить Архиерейскому Собору о новейших событиях в этой области.

    Прежде всего, надо отметить все большее и большее сближение представителей Православной Церкви с чуждыми ей по своему учению и жизни инославными общинами Нельзя не заметить, что входящие в Мировой Совет Церквей православные со дня на день глубже и глубже вовлекаются в такое сближение с католиками и протестантами, которое явно противоречит принципам святоотеческого Православия. Это проявляется в одновременном развитии переговоров об установлении единения и общения в таинствах с разными инославными (прежде всего римо-католиками) без того, чтобы те отказались от своих заблуждений и во всей полноте приняли православное учение. Всю несовместимость этой позиции с учением и преданием святых отцов ярко и убедительно высказал в одном из своих трудов достойнейший представитель сербского богословия, блаженной памяти о. Иустин Попович.

    Тем, кто следит за развитием экуменического движения, прежде всего надо обратить внимание на тексты т.н. Лимской литургии, составленные на Конференции в Лиме (Перу), т.е. проекты новых богослужений, которые создавали бы общие для всех христианских исповеданий формы крещения, литургии и священства.

    23 декабря 2016 читать далее

  • Проф. И. М. Андреев - ОСНОВЫ ХРИСТИАНСКОЙ НРАВСТВЕННОСТИ

    Что такое нравственность? Нравственность есть деятельность (или поведение) человека, обусловленная его отношением к идее Высшего Добра и Высшего Блага. Идея Высшего Добра определяет путь (метод), а идея Высшего Блага — цель нравственной деятельности человека.

    Вопросами о том, что есть истинное Высшее Добро и что есть истинное Высшее Благо для отдельного человека и для всего человечества, занимаются философия и богословие. Этика есть философская наука о нравственности или так называемая нравственная философия. Нравственное же Богословие есть богословская (христианская) наука о нравственности.

    Нравственная философия и Нравственное Богословие исходят из различных начал и глубоко отличаются друг от друга методами своего исследования.

    Нравственная философия ищет неизвестные нормы нравственного поведения. Для нравственной философии нравственные нормы — искомое, неизвестное. Она ставит вопросы: Что такое нравственность? Возможно ли и должно ли устанавливать нормы для нравственного поведения? Абсолютны или относительны эти нормы? Как их узнать, установить, обосновать, доказать? Возможно ли создать систему этики? Должна ли этика быть автономной (самозаконной), как, например, этика Канта; или она должна быть гетерономной (т.е. основанной на других науках, напр., на биологии или социологии); или она должна быть теономной (т.е. религиозно-обоснованной)? Что такое Добро и Зло? Что есть Благо? Существуют ли и что собою представляют Высшее Добро и Высшее Благо? В чем цель и смысл жизни человека, человечества и всей Вселенной?

    23 декабря 2016 читать далее

  • Архиепископ Виталий (Устинов) - Богослужебный язык православных иностранцев.

    Доклад Архиерейскому Собору Русской Православной Зарубежной Церкви в 1978 г., Нью-Йорк.

    Почти 60 лет наша Православная Зарубежная Русская Церковь разсеяна по всему свету. Такой период времени нам безусловно дает некий опыт в общении с инаковерующими и позволяет нам иметь свое суждение об очень важном вопросе — о богослужебном языке тех народов, среди которых Господу Богу было угодно нас поселить и некоторых сынов которых просветить истиной святого Православия. Почти нет ни одного прихода в нашей Церкви, где не было бы новопросвещенных из местных жителей. Наши батюшки, настоятели и их прихожане всегда с любовью старались снабдить последних православной литературой и лучшими переводами православных богослужений на их родном языке. Были в некоторых местах даже попытки и самые богослужения совершать на этих языках. Но по правде сказать до последнего времени такие случаи были далеко не стихийными, и потому в нашей Церкви не было и нет пока что крайней необходимости совершать богослужения на иностранных языках. Однако нам постоянно задают вопросы о возможности таких богослужений и мы должны как-то выработать правильный ответ и иметь определенную точку зрения на эту с каждым днем возрастающую в своем значении задачу, стоящую пред нашей Церковью.

    Обыкновенно при разрешении этого вопроса мы естественно вспоминаем слова Господа нашего Иисуса Христа: «Дадеся ми всяка власть на небеси и на земли. Шедше научите вся языки крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа: учаще их блюсти вся, елика заповедах вам. И се Аз с вами есмь во вся дни, до скончания века: Аминь».

    23 декабря 2016 читать далее

  • Епископъ Григорій (Граббе) - ТАЙНА БЕЗЗАКОНІЯ ВЪ ДѢЙСТВІИ (Докладъ Архіерейскому Собору РПЦЗ 1983 г.).

    Подготовка Вселенскаго Собора не можетъ не безпокоить каждаго православнаго человѣка, ибо трудно себѣ представить положеніе въ мірѣ, которое въ такой мѣрѣ не благопріятствовало бы его исходу на пользу Церкви, чѣмъ то, что происходитъ вокругъ насъ сейчасъ. Не видно той силы, которая могла бы оградить его отъ уклоненія въ сторону, далекую отъ Православія. Это сознаютъ, очевидно, нѣкоторые главы Церквей, когда настаиваютъ на томъ, чтобы по возможности ограничить повѣстку Собора. Всѣ ереси бывали сильны поддержкой свѣтской власти. Исчезалъ покровительствующій ереси Императоръ и дѣлался позможнымъ православный Вселенскій Соборъ.

    Сейчасъ нѣтъ ничего подобнаго. Самая большая, Русская Церковь, не имѣетъ покровительства православнаго Императора, а находится въ подчиненіи у атеистической власти. Константинополь едва существуетъ въ Турціи и ищетъ покровительства и помощи у еретиковъ. Болѣе другихъ вѣрная Православію Сербская Церковь находится тоже подъ властью подобнаго же правительства. Самый Соборъ созывается съ поспѣшностью не потому, что это нужно для защиты Православія, а потому, что этого добивается Ватиканъ и другіе экуменисты. Ватиканъ спѣшитъ добиться какой-то уніи съ Православными Церквами до того, что совершенно явно для всѣхъ утратитъ послѣднія внѣшнія черты своей прежней вѣры и не сольется съ протестантскимъ міромъ. Когда это случится, ни одинъ Патріархъ, именующій себя православнымъ, уже не могъ бы говорить о евхаристическомъ общеніи съ нимъ.

    Для того, чтобы разобраться во всемъ значеніи этого дѣла, представляется необходимымъ остановиться на тѣхъ явленіяхъ въ жизни Православной Церкви и Западнаго Христіанства, которыя имѣютъ міровое значеніе и которыхъ во всей глубинѣ не всегда возможно касаться въ печати. Въ виду имѣются нѣкоторыя явленія эсхатологическаго характера, которыя могутъ имѣть значеніе для направленія нашей пастырской работы.

    22 декабря 2016 читать далее

  • Иеромонах Серафим (Роуз)- БУДУЩЕЕ РОССИИ И КОНЕЦ МИРА

    Иеромонах Серафим (Роуз)- БУДУЩЕЕ РОССИИ И КОНЕЦ МИРА

    Лекция иеромонаха Серафима (Роуза), произнесённая на Съезде православной молодёжи в городе Сан-Франциско в августе 1981 года.

    Каждый православный христианин находится между двумя мирами: этим миром падшим, в котором мы должны достигнуть нашего спасения, и другим миром, небесами, родиной нашей, к которой мы стремимся и которая, если мы ведём истинно христианский образ жизни, вдохновляет нас идти путём христианской добродетели и любви.

    Но стихии мира сего слишком приблизились к нам. И поэтому мы часто забываем нашу небесную родину. Давление суетности мира в наше время сделалось настолько сильным, что мы часто теряем всякое понятие того, в чем же собственно заключается жизнь истинного христианина. Даже если мы посещаем регулярно церковные службы и считаем себя верными членами Церкви, как часто эта наша церковность бывает поверхностна и связана, таким образом, с богатством и красотой православной богослужебной традиции. Как часто нам не хватает сознания того, что Православие является верой, цель которой есть спасение нашей души, как часто нам не хватает любви и преданности ко Христу, воплотившемуся Богу, Основателю веры нашей.

    И как часто наша церковная жизнь ограничивается только исполнением известных обязанностей и привычек, которые затрагивают только внешнее наше сознание, не касаясь его глубины и не ведя нас путём духовного роста к вечной жизни в Боге.

    22 декабря 2016 читать далее