• Артосъ (Историческая справка).

    Артосъ (Историческая справка).

    Къ числу нѣкоторыхъ чиновъ и обрядовъ, соединенныхъ съ празднованіемъ Пасхи въ православной церкви, относится употребленіе артоса. Артосъ, по буквальному переводу съ греческаго языка, значитъ хлѣбъ, а по церковному уставу – просфора всецѣлая. Символическое значеніе артоса достаточно ясно открывается изъ тѣхъ молитвъ, которыя положено читать на благословеніе и раздробленіе артоса.

    Какъ въ ветхомъ завѣтѣ, въ воспоминаніе освобожденія народа Божія отъ горькой работы фараоновой, закалался по повелѣнію Господа агнецъ, который съ тѣмъ вмѣстѣ прообразовалъ Агнца, вземлющаго грѣхи всего міра, возлюбленнаго Сына Божія; такъ въ новомъ завѣтѣ въ воспоминаніе славнаго воскресенія Господа нашего Іисуса Христа, чрезъ Котораго мы отъ вѣчной работы вражіей избавились и отъ адовыхъ нерѣшимыхъ узъ освобожденіе получили, приносится артосъ – хлѣбъ, изображающій собою Хлѣбъ живота вѣчнаго, сошедшій съ небесъ, Господа нашего Іисуса Христа, Который, напитавъ насъ духовною пищею тридневнаго ради и спасительнаго воскресенія, содѣлался для насъ истиннымъ хлѣбомъ жизни. Призывая благословеніе Божіе на освящаемый артосъ, священникъ въ молитвенномъ обращеніи проситъ Господа исцѣлить всякій недугъ и болѣзнь и подать здравіе всѣмъ вкушающимъ отъ сего артоса.

    14 Апрель 2018 читать далее


  • ПОДМЕНА ПАСХИ РОЖДЕСТВОМ – НРАВСТВЕННОЕ ПОСЛЕДСТВИЕ ВСЕХ ЕРЕСЕЙ ЗАПАДА. Слово на Пасху 1983 г. Архиепископа Виталия (Устинова).

    ПОДМЕНА ПАСХИ РОЖДЕСТВОМ – НРАВСТВЕННОЕ ПОСЛЕДСТВИЕ ВСЕХ ЕРЕСЕЙ ЗАПАДА. Слово на Пасху 1983 г. Архиепископа Виталия (Устинова).

    Христос Воскресе!

    Пасха Христова есть конечная цель Божьего домостроительства, осуществление всех пророчеств, всего священного Писания.

    Апостолы Христовы вышли на всемирную проповедь о Воскресении Христовом и этой проповедью покорили языческий мир. Из Гроба Господня вместе с Воскресшим Господом вышла вся наша вера и все наше богослужение, ибо по слову апостола Павла: «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и наша вера» (1 Кор. 14). Без Воскресения Христова вообще не может быть никакого христианства. Воскресение Христово было бы недостаточным назвать догматом, это догмат всех догматов. Как в океан устремляются все ручьи, речки и реки, так к Пасхе, к Воскресению Христову стремится все учение христианское и в нем завершается.

    12 Апрель 2018 читать далее


  • Протопресвитер Михаил Помазанский – СОРОК ДНЕЙ С ВОСКРЕСШИМ.

    Протопресвитер Михаил Помазанский – СОРОК ДНЕЙ С ВОСКРЕСШИМ.

    В субботу великого покоя апостола все могло казаться погибшим: не оправдалась их вера, отнята их любовь. Убита правда в мире, и этим стерты все побуждения к добру.

    Но ВОСКРЕС ХРИСТОС. И торжествует ликуя вера апостолов и мироносиц, и любовь радуется И нет смерти, и открыта и ясна дорога, ведущая к вечной жизни с Воскресшим Господом.

    По воскесении – явления Господа ученикам. О них повествуют Евангелия и послания апостолов и книга Деяний, где сказано: «Господь явил Себя живым по страдании Своем со многими верными знамениями, в продолжение сорока дней являясь и говоря о Царствии Божием».

    Из чтения писаний апостольских ясно, что для апостолов событие воскресения Господня стало в центре всех их мыслей, всей проповеди, всего учения, от него идут прямые линии ко всем тайнам Царствия Божия. Само слово ВОСКРЕСЕНИЕ приводит в радость и входит в самые приветствия апостолов, им начинаются обращения их в посланиях; истина воскресения в основе их призывов к иудеям и язычникам; воскресением осмысливается вся жизнь в учении апостолов.

    10 Апрель 2018 читать далее


  • «ЕДИНСТВЕННАЯ ПРИЧИНА СУЩЕСТВОВАНИЯ ЗЕМЛИ — ПРЕБЫВАНИЕ НА НЕЙ ИСТИННОЙ ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ». Пасхальное Послание 1997 года Митрополита Виталия (Устинова).

    «ЕДИНСТВЕННАЯ ПРИЧИНА СУЩЕСТВОВАНИЯ ЗЕМЛИ — ПРЕБЫВАНИЕ НА НЕЙ ИСТИННОЙ ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ». Пасхальное Послание 1997 года Митрополита Виталия (Устинова).

    Христос Воскресе!

    Возлюбленные чада Русской Православной Зарубежной Церкви в рассеянии и на просторах российских сущие.

    Пасха Христова всегда утешала нас и утешит волнами благодати Божией, снисходящей из широко отверстых врат Царствия Небесного. Все ее почувствуют, ко всем и к каждому она придет и осенит его лик чистой радостью, как икону — лампада. Никого не минет, никого не обойдет — постящегося и не постящегося, молящегося и даже не молящегося. Каждого коснется. Одного так наполнит сверх края душу, что он не будет знать, где он — на небе или на земле, только Бог будет знать, дерзновенно перефразируя апостола Павла; а другого тихо коснется, как бы нежным крылом, чуть-чуть, но от такого прикосновения, от головы до ног пройдет радостным трепетом Божия пасхальная благодать, и он проснется и откроются его духовные очи к свету новой жизни и он этого никогда уже больше не забудет всю свою жизнь.

    Так что мы уже не будем вам повторять ежегодные пасхальные благожелания. Лучше помолчим и мы, и вы. Так часто бывает, что в таком пасхальном молчании больше силы и смысла, чем в звуках наших немощных слов. Тут вспоминаются слова акафиста Божией Матери: «Радуйся молчания просящих веро».

    09 Апрель 2018 читать далее


  • Епископъ Іустинъ (Полянкій) – ВНЕМЛИ СЕБѢ. Из бесѣды святаго Василія Великаго.

    Епископъ Іустинъ (Полянкій) – ВНЕМЛИ СЕБѢ. Из бесѣды святаго Василія Великаго.

    У святаго Пророка Вожія Моисея, которому принадлежитъ изреченіе сіе, добавлено: «да не будеть слово тайно въ сердцѣ твоемъ беззаконія», то-есть, указана и причина, почему нужно внимать себѣ. «ВНЕМЛИ СЕБѢ: ДА НЕ БУДЕТЪ СЛОВО ТАЙНО ВЪ СЕРДЦѢ ТВОЕМЪ БЕЗЗАКОНІЯ». На русскомъ языкѣ это изреченіе читается такъ: «Берегись, чтобы не вошла въ сердце твое беззаконная мысль» (Второзак. 15, 9). Таковъ общій смыслъ изреченія! Въ частности, въ этомъ изреченіи, чрезвычайно много глубоко назидательныхъ МЫСЛЕЙ и чувствъ.

    Сказано: ВНЕМЛИ СЕБѢ. Всякое живое существо, отъ устроившаго все Бога, имѣетъ въ себѣ побужденія – къ охраненію своего собственнаго состава.

    29 Март 2018 читать далее


  • Святитель Амфилохий епископ Иконийский - БЕСЕДА О ПОКАЯНИИ, или о том, что не должно отчаяваться в спасении

    Святитель Амфилохий епископ Иконийский - БЕСЕДА О ПОКАЯНИИ, или о том, что не должно отчаяваться в спасении

    Почему вы, сыны истины, присутствуя здесь во Святой и Кафолической Церкви, не перестаете печалиться? Если сему есть какая причина, скажите, откройте мне, как возлюбленныя чада отцу, исполненному любви, дабы вам получить от сего утешение. Ибо неприлично облекшимся от самого рождения чрез святое Крещение во Христа, Истиннаго Бога нашего, мучиться и терзаться скорбию. Да не будеть! Преблаженный Павел за­поведует непрестанно радоваться, когда гово­рить: Радуйтеся о Господе: и паки реку, радуйтеся; кротость ваша известна да будет всем человеком (Филип. 4, 4).

    И так, какая причина сего уныния? Из­ъясните, хотя еще прежде изъяснения я уразумел ясно оную: Бог открыл ее моему неразумию. Знаю, знаю, что завистливый диавол обуревает ваше сердце нечистыми и скверными помыслами и помрачает разум­ное око души. Одним внушает нечестивыя хулы и другия ужасныя и нелепыя мысли. В других влагает ереси, мрачныя чувства, и, злобный, извращает для них таинства веры. Сих наклоняет к тщеславию, а тех вооружает против святых икон, называя их безполезными и ненужными. Иных подстрекает к любодейству и сладострастью и другим гнуснейшим порокам; особливо же в церкви, во время молитвы, уязвляет сердца людей слабодушных, не имеющих силы противоборствовать. А некоторых приводит к тому, чтобы не веровали бессмертной и животворящей Евхаристии и терзались от недоумений, изясняя им, что это про­стой хлеб, простое вино, и более ничего.

    12 Март 2018 читать далее


  • Проф. Н. Н. Глубоковский – ПРАВОСЛАВИЕ ПО ЕГО СУЩЕСТВУ.

    Проф. Н. Н. Глубоковский – ПРАВОСЛАВИЕ ПО ЕГО СУЩЕСТВУ.

    Священной памяти Высокопроесвященнаго Антония (Вадковского), митрополита С.-Петербурского и Ладожского, Первенствующего Члена Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода. † 1912, XI, 2 (пятница).

    ПРАВОСЛАВИЕ ПО ЕГО СУЩЕСТВУ[1]

    Вопрос о том, что такое православие, по своему существу не имеет догматически утвержденного ответа и по своей всеобъемлемости допускает многообразные освещения, а относительно инославного Запада, кажется, не рискуя неделикатностью, можно утверждать, что там наименее знают его, если оно и считается древнейшим христианским исповеданием. Посему уместно для православного богослова как частного лица разъяснение данного предмета по существенному содержанию и для устранения предубеждений, которых слишком достаточно в этой области повсюду, особенно же на Западе. О богослужении - где проявляется жизнь верующих по общению во Христе Иисусе - либеральный протестантизм устами известного профессора Адольфа Гарнака (в «Das Wesen des Christentums»[2]) высказал, что тут происходит лишь простое бормотание (murmeln) стереотипных возгласов и молитв. Другие видят в православии своеобразный католический ритуализм, между тем католики упорно подозревают, что православные совсем не почитают Богоматери даже наряду со святыми. Православная доктрина сводится к неподвижному сохранению разных традиционных догматических формул, символов и вероопределений, не получивших рационального раскрытия и имеющих разве [что] подражательную схоластическую обработку, а на практике якобы господствует суеверие чуть не во всех слоях. Частные учреждения не менее перетолковываются - и мы доселе слышим (от Rev. T.A. Lacey. Marriage in Chruch and State[3]. London, 1912), будто по-католически брак в православии нерасторжим и развод допускается только по диспенсации, так что новый брачный союз разведенных фактически бывает собственно двоебрачием. Церковное устройство рисуется либо папистическим иерократизмом (в Греческой Константинопольской Церкви), либо явным цезаризмом с деспотией светской власти (чрез обер-прокурора Святейшего Синода в России). Усилению подобных недоразумений и извращений в последнее время много способствовала религиозная пропаганда графа Л. Толстого. О нем на Западе склонны думать, что – положительно или отрицательно – это был продукт русского православия, о котором и судят соответственным образом. При этом ему усвояли все худшее в толстовстве, подчеркивая для лучших его сторон, что православие как таковое само отвергло их, отлучив от Церкви графа Толстого. Фактически все здесь неверно, и православные справедливо могут применить к Толстому слова святого Иоанна Богослова (1 послание II, 19) в такой вариации, что он «не от нас вышел и не был наш», ибо не знал православия в истории и действительности и не пережил его внутренним проникновением и сердечным подчинением, а свои религиозные искания питал грубо-популярным критическим либерализмом и обосновывал на началах автономического рационализма. Все стихии у Толстого чужды православию и нимало не отражают его. Однако в аспекте толстовства и привыкли на Западе смотреть на православие, относясь к нему с подозрением или пренебрежением, иногда же и с прямым осуждением, как к царству религиозного мрака и нетерпимой тирании.

    25 Февраль 2018 читать далее