• Иеромонах Серафим (Роуз) - Святые Отцы Православия

     

    «Поминайте наставников ваших,

    которые проповедовали вам слово Божие, и,

    взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.

    Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь».

    (Евр. 13, 7 и 9)

     

    I. ВДОХНОВИТЕЛИ И ВЕРНЫЕ ПРОВОДНИКИ К ИСТИННОМУ ХРИСТИАНСТВУ В НАШИ ДНИ

    Никогда прежде не было столько лжеучителей, как в нашем злосчастном XX веке, богатом материалистическими искушениями и бедном разумом и душой. Самые нелепые, бредовые взгляды, ранее безоговорочно и повсеместно отринутые культурными людьми, сейчас находят "теоретическое обоснование" и непременного "учителя". Кое-кто из них даже являет (или сулит) "духовную силу" или ложные чудеса, как оккультисты или "целители". Но чаще современные учителя способны предложить лишь неудобоваримую смесь разных идей, полученных якобы из "космоса" или от современных самозванных "мудрецов", познавших "более", чем все светлые головы прошлого только потому, что живут в наш "просвещенный" век. В итоге философия раздробилась на тысячу школ, а "христианство" - на тысячу сект. Где же в этом безбрежном океане отыскать Истину, если ее вообще возможно отыскать в наш вконец заблудший век?

    Исток истинного учения, исходящий от Самого Господа, не умаленный в течение веков и присносущный, один и тот же у всех, кто правильно его исповедует, направляющий тех, кто ему верен, к вечному спасению, можно найти только в одном-единственном месте. Место это - Православная Церковь Христова, исток - благодать Духа Святого, а истинные учителя Божественного учения, берущего начало от этого истока - святые Отцы Православной Церкви.

    30 Январь 2017 читать далее


  • Епископ Григорий (Граббе) – КАК ПОДОБАЕТ СТОЯТЬ В ХРАМЕ ПРАВОСЛАВНОМУ ХРИСТИАНИНУ

    Настоящая статья была составлена в 1928 году и тогда же послана на просмотр Блаженнейшему Митрополиту Антонию. который в письме от 28 мая 1928 года написал автору: "Сегодня отослал Вашу работу о поклонах в редакцию Церковных Ведомостей с резолюцией: напечатать 200 оттисков. Спасибо Вам за солидное исследование". Владыка в том же письме, однако, сделал указание о желательности некоторого дополнения исследования, для чего автор взял его из редакции названного журнала. Оно поэтому не было помещено своевременно в Церковных Ведомостях, а теперь печатается в дополненном виде. – Ред.

    «Все благообразно и по чину да бывают»

    (1 Кор. ХІV, 40).

    I.

    «Отче Святый, соблюди их во имя Твое, ихже дал еси Мне, да будут едины якоже и Мы... Не о сих же молю токмо, но и о верующих словесе их ради Мене... да будут едино, якоже Мы едино есма: Аз в них и Ты во Мне: да будут совершени во едино» (Ин. XVII, 11, 20, 23). Вот слова Евангелия, свидетельствующие о единосущии Лиц Святой Троицы и указывающие нам на высочайший идеал единства, который должен осуществляться в Христовой Церкви. Как? — Прежде всего, взаимной любовью между всеми членами Церкви — «да любы, еже Мя еси возлюбил, в них будет и Аз в них» (Ин. XVII, 26). Любовь эта должна соединять нас в единое Тело — Церковь, имеющую Главою Христа. Единство Её должно проявляться во всех сторонах жизни, а прежде всего, в молитве и богослужении. Так научил нас Спаситель, давая ученикам Свою молитву. Все прошения её произносятся во множественном числе, относясь не к одному молящемуся, а ко всей Церкви. «Учитель мира и наставник единства, говорит по этому поводу св. Киприан Карфагенский, прежде всего не хотел, чтобы молитва была совершаема врозь и частно, так, чтобы молящийся молился только о себе. В самом деле, мы не говорим: Отче мой иже еси на небесех, хлеб мой даждь ми днесь; каждый из нас не просит об оставлении только своего долга, не молится об одном себе, чтобы не быть введену во искушение и избавиться от лукаваго. У нас всенародная и общая молитва и тогда, когда мы молимся не за одного кого-либо, но за весь народ, потому что мы — весь народъ — составляем одно»[1].

    10 Январь 2017 читать далее


  • Протоиерей Михаил Помазанский - МЫСЛИ О ПРАВОСЛАВИИ

    «Нога моя ста на правоте» (Пс. 25, 12)

    I.

    Особое слово... Слово, имеющее большую притягательную силу. Для многих, многих — святое и дорогое слово, не легко определимое и, в то же время, простое и понятное. От некоторых слышим укор: «Зачем у вас на собраниях, в речах, так часто бряцают словом: «Православие»? Может быть иногда они и правы в своем протесте. Не следует из дорогого людям понятия создавать боевой, ходкий термин, говорить о нем там, где оно мало ценится, делать из него боевой мяч в общественных культурно-политических собраниях. Бережно следует хранить это имя, эту нашу словесную святую эмблему.

    Говорить о Православии не значит непременно пытаться дать исчерпывающее определение. Делиться мыслями о дорогом бывает потребностью, приятно — просто «поделиться;» никто вас не осудит, если вы только в идеальном свете будете говорить о любимом.

    Скажут, не смело ли — высказывать свои мысли о нем? Не нужно ли прежде самому подняться на всю духовную высоту его, чтобы судить о разнообразных сторонах его? Можно ли охватить его полноту?

    Разве не лучше — совсем не говорить, из опасения сказать не всегда умело? И не в праве ли каждый из нас хотя бы так судить о нем, как судим о величественном храме, осматривая его с погоста и смотря вглубь его, с его паперти?

    18 Декабрь 2016 читать далее


  • ЦЕРКОВНЫЯ ОФИЦIАЛЬНЫЯ ОБРАЩЕНIЯ

    Беседа Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста ( «Добрые плоды учения»). Царские изографы. Никифор Савин. Начало XVII века.

    Святой Григорий, Богослов Истины, сказует нам истину о порядке в Церкви: «От Самого Владыки Христа порядок в Церкви такой: одни — пасомые, а другие — пастыри; одни начальствуют, а другие подначальны; кто-то составляет как бы главу, кто — ноги, кто — руки, кто — глаза, кто — какие-либо другие части тела, — для устройства и пользы целого. И в теле части не отделены одна от другой, но всё тело одно, сложенное из различных частей; и не у всех частей один образ действия, хотя все они одинаково нужны друг другу для согласного и взаимного действования. Так, глаз не ходит, а указывает путь; нога не смотрит, а шагает и переносит тело с одного места на другое; язык не воспринимает звуков, ибо это дело слуха; ухо не говорит, ибо это дело языка; нос ощущает запахи... рука — орудие, дающее и принимающее; а ум — вождь всего: от него способность ощущать и к нему возвращается всякое ощущение. То же самое и у нас — в общем Теле Христовом, в Церкви. Ибо все мы - «одно тело во Христе, а порознь — члены» Христу и «друг другу» (Рим.12:5). Один начальствует и председательствует, а другой водится и управляется; оба действуют неодинаково... но оба делаются одно во едином Христе, составляемые и слагаемые Тем же Духом Святым... Хотя Дух один, однако дарования неравны, ибо неодинаковы приемлющие дары (1Кор.12:8-12, 28). Дары различны, они разделяются по мере веры. — Сей порядок должен уважаться и соблюдаться. Пусть один будет слух, другой — язык, некто — рука или что-либо другое; пусть один учит, другой же учится; пусть кто-то работает собственными руками, чтобы мог подать нуждающемуся и бедствующему» (Слово 32, о соблюдении доброго порядка в собеседовании и о том, что не всякий человек и не во всякое время может рассуждать о Боге». // PG 36, 185D-188B.).

    Напоминаем о том, что в Церкви существуют ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ К ДУХОВНЫМ ЛИЦАМ И ЦЕРКОВНОЙ ПЕРЕПИСКИ. Правила принятые в Русской Православной Церкви, иллюстрируются в следующей таблице.

    12 Декабрь 2016 читать далее


  • Митроф. Протоіерей о. Василій Бощановскій - Что есть Истина?

    «ЧТО ЕСТЬ ИСТИНА?» Этотъ вопросъ впервые прозвучалъ подъ благословеннымъ небомъ древней Палестины; онъ вышелъ изъ устъ самонадѣяннаго римскаго правителя Іудеи — Пилата. Онъ былъ обращенъ къ Тому, Кто Самъ былъ воплощенной Истиной. Кто пришелъ на Землю, чтобы свидѣтельствовать объ Истинѣ — Христу Богочеловѣку, истинному Сыну Человѣческому, но и истинному Сыну Божію.

    Христосъ ничего не отвѣтилъ Пилату. Да и самъ Пилатъ спрашивалъ объ истинѣ не столько съ тѣмъ, чтобы познать ее, сколько съ тѣмъ, чтобы поиронизировать, какъ надъ самой истиной, такъ и надъ ея искателями, въ частности надъ стоявшимъ предъ нимъ “Царемъ Іудейскимъ”.

    Такъ открывшаяся Истина, стоявшая предъ самимъ человѣкомъ, не только не была узнана послѣднимъ, но была отвергнута, осуждена и предана на позорную смерть.

    Что же это была за Истина, которая стояла предъ правителемъ Іудеи, Пилатомъ? Истина совершенная, божественная, полнота Ея. Ибо хотя по внѣшнему виду предъ Пилатомъ стоялъ истинный Сынъ Человѣческій — «Се человѣкъ»,— но но существу это былъ истинный «Сынъ Божій, сіяніе славы Отчей и образъ Ѵпостаси Его» (Евр. I, 3). Отсюда: «видѣвшій Меня видѣлъ Отца; ибо Я во Отцѣ и Отецъ во Мнѣ» (Іоан. XIV, 9-11). «Я и Отецъ одно» (Іоан. X, 30).

    Въ чемъ же заключалась сущность открывшейся въ воплощенномъ Сынѣ Божіемъ Истины?

    10 Декабрь 2016 читать далее


  • Святого отца нашего Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, изъяснение десяти заповедей

    Великий в сонме иерархов, св. отцев и учителей Церкви, св. чудотворец Григорий Палама жил около половины четырнадцатого столетие (1340-1354 г.). Он родился в Азии от именитых родителей, и с самых юных лет воспитывался при константинопольском дворе. Но оставив мир и почести мирские, уединился на святую гору Афонскую и начал там проводить иноческую жизнь. Всецело посвятив себя Богу и аскетическим трудам, и совершенствуя душу подвигами благочестие и созерцанием, он соделался достойным сосудом благодати Всесвятого Духа. Призваиный отсюда Богом на святительство, он был рукоположен в сан митрополита фессалоникийской Церкви, где и оставался архипастырем до самой кончины своей, и по смерти не перестает пасти и управлять ею чрез чудодейственные и священнейшие свои останки, кои, по благодати Божией, невредимо и нетленно почивают в храме митрополии.

    I.

    «ГОСПОДЬ БОГ ТВОЙ, ГОСПОДЬ ЕДИН ЕСТЬ» (Втор. 6:4; Иоан. 1:1-4, 15, 26; Евр. 1:1-10; 1Иоан. 5:7), познаваемый во Отце, Сыне и Святом Духе; во Отце нерожденном, в рожденном безначально, безлетно, безстрастно Сыне — Слове, которое, сообщив помазание восприятому от нас, наименовано Христом, и в Духе Святом нерожденном, но исходящем от Отца. Это Бог единый, Бог истинный, Господь единый в трех Лицах, нераздельный по естеству, хотению, славе, власти, силе и всем свойствам божественным. Его одного возлюби, и Ему единому служи всем помышлением твоим, от всего сердца твоего и от всея силы твоея (Втор. 6:13; Мф. 22:37; Мк. 12:29-30. Лук. 4:8, 10, 27). Да пребывают в твоем сердце глаголы и веления Его, да отражаются они в мыслях, словах и делах твоих, когда ты дома и в пути, когда отходишь ко сну и встаешь; непрестанно памятуй о Господе Боге твоем; страшись Его единого; не забудь о Нем и заповедях Его. За сие Он дарует тебе силу исполнять волю Его. Ибо он не требует от тебя ничего другого, кроме благоговения и любви к Нему и хождение во всех путях Его. Он — слава твоя, Он — Бог твой. Если тебе придется слышать о премирных духах безстрастных и безтелесных, о ниспавшем из лика их всезлобном духе, хитром и коварном обольстителе, не подумай, что они равночестны Богу.

    27 Ноябрь 2016 читать далее


  • ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ И СВОБОДА В ДУХЕ СВЯТОМ - ВАЖНЕЙШИЕ ЗАДАЧИ ПРАВОСЛАВНОГО ХРИСТИАНИНА

     

    «Когда поведут предавать вас, не заботьтесь наперед,

    что вам говорить, и не обдумывайте;

    но что дано будет вам в тот час, то и говорите:

    ибо не вы будете говорить, но Дух Святый»

    (Мк.13:11)

    Кто живет во Христе, у того все должно быть вдохновенно, все вытекает из воздействия на него Святого Духа. Такому последователю Христа не нужно мучить себя предварительными расчетами и предугадываниями, что и как в данную предстоящую минуту сказать. Когда настанет минута, Дух Святой подскажет, как действовать и что сказать. Эта вера во вдохновение, эта надежда на Святого Духа, Который в каждую минуту настоящего озарит мысли и укрепит волю, должны быть постоянно у истинно верующего во Христа и живущего в Нем, и не только у отдельного человека, но и у целого народа...

    Жизнь в Церкви, и частная и народная, должна быть жизнью во Святом Духе, в Его свободе, в Его вдохновенном озарении мысли. Все это несомненно, но все же нужно иметь в виду, что для такого вдохновения, для такой свободы во Христе должна быть известная душевная почва. Если в душе полный хаос, полная неопределенность мыслей, мелкота и поверхностность чувств, отсутствие крепких привычек воли, то что может сделать с ними даже и вдохновение свыше? Как мы можем понять голос Бога, услышать и облечь его в ряд определенных мыслей? Чем мы можем почувствовать его тишайшее и глубочайшее дыхание? Где у нас силы и решимость следовать его велениям и жизнью свидетельствовать его истину? Когда Господь призывал к возрождению своих соотечественников, когда Он им указывал путь вдохновенного руководительства свыше, от Отца, Он имел пред собой в высокой степени культурную почву. Не в книжничестве она была, не во внешнем формализме, а в величайшей, непоколебимой прочности народно-религиозных традиций, всасывающихся в каждого с молоком матери. С первым лепетом уст, с первым проблеском сознания младенец вступал в строй строго определенных религиозных и народных воззрений. Чувства воспитывались в известном направлении и в полной гармонии со всем строем жизни, верований и убеждений и потому были цельными; каково бы ни было иногда их качество, но они во всяком случае не были расшатаны, мелки и поверхностны. Воля, чрез долговременные исторические испытания и религиозное воспитание, становилась твердой, закаленной. Конечно, этот строй души, под влиянием книжников и фарисеев, направлялся в ложную сторону; но все же он был строем, а не хаосом, он был определенной силой, а не колеблющимся бессилием, он был установившейся культурной почвой, а не сбродом всего случайного и наносного...

    29 Октябрь 2016 читать далее