Праздники – три Спаса.

Въ августѣ мѣсяцѣ св. Церковь установила три особыхъ праздника въ честь Спасителя, каковые праздники въ просторѣчіи называются «Тремя Спасами»: 1-го августа празднуется первый малый Спасъ, 6-го августа – второй большой Спасъ и 16-го августа – третій средній Спасъ.

Первый Спасъ, или Празднество Всемилостивому Спасу Христу Вогу нашему и Пресвятой Богородицѣ Маріи Матери Его установленъ въ воспоминаніе того, что въ день 1-го августа 1164 года одержали побѣды – Константинопольскій императоръ Мануилъ надъ сарацынами, а великій князь русскій Андрей Георгіевичъ Боголюбскій надъ болгарами. Князь Андрей Георгіевичъ Боголюбскій предпринялъ походъ противъ поволжскихъ болгаръ, тѣснившихъ угнетенныхъ жителей ростовской и суздальской земли. Князь взялъ съ собою въ походъ св. Крестъ Господень и чудотворную икону Владимірской Божіей Матери. Два священника въ облаченіи несли предъ войскомъ св. икону, совершая молебны. Господь помогъ Андрею побѣдить враговъ, и когда онъ возвращался съ побѣды, то видѣлъ чудесное явленіе: отъ его княжескаго знамени, съ изображеніемъ иконы Спасителю, проливался какъ бы лучъ свѣта на все войско. Князь написалъ объ этомъ явленіи греческому императору Мануилу. Императоръ Мануилъ въ тотъ же день 1-го августа, благодаря помощп свыше, также одержалъ побѣду надъ сарацинами и также видѣлъ огненные лучи, выходившіе отъ бывшей въ его войскѣ иконъ Спасителя и Божіей Матери. Въ память объ этихъ чудесныхъ побѣдахъ, съ обоюднаго согласія князя Андрея и императора Мануила, по благословенію представителей высшей церковной власти, и былъ установленъ праздникъ Всемилостивому Спасу и Пречистой Богородицѣ. Одни иниціативу установленія этого праздника приписываютъ князю Андрею, а другіе – императору Мануилу. Во всякомъ случаѣ, несомнѣнно, что въ русской церкви этотъ праздникъ существуетъ съ XII вѣка. Въ августовской мѣсячной минеѣ содержится особая служба Всемилостивому Спасу, содержащая въ себѣ и пѣснопѣнія въ честь креста Господня, взятыя изъ отдѣльно напечатанной въ той же минеѣ и подъ тѣмъ же числомъ службы праздника Происхожденія честныхъ древъ честною и животворящаго креста Господня. Такимъ образомъ праздникъ Всемилостивому Спасу ставится въ тѣсную связь съ другимъ праздникомъ честному кресту Господню, и оба совершаются въ одинъ день, соединяясь въ нѣкоторыхъ мѣстахъ въ одну службу.

Праздникъ Происхожденія честныхъ древъ честнаго и животворящаго креста Господня получилъ начало въ Константинополѣ не позже десятаго вѣка. Состоялъ онъ въ томъ, что ежегодно 1-го августа изъ домовой церкви греческихъ императоровъ выносили, хранившуюся тамъ, часть животворящаго древа креста Христова въ храмъ святой Софіи, гдѣ совершали водосвятіе, и потомъ, въ теченіи двухъ недѣль, носили эту святыню но городу, служа при этомъ литіи «для освященія мѣстъ и для отвращенія болѣзней». Это дѣлали потому, что въ семъ мѣсяцѣ бывало много больныхъ; обношеніемъ креста освящался воздухъ. 14-го числа животворящее древо креста обратно переносили въ царскія палаты. Названіе праздника «происхожденіе» есть невѣрный переводъ греческаго слова προέλευσις (или πρόοδος), которое означаетъ торжественную церемонію, крестный ходъ. Впрочемъ, слово это въ этомъ неточномъ переводѣ употребляется и въ другихъ случаяхъ. Въ типиконѣ въ послѣд. 1-й седмицы великаго поста говорится: «по происхожденіи святыхъ даровъ, исполняемому "нынѣ силы небесныя", творимъ поклоны три». Здѣсь также происхожденіе стоитъ вмѣсто словъ – торжественное шествіе съ дарами. Обрядъ выноса креста и освященія воды 1 августа изъ Константинополя распространился повсемѣстно. У насъ въ Россіи начало празднованія этого праздника относятъ къ 15 вѣку. Выносъ креста изъ алтаря на средину храма совершается на утрени послѣ славословія, при пѣніи «Трисвятаго», и происходитъ такъ же, какъ на крестопоклонной недѣлѣ. Освященіе воды бываетъ на утренѣ, по выносѣ креста послѣ пѣнія тропаря: «Спаси, Господи, люди Твоя», но прежде пѣнія «Кресту Твоему поклоняемся Владыко», и поклоненія кресту. Впрочемъ, въ приходскихъ церквахъ водоосвященіе обыкновенно бываетъ на рѣкахъ и другихъ источникахъ послѣ литургіи.

Второй большой Спасъ посвященъ воспоминанію Преображеніе Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа на горѣ (Ѳаворѣ), описаннаго у евангелистовъ (Мѳ. 17, 1-13; Луки 9, 28-36). Преображеніе Господне было въ февралѣ, а не въ августѣ, но Церковь перенесла его съ Февраля на августъ потому, что въ февралѣ этотъ праздникъ приходился бы во время Великаго Поста, что ослабляло бы возможность праздновать его во дни поста со всѣмъ свойственнымъ ему торжествомъ, какъ праздникъ предзнаменованія славной будущей жизни. Почему же перенесли его празднованіе на шестое августа? Шестаго августа установлено праздновать этотъ праздникъ потому, что 14 сентября Воздвиженіе Креста Господня, на которое вторично совершается воспоминаніе страстей Христовыхъ: а такъ какъ Преображеніе было за 40 дней до распятія Спасителя, то святые отцы, отсчитавъ отъ праздника Воздвиженія креста Господня сорокъ дней, установили, чтобы 6 августа праздновалось Преображеніе Господне, ибо отъ 14 сентября до 6 августа ровно 40 дней.

О свѣтѣ Ѳаворскомъ, въ которомъ Господь явилъ на горѣ предъ учениками Свою Божественную славу, былъ въ 14 вѣкѣ по Р. Хр. великій споръ. Варлаамъ, Калабрійскій монахъ, отвергалъ православное ученіе о благодатномъ свѣтѣ, озаряющемъ внутренняго человѣка и иногда открывающемся видимо (напр, на Ѳаворѣ и Синаѣ), и не допускалъ возможности достигнуть этого озаренія молитвою, постомъ и другими подвигами самоотверженія. О Ѳаворскомъ свѣтѣ Варлаамъ и ученикъ его Акиндпнъ учили, что онъ былъ свѣтъ вещественный, сотворенный, являвшійся въ пространствѣ и окрашивавшій воздухъ и предметы. Св. Григорій Палама и его Аѳонскіе ученики и сподвижники, въ борьбѣ съ Варлаамптами, доказывали, что человѣкъ можетъ достигнуть озаренія духовнаго свѣта чрезъ непрестанное богомысліе, очищеніе души, молитву и умное дѣланіе и можетъ зрѣть Бога, славу Божію въ образѣ свѣта, который иногда можно видѣть тѣлесными очами. При открытіи Божества Іисуса Христа на Ѳаворѣ ученики видѣли и тѣлесными и умными очами свѣтъ Божественный, отблескъ Божества. Св. Палама, выступивъ защитникомъ этого духовнаго, несозданнаго свѣта, обличилъ Варламитовъ въ ихъ неразумномъ пониманіи вещественности, тварности Ѳаворскаго свѣта, и тѣмъ оказалъ Церкви весьма важныя услуги. Онъ явился выразителемъ чисто-христіанскаго ученія и вѣрованія о связи духовной природы человѣка въ высшихъ своихъ движеніяхъ съ природой Творца Своего, какъ образъ и подобіе Его, и о способностп человѣка зрѣть если не сущность Божества, которая, обитая во свѣтѣ неприступномъ, не доступна для ограниченности и грѣховности нашей, то дѣйствія Божества, проявленія существа Божескаго, открывающагося обыкновенно одухотвореннымъ людямъ въ образѣ свѣта, который можно видѣть иногда тѣлесными очами. Господь Іисусъ Христосъ на горѣ Ѳаворѣ показалъ ученикамъ Петру, Іакову и Іоанну свою Божественную славу, чтобы они уразумѣли, что Его страданія были приняты Имъ добровольно, и возвѣстили всѣмъ, что Онъ есть Отчее сіяніе. Тамъ на горѣ, во время молитвы Господа, лице Его просіяло, какъ солнце, а одежды сдѣлались бѣлы, какъ снѣгъ, и Ему явились Моисей и Илія и говорили Ему о его смерти въ Іерусалимѣ. Ученики сначала были отягчены сномъ, но потомъ пробудились и увидѣли славу Господа. Тогда Петръ сказалъ: «Господи, хорошо намъ здѣсь быть: если хочешь, поставимъ три сѣни: Тебѣ одну, и Моисею одну, и одну Иліи»? Когда ап. Петръ говорилъ это, облакъ свѣтлый осѣнилъ ихъ, и изъ облака былъ слышенъ гласъ Бога Отца: «Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немъ же благоволпхъ, Того послушайте»... Во время сего ученики пали ницъ. Господь, прикоснувшись къ нимъ, сказалъ: «встаньте и не бойтесь». Они встали и не видѣли никого, кромѣ одного Господа Іисуса Христа. Такимъ образомъ, ближайшіе ученики Господа до прославленія Его воскресеніемъ изъ мертвыхъ удостоились узрѣть во Христѣ славу Отца и равночестное Его со Отцемъ Божеское достоинство.

Третій – средній Спасъ 16 августа. Это праздникъ Перенесенія Неруко твореннаго образа Господа нашего Іисуса Христа, рекше Убруса, отъ Едесса въ Константинополь. Исторія происхожденія образа Нерукотвореннаго Спаса такова: Во время земной жизни Господа былъ боленъ проказою Авгарь, князь и правитель сирійскаго города Едессы. Услышавъ, что Іисусъ Христосъ исцѣляетъ всякія болѣзни, князь послалъ къ Нему письмо, въ которомъ просилъ Господа придти къ нему и исцѣлить его. Письмо было послано съ живописцемъ Ананіею съ порученіемъ ему списать ликъ Спасителя, если Онъ не захочетъ идти въ Едессу. Господь обѣщалъ послать къ князю одного изъ учениковъ Своихъ, всѣ же усилія Ананіи написать образъ Христа оставались тщетными. Тогда Господь отеръ лицо свое полотенцемъ и на немъ чудесно изобразился Его ликъ, отчего и названъ образъ Нерукотвореннымъ. Получивъ ликъ Спасителя, князь съ вѣрою и благоговѣніемъ поцѣловалъ его и получилъ исцѣленіе отъ болѣзни – проказы. Образъ этотъ въ продолженіе многихъ столѣтій находился въ Едессѣ; по завоеваніи же этого города сарацынами онъ перенесенъ былъ въ Константинополь при царѣ Константинѣ Багрянородномъ, въ 944 году, и день перенесенія, 16 августа, сдѣлался праздникомъ. Въ Константинополѣ давно уже нѣтъ Нерукотвореннаго образа. По одному сказанію, онъ въ 14 столѣтіи былъ отданъ императоромъ Палеологомъ въ Геную за избавленіе Греческой имперіи отъ сарацынъ, гдѣ и находится доселѣ, въ монастырѣ св. Варѳоломея, а по другому, болѣе распространенному сказанію, образъ сей во время завоеванія Византіи крестоносцами въ 13 вѣкѣ былъ отправленъ послѣдними въ Венецію, но корабль, на которомъ везли его, потонулъ въ волнахъ Мраморнаго моря.

Народъ нашъ, пріурочивая къ праздникамъ Церкви свои житейскія занятія и событія своей жизни, первый Спасъ называетъ медовымъ, потому что къ этому времени вынимался медъ изъ ульевъ; въ нѣкоторыхъ мѣстахъ устраивались и теперь еще устраиваются въ этотъ день базары съ спеціальною торговлею медомъ; второй Спасъ народъ называетъ яблочнымъ вслѣдствіе обычая освящать въ этотъ день въ церкви яблоки, а третій Спасъ въ нѣкоторыхъ мѣстахъ называется «Спасомъ на холстѣ» и считается праздникомъ льна по совпаденію праздника образа Спасителя на холстѣ съ временемъ, когда дергаютъ изъ земли ленъ.

 

«Орловскія епархіальныя вѣдомости». 1910. № 30. Отд. Неофф. С. 765-771.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:

Церковный календарь:

© Церковный календарь



Подписаться на рассылку: