• РЕВОЛЮЦИЯ 1917 ГОДА – БОЖЬЕ ПОСЕЩЕНИЕ РОССИИ. Из «Миссионерских писем» святителя Николая Сербского.

    РЕВОЛЮЦИЯ 1917 ГОДА – БОЖЬЕ ПОСЕЩЕНИЕ РОССИИ. Из «Миссионерских писем» святителя Николая Сербского.

    Письмо 25, русскому ветерану, оплакивающему свою распятую родину

    Утешься, братик дорогой. Христос воскресе! И мы с тобой плачем, утешься. Все мы, православные, плачем над Святой Христовой Русью. На первом месте православные славяне. И не только славяне, все православные. Два года назад сербские паломники были на пасхальной литургии в Назарете. Служил священник-араб; после службы он произнес проповедь. Он говорил о Христовом воскресении и о страданиях русского народа. Плакали арабы, плакали сербы. В конце проповеди, вытирая слезы, священник воскликнул: “Но мы, арабы, твердо верим, что мы еще будем свидетелями воскресения Христова через Россию!”. И возникло чудесное зрелище: весь народ сквозь слезы воскликнул: “Аминь! Аминь! Аминь!”.

    Утешься, братик дорогой. Христос воскресе! Не спрашивай, за что Господь испытывает Россию, ибо написано: Господь, кого любит, того наказывает[1]. И бьет. Именно так написано, что милостивый Бог бьет того, кого любит. Бьет в царстве земном, чтобы прославить в Царстве Небесном. Бьет, чтобы не прилепился к тленности земной, к мирским кумирам, к обманчивым идолам человеческой ловкости и богатства, к преходящим теням и нездоровым соблазнам.

    15 March 2017 читать далее


  • ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ МАЛОПОНЯТНЫХ СЛОВ В БОГОСЛУЖЕБНЫХ КНИГАХ

    АКАФИСТ - по переводу с греч. неседальное чтение или пение, составленное в честь и славу Господа, Пресвятой Богородицы и святых; так называется оно потому, что во время пения его возбраняется сидеть. Акафист состоит из 24-х песней, из которых краткие называют кондаками, а пространный тропарями.

    АЛЛИЛУИА - значит: хвалите Бога, славьте Бога, Аллилуиа произносится обыкновенно трижды к относится к трем лицам Святой Троицы. К аллилуиа присоединяется славословие: слава тебе Боже, в означение того, что все три Лица Божества совершенно равного достоинства и всем Им подобает равная слава, честь и поклонение, почему и называются Троицею Единосущною и Нераздельною.

    АЛЛИЛУИА КРАСНАЯ - так называется пение аллилуиа на распев особенно умилительный и сладкогласный. С такою аллилуиа поется псалом: "На реках Вавилонских", в неделю о блудном сыне, мясопустную и сыропустную.

    АЛЛИЛУАРИЙ - стих, который при пении аллилуиа возглашается чтецом после Апостола, пред чтением Евангелия.

    АММОРЕОВЫ СТИХИРЫ - так наз. стихиры октоиха в честь Пресв. Богородицы, поемые в воскресные дни на вечерне на Господи воззвах, от творца их Павла Амморейского. Поются, они, где нет минеи или на литии.

    АНАТОЛИЕВЫ - тоже стихиры октоиха, поемые на вечерне, в воскресные дни, на Господи воззвах, от творца их, Анатолия, патриарха Константинопольского, жившего в 5-м веке. Они также наз. восточными, потому что имя Анатолий с греч. в славянск. переводе зн. восток.

    02 February 2017 читать далее


  • Епископ Григорий (Граббе) – КАК ПОДОБАЕТ СТОЯТЬ В ХРАМЕ ПРАВОСЛАВНОМУ ХРИСТИАНИНУ

    Настоящая статья была составлена в 1928 году и тогда же послана на просмотр Блаженнейшему Митрополиту Антонию. который в письме от 28 мая 1928 года написал автору: "Сегодня отослал Вашу работу о поклонах в редакцию Церковных Ведомостей с резолюцией: напечатать 200 оттисков. Спасибо Вам за солидное исследование". Владыка в том же письме, однако, сделал указание о желательности некоторого дополнения исследования, для чего автор взял его из редакции названного журнала. Оно поэтому не было помещено своевременно в Церковных Ведомостях, а теперь печатается в дополненном виде. – Ред.

    «Все благообразно и по чину да бывают»

    (1 Кор. ХІV, 40).

    I.

    «Отче Святый, соблюди их во имя Твое, ихже дал еси Мне, да будут едины якоже и Мы... Не о сих же молю токмо, но и о верующих словесе их ради Мене... да будут едино, якоже Мы едино есма: Аз в них и Ты во Мне: да будут совершени во едино» (Ин. XVII, 11, 20, 23). Вот слова Евангелия, свидетельствующие о единосущии Лиц Святой Троицы и указывающие нам на высочайший идеал единства, который должен осуществляться в Христовой Церкви. Как? — Прежде всего, взаимной любовью между всеми членами Церкви — «да любы, еже Мя еси возлюбил, в них будет и Аз в них» (Ин. XVII, 26). Любовь эта должна соединять нас в единое Тело — Церковь, имеющую Главою Христа. Единство Её должно проявляться во всех сторонах жизни, а прежде всего, в молитве и богослужении. Так научил нас Спаситель, давая ученикам Свою молитву. Все прошения её произносятся во множественном числе, относясь не к одному молящемуся, а ко всей Церкви. «Учитель мира и наставник единства, говорит по этому поводу св. Киприан Карфагенский, прежде всего не хотел, чтобы молитва была совершаема врозь и частно, так, чтобы молящийся молился только о себе. В самом деле, мы не говорим: Отче мой иже еси на небесех, хлеб мой даждь ми днесь; каждый из нас не просит об оставлении только своего долга, не молится об одном себе, чтобы не быть введену во искушение и избавиться от лукаваго. У нас всенародная и общая молитва и тогда, когда мы молимся не за одного кого-либо, но за весь народ, потому что мы — весь народъ — составляем одно»[1].

    10 January 2017 читать далее


  • Архиепископ Виталий (Устинов) - Богослужебный язык православных иностранцев.

    Доклад Архиерейскому Собору Русской Православной Зарубежной Церкви в 1978 г., Нью-Йорк.

    Почти 60 лет наша Православная Зарубежная Русская Церковь разсеяна по всему свету. Такой период времени нам безусловно дает некий опыт в общении с инаковерующими и позволяет нам иметь свое суждение об очень важном вопросе — о богослужебном языке тех народов, среди которых Господу Богу было угодно нас поселить и некоторых сынов которых просветить истиной святого Православия. Почти нет ни одного прихода в нашей Церкви, где не было бы новопросвещенных из местных жителей. Наши батюшки, настоятели и их прихожане всегда с любовью старались снабдить последних православной литературой и лучшими переводами православных богослужений на их родном языке. Были в некоторых местах даже попытки и самые богослужения совершать на этих языках. Но по правде сказать до последнего времени такие случаи были далеко не стихийными, и потому в нашей Церкви не было и нет пока что крайней необходимости совершать богослужения на иностранных языках. Однако нам постоянно задают вопросы о возможности таких богослужений и мы должны как-то выработать правильный ответ и иметь определенную точку зрения на эту с каждым днем возрастающую в своем значении задачу, стоящую пред нашей Церковью.

    Обыкновенно при разрешении этого вопроса мы естественно вспоминаем слова Господа нашего Иисуса Христа: «Дадеся ми всяка власть на небеси и на земли. Шедше научите вся языки крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа: учаще их блюсти вся, елика заповедах вам. И се Аз с вами есмь во вся дни, до скончания века: Аминь».

    23 December 2016 читать далее


  • Архимандрит Иустин (Попович) – Молитва святому Архангелу Михаилу.

     

    Из молитв, составленных о. Иустином для богослужебного употребления (чаще всего это молитвы в конце акафиста), приводим здесь молитву св. Архангелу Михаилу, защитнику Святочелийской обители. Составлена в 1956 году и напечатана в «Житиях святых» за ноябрь месяц.

    21 November 2016 читать далее


  • «Молитва о святой Церкви» Священномученика Иосифа (Петровых), митрополита Петроградского

    Из машинописного сборника катакомбной Церкви «Дело митрополита Сергия», (ГАРФ. Ф. 5919, Оп. 1, Д. 1, Л. 452-453)

    20 November 2016 читать далее


  • Н. В. Гоголь - Размышления о Божественной Литургии

    Н. В. Гоголь - Размышления о Божественной Литургии

    Литургия «иже херувимы... » 1570-е г. Сольвычегодский Благовещенский собор.

    Кто хочет сколько-нибудь понять всю художественную красоту и благотворное воспитательное свойство нашего богослужения, наших церковных обрядов, тому следует прочитать превосходную книгу «Размышления о Божественной литургии» великого художника-поэта Николая Васильевича Гогола (1809-1852). Книга эта дает возможность осмысливать те впечатления, какие с детства слагаются в душе при посещении храма Божия и нашего православного богослужения. «Размышления о Божественной Литургии» — последнее произведение писателя и поэта, увидевшее свет уже после кончины писателя. Впервые были изданы в Санкт-Петербурге в 1857 г. малым форматом, как того хотел Гоголь, но при этом не было выполнено его второе желание — о том, чтобы издать ее без имени автора.

    Вот как о цели ее создания пишет сам автор: «Цель этой книги показать, в какой полноте и внутренней, глубокой связи совершается наша Литургия, - показать людям, еще мало ознакомленным с ее значением. Для этой цели здесь выбраны из множества объяснили Святых Отцов и Учителей Церкви только тe, которые доступны всем своею простотою и которые служат преимущественно к тому, чтобы показать правильный исход одного действия из другого. Намерение издающего эту книгу состоит в том, чтобы утвердился в голове читающего порядок всего. Он уверен, что всякому, со вниманием следящему за Литургиею, глубокое, внутреннее значение ее раскрываться будет само собою».

    Книга полностью выложена здесь >>> (PDF)

    28 October 2016 читать далее