• ЧТО ТАКОЕ АРТОС? (Историческая справка).

    Къ числу нѣкоторыхъ чиновъ и обрядовъ, соединенныхъ съ празднованіемъ Пасхи въ православной церкви, относится употребленіе артоса. Артосъ, по буквальному переводу съ греческаго языка, значитъ хлѣбъ, а по церковному уставу — просфора всецѣлая. Символическое значеніе артоса достаточно ясно открывается изъ тѣхъ молитвъ, которыя положено читать на благословеніе и раздробленіе артоса.

    Какъ въ ветхомъ завѣтѣ, въ воспоминаніе освобожденія народа Божія отъ горькой работы фараоновой, закалался по повелѣнію Господа агнецъ, который съ тѣмъ вмѣстѣ прообразовалъ Агнца, вземлющаго грѣхи всего міра, возлюбленнаго Сына Божія; такъ въ новомъ завѣтѣ въ воспоминаніе славнаго воскресенія Господа нашего Іисуса Христа, чрезъ Котораго мы отъ вѣчной работы вражіей избавились и отъ адовыхъ нерѣшимыхъ узъ освобожденіе получили, приносится артосъ — хлѣбъ, изображающій собою Хлѣбъ живота вѣчнаго, сошедшій съ небесъ, Господа нашего Іисуса Христа, Который, напитавъ насъ духовною пищею тридневнаго ради и спасительнаго воскресенія, содѣлался для насъ истиннымъ хлѣбомъ жизни. Призывая благословеніе Божіе на освящаемый артосъ, священникъ въ молитвенномъ обращеніи проситъ Господа исцѣлить всякій недугъ и болѣзнь и подать здравіе всѣмъ вкушающимъ отъ сего артоса.

    23 Апрель 2017 читать далее


  • Пѣснь благодарственна къ Пресвятѣй Троицы, глаголема во всю Свѣтлую недѣлю Пасхи

    Слава Тебѣ, преблагій Боже Отче Вседержителю, слава Тебѣ и покланяніе и велелѣпіе отъ всея видимыя и мысленныя твари нынѣ и въ безконечныя вѣки! Како достойнѣ азъ, перстный и страстный, неблагодарное созданіе пречистыхъ рукъ Твоихъ, воспою и славословлю безчислосіянную державу божественнаго Ти величества и неизслѣдованную бездну благости и человѣколюбія Твоего, еже къ намъ неблагодарнымъ, зане отступившихъ насъ отъ Твоея благости и лютѣ нечествовавшихъ на ню и всякою злобою, преслушаніемъ же и непокорствомъ огорчевавшихъ Твоя человѣколюбныя утробы, не престалъ еси милуя насъ и промышляя о насъ и питая и обращая отъ пути прелести нашея на путь истины Твоея, чюдесы предивными, пророки же и закономъ и заповѣдми спасителными, знаменіи отъ небесъ, знаменіи отъ земли и моря, намъ же окаяннымъ безчувственнѣ пребывающимъ къ толицѣй, яже къ намъ, благости Твоея и всякимъ образомъ огорчевающимъ Тя и всякими нечестіи и неизреченными беззаконіи, ниже сице отвратился еси насъ или оставилъ, неизслѣдованна бо и безконечна есть бездна благости Твоея, еюже побѣжденъ бывъ, Иже единъ сый непобѣдимъ и всесиленъ, благоволилъ еси послати собезначальнаго и соприсносущнаго Ти Сына Господа нашего Ісуса Христа на помощь и на возвращеніе окаяннаго рода нашего неблагодарныхъ, се показаніе веліе Твоея, яже о насъ, совершенныя благости, иже не пощадѣлъ еси единороднаго и возлюбленнаго Сына своего, но выдалъ еси Его на страсти поносныя и смерть горчайшу, за спасеніе намъ неблагодарнымъ. Что веліе се и страшно таинство, что толико Твое, еже о насъ нечестивыхъ и неблагодарныхъ, человѣколюбіе и благость? Еда бо не можаше ли, Иже единъ Всесильный, инымъ которымъ образомъ спасти рода нашего единъ Всесилный?

    18 Апрель 2017 читать далее


  • С. И. Смирновъ - Какъ говѣли въ древней Руси?

    С. И. Смирновъ, Какъ говѣли въ древней Руси. // «Прибавленія къ Церковнымъ Вѣдомостямъ», 1901, № 8, С. 266-279; № 9, С. 305-311; № 10, С. 343-351.

    Статья полностью выложена здесь >>> (PDF)

    «Восияетъ весна постная и цвѣтъ покаянья; очистимъ собе,

    братья, отъ всякая крови плотьскыя и душевныя»

    (Поученіе Владиміра Мономаха).

    Строй церковной жизни въ древней Руси во многомъ отличался отъ современнаго. Въ немъ были черты глубокой христіанской древности, неизвѣстныя теперь. Къ тому же религіозно-нравственныя понятія времени, предписанія церковнаго устава или просто воззрѣнія духовенства отражались въ жизни гораздо ярче, чѣмъ въ настоящее время. Порядокъ говѣнья въ древней Руси одно изъ многознаменательныхъ явленій этого отжившаго строя церковно-бытовой жизни. Говѣнье обставлено было цѣлой системой требованій, обрядовъ и обычаевъ, которые, какъ звенья неразрывной цѣпи, охватывали вѣрующаго въ дни поста. Нѣкоторые остатки этихъ обычаевъ живы въ народѣ и доселѣ, но истолкованія ихъ надо искать въ русской древности. И возстановивъ древніе обычаи говѣнья, мы увидимъ, что ни въ чемъ иномъ не выражалась такъ замѣтно сильная зависимость русскаго человѣка отъ церкви, отъ ея устава, отъ ея служителя, какъ въ говѣньѣ, т. е. въ приготовленіи къ исповѣди и къ достойному принятію святыхъ Таинъ. Это было и у нашей древней церкви могущественнымъ средствомъ добраго вліянія на народъ.

    Содержаніе:

    I. Нравственное значеніе говѣнья. — Количество постовъ-говѣній. — Порядокъ говѣнья. — Великое говѣніе. — Счисленіе постныхъ дней. — Обрядъ прощанія. — Уставы о пищѣ въ постные дни.

    II. Уставы о молитвѣ великимъ постомъ. — Чистота супружескихъ отношеній. — Милостыня. — Время исповѣди и пріобщенія Святыхъ Таинъ. — Епитиміи тайныя и публичныя. — Ослабленіе первоначальнаго устава великаго говѣнья.

    III. Малыя говѣнья. — Успѣхи покаянной дисциплины въ древней Руси. — Принципіальное отрицаніе исповѣди еретиками и вольнодумцами. — Три разряда неговѣвшихъ. — Мѣры противъ нихъ со стороны церкви и государства. — Заключеніе.

    26 Март 2017 читать далее


  • РЕВОЛЮЦИЯ 1917 ГОДА – БОЖЬЕ ПОСЕЩЕНИЕ РОССИИ. Из «Миссионерских писем» святителя Николая Сербского.

    РЕВОЛЮЦИЯ 1917 ГОДА – БОЖЬЕ ПОСЕЩЕНИЕ РОССИИ. Из «Миссионерских писем» святителя Николая Сербского.

    Письмо 25, русскому ветерану, оплакивающему свою распятую родину

    Утешься, братик дорогой. Христос воскресе! И мы с тобой плачем, утешься. Все мы, православные, плачем над Святой Христовой Русью. На первом месте православные славяне. И не только славяне, все православные. Два года назад сербские паломники были на пасхальной литургии в Назарете. Служил священник-араб; после службы он произнес проповедь. Он говорил о Христовом воскресении и о страданиях русского народа. Плакали арабы, плакали сербы. В конце проповеди, вытирая слезы, священник воскликнул: “Но мы, арабы, твердо верим, что мы еще будем свидетелями воскресения Христова через Россию!”. И возникло чудесное зрелище: весь народ сквозь слезы воскликнул: “Аминь! Аминь! Аминь!”.

    Утешься, братик дорогой. Христос воскресе! Не спрашивай, за что Господь испытывает Россию, ибо написано: Господь, кого любит, того наказывает[1]. И бьет. Именно так написано, что милостивый Бог бьет того, кого любит. Бьет в царстве земном, чтобы прославить в Царстве Небесном. Бьет, чтобы не прилепился к тленности земной, к мирским кумирам, к обманчивым идолам человеческой ловкости и богатства, к преходящим теням и нездоровым соблазнам.

    15 Март 2017 читать далее


  • ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ МАЛОПОНЯТНЫХ СЛОВ В БОГОСЛУЖЕБНЫХ КНИГАХ

    АКАФИСТ - по переводу с греч. неседальное чтение или пение, составленное в честь и славу Господа, Пресвятой Богородицы и святых; так называется оно потому, что во время пения его возбраняется сидеть. Акафист состоит из 24-х песней, из которых краткие называют кондаками, а пространный тропарями.

    АЛЛИЛУИА - значит: хвалите Бога, славьте Бога, Аллилуиа произносится обыкновенно трижды к относится к трем лицам Святой Троицы. К аллилуиа присоединяется славословие: слава тебе Боже, в означение того, что все три Лица Божества совершенно равного достоинства и всем Им подобает равная слава, честь и поклонение, почему и называются Троицею Единосущною и Нераздельною.

    АЛЛИЛУИА КРАСНАЯ - так называется пение аллилуиа на распев особенно умилительный и сладкогласный. С такою аллилуиа поется псалом: "На реках Вавилонских", в неделю о блудном сыне, мясопустную и сыропустную.

    АЛЛИЛУАРИЙ - стих, который при пении аллилуиа возглашается чтецом после Апостола, пред чтением Евангелия.

    АММОРЕОВЫ СТИХИРЫ - так наз. стихиры октоиха в честь Пресв. Богородицы, поемые в воскресные дни на вечерне на Господи воззвах, от творца их Павла Амморейского. Поются, они, где нет минеи или на литии.

    АНАТОЛИЕВЫ - тоже стихиры октоиха, поемые на вечерне, в воскресные дни, на Господи воззвах, от творца их, Анатолия, патриарха Константинопольского, жившего в 5-м веке. Они также наз. восточными, потому что имя Анатолий с греч. в славянск. переводе зн. восток.

    02 Февраль 2017 читать далее


  • Епископ Григорий (Граббе) – КАК ПОДОБАЕТ СТОЯТЬ В ХРАМЕ ПРАВОСЛАВНОМУ ХРИСТИАНИНУ

    Настоящая статья была составлена в 1928 году и тогда же послана на просмотр Блаженнейшему Митрополиту Антонию. который в письме от 28 мая 1928 года написал автору: "Сегодня отослал Вашу работу о поклонах в редакцию Церковных Ведомостей с резолюцией: напечатать 200 оттисков. Спасибо Вам за солидное исследование". Владыка в том же письме, однако, сделал указание о желательности некоторого дополнения исследования, для чего автор взял его из редакции названного журнала. Оно поэтому не было помещено своевременно в Церковных Ведомостях, а теперь печатается в дополненном виде. – Ред.

    «Все благообразно и по чину да бывают»

    (1 Кор. ХІV, 40).

    I.

    «Отче Святый, соблюди их во имя Твое, ихже дал еси Мне, да будут едины якоже и Мы... Не о сих же молю токмо, но и о верующих словесе их ради Мене... да будут едино, якоже Мы едино есма: Аз в них и Ты во Мне: да будут совершени во едино» (Ин. XVII, 11, 20, 23). Вот слова Евангелия, свидетельствующие о единосущии Лиц Святой Троицы и указывающие нам на высочайший идеал единства, который должен осуществляться в Христовой Церкви. Как? — Прежде всего, взаимной любовью между всеми членами Церкви — «да любы, еже Мя еси возлюбил, в них будет и Аз в них» (Ин. XVII, 26). Любовь эта должна соединять нас в единое Тело — Церковь, имеющую Главою Христа. Единство Её должно проявляться во всех сторонах жизни, а прежде всего, в молитве и богослужении. Так научил нас Спаситель, давая ученикам Свою молитву. Все прошения её произносятся во множественном числе, относясь не к одному молящемуся, а ко всей Церкви. «Учитель мира и наставник единства, говорит по этому поводу св. Киприан Карфагенский, прежде всего не хотел, чтобы молитва была совершаема врозь и частно, так, чтобы молящийся молился только о себе. В самом деле, мы не говорим: Отче мой иже еси на небесех, хлеб мой даждь ми днесь; каждый из нас не просит об оставлении только своего долга, не молится об одном себе, чтобы не быть введену во искушение и избавиться от лукаваго. У нас всенародная и общая молитва и тогда, когда мы молимся не за одного кого-либо, но за весь народ, потому что мы — весь народъ — составляем одно»[1].

    10 Январь 2017 читать далее


  • Архиепископ Виталий (Устинов) - Богослужебный язык православных иностранцев.

    Доклад Архиерейскому Собору Русской Православной Зарубежной Церкви в 1978 г., Нью-Йорк.

    Почти 60 лет наша Православная Зарубежная Русская Церковь разсеяна по всему свету. Такой период времени нам безусловно дает некий опыт в общении с инаковерующими и позволяет нам иметь свое суждение об очень важном вопросе — о богослужебном языке тех народов, среди которых Господу Богу было угодно нас поселить и некоторых сынов которых просветить истиной святого Православия. Почти нет ни одного прихода в нашей Церкви, где не было бы новопросвещенных из местных жителей. Наши батюшки, настоятели и их прихожане всегда с любовью старались снабдить последних православной литературой и лучшими переводами православных богослужений на их родном языке. Были в некоторых местах даже попытки и самые богослужения совершать на этих языках. Но по правде сказать до последнего времени такие случаи были далеко не стихийными, и потому в нашей Церкви не было и нет пока что крайней необходимости совершать богослужения на иностранных языках. Однако нам постоянно задают вопросы о возможности таких богослужений и мы должны как-то выработать правильный ответ и иметь определенную точку зрения на эту с каждым днем возрастающую в своем значении задачу, стоящую пред нашей Церковью.

    Обыкновенно при разрешении этого вопроса мы естественно вспоминаем слова Господа нашего Иисуса Христа: «Дадеся ми всяка власть на небеси и на земли. Шедше научите вся языки крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа: учаще их блюсти вся, елика заповедах вам. И се Аз с вами есмь во вся дни, до скончания века: Аминь».

    23 Декабрь 2016 читать далее