• Митрополит Антоний (Храповицкий) – ДУХОВНАЯ ПРЕЛЕСТЬ (Глава из труда «Исповедь»).

    Явление демона в образе ангела света, для прельщения подвижника.

    Если человеческая безрелигиозность, или малорелигиозность, выражается в маловерии и беспечности, то не огражден от духовных недугов бывает и благочестивый человек, если не имеет мудрого руководителя, в лице живого человека – пастыря, или в лице духовного писателя. Недуг этот называется прелестью, или духовным самообольщением, под коим должно разуметь мнимую близость к Богу или вообще к чему-либо Божественному и сверхъестественному. Такому самообольщению подвергаются иногда и усердные подвижники в обителях и еще чаще, конечно, ревностные к внешним подвигам миряне. Превосходя своих знаемых подвигами поста и молитвы, они уже мнят себя зрителями Божественных видений, или, по крайней мере, благодатных сновидений; во всех случаях своей жизни они видят особые, нарочитые указания Божии или Ангела хранителя, а затем уже воображают себя особыми избранниками Божиими и нередко пытаются предсказывать будущее. Святые Отцы ни против чего не вооружаются так горячо, как именно против этого недуга – духовной прелести.

    11 September 2018 читать далее


  • «Успенская стихира на цѣлованіе Пресвятыя Богородицы» (твореніе киръ Григорія Цамблака)

    «БЛАГОСЛОВЛЯЮ» введение в богослужебную практику «Успенской стихиры на цѣлованіе Пресвятыя Богородицы (твореніе киръ Григорія Цамблака)», как прекрасное душеполезное наследие нашей Западно-Русской Церкви.

    + Епископ Неманский и Европейский ПЕТР

    «Успенская стихира на цѣлованіе Пресвятыя Богородицы»

    (твореніе киръ Григорія Цамблака)

    Слава и нынѣ, гласъ осмый:

    27 August 2018 читать далее


  • Происхожденьевъ день въ Византіи и въ старой Москвѣ (1 / 14 августа).

    Происхожденьевъ день въ Византіи и въ старой Москвѣ (1 / 14 августа).

    Праздникъ 1-го августа называется «Происхожденіемъ честныхъ древъ честнаго и животворящаго Креста Господня». Происхожденіе древъ Креста представляетъ собою переводъ греческаго слова, которымъ назывался крестный ходъ, и само это выраженіе обозначаетъ ничто иное, какъ именно крестный ходъ. Можно думать, что вѣка 2-3 назадъ у насъ на Руси всякій крестный ходъ назывался происхожденіемъ или происходомъ. Однако, и въ церковныхъ книгахъ, и въ народномъ языкѣ происхожденіемъ называется (кромѣ перенесенія святыхъ даровъ на преждеосвященной литургіи) крестный ходъ 1 августа.

    Въ настоящее время церковное празднованіе 1-го августа выражается въ освященіи воды съ крестнымъ ходомъ на воду и въ выносѣ креста на средину храма для поклоненія, подобно 14-му сентября. И тотъ и другой обычай получилъ начало въ далекой исторіи Византіи.

    13 August 2018 читать далее


  • Митрополит Антоний (Храповицкий) – О церковном пении (Обращение к иереям и псаломщикам Волынской епархии).

    Митрополит Антоний (Храповицкий) – О церковном пении (Обращение к иереям и псаломщикам Волынской епархии).

    Митрополит Антоний (Храповицкий) за богослужением (1936 г.)

    Божественные апостолы и духоносные Отцы Церкви, единоправные ученикам и самовидцам Слова, преподали нам не только слова для собеседование с Небесным Отцем нашим и Его друзьями, но и созвучия, в которых они сами воспевали эти внушенные Святым Духом молитвословия. Правда, под влиянием времени некоторые из этих созвучий и напевов претерпели изменение ради сокращения времени, но все-таки основное сочетание звуков в них сохранилось.

    Из всех священных напевов всего более дорожит Вселенская Церковь охранением осьмогласия, преподанного нам великим и наученным от ангелов Иоанном Дамаскином. Внося разнообразие в исполнение ежевоскресной и ежедневной службы, осьмогласие есть лучшее пособие и для запоминания всех правил Устава, которые подразделяются им и вводятся в определенное соотношение, как обращение с числами четырьмя арифметическими действиями. Где строго хранится осьмогласие, там и певцы одушевленнее и сознательнее относятся к службе и народ не тяготится ее продолжительностью.

    06 June 2018 читать далее


  • Молитвы за усопших православных христиан.

    Молитвы за усопших православных христиан.

    Молитвы за усопших православных христиан. СПб. 2004 (= переиздание изд. Воронеж 1860).

    Книга предназначена для домашнего чтения.

    Книга полностью выложена здесь >>> (PDF)

     

    СОДЕРЖАНИЕ.

    Предисловие.

    I. Молитвы вступительные.

    Моление о том, чтобы Бог даровал нам усердие к молитве за усопших и принял бы ее.

    По исходе души из тела.

    II. Молитвы за всех вообще в Вере скончавшихся православных христиан.

    25 May 2018 читать далее


  • О ЦЕРКОВНОМЪ ПѢНІИ.

    О ЦЕРКОВНОМЪ ПѢНІИ.

    Важность церковнаго пѣнія признавали и признаютъ съ давнихъ историческихъ временъ. Православная вѣра, какъ извѣстно, была принята нашими предками только (?) потому, что имъ очень понравилось церковное пѣніе грековъ, «Не знаемъ, гдѣ мы были: на небѣ, или на землѣ», говорили они, когда послушали пѣніе грековъ.

    Важность пѣнія признана всѣми культурными народами; сознали эту важность и враги Православной Церкви – баптисты. Баптисты ревностно стараются объ улучшеніи своего пѣнія. У нихъ имѣются нотные сборники пѣснопѣній подъ названіемъ «Гусли», «Тимпаны», «Кимвалы» и «Пѣсни христіанина»[1]. Нѣкоторыя пьесы сихъ сборниковъ записаны даже на граммофонныхъ пластинкахъ.

    Какія-же нужно принять мѣры для улучшенія церковнаго пѣнія? Краткость журнальной статьи не позволяетъ мнѣ подробно распространяться о любимой и дорогой моему сердцу темѣ, но все-таки по возможности я постараюсь со всѣхъ сторонъ коснуться этого вопроса.

    19 April 2018 читать далее


  • О ЦЕРКОВНОМЪ ЧТЕНІИ.

    О ЦЕРКОВНОМЪ ЧТЕНІИ.

    ВЕЛИКАЯ ВАЖНОСТЬ ЦЕРКОВНАГО ЧТЕНІЯ заключается въ томъ, что оно составляетъ значительную часть Богослуженія, которое есть выраженіе нашего духовнаго общенія съ Богомъ, частію молитвеннаго, частію священно-таинственнаго. Изъ сего открывается, что церковное чтеніе должно быть совершеннѣйшимъ и наилучшимъ, насколько Богъ выше и совершеннѣе всего и насколько отношенія наши къ Богу должны во всемъ быть запечатлѣнными самыми высокими качествами и свойствами.

    Если и къ земнымъ владыкамъ и царямъ люди благоразумные посылаютъ для выраженія своихъ желаній, просьбъ и всякаго рода заявленій такихъ представителей, которые могутъ высказаться наилучшимъ образомъ, то тѣмъ болѣе наилучшимъ образомъ должны выражаться представители церковные, передающіе отъ лица множества людей ихъ мысли, чувства и пожеланія предъ Царемъ царей и Господомъ господей, предъ Богомъ и угодившими Ему – приближенными къ Нему – Богородицею и всѣми святыми.

    19 April 2018 читать далее