• Какую пользу приносит нам чтение Псалтири? Поучение на память препп. Спиридона и Никодима, просфорниковъ Печерскихъ (†XII)

    Преподобные Просфорники держат в своих руках Псалтири.

     

    Свв. преподобные Спиридонъ и Никодимъ, память коихъ совершается нынѣ, были просфорниками въ Кіево-Печерской лаврѣ и жили въ XII вѣкѣ. Оба они происходили изъ простого народа и не знали даже грамоты. Въ молодыхъ лѣтахъ Спиридонъ поступилъ въ обитель. За высоконравственную жизнь игуменъ поставилъ его въ просфорню для приготовленія просфоръ. Послушаніе это очень нравилось Спиридону, потому что приготовляемыя имъ просфоры шли для великаго таинства св. причащенія. Трудъ свой св. Спиридонъ всегда соединялъ съ молитвою и чтеніемъ или пѣніемъ псалмовъ изъ псалтири. Св. Никодимъ былъ сотрудникомъ Спиридона и отличался такимъ же благочестіемъ, какъ и Спиридонъ. Святые провели вмѣстѣ 30 лѣтъ. Мощи ихъ почиваютъ въ Антоніевой пещерѣ. - Ред.

    Все мы, братия, любим читать Псалтирь, а преподобные отцы наши, жившие в монастыях и пустынях, любили особенно: без Псалтири они, можно сказать, и жить не могли. Вот что, например, пишется про Спиридона, просфорника Печерского: «Не ведый писания, нача учитися книгам, аще и леты не млад сый, и изучи весь Псалтирь из уст, и тако круждаешся о спасении души своея крепко, беспрестанно Псалтирь поя и весь на кийждо день скончавая». И в другом месте: «Плод устен приношашеся от него, жертва хваления выну Богу. Ибо или дрова секий, или тесто меся, непрестанно во устеъ своих псалмы Давидовы имеяше, да на всяк день по обычаю своему скончает весь Псалтирь, якже и быть».

    13 November 2018 читать далее


  • ОРУЖІЯ ПРОТИВЪ КОЗНЕЙ БѢСОВСКИХЪ. (Аѳонскій Патерикъ въ поученіяхъ. Ч. 3. Изъ жизни преп. Петра Аѳонскаго.).

    ОРУЖІЯ ПРОТИВЪ КОЗНЕЙ БѢСОВСКИХЪ. (Аѳонскій Патерикъ въ поученіяхъ. Ч. 3. Изъ жизни преп. Петра Аѳонскаго.).

    Искушение преп. Петра Афонского - демон, превратился в ангела света.

    Слово Божіе заповѣдуетъ намъ бдительно охранять себя отъ искушеній бѣсовскихъ, чтобы врагъ внезапно не напалъ на насъ и не погубилъ. Трезвитеся, бодрствуйте, говоритъ св. Апостолъ Петръ, зане супостатъ вашъ діаволъ, яко левъ рыкая ходитъ, искій кого поглотити (1 Петр. 5, 8). Нечестіе вообще, забвеніе о Богѣ, лѣность къ молитвѣ, разнаго рода заблужденія и другіе грѣхи, – все это – дѣло не одной нашей воли, но вмѣстѣ бѣсовскаго подстрекательства. Къ счастію, мы не беззащитны противъ козней діавольскихъ и намъ даны благонадежныя оружія для борьбы съ ними.

    Что же это за оружіе?

    Во – первыхъ, – крестное знаменіе. Когда св. Петръ Аѳонскій нашелъ на св. горѣ глубокую и темную, но очень удобную для помѣщенія пещеру, въ которой однакоже гнѣздилось безчисленное множество демоновъ, и когда онъ приблизился къ ней, желая войти въ нее и поселиться въ ней; то бѣсы возстали противъ него со всею своею злобою; Петръ же, вооружившись всесильнымъ оружіемъ креста, дерзновенно вошелъ въ пещеру и все множество бѣсовъ и гадовъ, какъ дымъ, исчезло.

    12 September 2018 читать далее


  • Митрополит Антоний (Храповицкий) – ДУХОВНАЯ ПРЕЛЕСТЬ (Глава из труда «Исповедь»).

    Явление демона в образе ангела света, для прельщения подвижника.

    Если человеческая безрелигиозность, или малорелигиозность, выражается в маловерии и беспечности, то не огражден от духовных недугов бывает и благочестивый человек, если не имеет мудрого руководителя, в лице живого человека – пастыря, или в лице духовного писателя. Недуг этот называется прелестью, или духовным самообольщением, под коим должно разуметь мнимую близость к Богу или вообще к чему-либо Божественному и сверхъестественному. Такому самообольщению подвергаются иногда и усердные подвижники в обителях и еще чаще, конечно, ревностные к внешним подвигам миряне. Превосходя своих знаемых подвигами поста и молитвы, они уже мнят себя зрителями Божественных видений, или, по крайней мере, благодатных сновидений; во всех случаях своей жизни они видят особые, нарочитые указания Божии или Ангела хранителя, а затем уже воображают себя особыми избранниками Божиими и нередко пытаются предсказывать будущее. Святые Отцы ни против чего не вооружаются так горячо, как именно против этого недуга – духовной прелести.

    11 September 2018 читать далее


  • «Успенская стихира на цѣлованіе Пресвятыя Богородицы» (твореніе киръ Григорія Цамблака)

    «БЛАГОСЛОВЛЯЮ» введение в богослужебную практику «Успенской стихиры на цѣлованіе Пресвятыя Богородицы (твореніе киръ Григорія Цамблака)», как прекрасное душеполезное наследие нашей Западно-Русской Церкви.

    + Епископ Неманский и Европейский ПЕТР

    «Успенская стихира на цѣлованіе Пресвятыя Богородицы»

    (твореніе киръ Григорія Цамблака)

    Слава и нынѣ, гласъ осмый:

    27 August 2018 читать далее


  • Происхожденьевъ день въ Византіи и въ старой Москвѣ (1 / 14 августа).

    Происхожденьевъ день въ Византіи и въ старой Москвѣ (1 / 14 августа).

    Праздникъ 1-го августа называется «Происхожденіемъ честныхъ древъ честнаго и животворящаго Креста Господня». Происхожденіе древъ Креста представляетъ собою переводъ греческаго слова, которымъ назывался крестный ходъ, и само это выраженіе обозначаетъ ничто иное, какъ именно крестный ходъ. Можно думать, что вѣка 2-3 назадъ у насъ на Руси всякій крестный ходъ назывался происхожденіемъ или происходомъ. Однако, и въ церковныхъ книгахъ, и въ народномъ языкѣ происхожденіемъ называется (кромѣ перенесенія святыхъ даровъ на преждеосвященной литургіи) крестный ходъ 1 августа.

    Въ настоящее время церковное празднованіе 1-го августа выражается въ освященіи воды съ крестнымъ ходомъ на воду и въ выносѣ креста на средину храма для поклоненія, подобно 14-му сентября. И тотъ и другой обычай получилъ начало въ далекой исторіи Византіи.

    13 August 2018 читать далее


  • Митрополит Антоний (Храповицкий) – О церковном пении (Обращение к иереям и псаломщикам Волынской епархии).

    Митрополит Антоний (Храповицкий) – О церковном пении (Обращение к иереям и псаломщикам Волынской епархии).

    Митрополит Антоний (Храповицкий) за богослужением (1936 г.)

    Божественные апостолы и духоносные Отцы Церкви, единоправные ученикам и самовидцам Слова, преподали нам не только слова для собеседование с Небесным Отцем нашим и Его друзьями, но и созвучия, в которых они сами воспевали эти внушенные Святым Духом молитвословия. Правда, под влиянием времени некоторые из этих созвучий и напевов претерпели изменение ради сокращения времени, но все-таки основное сочетание звуков в них сохранилось.

    Из всех священных напевов всего более дорожит Вселенская Церковь охранением осьмогласия, преподанного нам великим и наученным от ангелов Иоанном Дамаскином. Внося разнообразие в исполнение ежевоскресной и ежедневной службы, осьмогласие есть лучшее пособие и для запоминания всех правил Устава, которые подразделяются им и вводятся в определенное соотношение, как обращение с числами четырьмя арифметическими действиями. Где строго хранится осьмогласие, там и певцы одушевленнее и сознательнее относятся к службе и народ не тяготится ее продолжительностью.

    06 June 2018 читать далее


  • Молитвы за усопших православных христиан.

    Молитвы за усопших православных христиан.

    Молитвы за усопших православных христиан. СПб. 2004 (= переиздание изд. Воронеж 1860).

    Книга предназначена для домашнего чтения.

    Книга полностью выложена здесь >>> (PDF)

     

    СОДЕРЖАНИЕ.

    Предисловие.

    I. Молитвы вступительные.

    Моление о том, чтобы Бог даровал нам усердие к молитве за усопших и принял бы ее.

    По исходе души из тела.

    II. Молитвы за всех вообще в Вере скончавшихся православных христиан.

    25 May 2018 читать далее