• Архимандрит ВИТАЛИЙ (Устинов) - О ДУШЕ РУССКОГО НАРОДА (1948).

    (Доклад архимандрита Виталия, прочитанный в 1948 году на Епархиальном съезде Западно-Европейской епархии)

    «Не хлебом единым будет жить человек»
    (Матфея 4:4)

     

    Наша Родина приковала к себе внимание всего міра. Уже теперь вдумчивые люди прекрасно понимают, что судьба всего міра решится именно там, и решит ее не Сталин и та группа его окружения, которая правит Россией. Как ни странно, русский народ, взятый в тиски НКВД, заключенный в лагеря Сибири и далекого Севера, под непрестанным надзором сексотства, уже почти вырос в духовного богатыря, и только проникновенные умы Запада догадываются иногда, что именно русский народ, в этих нечеловеческих страданиях сковавший себе железный характер, развяжет запутанный міровой узел.

    Но, скажете Вы, что можем мы знать об этом народе, находящемся теперь, как принято говорить, за железной завесой ? Скудные сведения об ужасах, творящихся там проливают очень мало света на самую душу русского народа. К сожалению, все эти последние годы все мы, с понятной горячностью, поспешностью и усердием старались раскрыть перед Западом, во всем своем диапазоне, картину ужасов в СССР, и все мы искренно огорчались и даже впадали в отчаяние, когда встречали со стороны Запада непонимание или безразличие.

    04 September 2017 читать далее


  • «И во пророцех моих не лукавнуйте!» (Пс. 104.15) Правда о свят. Иоанне Шанхайском Чудотворце.

    Въ 1948 году по приказу китайскихъ властей большая часть храмовъ РПЦЗ была закрыта. На фото свят. Iоаннъ вмѣстѣ съ о. Давидомъ Шевченко и прихожанами служитъ молебенъ передъ запертымъ дверьми храма Святой Софіи въ Циндао.

    Как только имя свят. Иоанна стало известно в СССР не только узкому кругу советских иерархов МП, но и довольно большому числу верующих, этот дивный святой снискал только искреннее сердечное почитание.

    Но если внимательно изучить историю Православного Шанхая периода 1945-1946 гг., то можно убедиться как советская иерархия МП относилась к Святителю, до Его общецерковного прославления в 2008 году. При чем, конечно, советская иерархия МП замолчала свое гонение на Святителя с 1945 года по Его блаженную коничну в 1966 году. Здесь можно вспомнить слова нашего Спасителя Иисуса Христа: «Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши: сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы» (Лк. 11:47-48)». Советская иерархия МП прославляя свят. Иоанна сама себя выдала за «гробы повапленные» (Мф. 23:27).

    01 July 2017 читать далее


  • О. А. Марков - Борьба народа в западной Руси за свою веру и народность (1892)

    Известный Галицкий патриот писатель О. Марков поместил в Львовском календаре на 1902 год небольшую статью под заглавием "Борьба русcкого народа за свою веру и народность”, въ коей изображая яркими чертами, на основании исторических документов, жестокие преследования, каким подвергался народ русский на западной окраине от поляков и польского правительства во время владычества его, очевидно имела в виду поддержать дух патриотизма и преданность вере отцов в современниках своих, подвергающихся и ныне не меньшей опасности от замыслов католического духовенства и польского дворянства. Не легко живется народу русскому в Галиции и в настоящую пору. В то время как Подолия, Волынь и Белоруссия, присоединенные в XIV веке вместе с Литвою к Польше, после падения ее, были возвращены под власть царя русского православного, древняя Червоная Русь, нaследие потомков Владимира св. и Ярослава, была отдана немецкому государю, веры римской, под владычеством коего находится и ныне. Потомки древних княжеских родов и бояр, перешедшие в католичество еще во время польского владычества и слившиеся с польским шляхетством, не только порвали всякую связь с народом, сохранившим свой язык, веру и обычаи, но и стали в явно враждебное отношение к нему. Крестьяне и вообще низший класс народа, не имея опоры в представителях своих — в высшем сословии, находятся в полной зависимости от местных властей - немцев и поляков и являются совершенно беззащитными. Пользуясь таким положением их, евреи, наводнившие край, заполонили его, так что крестьяне из прежней панской неволи попали в кабалу к евреям. При стесненном положении крестьян, особенно во время бывших неурожаев, евреи мало по малу овладели земельными участками их, лишив их главного средства для существования. При бедности же сельского населения и приходское духовенство, не пользуясь достаточною обеспеченностию, терпело не малые лишения. Но, не смотря на такое тяжелое положение, дух народа не падает, в нем жива вера в лучшее будущее и из среды его выходят борцы, которые ободряют и поддерживают его, напоминая о той твердости и подвигах самоотвержения, какие проявили предки его в борьбе за свою веру и народность.

    15 May 2017 читать далее


  • Ε. Μ. Ломидзе - Византийский патриотизм в XV в. и проблема церковной унии

    Византийский император Иоанн VIII Палеолог едет заключить церковную унию с римским папой.

    В предлагаемом ниже докладе Е. М. Ломидзе сделал ценное наблюдение, о том что слово «эллины» употребляли преимущественно латинофилы (греческие сторонники унии с Римским папой), в то время как противники унии продолжали придерживаться термина «ромеи». А. Е. Калделлис прямо говорит, что эллинами назвали византийцев враги, сами претендовавшие на Римское наследство и желавшие стереть даже намеки на какую-либо связь с Римской традицией и в названии империи, и в названии народа. Византийские латинофроны в последние декады существования своей Империи начали в своем национальным самосознании отказываться от сакральной ислючительности своего народа. Говоря понятее, Византийцы начали отрекаться от идеи Второго Рима. В основе, которой лежало самохранение чистоты Православной Веры, причем еще на вселенском уровне. В унии с Римом видели одну только политическую помощь Византии, для противостояния против неверных, угрожающих существованию Византии. Константинополь был городом царствующим так долго, как долго в нем царствовало Православие. Эта непобедительность города состояла именно в самоохранении себя в Православии и подаче примера для всех остальных православных государств. Чем он снискивал заступничество у Бога и Богородицы во все времена до своего окончательного падения. Пока Византия вела борьбу за Православие – она была непобедимой, но когда она вошла в подчинение Римскому Понтифику, совершила как бы добровольную капитулацию в этой священной борьбе. Место Константинополя заняла Москва, на что Греки не могут никак согласиться… Но в пользу Москвы есть доказательство – явление Державной Иконы Божией Матери в день отречения от Престола Царя-Мученика Николая Александровича 2/15 марта 1917 г. Икона не случайно получила название «Державной», т. к. Царица Небесная была изображена на этой иконе как Царица земная. Тем самым икона эта свидетельствует о том, что от России Царская Власть (Монархия) не отобрана, а только по просьбе Царя Мученика передана самой Пресвятой Богородице. А потому Москва остается все-таки еще Третьим Римом. Кроме того по результатам всенародного референдума в 1975 г. монархия была упразднена, и Греция стала парламентской республикой. Греческая Церковь, включая одновременно Старостильный и Новостильный Епископат, признала это решение и отказалась поминать благоверных царей… В этом месте надо задать вопрос Русскому читателю – возможна ли от Греко-Эллинского населения какая-нибудь помощь Русскому Народу? – Ред.

    03 April 2017 читать далее


  • Св. равноопостольный князь Владиміръ и латинскій міръ (1888).

    Икона святого равноапостольного вел. князя Владимира

    из коллекции Донецкого областного художественного музея. 1888 г., Россия.

    «В память 900-летия Крещения Руси».

    Вниманіе не одной только православной Руси и вообще славянскаго міра привлекло къ себѣ наше церковно-народное торжество 15 іюля. Сочувственно отозвался на него и далекій голосъ изъ-за моря – голосъ англиканской церкви, въ лицѣ архіепископа Кентерберійскаго Эдуарда[1]. Не легкую задачу задало оно и латинскому міру, который во всѣ времена, какъ только запомнитъ исторія, былъ гораздо болѣе склоненъ къ деспотизму и насилію, чѣмъ къ братской, христіанской любви. Интересны въ этомъ отношеніи свѣдѣнія и то освѣщеніе фактовъ, какія даетъ профессоръ М. О. Кояловичъ въ своей статьѣ «Сила вліянія нашего равноапостольнаго Владиміра на латинскій міръ»[2]. Поводомъ къ этой статьѣ послужила довольно ловкая политика папы Льва XIII въ отношеніи къ нашему торжеству девятисотлѣтія.

    Не смотря на то, что извѣстный поступокъ Дьяковарскаго латинскаго епископа Штроссмайера, приславшаго въ Кіевъ привѣтствіе съ девятисотлѣтіемъ крещенія Руси, вызвалъ противъ него цѣлую бурю негодованія въ австрійской печати, папа, повидимому, принимаетъ его сторону и очень внимательно относится къ нашему торжеству. А по дальнѣйшимъ слухамъ, Левъ ХIII уже заготовилъ энциклику къ уніатскимъ іерархамъ, въ которой сочувственно относится и къ св. Владиміру, и къ нашему юбилейному торжеству.

    27 March 2017 читать далее


  • Протоіерей Алексѣй Парвовъ - Охраненіе православной вѢры въ древней вселенской Церкви (1862)

     

    Протоіерей Алексѣй Парвовъ, Охраненіе православной вѣры въ древней вселенской Церкви, Христианское чтеніе, 1862, Ч. 2, С. 153-202.

    Статья полностью выложена здесь >>> (PDF)

    Всякая истина, какъ скоро становится достояніемъ умовъ человѣческихъ, неизбѣжно разнообразится въ пониманіи и сознаніи, получаетъ разныя видоизмѣненія отъ примѣси личныхъ взглядовъ каждаго. Ту же участь, съ первыхъ дней распространенія Евангелія Христова, стали испытывать и небесныя истины Христовой Вѣры. Мы видимъ еретиковъ въ самой апостольской Церкви. Всѣ посланія апостоловъ наполнены предостереженіями противъ ложныхъ учителей и лжеученій. Блюдитеся, писалъ св. Апостолъ къ юной колосской церкви, да никто же вась будетъ прельщал философіею и тщетною лестію, по стихіямъ міра, а не по Христѣ (Кол. 2, 8). Азъ бо вѣмъ, говорилъ тотъ же Апостолъ ефесскимъ пастырямъ, при послѣдней разлукѣ съ ними яко по отшествіи моемъ внидутъ волцы тяжцы въ васъ, не щадящіи стада. И отъ вась самѣхъ востанутъ мужіе глаюлющіи развращенная, еже отторгати ученики въ слѣдъ себе. Сего ради бдите... (Дѣян. 20, 29. 30. 31).

    05 March 2017 читать далее


  • Архимандритъ Амвросій (Погодинъ) – Святой Маркъ Ефесскій и Флорентійская Унія (1963).

    Архимандритъ Амвросій (Погодинъ)

    Святой Маркъ Ефесскій и Флорентійская Унія

    Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго, 1963.

     

    Книга полностью выложена здесь >>> (PDF)

    01 February 2017 читать далее