• Архимандритъ Константинъ (Зайцевъ) – ЕСТЬ ЛИ ЕЩЕ СПАСЕНIЕ МIРУ?

    Архимандрит Константин (Зайцев) и Н. Тальберг

    Въ начальной стадіи моего пребыванія въ США, лѣтъ двадцать тому назадъ, меня поразилъ одинъ фактъ. По­знакомился я съ одной молодой четой, которая пріѣха­ла также съ Дальнаго Востока, только что оставивъ территорію под-совѣтскую, а здѣсь готовилась къ тому, чтобы, вступивъ въ бракъ, устроить свою постоянную жизнь. И что же я узналъ отъ нихъ? Они первый разъ поговорили между собою дѣйствительно «по-душамъ» — на территоріи США! Открыть свой внутренній міръ на территоріи Совѣтской другъ другу они, при всей своей влюбленности — не рѣшались! И это такъ было съ обѣихъ сторонъ...

    Сопоставимъ съ этимъ другіе факты, становящіеся извѣстными, поскольку откровенная бесѣда возникаетъ о томъ, какъ тому или иному изъ насъ удалось вырвать­ся изъ Совѣтскаго подполья и оказаться въ свободномъ мірѣ. Какой нибудь, самый казалось бы злостный, че­кистъ въ какой то моментъ что то такое дѣлаетъ, или, напротивъ, что то упускаетъ сдѣлать такое, слѣдствіемъ чего оказывается возможнымъ для даннаго человѣка по­пасть на свободу. И это примѣнительно къ такимъ субъ­ектамъ, которые являются антикоммунистами сверх-непримиримыми...

    18 December 2016 читать далее

  • Протоиерей Михаил Помазанский - МЫСЛИ О ПРАВОСЛАВИИ

    «Нога моя ста на правоте» (Пс. 25, 12)

    I.

    Особое слово... Слово, имеющее большую притягательную силу. Для многих, многих — святое и дорогое слово, не легко определимое и, в то же время, простое и понятное. От некоторых слышим укор: «Зачем у вас на собраниях, в речах, так часто бряцают словом: «Православие»? Может быть иногда они и правы в своем протесте. Не следует из дорогого людям понятия создавать боевой, ходкий термин, говорить о нем там, где оно мало ценится, делать из него боевой мяч в общественных культурно-политических собраниях. Бережно следует хранить это имя, эту нашу словесную святую эмблему.

    Говорить о Православии не значит непременно пытаться дать исчерпывающее определение. Делиться мыслями о дорогом бывает потребностью, приятно — просто «поделиться;» никто вас не осудит, если вы только в идеальном свете будете говорить о любимом.

    Скажут, не смело ли — высказывать свои мысли о нем? Не нужно ли прежде самому подняться на всю духовную высоту его, чтобы судить о разнообразных сторонах его? Можно ли охватить его полноту?

    Разве не лучше — совсем не говорить, из опасения сказать не всегда умело? И не в праве ли каждый из нас хотя бы так судить о нем, как судим о величественном храме, осматривая его с погоста и смотря вглубь его, с его паперти?

    18 December 2016 читать далее

  • Слово на день св. великомученицы Варвары Преосв. Иннокентія, архіеп. Херсонскаго

    Икона вмч. Варвары XV в. Древнерусская икона

     

    Согласно русской традиции, мощи святой были привезены из Константинополя в Киев Варварой Комниной, дочерью византийского императора Алексея I, вышедшей около 1103 г. замуж за кн. Святополка II. Они были положены в киевском Михайловском Златоверхом монастыре (построенном в 1108). В настоящее время они хранятся в киевском Владимирском соборе. - Ред.

     

    Вѣнецъ невѣсты Христовой, нынѣ торжественно нами ублажаемой, блистаетъ многими драгоцѣнными камнями, то есть, великими подвигами мученическими и великими дарами духовными; но наиболѣе блистаетъ въ семъ вѣнцѣ и привлекаетъ благоговѣйный взоръ всѣхъ одно многоцѣнное перло. Это пріятый свыше великомученицею даръ — спасать отъ внезапной болѣзни и наглыя смерти всякаго, кто съ вѣрою и любовію притекаетъ къ ея о томъ ходатайству предъ Богомъ. Въ самомъ дѣлѣ, братіе, кто, слушая съ умиленіемъ акаѳистово пѣніе въ честъ св. Варвары, не остановлялъ особеннаго благоговѣйнаго вниманія на тѣхъ мѣстахъ его, въ коихъ упоминается о семъ дивномъ и благотворномъ дарѣ? — Кто изъ насъ, обращаясъ къ ней съ молитвою, не испрашивалъ у нея, первѣе и послѣ всего, защиты отъ внезапной болѣзни и наглой смерти? — Итакъ, воспоминая нынѣ торжественно подвиги великомученицы, подойдемъ благоговѣйно мыслію ближе къ вѣнцу ея, и разсмотримъ это многоцѣнное перло.

    Я говорю: МНОГОЦѢННОЕ, ибо, что нужнѣе для каждаго изъ насъ, какъ отойти изъ сей жизни совершенно приготовленными къ жизни новой, ожидающей насъ за гробомъ? Отойти, то естъ, очистившись благодатію Божіею отъ всѣхъ вольныхъ и невольныхъ грѣхопаденій, — принесши въ нихъ истинное покаяніе? — Но, бренность жизни нашей такъ велика, что многіе предъ исходомъ изъ сего міра не успѣваютъ даже помыслить о своихъ грѣхахъ и возвести покаяннаго взора на небо; отходятъ по сему самому предъ небеснаго Судію со всѣми нечистотами земной жизни, въ такомъ состояніи, въ какомъ они не посмѣли бы явиться предъ земнаго начальства. Посему возможность быть защищену отъ внезапной смерти принадлежитъ къ числу самыхъ желанныхъ возможностей для каждаго, кто только хотя мало дорожитъ спасеніемъ бѣдной души своей.

    17 December 2016 читать далее

  • Протопресвитеръ Михаилъ Помазанскій - ЖИЗНЬ (ВЪ ХРИСТІАНСКОМЪ МІРОПОНИМАНІИ)

    Протопресвитеръ Михаилъ Помазанскій - ЖИЗНЬ (ВЪ ХРИСТІАНСКОМЪ МІРОПОНИМАНІИ)

    «УТВЕРДИ ты въ умѣ и сердцѣ твоемъ ту истину, что невидимое играетъ первую роль во всемъ мірѣ, во всѣхъ существахъ, и когда невидимое оставляетъ извѣстное существо, это послѣднее теряетъ жизнь и разрушается, такъ что видимое въ существахъ составляетъ безъ невидимаго одну массу земли. Я и всѣ люди живемъ невидимымъ началомъ».

    Такъ наставляетъ приснопамятный о. Іоаннъ Кронштадтскій (Моя жизнь во Христѣ, т. I, стр. 94).

    Наше общее жизненное міровоззрѣніе содержится въ одномъ словѣ. Слово это –христіанство.

    Безъ міровоззрѣнія человѣку мыслящему нельзя жить, ему нужно руководиться опредѣленной идеей въ своихъ поступкахъ, въ выборѣ жизненной дороги, въ своихъ отношеніяхъ съ людьми, во взглядахъ общественныхъ, соціальныхъ, въ укладѣ своей домашней, семейной жизни, руководиться съ точки зрѣнія общаго пониманія.

    15 December 2016 читать далее

  • О МОЛИТВѢ И ТРЕЗВѢНІИ. (Изъ тетрадей іеросхимонаха Серафима Карульскаго. Ч. 5)

    О МОЛИТВѢ И ТРЕЗВѢНІИ. (Изъ тетрадей іеросхимонаха Серафима Карульскаго. Ч. 5)

    Іеросхимонахъ Серафимъ былъ однимъ изъ послѣднихъ русскихъ аѳонскихъ старцевъ-отшельниковъ, подвизавшихся на суровой Карули. Скончался осенью 1981 года. Живя высоко духовной жизнью, постоянно простираясь мыслію къ Богу, онъ стяжалъ истинное богомысліе. Плоды его богомыслія и есть ниже-помѣщаемыя записки. Предлагаемъ нашимъ читателямъ продложеніе выписки изъ тетрадей о. Серафима. – Ред.

     

    О исправленіи жизни.

    Неправильно мы поступаемъ, когда начинается брань съ врагомъ: боремся «какъ случится», или совсѣмъ не боремся, т. е. въ обоихъ сихъ случаяхъ — «какъ захочется», — т. е. не думая при томъ, какъ нужно по духовному разуму поступать въ такихъ случаяхъ, но подобно людямъ, которымъ: «хоть сохранюсь, хоть паду» — все равно! Видишь ихъ устроеніе души?! Чего тутъ ожидать хорошаго? Такъ что первое — провѣрь свое духовное состояніе: если разсѣялся ты и воздремалъ духовно — вернись къ себѣ, помяни чистоту, стремись къ ней о Господѣ, — безъ сего бо — падшее состояніе, и по краю пропасти въ омраченіи души хожденіе, и это первое. Не успокойся, доколѣ не отрезвишься и «предателя», въ семъ состояніи души присущаго тебѣ, не отвергнешь отъ себя, иначе все дальнѣйшее — всуе будетъ.

    15 December 2016 читать далее

  • О МОЛИТВѢ И ТРЕЗВѢНІИ. (Изъ тетрадей іеросхимонаха Серафима Карульскаго. Ч. 4)

    О МОЛИТВѢ И ТРЕЗВѢНІИ. (Изъ тетрадей іеросхимонаха Серафима Карульскаго. Ч. 4)

    Іеросхимонахъ Серафимъ былъ однимъ изъ послѣднихъ русскихъ аѳонскихъ старцевъ-отшельниковъ, подвизавшихся на суровой Карули. Скончался осенью 1981 года. Живя высоко духовной жизнью, постоянно простираясь мыслію къ Богу, онъ стяжалъ истинное богомысліе. Плоды его богомыслія и есть ниже помѣщаемыя записки. Предлагаемъ нашимъ читателямъ продложеніе выписки изъ тетрадей о. Серафима. – Ред.

     

    О понужденіи себя служить Богу.

    По двумъ причинамъ, можно сказать, погибаютъ монахи, т. е. столько имѣя средствъ отъ Господа не достигаютъ спасенія:

    Первая — увлеченіе житейскимъ, внѣшнимъ, такъ что дѣло спасенія отходитъ на второй планъ, а послѣ по законамъ внутренней жизни и совсѣмъ далеко куда то уходитъ и исчезаетъ изъ вниманія — забывается, откладывается на — «послѣ»!

    Вторая — лѣность съ небреженіемъ, за которыя монахи недостойны дѣлаются дара спасенія и пособій къ нему. Здѣсь нѣтъ уже такого увлеченія внѣшнимъ, какъ при первой причинѣ... но и вообще ничѣмъ, одна теплохладность! дремота духовная!

    14 December 2016 читать далее

  • О МОЛИТВЕ И ТРЕЗВЕНИИ. (Из тетрадей иеросхимонаха Серафима Карульскаго. Ч. 3)

    О МОЛИТВЕ И ТРЕЗВЕНИИ. (Из тетрадей иеросхимонаха Серафима Карульскаго. Ч. 3)

    Іеросхимонахъ Серафимъ былъ однимъ изъ послѣднихъ русскихъ аѳонскихъ старцевъ-отшельниковъ, подвизавшихся на суровой Карули. Скончался осенью 1981 года. Живя высоко духовной жизнью, постоянно простираясь мыслію къ Богу, онъ стяжалъ истинное богомысліе. Плоды его богомыслія и есть ниже-помѣщаемыя записки. Предлагаемъ нашимъ читателямъ продложеніе выписки изъ тетрадей о. Серафима. – Ред.

    О душеполезномъ одиночествѣ.

    Плакалъ я сегодня во снѣ – «Господи, дай мнѣ одинокимъ однимъ, уединеннымъ быть, да въ страхѣ Твоемъ спасаюсь! Ибо я увлекаюсь «стадностію» и до страха (изъ-за этого) не могу дойти, но – «уста наша при насъ суть, кто намъ Господь есть?» – какъ муравьи попадавшіе въ воду, по чувству стадности хватаются одинъ за другого и всѣ погибаютъ. Ибо нѣтъ въ стадности падшихъ разума духовнаго, ни страха Божія... сего ради начало спасенія – «Блаженъ мужъ иже не иде на совѣтъ нечестивыхъ (не живущихъ по закону Господню, иже вси мы падшій, только «хотящій» спастися), но въ законѣ Господнемъ воля его» – и оставивъ стадность падшихъ, уединившись душею и внѣшне – поучается «въ законѣ Господнемъ день и нощь» – настолько, надолго, постоянно. Внутренне одинокій («монас»): такъ и живетъ, чтобы страха Божія не потерять, который приходитъ когда въ одиночествѣ ощутитъ человѣкъ приближеніе Господа Бога Святаго, яко Огнь все нечистое и дерзкое предъ Нимъ пожигающій... и сего въ общемъ круженіи стадности падшій не ощущающе одинъ другого низвергаютъ въ ровъ оный (преп. Пахомія видѣніе...).

    13 December 2016 читать далее