• «НЫНѢ НАСТАЛА РАДОСТЬ ДЛЯ ВСѢХЪ, ВОЗНАГРАЖДАЮЩАЯ ПРЕЖНЮЮ СКОРБЬ». Слово на Благовѣщеніе святителя Андрея, архіепископа Критскаго.

    «НЫНѢ НАСТАЛА РАДОСТЬ ДЛЯ ВСѢХЪ, ВОЗНАГРАЖДАЮЩАЯ ПРЕЖНЮЮ СКОРБЬ». Слово на Благовѣщеніе святителя Андрея, архіепископа Критскаго.

    По Студийскому Уставу на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы положено как уставное чтение – слово святителя Андрея, архиепископа Критского (см. В. П. Виноградов. Уставные чтения. Вып. 1. Сергиев Посад, 1914. C. 58.). – Ред.

    Нынѣ настала радость для всѣхъ, вознаграждающая прежнюю скорбь: предсталъ Вездѣсущій, дабы все исполнить радости, — предсталъ (не съ пышностію и шумомъ, но) тихо и безмятежно, дабы, укрывъ Свое шествіе отъ князя тьмы, похитить у него добычу. Неизреченное милосердіе Господа не хотѣло видѣть погибели такого созданія, какъ человѣкъ, для котораго Онъ распростеръ сводъ небесный, утвердилъ землю, образовалъ море, устроилъ все видимое; поэтому является на землѣ Богъ, является во чревѣ Дѣвы Тотъ, Котораго не вмѣщаетъ вся вселенная. Днесь таинство, запечатлѣнное прежде всѣхъ вѣковъ, открывается; днесь всемогущая сила Зиждителя вселенной приводитъ въ окончательное исполненіе совѣтъ, держанный Имъ о сотвореніи міра, дабы разрушить совѣтъ, издревле составленный противъ насъ начальникомъ злобы. Посему-то ликуютъ ангелы, и мы, земнородные, справедливо совершаемъ настоящее торжество съ веселіемъ и радостію, празднуя совершеннѣйшее воспринятіе Господомъ смѣшенія нашего и возстановленіе рода нашего.

    06 апреля 2018 читать далее


  • Сборник Церковно-Учительных Чтений на дни Страстной Седмицы (М. 1900).

    Сборник Церковно-Учительных Чтений на дни Страстной Седмицы (М. 1900).

    Сборникъ Церковно-Учительныхъ Чтеній на дни Страстной Седмицы. М. 1900. 284 с.

    Книга полностью выложена здесь >>> (PDF)

    Содержание.

    Слово Инокентія, арх. Херсонскаго, въ пятокъ 6-й недѣли великаго поста.

    Церковно-учительныя чтенія въ субботу св. и прав. Лазаря.

    Св. Іоанна Златоустаго бесѣда 63-е на Евангеліе отъ Іоанна.

    Того же Святителя бесѣда 64-я на Евангеліе отъ Іоанна.

    Синаксарь въ субботу Ваій (о св. Лазарѣ).

    Слово св. Кирилла Туровскаго въ недѣлю Ваій.

    Церковно-учительныя чтенія въ недѣлю Ваій.

    Св. Іоанна Златоустаго бесѣда 65-я на Евангеліе отъ Матѳея.

    02 апреля 2018 читать далее


  • «НАСТУПИЛ У НАС КАЖДЫЙ ГОД ПОВТОРЯЮЩИЙСЯ ДЕНЬ». Слово святителя Иоанна Златоуста на поклонение Честному и Животворящему Кресту, в среднюю неделю Великого поста.

    «НАСТУПИЛ У НАС КАЖДЫЙ ГОД ПОВТОРЯЮЩИЙСЯ ДЕНЬ». Слово святителя Иоанна Златоуста на поклонение Честному и Животворящему Кресту, в среднюю неделю Великого поста.

    По Евергетидскому Типикону на неделю Крестопоклонную положено как уставное чтение – слово на поклонение Честному и Животворящему Кресту, в среднюю неделю Великого поста, приписываемое святителю Иоанну Златоусту, которого начало: «Наступил у нас каждый год повторяющийся день» (см. В. П. Виноградов. Уставные чтения. Вып. 1. Сергиев Посад, 1914. C. 94-95. Прим. 5.). – Ред.

    Наступил у нас каждый год повторяющийся день, всечестнейшая и светоносная средняя седмица святого поста, когда приносится треблаженный и животворящий Крест Спасителя нашего Иисуса Христа и предлагается для поклонения, причем поклоняющиеся ему с чистым сердцем и с непорочными устами освящаются и делаются более ревностными и более бодрыми для последующего шествования на поприще святого поста. Поэтому, так как ныне день, установленный для поклонения Честному Кресту, то приступите сюда, друзья, обнимем его со страхом и любовью. Испуская лучи Христова воскресения, он своими дарами всех просвещает и освящает. Будем же лобызать его, душевно радуясь.

    10 марта 2018 читать далее


  • Святитель Иоанн Златоуст – Слово о Сретении Господа нашего Иисуса Христа, а также о Богородице, и о Симеоне.

    Святитель Иоанн Златоуст – Слово о Сретении Господа нашего Иисуса Христа, а также о Богородице, и о Симеоне.

    Икона. 70-80-е годы XV в. Новгород.

    По Евергетидскому Типикону на праздник Сретения Господния определено чтение Слово о Сретении Господа нашего Иисуса Христа свят. Иоанна Златоуста. (См у проф. В. П. Виноградов. Уставные чтения (проповедь книги). Сергиев Посад, 1914. Вып. 1. C. 109.). Предлагаем нашим читателем ознакомиться с ним. Греческий текстъ слова помещен у Migne’я, Patrologiae Graeca 50, col. 807. – Ред.

    Господь наш Иисус Христос не только облекается плотью, но и, согласно с законом, обрезывается, чтобы отнять предел у иудейского неверия. Он идет к закону ради закона, чтобы чрез веру освободить учеников от закона: принимает плоть, и обрезывается вместе с иудеями. Он имел общение в плоти, имел общение и в обрезании; укрепил родство, чтобы они не отреклись от происходящего от Давидова семени Христа, Которого и ожидали, показал доказательство родства. В самом деле, если они говорили, хотя Он и был обрезан: «не знаем, откуда Он» (Ин.9:29), то, если бы Он не был обрезан по плоти, отрицание их имело бы основательный предлог.

    14 февраля 2018 читать далее


  • «О, БОЖЕСТВЕННЫЯ И БЕЗПЛОТНЫЯ БОЖІИ ВОИНСТВА!». Похвальное слово Святымъ Архангеламъ, и Ангеламъ и прочимъ Небеснымъ силамъ свт. Софронія Іерусалимскаго.

    О, божественныя и невещественныя (безплотныя) Божіи Воинства! О, Умы, одаренные духомъ и разумомъ! Однако, лучше будетъ васъ постепенно и по чину возвѣстить и возвеличить и призвать въ молитвѣ. О, вы, Серафимы, снабженные шестью крыльями и въ первомъ чинѣ небесныхъ Воинствъ поставленные, вашимъ жаромъ (рвеніемъ и любовью къ Богу) вы воспламеняете всѣхъ прочихъ Ангеловъ. Вы, которые, по причинѣ непоколебимой стойкости и свободы отъ плоти и матеріальности, свойству, которое вамъ было придано оть вѣчности, и силы вѣдѣнія и пламенѣть, несете въ себѣ нѣкій образъ Божественнаго подобія; вы справедливо именуетесь «вторыми свѣтами», происходящіе въ силу озаренія отъ Перваго Свѣта, поелику величайшее и безконечное сіяніе Троичнаго и Единаго Господства Онаго, свободнаго отъ какого-либо исчисленія, вы — насколько это возможно — непосредственно отъ Него пріемлете и дѣлаете его пріемлемымъ для прочихъ Духовъ и Умовъ. Итакъ, по причинѣ силы воспламенять и очищать, которой вы обладаете, и которой всякое зло и всякую нечистоту вы навыкли потреблять и очищать, – будучи обозначены именами «сожигателей» и «испепелителей», – молю васъ, внутреннія души моей предрасположенія (uccessus) очистите отъ скверны пороковъ и отъ тернистой матеріи, которая связана съ ними, и, спаливъ ее, внѣдрите въ мою грудь божественное слово; и послѣ того, какъ мракъ сердца моего внутри меня будетъ изгнанъ и разсѣянъ, просвѣтите чувства моего ума.

    20 ноября 2017 читать далее


  • «МЫ СЛАВИМЪ КРЕСТЪ, И ВСЯ ЦЕРКОВЬ НАПОЛНЯЕТСЯ БЛЕСКОМЪ СЛАВЫ» (Слово на всеславное Воздвиженіе Честнаго и Животворящаго Креста, иже во святыхъ отца нашего Андрея, архіепископа Критскаго)


    Воздвижение Креста. Конец XV в. Новгород

    Мы славимъ крестъ, и вся Церковь наполняется блескомъ славы. Мы славимъ крестъ и съ Распятымъ на крестѣ возносимся, дабы, оставивъ долу землю вмѣстѣ со грѣхомъ, стяжать небо и небесное. Крестъ воздвигается, и вражеская сила сатаны пораженная падаетъ и сокрушается. Крестъ воздвигается, и всѣ вѣрующіе совершаютъ празднество... Если же одно воспоминаніе креста возбуждаетъ къ животворной радости и облегчаетъ тягостную скорбь, то сколь важно видѣть самый образъ креста!.. Воистинну, лучшее и драгоцѣннѣйшее изъ всѣхъ сокровищъ и по имени, и по качеству естъ крестъ, на которомъ, чрезъ который и въ которомъ утверждено и воздвигнуто зданіе нашего спасенія. Еслибы не было креста, то и рукописаніе грѣха не было бы раздрано, намъ не была бы дарована свобода, мы не стали бы наслаждаться древомъ жизни, древній змій не былъ бы умерщвленъ, разбойникъ не содѣдался бы обитателемъ рая, смерть не была бы попрана, и адъ не былъ бы опустошенъ... Посему крестъ — великое и драгоцѣнное стяжаніе: великое потому, что чрезъ крестъ явлены превеликія благодѣянія для всей вселенной, — драгоцѣнное потому, что крестъ служитъ знаменіемъ Христовыхъ страданій и побѣды.

    27 сентября 2017 читать далее


  • «О, СВѢТЛОЕ И СЛАВНОЕ ТОРЖЕСТВО ТВОЕ!». Похвальное слово на Успеніе святыя Владычицы нашея Богородицы, преподобнаго отца нашего и исповѣдника Ѳеодора Студита.

    1. Съ трудомъ проходя чрезъ слабый органъ нашего голоса, слово для похвалы настоящему священнославному дню нуждается во гласѣ трубы, въ звукѣ рога, громогласно звучащаго и потрясающаго концы земли. Но Царица и Госпожа всего, какъ чуждая честолюбія, быть можетъ, приметъ настоящее наше слово, краткое и скудное, какъ пространныя и блестящія рѣчи лучшихъ витій, преклонившись на милость молитвами предстоятеля нашего; поелику Она, добролюбивая, взираетъ на одно намѣреніе души. Итакъ, пріиди ко мнѣ вся поднебесная, всѣ архіереи и іереи, иноки и міряне, цари и князи, мужи и жены, юноши и дѣвы, колѣна и языки всякаго рода и племени, — пріиди поднебесная, облекшись въ одежды добродѣтелей, какъ бы украсившись одеждою, шитою золотомъ, и свѣтло празднуй праздникъ Матери Господа, Маріи, — погребеніе и преселеніе Ея. Ибо Она отходитъ отъ земного и приближается къ горамъ вѣчнымъ, будучи истинно горою Сіономъ, юже благоволи Богъ, обитати въ ней, какъ гласитъ лира Псалмопѣвца (Псал. 67, 16-17). Нынѣ земное небо, облеченное одеждою нетлѣнія, переносится къ лучшему, вѣчному жилищу. Нынѣ духовная и освѣщенная Богомъ луна, шествуя навстрѣчу Солнцу правды, лишается настоящей, временной жизни, и вмѣстѣ съ тѣмъ восходя, просвѣщается славою безсмертія. Нынѣ златокованный и богосодѣланный ковчегъ переселяется изъ земной скиніи въ небесный Іерусалимъ, въ покой безконечный, о чемъ намъ и богоотецъ Давидъ, воспѣвая какъ бы на киѳарѣ, говоритъ: приведутся Царю дѣвы (Псал. 44, 15), т. е. души вслѣдъ Ея принесутся Тебѣ.

    27 августа 2017 читать далее