• Преп. Иосиф Студит, архиеп. Фессалоникийский – Похвальное слово святому великомученику Димитрию Солунскому.

    Преп. Иосиф Студит, архиеп. Фессалоникийский – Похвальное слово святому великомученику Димитрию Солунскому.

    Преподобнаго отца нашего и исповедника Іосифа, архіепископа Солунскаго,

    Похвальное слово святому великомученику Димитрію. Господи благослови.

    Свѣтлый нынѣ праздникъ и многолюдный, потому что устроитель торжества выше насъ. Кто же это? Слава мучениковъ, великій Христовъ искренній послѣдователь и преславный мученикъ, побѣдоносный Димитрій. Ибо онъ, уязвившись пріятностію любви ко Господу (Пѣсн. 5, 8), пренебрегши все земное, оказался превосходнѣйшимъ въ ратоборствѣ; а велерѣчиваго и весьма надмѣвающагося, замышляющаго на облакахъ поставить престолъ свой и говорящаго въ умѣ своемъ «буду подобенъ Вышнему» (Ис. 14, 13), съ нимъ схватившись въ борьбѣ, показалъ, что онъ лжецъ и пріобрѣлъ силу только наглостію рѣчей своихъ. Посему отъ небеснаго Царя Христа, за котораго съ готовностію пролилъ и кровь свою, получилъ и награды, достойныя побѣди п подвиговъ. Потому что награждается и украшается не вѣнцами чувственными или золотомъ или облаченіемъ, происходящими отъ земли и въ землю обращающимися, какими на малое время увеселяются и восхищаются изъ-за человѣческой славы подвизающіеся на зрѣлищахъ (1 Кор. 9, 25), но тѣмъ, чего міръ давать не можетъ; потому что и подвижничество не есть какое либо изъ бывающихъ съ подобными намъ, но съ тѣми, что выше насъ. И какая бы борьба ни предстояла намъ, и какая бы ни была сила демоновъ, онъ есть готовый заступникъ призывающимъ Его, отмститель неодолимый и въ войнахъ съ варварами помощникъ надежный всѣмъ притекающимъ къ нему, особенно же обитающимъ во градѣ его, какъ любящій нашъ городъ и нашу родину. Посему, о городъ Солунь, радуйся и веселисъ, красуйся вѣнцомъ пѣсней божественныхъ, и украшаясь имъ, свѣтло ликуй, торжествуя нынѣ, совершая память предстателя твоего и стража, воспѣвая Бога и непрестанно благодаря Его, даровавшаго тебѣ такого помощника и заступника.

    08 November 2018 читать далее


  • «НАСТОЯЩІЙ ПРАЗДНИКЪ ЕСТЬ ДЛЯ НАСЪ НАЧАЛО ПРАЗДНИКОВЪ» (Слово на Рождество Пресвятой Богородицы св. Андрея Критскаго)


    Икона-таблетка из Новгородского Софийского собора. Конец XV - нач.XVI в.

    Настоящій праздникъ есть для насъ начало праздниковъ. Служа предѣломъ закону и прообразованіямъ, онъ вмѣстѣ служитъ дверію къ благодати и истинѣ. Онъ можетъ еще назваться среднимъ и послѣднимъ. Его начало — окончаніе закона; средина — соединеніе крайнихъ точекъ, конецъ — откровеніе истины. Кончина бо закона Христосъ (Рим. 10, 4), который, освобождая насъ отъ письмени, возводитъ къ духу. Здѣсь конецъ (закону): потому что Законодатель, совершивъ все, измѣнилъ письмена на духъ и возглавилъ всяческая въ Себѣ (Ефес. 1, 10), оживляя законъ благодатію: благодать приняла законъ подъ свое владычество, а законъ подчинился благодати, такъ что свойства закона и благодати не потерпѣли взаимнаго смѣшенія, а только тяжкое, рабское и служебное (въ законѣ), божественною силою перемѣнилось на легкое и свободное (въ благодати), чтобы мы — какъ говоритъ Апостолъ — не были порабощены стихіями міра (Гал. 4, 3) и не состояли подъ рабскимъ игомъ письмени закона. Вотъ верхъ Христовыхъ къ намъ благодѣяній! Вотъ откровеніе тайны! Вотъ обоженіе воспріятаго человѣчества — плодъ истощанія Богочеловѣка.

    20 September 2018 читать далее


  • Бесѣда на праздникъ Святыхъ и Первоверховныхъ Апостоловъ Петра и Павла. Иже во святыхъ отца нашего Григорія Паламы, архіепископа Ѳессалоникійскаго.

    Бесѣда на праздникъ Святыхъ и Первоверховныхъ Апостоловъ Петра и Павла. Иже во святыхъ отца нашего Григорія Паламы, архіепископа Ѳессалоникійскаго.

    Память каждаго святаго, совершаемая въ тотъ или иной праздничный день, служитъ основаніемъ радости общимъ для народовъ и городовъ, для гражданъ и начальниковъ и приноситъ величайшую пользу всѣмъ празднующимъ. Память праведныхъ съ похвалами, говоритъ премудрый Соломонъ: и пребываетъ съ праведными веселіе (Прит. 10, 7. 28). Ибо, подобно тому какъ ночью, когда возженъ свѣтильникъ, свѣтъ сіяетъ для нужды и удовольствія всѣхъ присутствующихъ, такъ и богоугодная жизнь каждаго святаго, его блаженная кончина и Богомъ дарованная ему за чистоту жизни благодать, проникая въ среду празднующихъ нѣкоторымъ яркимъ лучемъ, приносятъ имъ духовную радость и пользу. И какъ плодородію земли радуются не одни только земледѣльцы, но и всѣ люди, такъ какъ пользованіе земными плодами всѣмъ свойственно, такъ и принесеніе Богу плодовъ, проявляющееся въ добродѣтели святыхъ, радуетъ не одного только Воздѣлывателя душъ, но и всѣхъ насъ, такъ какъ предлагается для общаго наслажденія и пользы нашихъ душъ. Всѣ святые, пребывая еще въ настоящей жизни, служатъ побудителями къ добродѣтели для всѣхъ, кои съ разумѣніемъ слушаютъ и взираютъ на нихъ, поелику суть одухотворенные образцы добродѣтели и столпы всякой красоты, книги живыя и поучающія тому, чтó содѣйствуетъ устройству лучшей жизни. И переселившись изъ здѣшней жизни, они приносятъ намъ постоянную пользу – при воспоминаніи ихъ прекрасныхъ дѣлъ. Это воспоминаніе добродѣтели святыхъ, съ одной стороны, является для нихъ похвалою, которую мы обязаны воздавать имъ за прежнюю пользу, а съ другой – пригодно намъ и теперь, такъ какъ и нынѣ для насъ бываетъ отъ сего польза. Воспоминая о дѣяніяхъ святыхъ, мы ничего не прибавляемъ къ ихъ добрымъ дѣламъ; ибо какъ мы можемъ прибавить, коль скоро оказываемся не въ состояніи и представить въ полнотѣ ихъ добродѣтель, а съ другой стороны – они уже возвеличены обѣщанными Господомъ наградами за добродѣтельную жизнь. Итакъ, прославляя святыхъ, мы не увеличимъ ихъ достоинствъ, нѣтъ, но увеличимъ блага, отъ нихъ на насъ исходящія, вознося самихъ себя къ нимъ, какъ къ нѣкоторымъ Богосвѣтлымъ свѣтильникамъ, болѣе и болѣе уразумѣвая и воспринимая даруемую чрезъ нихъ силу къ дѣланію добра.

    11 July 2018 читать далее


  • Слово св. Іоанна Златоустаго на Рождество святаго пророка Предтечи и Крестителя Господня Іоанна.

    Благовремененъ день праздника и всеобщей радости, въ который мнѣ пришли на мысль служеніе Гавріила и священство Захаріи, и я думаю объ осужденномъ на нѣмоту за невѣріе. Вы слышали евангелиста Луку, повѣствовавшаго, какъ праведный Захарія, когда по обычаю священничества ключися ему покадити, вошелъ въ храмъ Божій и все множество людей бѣ молитву дѣя внѣ, въ годъ ѳиміама. И вотъ Ангелъ Господень явился ему, стоя одесную олтаря кадильнаго: и смутися Захарія видѣвъ, и страхъ нападе нань. Рече же ему Ангелъ: не бойся Захаріе, зане услышана бысть молитва твоя, и вотъ жена твоя Елисаветь родитъ сына тебѣ, и наречеши имя ему Іоаннъ (Лук. 1, 9-13).

    06 July 2018 читать далее


  • «ПРЕДЪ НАШИМЪ ВЗОРОМЪ ОТКРЫВАЕТСЯ ДИВНОЕ ЗРѢЛИЩЕ ДУХОВНОЕ». Уставное Чтеніе на Вознесеніе Господне.

    «ПРЕДЪ НАШИМЪ ВЗОРОМЪ ОТКРЫВАЕТСЯ ДИВНОЕ ЗРѢЛИЩЕ ДУХОВНОЕ». Уставное Чтеніе на Вознесеніе Господне.

    Икона "Вознесение Господне". XVII в. Россия.

    Третье слово на этот праздник свт. Иоанна Златоустого посвящено воспеванию того блистательного церковного зрелища, какое представляет собою вознесение Господне на небо; попутно кратко изображается искупительное дело Христа, победившего смерть, завершившееся вознесениемъ на небо. Затем Святитель доказывает ту мысль, что всякий христианский праздник является осуждениемъ диавола, но Вознесение – в особенности. Далее объясняется, что вознесся на небо Тот, Который и не отлучался оттуда. В заключение слова – молитвенное пожелание, чтобы Господь принял наши душевные излияния и соделал нас победителями искушений мира. – Ред.

    Предъ нашимъ взоромъ открывается дивное зрѣлище духовное, которое вызываетъ не легкомысленную радость у людей, а неимовѣрныя стенанія у демоновъ.

    16 May 2018 читать далее


  • Изъ древне-русскихъ поученій на третью недѣлю по Пасхѣ: «Объ Іосифѣ и Мироносицахъ».

    Это поученіе приписывается святителю Кириллу Туровскому (Калайдовича, Памятникъ XII в.) и помѣщается въ рукописныхъ и старопечатныхъ Сборникахъ на ряду съ другими поученіями этого святителя, хотя иногда и подъ именемъ Іоанна Златоуста. Сообщаемъ его по старопечатному «Златоустинку» конца XVIII в., – ср. рукоп. Кирилла-Бѣлозер. Библ. № 138-1215 XVI вѣка. – Ред.

    Возлюбленніи, солнце красуяся подъ облакомъ любимо бываетъ видящимъ е; – такожде и апостоломъ господнимъ по распятіи и по смерти Христовѣ радостно возсія воскресеніе Господне. Іосифъ же, иже отъ Аримафея, прежде воскресения Христова дерзаетъ, старѣйшимъ ученикомъ бѣжавшимъ, единъ приходитъ къ Пилату дерзая просити тѣла Христова, егоже на крестѣ висяща видѣ. Прежде бо позна его Бога суща: тѣмъ не рече богатъ есмь, еда отпаду богатства, аще испрошу тѣло осужденнаго мученію и буду оклеветанъ къ жидомъ. Ничтоже таково помысли, но все ни во чтоже вмѣнивъ, испроси погребсти тѣло Христово. Пилатъ же дивися, аще уже умре; мняше бо надолзѣ ему живу быти. И вопроси сотника: аще уже умре? Іосифъ же вземъ тѣло Іисусово, и купи плащаницу, и святое тѣло честно положи въ новомъ своемъ гробѣ. Ученикъ бо бѣ Іисусовъ и той, и вѣдяше како чести Владыку говѣйно, благо и пречестно, хотя причастникъ быти небесному Его царствію; совѣтникъ же бѣ саномъ и въ людехъ старѣйшина.

    21 April 2018 читать далее


  • Слово огласительное на Святую Пасху иже во святых отца нашего святителя Иоанна Златоуста.

    Слово огласительное на Святую Пасху иже во святых отца нашего святителя Иоанна Златоуста.

    СЛОВО ОГЛАСИТЕЛЬНОЕ

    во святый и светоносный день преславнаго и спасительнаго Христа Бога нашего Воскресения

    иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго.

    Аще кто благочестив и боголюбив, да насладится сего добраго и светлаго торжества. Аще кто раб благоразумный, да внидет, радуяся, в радость Господа своего. Аще кто потрудися постяся, да восприимет ныне динарий. Аще кто от перваго часа делал есть, да приимет днесь праведный долг. Аще кто по третием часе прииде, благодаря да празднует. Аще кто по шестом часе достиже, ничтоже да сумнится, ибо ничимже отщетевается. Аще кто лишися и девятаго часа, да приступит, ничтоже сумняся, ничтоже бояся. Аще кто точию достиже и во единонадесятый час, да не устрашится замедления: любочестив бо Сый Владыка, приемлет последняго якоже и перваго: упокоевает в единонадесятый час пришедшаго, якоже делавшаго от перваго часа. И последняго милует, и первому угождает, и оному дает, и сему дарствует, и дела приемлет, и намерение целует, и деяние почитает, и предложение хвалит. Темже убо внидите вси в радость Господа своего: и первии и втории, мзду приимите. Богатии и убозии, друг со другом ликуйте. Воздержницы и ленивии, день почтите. Постившиися и непостившиися, возвеселитеся днесь. Трапеза исполнена, насладитеся вси. Телец упитанный, никтоже да изыдет алчай, вси насладитеся пира веры: вси восприимите богатство благости. Никтоже да рыдает убожества, явися бо общее Царство. Никтоже да плачет прегрешений, прощение бо от гроба возсия. Никтоже да убоится смерти, свободи бо нас Спасова смерть, угаси ю, Иже от нея держимый, плени ада, Сошедый во ад! Огорчи его вкусивша плоти Его. И сие предприемый Исаиа возопи: ад, глаголет, огорчися, срет Тя доле: огорчися, ибо упразднися: огорчися, ибо поруган бысть: огорчися, ибо умертвися: огорчися, ибо низложися: огорчися, ибо связася. Прият тело, и Богу приразися: прият землю, и срете небо: прият еже видяше, и впаде во еже не видяше. Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскресе Христос, и падоша демони. Воскресе Христос, и радуются Ангели. Воскресе Христос, и жизнь жительствует. Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе. Христос бо, востав от мертвых, Начаток усопших бысть. Тому слава и держава во веки веков. Аминь.

     

    Св. отца нашего Ионнна Златоустого огласительное слово на Св. Пасху.

    (Перевод на современном русском языке)

    07 April 2018 читать далее