• В ОПРОВЕРЖЕНИЕ СЛОВ «НАДО ПОДЧИНЯТЬСЯ БОЛЬШИНСТВУ»

    Небесный Иерусалим. Икона. Ок. 1500 г.

    (мон-рь Богородицы Платитеры на о-ве Корфу, Греция)

     

    «Много званных, но мало избранных»

    (Матф. 22:14)

    «Не бойся, малое стадо! Яко благоизволи Отец ваш дати вам Царство»

    (Лк.12,32)

    «Там, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их»

    (Мф.18,20)

     

    Как только обнаружилась в Церкви Христианской необходимость оберегать истину от возникших заблуждений, (а заблуждения возникли уже в апостольский век), появилось понятие «правого исповедания истины», как это мы слышим в литургической молитве, идущей от древней Церкви, о епископстве «право правяща слово истины» (ср. 2 Тим. 2,15). Кристаллизовалось это выражение в одно слово при тяжелых арианских волнениях в Церкви. Св. Афанасий Великий почти всю свою жизнь посвятил защите Православия от арианства. Св. Епифаний называет Афанасия Великого «отцом Православия». Исидор Севильский в книге «Начала» говорит: «ПРАВОСЛАВНЫЙ есть тот, кто право верует и сообразно с таким верованием правильно живет». Великие восточные Отцы Церкви 6-го века вообще постоянно пользуются этим наименованием; а св. Григорий Богослов употребляет его в сочетание слов, столь часто повторяемом в наши дни, именно: «СТРАЖДУЩЕЕ ПРАВОСЛАВИЕ» (Слово 6-ое св. Григория Богослова).

    После шестого вселенского собора, когда возникли споры об иконопочитании и, таким образом, о внешних формах богопочитания, понятие «Православия» расширились на весь круг христианского богословия и богослужения. До разделения Церквей «ортодоксия» — православие мыслилось необходимым признаком истинного христианства и на Востоке, и на Западе. Когда произошло отпадение Римской церкви от единства церковного, оба классические, скажем лучше – древне-церковные понятия: а) «ПРАВОСЛАВНЫЙ» и б) «КАФОЛИЧЕСКИЙ-ВСЕЛЕНСКИЙ» сохранились и на Востоке и на Западе; но при этом сохранились так, что одно стало доминировать здесь, а другое там; каждое стало своего рода знамением Церкви: на Востоке – «Православие» т.е. забота о сохранении – прежде всего – чистоты исповедания; на Западе «ВСЕЛЕНСКОСТЬ – КАТОЛИЧЕСТВО-КАФОЛИЧНОСТЬ», как выражение идеи мирового распространения или веры в мировое призвание. Именование Церкви Христовой «кафолической» осталось, конечно, и на Востоке, как она именуется в Символе Веры (в славянском переводе — «соборную»), но здесь, на Востоке, это именование сохранило то место в ряду других необходимых признаков Церкви: «единой, святой, апостольской», какое получило на втором Вселенском соборе, т.е. не будучи выделяемо в особое, доминирующее над другими признаками положение.

    Русский народ принял «Православие», как истинное учение Христово, сохраняющееся в Церкви Христовой, представленной на земле четырьмя древними восточными Патриархатами.

    24 Январь 2017 читать далее


  • Прот. Михаил Помазанский - Соблазны философского «творчества» в богословии

    Новое всегда заманчиво. Однако оно не всюду уместно. Новинки в Православии – явление внутренне противоречивое: самое имя Православия указывает, что его существеннейшая сторона – строгое сохранение предания. Вся история Православной Церкви есть прежде всего борьба за верность преданию, или, что то же, за чистоту веры. От первых дней Христианства точное исповедание веры было первым условием для крещения и принятия в христианскую общину. «Храните правило истины», «храните канон веры» – не умолкает призыв предстоятелей церквей в древнехристианскую эпоху. Вероучением определяется весь строй и устав церковный: правильна вера – правильна церковная жизнь, искажается вера – искажается направление церковной жизни. Поэтому словом «православие» мы уже обозначаем не одну веру, но жизнь Церкви в ее целом, ее внутреннюю и внешнюю стороны.

    Соблазн церковного реформаторства, обновленчества в той или другой форме почти никогда не замирает. Но на нашей родине, в предреволюционное время, были исторически сложившиеся начала, оберегавшие традицию: государство, школа, быт, сам верующий народ. Они отчасти есть и здесь, за рубежом; это верующий народ, во многих случаях деятельно стоящий на страже церковной традиции, являющийся в этом смысле выразителем соборного сознания Церкви.

    24 Январь 2017 читать далее


  • Епископ Григорий (Граббе) - СВЯТЫЕ ОТЦЫ НА ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРА

    Святые отцы IV Вселенского Собора изгоняют еретиков. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Сербия XIV в.

    Речь, произнесённая на торжественном собрания 22 октября/4 ноября 1951 г. в Нью-Йорке.

    Нелегко даётся человеку познание истины.

    Господь говорит, что узрят Бога, т. е. познают Того, Кто есть и Путь, и Истина, и Жизнь, (Ин. XIV, 6) — чистые серд­цем (Мф. V, 8).

    Грех же искони скрывает от нас истинный лик Бо­жий. Особенно можно сказать это о смертном грехе гордости. Гордый ум не зрит Бога. Он не способен усваивать ис­тин, раскрываемых Богом о Себе. Гордый человек созда­ёт своё, искажённое представление о Боге и с ожесточением отстаивает это представление, как непререкаемую истину.

    Таково происхождение всех ересей. Ересиархи не хотят подчинять свой ум, свое сердце и душу голосу Вселенской Церкви. И они борятся с этим голосом, когда он осужда­ет их заблуждение.

    Напротив, подлинные сыны Церкви во всех своих сомнениях ищут ответа у неё, в её Писании и Предании. Если возникает у них недоумение, они добросовестно, в мире, смирении, любви и молитве стараются разслышать и уразуметь доходящий до них с отдаленных веков голос Церкви.

    Они знают, что полнота истины содержится в Церкви, что Ей она вручена Самим Её Божественным Главой.

    Мы помним обетование Господне: «Создам Церковь Мою и врата ада не одолеют её» (Мф. XVI, 18). Веря этому обетованию, мы знаем, что и в последние дни отступления все-таки останется малое стадо, которое и будет Церковью на земле и что, таким образом, на земле всегда были и бу­дут, до второго Пришествия Спасителя, иерархи и общины, принадлежащие к Таинственному Телу Христову.

    09 Январь 2017 читать далее


  • В ОПРОВЕРЖЕНИЕ СЛОВ «НАДО ВСЕМ ОБЪЕДИНЯТЬСЯ»

    Критский еретический лже-собор 2016 г.

    Фреска сербского храма Св. Иоанна Владимира в Баре

    «Блажен муж,

    иже не иде на совет нечестивых,

    и на пути грешных не ста,

    и на седалищи губителей не седе»

    (Пс. 1,1)

    Один из недобрых плодов экуменизма - экуменическая дружба, помогающая сжиться с грехом инославных, которая завязывается между экуменистами. Незаметно для самих себя участники экуменических встреч отступают от своих прежних убеждений и усваивают особый язык, терминологию и образ мышления, которые вырабатываются в процессе диалога. Этим достигается отчуждение православных от Матери-Церкви, затмение их сознания инославными, еретическими заблуждениями. Недаром святой апостол Павел говорит, что «худые сообщества развращают добрые нравы» (I Кор. 15,33). Экуменическая дружба всячески способствует размыванию вероисповедных границ, т.е. разрушению церковной ограды. Экуменисты проникаются заблуждениями инославных и сживаются с их грехом.

    1) ВНЕ ЦЕРКВИ НЕТ ЕДИНОМЫСЛИЯ И ЕДИНОДУШИЯ ВЕРУЮЩИХ

    Пусть не обольщают себя некоторые словами, сказанными Господом: «идеже еста два или трие собраны во имя Мое, ту есмь посреде их» (Мф. 18, 20). Извратители Евангелия и ложные толкователи приводят эти слова, но это слова последующие, а предыдущие они пропускают; напоминая об одной части, а о другой коварно умалчивают; как сами отделились от Церкви, так рассекают и целость одного и того же места. Господь, внушая ученикам своим хранить единомыслие между собою и мир, говорит им: «глаголю вам, яко аще два от вас совещаета на земли о всякой вещи, еяже аще просита, будет има от Отца Моего, иже на небесех; идеже бо еста два или трие собраны во имя Мое, ту есмь посреде их» (Мф. 18, 19-20) – и тем показывает, что многое предоставляется не многочисленности, но единомыслию молящихся. «Аще два от вас совещаета на земли», – говорит Он. Таким образом. Господь заповедал сперва единодушие, указал на согласие и научил верно и решительно соглашаться между собою. Как же согласится с кем-либо тот, кто не согласен с телом самой Церкви и со всем братством? Как могут собираться во имя Христово двое или трое, о которых известно, что они отделяются от Христа и от Евангелия Его? Ведь не мы отошли от них, а они от нас. После того как через учреждение ими различных сборищ произошли у них ереси и расколы, они оставили главу и начало истины. А Господь говорит о Своей Церкви, говорит к находящимся в Церкви, что если они будут согласны, если, сообразно с Его напоминанием и наставлением, собравшись двое или трое, единодушно помолятся, то, несмотря на то что их только двое или трое, они могут получить просимое от величия Божия. «Идеже еста два или трие» собраны «во имя Мое», ту есмь посреде их, т.е., посреде простых и миролюбивых, боящихся Бога и хранящих заповеди Его.

    09 Январь 2017 читать далее


  • В ОПРОВЕРЖЕНИЕ СЛОВ «НЕ НАМ СУДИТЬ ИЕРАРХОВ»

    Преп. Симеон Новый Богослов обличает в неблагочестии

    Патриарха Сергия и Патриарший Синод

     

    Молчать об Истине все то же, что отвергать Ее.

    Св. Максим Исповедник

    В V веке, патриарх Константинопольский Несторий, близкий ко двору императора, начал проповедывать с церковной кафедры свое еретическое учение о тайне воплощения Иисуса Христа, известное под именем "несторианства". Своими хитросплетенными лжеумствованиями Несторий подвергал извращению догмат об искуплении человечества Божеством и вводил в учение св. Православной Церкви новое, неслыханное учение и злейшую ересь. Благодаря его высокому положению и близости ко двору императора и благодаря смелости, с которой он защищал принятое им направление, — ересь Нестория взволновала умы и получила широкое распространение.

    И что же? Стояла ли паства, как невежды несмысленные, принимая новое участие и соглашаясь с ересью Нестория только потому, что он патриарх и возседает на святительском престоле? О, нет! Не престол освящает веру, а правя вера освящает святительский престол. И если архиерей оскверняет свой престол нечистой, поврежденной верой, то и престол его становится скверным и теряет Божью благодать.

    Так и против еретика Нестория из среды духовенства выступил св. Прокл, пресвитер, а из среды мирян — некто благочестивый Евсевий, адвокат по профессии. Немедленно составилась оппозиция Несторианской ереси, и еще задолго до осудившего Нестория Халкидонского Собора нечестивец был назван еретиком и на дверях патриаршего храма появилось воззвание, обличавшее Нестория в злой ереси и в отступлении от преданий Церкви, в которой он был воспитан и обучен.

    02 Январь 2017 читать далее


  • ГЛАВНЫЕ ЕРЕСИ ПЕРВЫХ ВЕКОВ. Составил Архиепископ Серафим (Дулгов)

    Арианство
    Утверждает, что Христос – не Бог (каким является Бог-Отец), но лишь орудие Бога для Творения. Следовательно отвергается троичность Бога. Ариане были готовы принять моральный авторитет Императора, как главы Церкви. Это оказалось на руку некоторым Василевсам 4-го века. Но не вышло: народные массы остались верными Никейскому собору. А варвары: готы, вандалы, герулы, остготы и др. наоборот! Почему арианство и воскресло в V-м веке, когда варвары произвели нашествие на Империю. Так, вождь остроготов Теодорих взял Рим и обосновался в Равенне. Он продолжал традицию римских императоров и много строил. И по сей день в Равенне можно видеть следы этого прежнего величия, в частности крещальные часовни, как православные, так и арианские. Вещественная реальность теперешних дней этого арианского прошлого. В настоящее время, когда Господа нашего и Бога Иисуса Христа приравнивают к «мыслителям», наравне с Буддой, Магометом, Конфуций и т.п. – это скрытое, но явно воскресшее, арианство.

    30 Декабрь 2016 читать далее


  • Свят. Маркъ Ефесскій - Латинскій догматъ «Filiоquе» неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

    От редакции: Во время всероссийского репрезентативного опроса (летом 2016 года, результаты опубликовали в декабре в альманахе «Лодка») 69% православных россиян ответили, что Святой Дух, по их мнению, исходит не только от Отца, но и от Сына. Такой взгляд соответствует католическому, а не православному учению. Церковь Православная учить, что Святой Дух исходит ТОЛЬКО от Отца, но такой ответ дали лишь 10% опрошенных. 3% участников опроса сказали, что неверны оба варианта, и еще 18% затруднились с ответом. Если признать что опрос был сделан по правилам, то представляется здесь печальная картина незнания Русским народом догматов своей Веры. Константинопольский Собор в 879-880 гг. осудил Филиокве как ересь и предал анафеме: «Там мы считаем, так веруем, мы крестились в этом исповедании и удостоились войти в клир. Итак, мы считаем за врагов Божиих и Истины тех, которые думают иначе в отношении этого. Если кто-то будет дерзать составлять кроме этого Символа веры иной, или прибавлять в него, или убавлять что-либо из него, или проявлять дерзость его объявлять «правилом», то да будет осужден и да будет изгнан из христианства. Поскольку он тем самым удаляет или же прибавляет что-либо в Святой и Единосущной и Нераздельной Троице, и этим заявляется, что исповедание, которые у нас было до сего дня является несовершенным и осуждает Апостольское Предание и учение Отцов. Итак кто бы то ни был если он доходя до такой степени пренебрежения, дерзает делаеть такое, о чем мы говорили прежде и предложил некий иной Символ веры и его объявляет «правилом», или добавляет в него или что-либо убавляет в Символе, который нам передан Первым, Великим, Святым и Вселенским Собором в Никее, тому да будет Анафема!» (J. D. Mansi, Sacrorum Conci­lorum nova et amplissima Collectio, t. XVII, pp. 516C).

     

    СВЯТѢЙШАГО МИТРОПОЛИТА ЕФЕССКАГО КИРЪ МАРКА ЕВГЕНИКА СИЛЛОГИЧЕСКІЯ ГЛАВЫ ПРОТИВЪ ЛАТИНЯНЪ.

    30 Декабрь 2016 читать далее