• Митр. Антоній (Храповицкій) - ЧТО СЛѢДУЕТЪ РАЗУМѢТЬ ПОДЪ «СПАСАЮЩЕЙ ВѢРОЙ»?

    Докладъ на собраніи общества религіозно нравственнаго просвѣщенія 17 октября 1890 года въ С.-Петербургѣ.

    I.

    Спутаность понятій о спасеніи вѣрой, различныя значенія слова «вѣра».

    Кто не знаетъ божественныхъ словесъ о томъ, что мы спасаемся вѣрой, что только въ вѣрѣ мы получаемъ оправданіе, что черезъ вѣру мы становимся чадами Божіими? Но многіе ли изъ насъ понимаютъ значеніе этихъ истинъ? Многіе ли изъ насъ умѣютъ ихъ совмѣстить съ другими изреченіями божественнаго писанія, которыя для людей непонимающихъ, могутъ представиться совершенно противорѣчащими этимъ, — каковы, напримѣръ, слова апостола Іакова о томъ, что «человѣкъ оправдывается дѣлами, а не вѣрою только»? (Іак. II, 24). Да и независимо отъ этихъ словъ, многіе не могутъ понять, почему же для Бога можетъ имѣть цѣну, если я имѣю увѣренность въ Его бытіи, которое не могутъ отрицать даже и бѣсы, враждующіе противъ Господа и ненавидящіе Его? Напротивъ, другіе христіане съ дерзкою настойчивостью утверждаютъ, будто человѣкъ даже не смѣетъ употреблять собственныхъ усилій воли въ борьбѣ со злыми страстями, а лишь долженъ углубляться умомъ въ истины вѣры: одна вѣра его спасетъ безъ всякихъ его добродѣтелей. Какъ ни странно подобное представленіе, но и оно старается найти оправданіе въ словахъ апостола Іоанна: «всякій вѣрующій, что Іисусъ Христосъ есть Христосъ, отъ Бога рожденъ» (1 Іоан. V, 1) и «всякій рожденный отъ Бога не грѣшитъ» (18). Итакъ, если на слова священнаго писанія опираются мнѣнія другъ другу противоположныя, то нашъ прямой долгъ — выяснить истинный смыслъ божественныхъ глаголовъ.

    Недоразумѣніе совсѣмъ исчезаетъ, если принять во вниманіе то простое соображеніе, что слова — «вѣра» и «вѣровать» употребляются въ св. библіи въ самомъ разнообразномъ значеніи и, потому, если одинъ апостолъ говоритъ, что мы оправдываемся вѣрой безъ дѣлъ закона, а другой отъ того же Св. Духа повѣдаетъ намъ, что вѣра безъ дѣлъ не можетъ спасти насъ, то оба провозвѣстника истины не противорѣчатъ другъ другу, но говорятъ о предметахъ различныхъ, одинъ подъ словомъ вѣра разумѣваетъ одно, другой — другое.

    13 Декабрь 2016 читать далее


  • Новое знамение Божие. ЧУДО ОБНОВЛЕНИЯ ФОТОПОРТРЕТА МИТРОПОЛИТА АНТОНИЯ (ХРАПОВИЦКОГО) В ХАРЬКОВЕ (1994)

    Обновившийся портрет владыки Антония (Храповицкого)

    Недавно в Харькове произошло чудо Божие свидетельствующее о неоскудевающей милости Господа-Пастыреначальника к Его чадам. Случилось следующие. Бывшая катакомбная харьковская община не решалась присоединиться к РПЦЗ и находилась в неопределенном состоянии. И вот однажды, когда насельницы этой общины пробудились от ночного сна, то они увидели, что старый фотографический портрет митрополита Антония (Храповицкого) обновился. Портрет давно уже хранился в общине и был совсем черный, а тут он вдруг просветлел (см. фотографию). Это чудо в значительной степени повлияло на решение общины присоединиться к РПЦЗ, что случилось вскоре.

    Обновившийся портрет является очень редким портретом митрополита Антония. Будущий первоиерарх Русской Зарубежной Церкви выглядит на этом портрете еще довольно молодо. По всей вероятности портрет был написан в бытность владыки Антония архиепископом Харьковским.

    Преосвященный Антоний был назначен на Харьковскую кафедру в 1914 году. Нам кажется, что чудо обновления портрета митрополита Антония неслучайно произошло в Харькове. Задумаемся над словами Владыки Антония. сказанными впервой проповеди к харьковской пастве. Безусловно эти слова относятся и к нам, сегодняшним христианам.

    03 Ноябрь 2016 читать далее