• «Надо себя не жалѣть для Церкви, а не Церковью жертвовать ради себя» (Послѣднее слово Митрополита Веніамина Петроградскаго).

    «Надо себя не жалѣть для Церкви, а не Церковью жертвовать ради себя» (Послѣднее слово Митрополита Веніамина Петроградскаго).

    Осужденный большевиками митрополитъ петербургскій и ладожскій Веніаминъ, когда ему предоставили на судѣ послѣднее слово, сказалъ 4 іюля 1922 г. слѣдующее:

    «Второй разъ въ своей жизни мнѣ приходится предстать предъ народнымъ судомъ. Въ первый разъ я былъ на судѣ народномъ пять лѣтъ тому назадъ, когда въ 1917 году происходили выборы митрополита петроградскаго. Тогдашнее временное правительство и высшее петроградское духовенство меня не хотѣли — ихъ кандидатомъ былъ преосвященный Андрей Ухтомскій. Но приходскія собранія и рабочіе на заводахъ называли мое имя. И вотъ въ залѣ «Общества религіозно-нравственнаго просвѣщенія», гдѣ присутствовало около 1,500 человѣкъ, я былъ, вопреки своему собственному желанію, избранъ подавляющимъ большинствомъ голосовъ въ митрополиты петроградскіе. Почему это произошло? Конечно, не потому, что я имѣлъ какія-либо большія достоинства по сравненію съ другими высокими іерархами, тоже кандидатами на этотъ высокій постъ, а только потому, что меня хорошо зналъ простой петроградскій народъ, такъ какъ я въ теченіе 23 лѣтъ передъ этимъ училъ и проповѣдывалъ въ церквахъ на окраинахъ Петрограда.

    13 August 2019 читать далее


  • Митрополитъ Анастасій (Грибановскій) – СВѢТЛОЙ ПАМЯТИ В. К. ЕЛИЗАВЕТЫ ѲЕОДОРОВНЫ.

    Митрополитъ Анастасій (Грибановскій) –  СВѢТЛОЙ ПАМЯТИ В. К. ЕЛИЗАВЕТЫ ѲЕОДОРОВНЫ.

    Не всякому поколѣнію суждено встрѣтить на своемъ пути такой благословенный даръ неба, какимъ явилась для своего времени Великая Княгиня Елизавета Ѳеодоровна [1]. Это было рѣдкое сочетаніе возвышеннаго христіанскаго настроенія, нравственнаго благородства, просвѣщеннаго ума, нѣжнаго сердца и изящнаго вкуса. Она обладала чрезвычайно тонкой и многогранной душевной организаціей. Самый внѣшній обликъ ея отражалъ красоту и величіе ея духа: на ея челѣ лежала печать прирожденнаго высокаго достоинства, выдѣлявшаго ее изъ окружающей среды. Напрасно она пыталась иногда подъ покровомъ скромности утаиться отъ людскихъ взоровъ: ее нельзя было смѣшать съ другими. Гдѣ бы она не появлялась, о ней всегда можно было спросить: кто это смотрящая, какъ заря, свѣтлая, какъ солнце (Пѣсн. 6, 10)? Она всюду вносила съ собой чистое благоуханіе лиліи; быть можетъ, поэтому она такъ любила бѣлый цвѣтъ: это былъ отблескъ ея сердца. Всѣ качества ея души строго соразмѣрены были одно съ другимъ, не создавая нигдѣ впечатлѣнія односторонности. Женственность соединялась въ ней съ мужествомъ характера; доброта не переходила въ слабость и слѣпое безотчетное довѣріе къ людямъ; даръ разсужденія, который такъ высоко ставятъ христіанскіе подвижники, присущъ былъ ей во всемъ, даже въ лучшихъ порывахъ сердца. Быть можетъ, этими особенностями своего характера она обязана была отчасти своему воспитанію, которое получила подъ руководствомъ своей бабки по матери англійской королевы Викторіи. Англійскій отпечатокъ, несомнѣнно, лежалъ на всѣхъ ея вкусахъ и привычкахъ: Англійскій языкъ былъ ей ближе родного нѣмецкаго.

    18 July 2019 читать далее


  • Протоіерей Левъ Лебедевъ – Отъ царства земного – къ Царству Небесному.

    Протоіерей Левъ Лебедевъ – Отъ царства земного – къ Царству Небесному.

    «Спаситель пришелъ, показалъ намъ примѣръ.

    Кто по Его пути, слѣдомъ любви и страданія идетъ,

    понимаетъ все величіе Царства Небеснаго».

    (Изъ письма Императрицы 2 марта 1918 г.)

     

    — Вотъ путь послѣдняго Русскаго Царя и самая суть духовнаго подвига Его и всей Его поразительно дружной и сплоченной Семьи. Этотъ подвигъ Царственные Мученики проходили всю жизнь совершенно сознательно, потому что сближеніе и единеніе съ Богомъ уже въ этой земной жизни, а затѣмъ вѣчное пребываніе съ Нимъ въ обителяхъ Небесныхъ, было живымъ стремленіемъ ихъ сердецъ, самой насущной потребностью, смысломъ и цѣлью жизни. Къ этому же они старались привлечь и Русскій народъ.

    Когда сегодня, съ разстоянія почти въ 100 лѣтъ, мы пытаемся вглядѣться въ ихъ жизненный путь, то обнаруживаемъ, что вершиной и средоточіемъ этого пути и подвига явился актъ отреченія отъ престола Государя Императора 2 марта 1917 года. Къ этому великому и страшному акту сходится все. И не только въ личной жизни Царя и его Семьи. Императоръ Всероссійскій былъ видимымъ и духовнымъ средоточіемъ всей Россіи. Въ чинѣ Мѵропомазанія на царство онъ получилъ отъ Бога особый благодатный даръ любви къ Россіи, ея народамъ, какъ къ чему-то родному, кровному, о чемъ постоянно болѣзновала его душа.

    16 July 2019 читать далее


  • Два поученія новосвмуч. Андроника, Архіепископа Пермскаго.

    Два поученія новосвмуч. Андроника, Архіепископа Пермскаго.

    25 мая / 7 июня – Память мученической кончины новосвященномученика Андроника (Никольского), архиепископа Пермского (1918 г.). – ред.

     

    I.

    СПАСИТЕЛЬНЫЙ ПУТЬ ХРИСТІАНИНА СРЕДИ СУЕТЫ ЖИТЕЙСКОЙ.

    Когда наши прародители согрѣшили, нарушивъ волю Божію, то Господь Богъ изгналъ ихъ изъ рая. Грѣхъ прародителей заразилъ весь родъ человѣческій и теперь мы часто наблюдаемъ, что у худыхъ родителей – и дѣти худыя, а у добрыхъ родителей – дѣти хорошія. Какъ грѣхъ прародителей заразилъ всю нашу природу, такъ и жизнь родителей вліяетъ на дѣтей. Но во грѣхѣ мы рождаемся не по своей винѣ, а по винѣ родителей. Пусть такъ. Однако, къ грѣху отъ родителей мы сами прибавляемъ безчисленное количество новыхъ и новыхъ грѣховъ. Мы грѣшимъ и не заботимся о покаяніи, а идемъ все дальше и дальше по пути нечистой жизни. Прародители намѣренно не хотѣли сознать своего грѣха, не раскаялись. И вотъ, Господь за нераскаянность изгналъ ихъ изъ рая, лишилъ сладости райской жизни. Взгляните на себя: вѣдь, и у насъ теперь часто вмѣсто того, чтобы принести Господу отъ чистаго сердца искреннее покаяніе, бываетъ такъ, что одинъ сваливаетъ свою вину на другого, хотя и виноватъ самъ, но намѣренно не признается и коснѣетъ во грѣхѣ, стараясь заглушить голосъ совѣсти, упрекающій его за дурное

    07 June 2019 читать далее


  • Новосвмуч. Иосифъ (Петровыхъ), митрополитъ Петроградскій – НОЧЬ НА ГОЛГОѲѢ И У ГРОБА ГОСПОДНЯ (Изъ воспоминаній о поѣздкѣ въ Палестину).

    Новосвмуч. Иосифъ (Петровыхъ), митрополитъ Петроградскій – НОЧЬ НА ГОЛГОѲѢ И У ГРОБА ГОСПОДНЯ (Изъ воспоминаній о поѣздкѣ въ Палестину).

    ...Ночь на пятницу, 18 іюня (1899 года), а рѣшилъ провести на Голгоѳѣ и у Гроба Господня, въ храмѣ Воскресенія. До сихъ поръ – о, какія незабвенныя воспоминанія объ этой чудной ночи!.. Исповѣдавшись, въ 4 часа вечера, и отстоявъ вечерню съ утреней (всенощную) въ соборѣ Св. Троицы (при Русской миссіи), я поспѣшилъ въ храмъ къ 6 час. вечера, такъ какъ ворота храма затворяются приблизительно около 7 час. веч. до 4 ч. утра и, такимъ образомъ, желающіе быть на греческой службѣ, начинающейся ровно въ 12 час. ночи, должны ночевать внутри самаго храма.

    26 April 2019 читать далее


  • Новосвмуч. Иосифъ (Петровыхъ), митрополитъ Петроградскій – Плащаница Ростовскаго Успенскаго собора.

    Новосвмуч. Иосифъ (Петровыхъ), митрополитъ Петроградскій – Плащаница Ростовскаго Успенскаго собора.

    Плащаница, подаренная гр. Строгановым (1661 г.). В ризнице Успенскаго собора в кремле. Ростов Великий. Фотограф С. М. Прокудин-Горский. 1911 г. (фото)

     

    Описываемая плащаница Ростовскаго Успенскаго собора по справедливости должна быть отнесена къ числу замѣчательнѣйшихъ художественныхъ памятниковъ религiозно-церковнаго искусства въ цвѣтущiе его вѣка XVI-XVII. Точна дата ее сооруженiя, какъ видно изъ надписи на ней же, – 1661 год. 250 лѣтъ, слѣдовательно, эта плащаница изъ года въ годъ выносится въ Великiй Пятокъ для лобызанiя вѣрующихъ, а ей, какъ говорится, и износу нѣтъ; великолѣпное старинное шитье золотомъ и серебромъ, и шелками до сихъ поръ сохраняетъ всю свою свѣжесть, прочность и неподражаемую красоту. Взгляните на выраженiя лицъ, изображенныхъ здѣсь: это величавое безмолвiе изможденнаго Мертвеца, полуоткрытые глаза Котораго точно говорятъ о неумертвимости Его Божества и любви къ людям. А чудный ликъ Божiей Матери, въ невыразимой скорби впившейся не только Своими устами, но какъ будто всѣмъ Своимъ существомъ – въ бездыханное тѣло Своего Страдальца-Сына. Или проникновенно-трепетные, умиленно-скорбные лики двухъ другихъ мироносицъ, Iоанна, Iосифа с Никодимомъ – сколько здѣсь осмысленно-реальнаго, жизненнаго, такъ генiально-ярко выражающагося особенно въ глазахъ, точно живыхъ, всею силою вперенныхъ въ непостижимую для нихъ тайну Погребаемаго Мертвеца.

    26 April 2019 читать далее


  • ИСПОВѢДЬ ДУШИ ЕЯ ВЕЛИЧЕСТВА ПРЕДЪ БОГОМЪ. Стихотворенія, переписанныя въ заточеніи Государыней Императрицей Александрой Ѳеодоровной.

    Августѣйшiя сестры милосердiя - Государыня Императрица Александра Ѳеодоровна съ Августѣйшими Дочерьми Великими Княжнами Ольгой Николаевной и Татiаной Николаевной.

     

    Въ 1928 году, ко дню десятой годовщины убіенія Царской Семьи, ген.-майоръ А. В. Сыробоярскій – одинъ изъ бывшихъ раненыхъ офицеровъ, находившихся на излѣченіи въ Собственномъ Ея Величества лазаретѣ Ея Царскомъ Селѣ, гдѣ съ начала войны и до революціи работали Государыня Императрица Александра Ѳеодоровна и Великія Княжны Ольга Николаевна и Татьяна Николаевна – издалъ «Въ память святого труда Царственныхъ Сестеръ Милосердія, въ дни Великой Войны» книгу, которую онъ озаглавилъ «Скорбная Памятка». Помимо писемъ Царственныхъ Узниковъ къ А. В. Сыробоярскому и его матери, а также другого цѣннаго матеріала, одна изъ главъ этой книги содержитъ стихотворенія, собственноручно переписанныя Государыней Императрицей въ небольшую книжечку, вмѣстѣ съ различными цитатами и изреченіями. Указанная глава воспроизводится здѣсь полностью и подъ тѣмъ же заголовкомъ, такъ какъ ознакомленіе съ подборомъ этихъ стихотвореній и сопроводительныхъ надписей, которыя также сдѣланы рукою Ея Величества, добавляетъ лишній штрихъ для обрисовки духовнаго облика Царицы-Мученицы.

    20 February 2019 читать далее