• Преп. Иустин (Попович) - ОН МЕЖДУ НИМИ. (Памяти Блаженнейшего Митрополита Антония).

    Молитвенно и легко перешел в другой мiр Блаженнейший Митрополит Антоний. Принадлежа весь другому мiру, он в этом мiре жил мiром другим. Ходил по земле, а жизнь его вся была сокрыта со Христом в Боге. Размышлял о том, что вверху и небесным измерял земное, и временное оценивал по сравнению с вечным. Смерть вскрыла сосуд его тела и блаженный радостно переселился в свою небесную обитель, нерукотворную и вечную. А он только об этом и мечтал. Ибо жил в теле как путник, который, проходя через этот мiр, спешит к своему вечному отечеству, на небе которого незаходимо светится неугасимое солнце Христовой истины, любви и правды.

    Если кто-нибудь, то именно Блаженнейший Митрополит в этом мiре всегда жил в единении «со всеми святыми» (Евр. 3, 18), всегда во святой соборности, которая питается молитвой, любовью и верою. Вот его святое содружество. Святые Отцы – кто с таким благочестивым умилением и молитвенным подъемом общался с ними, думал о них, говорил о них. Всею душою и всем сердцем он принадлежал им: их глазами взирал на этот мiр, ими жил в этом мiре, поэтому был по святоотечески мощным и крепким в вере, в делах, в жизни. И теперь он с ними и между ними. Нет сомнения, его восхищенная душа теперь радостно совершает поклоны пред святым Златоустом, пред святым Василием, пред святым Григорием и остальными святителями. Совершает поклоны и рыдает, молясь за себя и за всех нас, его чад.

    10 Август 2018 читать далее


  • Митрополит Антоний (Храповицкий) - Всенародное новое прославление Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира.

    Митрополит Антоний (Храповицкий) - Всенародное новое прославление Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира.

    Собор иерархов РПЦЗ в Югославии. 1929 г.

    31 декабря 1929 г. Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей в Сремских Карловцах, своим определением от 18/31 декабря 1929 г., – постановил установить день св. кн. Владимира (15 июля ст. ст.) общим русским церковно-национальным праздником. С этого момента в Русской Зарубежной Церкви особо торжественно празднуется день св. Владимира. Один из примеров приспособления Церкви к реалиям эмигрантской жизни – перенос праздника на ближайший воскресный день. 

    В Определении читаем: «Заслушав доклад Высокопреосвященного Митрополита Антония, Председателя Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей, от 81/31 октярбя 1929 г., по вопросу о повсеместном праздновании дня Св. Равноапостольного Князя Владимира и приняв во внимание указанные в докладе мотивы, Архиерейский Синод Русской Право-славной Церкви заграницей постановили: 1) Установить день Св. Равноапостольного Князя Владимира, Просветителя Руси (15 июля ст. ст.) общим русским церковно-национальным праздником и просить архипастырей и пастырей Русской Православной Зарубежной Церкви в этот день особенно отметить значение русской православной культуры и в церковной и государственной жизни русского государства. 2) Если 15 июля будет падать на будни и по местным условиям невозможно торжественно отпраздновать его, празднование этого дня совершать в первое воскресение после 15 июля - дня Св. Владимира. 3) Просить Высокопреосвященного Митрополита Антония обратиться от имени Архиерейского Собора к архипастырям, пастырям и всей пастве Русской Православной Зарубежной Церкви с призывом уделить должное внимание вопросу о проведении повсеместного празднования сего дня подобающим образом» («Церковные Ведомости». №1-2, 1/14-15/28 января 1930 г. С. 2.).

    28 Июль 2018 читать далее


  • Митрополитъ Антоній (Храповицкій) – Неистребимое благочестіе русскаго народа (1929).

    Митрополитъ Антоній (Храповицкій) – Неистребимое благочестіе русскаго народа (1929).

    На торжественномъ собраніи въ честь Св. Равноапостольнаго Великаго Князя Владиміра въ Бѣлградѣ 15/28 іюля 1929 года владыка Антоній сказалъ слѣдующее[1]:

    «Лѣтописное сказаніе о крещеніи Руси представляетъ событіе столь мирнымъ, столь необычно дружнымъ, что возбуждаетъ сомнѣнія скептиковъ въ дѣйствительномъ соотвѣтствіи сказанія совершившимся великимъ событіемъ крещенія Россіи.

    Современйый европеецъ не можетъ понять никакого значительнаго событія безъ предварительной и продолжительной борьбы партій, не можетъ понять того сыновняго послушанія своему любимому князю, которымъ достигнуто было это великое дѣло.

    11 Июнь 2018 читать далее


  • Митрополит Антоний (Храповицкий) – О церковном пении (Обращение к иереям и псаломщикам Волынской епархии).

    Митрополит Антоний (Храповицкий) – О церковном пении (Обращение к иереям и псаломщикам Волынской епархии).

    Митрополит Антоний (Храповицкий) за богослужением (1936 г.)

    Божественные апостолы и духоносные Отцы Церкви, единоправные ученикам и самовидцам Слова, преподали нам не только слова для собеседование с Небесным Отцем нашим и Его друзьями, но и созвучия, в которых они сами воспевали эти внушенные Святым Духом молитвословия. Правда, под влиянием времени некоторые из этих созвучий и напевов претерпели изменение ради сокращения времени, но все-таки основное сочетание звуков в них сохранилось.

    Из всех священных напевов всего более дорожит Вселенская Церковь охранением осьмогласия, преподанного нам великим и наученным от ангелов Иоанном Дамаскином. Внося разнообразие в исполнение ежевоскресной и ежедневной службы, осьмогласие есть лучшее пособие и для запоминания всех правил Устава, которые подразделяются им и вводятся в определенное соотношение, как обращение с числами четырьмя арифметическими действиями. Где строго хранится осьмогласие, там и певцы одушевленнее и сознательнее относятся к службе и народ не тяготится ее продолжительностью.

    06 Июнь 2018 читать далее


  • Митрополитъ Антоній (Храповицкій) – Ученіе Церкви о Святомъ Духѣ (1927).

    Митрополитъ Антоній (Храповицкій) – Ученіе Церкви о Святомъ Духѣ (1927).

    Въ настоящее время у многихъ, совершенно неподготовленныхъ писателей и мыслителей явился зудъ къ богословствованію по самымъ мудренымъ и отвлеченнымъ вопросамъ. Всѣмъ имъ хочется сказать что-то новое, глубокое и сверхъ того оттѣнить неудовлетворительность церковнаго ученія, котораго они просто не знаютъ и, во всякомъ случаѣ, не понимаютъ.

    Съ другой стороны раздаются столь-же невѣжественныя, но еще болѣе притязательныя и высокомѣрныя хулы на Церковь противоположнаго характера. Особенно рѣзко обозначаются эти взаимнопротивоположные укоры нашему богословію по поводу его ученія о Святомъ Духѣ. Такъ, Л. Н. Толстой упрекаетъ православную вѣру и Церковь за распространеніе «отвлеченнаго и нежизненнаго» ученія о Святомъ Духѣ въ ущербъ столь жизненнаго и мудраго ученія Іисуса Христа, которое изложено въ Евангеліяхъ.

    28 Май 2018 читать далее


  • Митрополит Антоний (Храповицкий) - Дух-Освятитель.

    Митрополит Антоний (Храповицкий) - Дух-Освятитель.

    Новое евангелие (лжеучение графа Л. Толстого – ред.) отрицает и личность Утешителя – Духа Святого, и благодать. Оно утверждает, что христианство выдумало учение об Освятителе – Духе Святом для того же, что и учение об Искупителе, то есть для избавления людей от обязанности исполнения заповедей по той мысли, что благодать-де сама все сделает за тебя. Кто развивал учение о благодати? Апостол Павел, постоянно боровшийся против зла и ставивший любовь выше веры и надежды; блаженный Августин, всю почти жизнь сражавшийся с искушениями грехов и вышедший славным победителем. И если б эти люди, действительно, даже самовольно изобрели какое-либо учение, то отнюдь не такое, что могло бы потворствовать злу. Но мы не будем исследовать, насколько незаконно отношение переделанного евангелия к словам Иисуса Христа о благодати, а посмотрим, какое значение для добродетельной жизни имеет учение о Духе – Святом Утешителе и Его благодатных дарах.

    26 Май 2018 читать далее


  • Митрополит Антоний (Храповицкий) – Православная Церковь и Император Николай II (1929).

    Митрополит Антоний (Храповицкий) – Православная Церковь и Император Николай II (1929).

    6 / 19 мая исполняется 150 лет со дня рождения русского царя - Государя Императора Николая II. – Ред.

    Нравственный облик покойного Государя – облик трагический. Его облик на целые века будет причиною слез и стыда для народа за себя и благоговейной благодарности Богу за покойного.

    Есть исторические личности, которым суждено глубоко страдать за себя и других. Таким был наш покойный Государь. Родившись в день многострадального Иова, Государь считал и сам обреченным себя на страдания. Мы надеялись, что на Государе исполнятся и последние годы Иова, когда ему было возвращено его благополучие, но этим надеждам не суждено было осуществиться.

    Был у нас в России и другой Иов, угодник Божий Иов Почаевский, почивший в 1651 году. Он написал собственноручное письмо царю Михаилу Феодоровичу, в котором, выражая свою радость русскому самодержавию, указывал, что Русский царь должен быть не только автократом, но и монократом, т.е. царем всей вселенной. В ходе исторических событий это пожелание было близко к осуществлению, но несчастья, выпавшие на нашу Родину, остановили развитие этих событий.

    18 Май 2018 читать далее