• Архиепископ Иларион (Троицкий) – ПОКАЯНИЕ В ЦЕРКВИ И ПОКАЯНИЕ В КАТОЛИЧЕСТВЕ.

     

    Есть ли в истории христианской Церкви более печальный факт, чем отпадение от вселенской Церкви Рима? Отпадение это произошло тогда, когда уже поблекла церковная богословская мысль, когда зашли за горизонт земной жизни великие светила христианского богословия. Церковные писатели, современные или близкие по времени к отпадению Рима, оказались мало способны оценить это отпадение во всей его принципиальной жизненной глубине. Когда читаешь полемические произведения против латинян, принадлежащие Перу греческих писателей XI и XII веков, например, патриарха Михаила Керуллария, Иоанна, митрополита Клавдиопольского, а также писания и древнерусских авторов, неуклонно следующих своим греческим образцам, – например, “Слово о вере хрестьянской и латиньской” преподобного Феодосия Печерского, “Стязание с Латиною” митрополита Георгия, сочинения митрополита Никифора, статью греческого происхождения, но потом обрусевшую, “о фрязех и прочих латинех”, – когда все это читаешь, невольно замечаешь, что во всей этой полемике вовсе нет указаний на какое-либо существенное отличие католической жизни от жизни церковной. Писатели церковные говорят о католичестве резко, но говорят о мелочах; они стремятся лишь к тому, чтобы побольше набрать всевозможных обвинений против латинян; количество обвинений, по-видимому, им дороже, чем их качество и тяжесть. Притом злоупотребления отдельных лиц постоянно ставятся в упрек всему католичеству. Наш русский митрополит Георгий обличает латинян за то, что они за литургией не делают ни великого, ни малого входа и службу совершают не в алтаре, а по всей церкви, что епископы их носят перстни. “Едят медведицу и ослов; попы их едят в говение бобровину, глаголют бо яко от воды есть и рыба всяко есть”. “Едят с псы в едином сосуде, сами ядше, а избыток поставляют псом, да полижут, и потом лаки сами едят еже хотят”. Греческий патриарх Михаил Керулларий пишет: “Едят удавленину и поганая некая многая; ядут иноци их тук свиной, рекше сало, и кожу вояку, досязающе до мяса”. Тот же патриарх, а за ним и наш митрополит Георгий укоряют латинян: “Постригают бороды свои бритвою, еже есть отсечено от Моисеева закона и от евангельска” (см. А. С. Павлов. Критические опыты по истории древнейшей греко-русской полемики против латинян. СПб. 1878, стр. 152, 192, 195). Все подобные “вины” латинян ставились в разряд ересей.

    18 November 2016 читать далее


  • Архимандрит Сильвестр (Малеванский), будущий Епископ, Ответ православного на предложенную старокатоликами схему о Святом Духе (1874)

    Архимандритъ Сильвестръ (Малеванскій), будущій Епископъ, Отвѣтъ православнаго на предложенную старокатоликами схему о Святомъ Духѣ. // Труды КДА, 1874, Т. III, № 8 (августъ), С. 182-302.

     

    Статья полностью выложена здесь >>> (PDF)

     

    Вопросъ ο вѣчномъ исхожденіи Св. Духа, равно какъ и вопросъ ο вѣчномъ рожденіи Сына Божія, касается самаго образа бытія въ внутренней жизни Божества, и потому онъ по самому существу своему принадлежитъ къ такой области, которая стоитъ далеко выше нашего разума и всего доступнаго нашему опыту. Давать, поэтому, здѣсь просторъ свободному изслѣдованію разума, или какимъ бы то ни было умственнымъ соображеніямъ независимо отъ откровенія, по меньшей мѣрѣ было бы неумѣстно и безплодно, не говоря уже ο томъ, что это противно бы было чувству живой и истинной вѣры. Если здѣсь остается какое либо мѣсто для дѣйствія вѣрующаго разума, то это именно только въ разъясненіи, раскрытіи в формулированіи того образа представленія ο Божествѣ, какой сообщенъ намъ самимъ откровеніемъ, и притомъ въ тѣхъ только точныхъ границахъ, какія обозначены тѣмъ же откровеніемъ. Только внутри ихъ можетъ быть одна несомнѣнная истина, а внѣ ихъ-мѣсто, если не для положительныхъ заблужденій, то для сомнительныхъ предположеній и произвольныхъ мнѣній. Такое требованіе, налагаемое на разумъ самимъ существомъ предмета, такъ естественно и законно, что трудно бы было сказать что либо противъ него. И ему то, въ примѣръ дальнѣйшимъ вѣкамъ, со всею строгостію, непрерывно и неуклонно слѣдовала древняя церковь въ своемъ отношеніи къ богооткровенному ученію ο непостижимомъ для насъ образѣ бытія лицъ Пресвятыя Троицы, характеризующемъ ихъ личныя свойства. Останавливаясь ва этомъ ученіи, она заботилась объ одномъ, чтобы извлечь изъ него такое понятіе или представленіе ο личныхъ свойствахъ лицъ Св. Троицы, которое бы прямо и непосредственно вытекало отсюда, и которое бы по своему содержанію было ни больше, ни меньше того, что здѣсь дано для его образованія. Такая заботливость древней церкви ясно вынаруживалась въ ея строгой придерживаемости къ самой буквѣ Писанія, когда оказывалось нужнымъ точно выразить свою мысль ο лицахъ Св. Троицы, какъ это, напримѣръ, требовалось, и по преимуществу, при изложеніи ученія въ символахъ.

    29 October 2016 читать далее


  • А. Н. Муравьев, О значении Вселенских Соборов

    А. Н. Муравьев, О значении Вселенских Соборов, Прибавления к творениям святых отцов, 1858, 17, С. 305-320.

    Статья полностью выложена здесь >>> (PDF)

     

    30 September 2016 читать далее


  • Герасимъ Яредъ, митр. Селевкійскій - При какихъ условіяхъ могло бы имѣеть мѣсто законное соединеніе церквей

     

    Герасимъ Яредъ, митр. Селевкійскій, При какихъ условіяхъ могло бы имѣеть мѣсто законное соединеніе церквей, // «Странникъ». Духовный учено-литературный журналъ, 1869 Т. IV, С. 1-35 (окт.), 63-92 (нояб.).

    Статья полностью выложена здесь >>> (PDF)

     

    От Ред.:

    В среду, 21 сентября 2016 года, в городе Кьети (Италия) завершила свою работу XIV пленарная сессия Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-католической церковью, сообщает Отдел внешних церковных связей. После необходимых поправок и дополнений пленарная сессия Смешанной комиссии одобрила совместный документ «Соборность и первенство в первом тысячелетии: на пути к общему пониманию для служения единству Церкви» («Synodality and Primacy During the First Millennium: Towards a Common Understanding in Service to the Unity of the Church»). Документ является результатом долгого пути, начатого в Равенне в 2007 году. В нем поясняется, как в Церкви первого тысячелетия осуществлялись соборность и первенство, и эта модель должна указать способ решения проблем, все еще существующих между католиками и православными. В ходе работы Смешанной комиссии было выявлено, что в первом тысячелетии, несомненно, Римский Престол был признан первым в порядке Церквей, но это первенство всегда осуществлялось в контексте соборности. Комиссии предстоит теперь сформулировать точное значение этого первенства и способ его осуществления сегодня таким образом, чтобы оно стало подлинным служением единства Церквей».

    Поэтому предлагаем нашим боголюбивым читателям познакомится c подлинным Голосом Православной и Кафолической Восточной Церкви по вопросу законного соединения церквей.

    25 September 2016 читать далее


  • Бесѣда преосвященнаго Никанора [Бровковича], Архіепископа Херсонскаго и Одесскаго, о томъ, есть ли что еретическое въ Латинской церкви (1888)

     

    Бесѣда преосвященнаго Никанора [Бровковича]Архіепископа Херсонскаго и Одесскаго, о томъ, есть ли что еретическое въ Латинской церкви. // Прибавленія къ Церковнымъ Вѣдомостямъ. 1888. №№ 24 (11 июня), 30 (23 июля), 34 (20 августа), 35 (27 августа), 37 (10 сентября), 38 (17 сентября).

    Статья полностью выложена здесь >>> (PDF)

    «Этот вопрос, есть ли что еретическое в Латинской церкви, поставил некто из принадлежащих к православной российской церкви, возбудив по оному некое пререкание в России. Внимательные же к религиозным движениям в России, особенно таким, которые касаются Латинской церкви, закордонные паписты конечно приметили это благоприятное для них, хотя и совершенно ничтожное, в России почти не замеченное движение, и торжествуют, прославляя пышными похвалами возбудителя поставленного вопроса (...) Странен же после этого русский по имени и по происхождению, якобы православный мыслитель, который, не имея корней ни в православном духовенстве, ни тем более в православном русском народе, силится наполнить Европу шумом своих измышлений о превосходстве латинской церкви пред православною и о необходимости для последней искать восстановления единства с первою».  

    01 September 2016 читать далее


  • Новосвященномученикъ Тихонъ (Беллавинъ) Патріархъ Московскій – О лицѣ Господа Іисуса Христа.

    Новосвященномученикъ Тихонъ (Беллавинъ) Патріархъ Московскій – О лицѣ Господа Іисуса Христа.

    Сіе написано, дабы вы увѣровали, что Іисусъ есть Христосъ,

    Сынъ Божій, и, вѣруя, имѣли жизнь во имя Его

    (Іоан. 20, 31).

     

    Принято прежде, чѣмъ изслѣдовать какой-нибудь предметъ, показывать важность этого изслѣдованія. Предметъ нашего изслѣдованія самъ говоритъ за свою высокую важность. Христіанство не мыслимо безъ Христа (вопреки Бауру, хотѣвшему объяснить происхожденіе и сущность христіанства безъ Христа). Въ другихъ религіяхъ хотя жизнь и характеръ основателей ихъ и имѣютъ важное значеніе, однако личность ихъ не связана такъ тѣсно и неразрывно съ самою идеею ихъ религіи, какъ личность Христа связана съ христіанствомъ. Основатели разныхъ религій были выразителями религіозныхъ идей, нуждъ своего времени, потребностей своего народа, были религіозными реформаторами, а не творцами въ строгомъ смыслѣ слова. Христосъ-же не только основатель христіанства, но вмѣстѣ и главный предметъ, сущность и центръ его. Христіанство всецѣло построено на Немъ, есть въ собственномь смыслѣ Его твореніе, вышедшее изъ глубины Его Божественнаго Духа, и вполнѣ запечатлѣно характеромъ Его Личности. Личность Христа нераздѣльно связана съ самою сущностью христіанства, ибо оно есть не что иное, какъ ученіе о томъ, чему училъ и что сдѣлалъ Господь Іисусъ Христосъ.

    06 May 2016 читать далее