Архимандритъ Кипріанъ (Пыжовъ) - Кощунство или невѣжество

Наступилъ праздничный періодъ, называемый «Крисмась сизонъ». На рынкахъ идетъ торговля рождественскими елками, всюду блестятъ разноцвѣтные шары, сверкають гирлянды своей золотистой бахромой, а въ магазинахъ бойко торгуютъ разнообразными подарками, и многообразію этому нѣтъ границъ. Чтобы праздничный товаръ лучше раскупался, предпріимчивые торговцы придумали каждый кулекъ облекать въ «праздничное одѣяніе» — пластиковую обертку съ изображеніемъ православныхъ иконъ, относящихся и не относящихся къ празднику Рождества Христова. Надо сказать, что напечатанныя на оберткахъ иконы не дешовка, а очень тщательная репродукція старинныхъ иконъ лучшаго качества, какъ русскихъ, такъ и византійскихъ оригиналовъ, съ припиской на поляхъ: «Мэйдъ инъ Белджіумъ». Что это, кощунство или глубокое невѣжество цивилизованныхъ провинціаловъ? — Вѣдь судьба этихъ священнѣйшихъ изображеній та же, что и всѣхъ ненужныхъ вещей — корзина для мусора; ихъ скомкаютъ, добираясь до настоящаго подарка, и бросятъ, какъ ненужное прибавленіе къ предмету, вызывающему праздничное любопытство.

Съ какого-то времени, когда нѣсколько стихла буря новаго, атеистическаго иконоборчества въ предѣлахъ нашей родины, здѣсь стала возрастать «мода» на иконы стариннаго письма. Въ теченіе многихъ вѣковъ икона, овѣянная молитвой православныхъ христіанъ, была предметомъ почитанія и поклоненія. Чувственными очами вѣрующіе взираютъ на икону, вознося духовныя очи къ Богу. Иконами украшались храмы и освящались дома. Стиль иконъ, какъ и мелодіи церковныхъ пѣснопѣній, расцвѣтали одновременно, составляя единую священную гармонiю. Это вязалось и съ церковно-славянскимъ языкомъ и съ церковной архитектурой, при множествѣ индивидуальныхъ варіацій, не нарушающихъ общаго строя, гдѣ духъ явственно первенствуетъ надъ вещественнымъ творчествомъ художника, научая его земными красками выражать небесную сущность.

Къ концу 17-го столѣтія въ область искусства стали проникать западныя теченія, а съ петровскими реформами 18-го вѣка всѣ столичныя окна и двери распахнулись для вторженія европейскаго духа во всѣ отрасли Русскаго быта. За столицами послѣдовали и другіе города. Церковное искусство смѣшивается съ западными пріемами и создается специфическій стиль русскаго барокко 18-го столѣтія. Увлекшіеся этой манерой въ живописи, кіевскіе художники, при содѣйствіи церковнаго и гражданскаго начальства, изобразили въ одной изъ малороссійскихъ церквей[1] образъ Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы, нарядивъ въ пышные костюмы, по модѣ того времени, въ кринолины, крахмальные жабо и высокіе парики, сонмъ дѣвъ, сопровождающихъ Пресвятую Дѣву и Ея родителей. При первомъ взглядѣ можно подумать, что художникъ нарисовалъ шествіе императрицы Екатерины II со свитой придворныхъ дамъ и только надписи объясняютъ значеніе иконы.

Высоко культурный 19-й вѣкъ, прославившійся своими писателями, поэтами, художниками и знаменитыми композиторами, смотрѣлъ свысока на церковное искусство предыдущихъ столѣтій, видя въ немъ только шаблонную работу кустарей, застывшихъ въ разъ навсегда выработанномъ шаблонѣ. Это невѣрно, ибо духъ одинъ, но творческое исполненіе зависитъ отъ таланта исполнителя и вообще отъ индивидуальной выразительности исполняемаго произведенія, не выходящаго изъ рамокъ вѣками сложившихся традицій. Основанная на этихъ традиціяхъ иконопись, а также и церковное пѣніе, подъ вліяніемъ проникавшаго во всѣ отрасли искусства вѣянія ложнаго классицизма, постепенно вытѣснялись современниками: иконы стали писать художники второго и третьяго разряда, стараясь подражать итальянцамъ; они же работали въ храмахъ помѣщичьихъ усадьбъ и во всѣхъ новостроившихся городскихъ и сельскихъ церквахъ. Академики расписывали выдающіяся столичныя церкви; такъ, въ разрушенномъ храмѣ Христа Спасителя въ Москвѣ, среди работавшихъ тамъ художниковъ, было пять академиковъ, принадлежавшихъ къ латинской вѣрѣ, которые въ духѣ этой вѣры и создавали свои композиціи въ храмѣ, воздвигнутомъ въ память побѣды надъ западнымъ врагомъ. Церковное пѣніе стало слагаться мірскими композиторами, одновременно обогащавшими своими твореніями театръ, такъ страстно полюбившійся тогда развивавшемуся въ европейскомъ направленіи русскому обществу, Но къ концу вѣка и въ началѣ нашего 20-го вѣка сталъ замѣчаться нѣкоторый оглядъ въ прошлое; появились изслѣдователи произведеній художниковъ-«кустарей» древней Византіи и древней Руси. Въ 1905 г. былъ изданъ «Лицевой иконописный подлинникъ» — «Высочайше утвержденнымъ Комитетомъ Попечительства о Русской иконописи». Академикъ Н. П. Кондаковъ написалъ къ нему «Иконографическуй очеркъ съ приложеніемъ 116-ти рисунковъ и атласъ таблицъ цвѣтныхъ автотипій и другихъ репродукцій древнихъ иконъ. Въ 1913-мъ году была окончена постройка Ѳеодоровскаго Государева собора въ Царскомъ Селѣ. По желанію Государя, онъ былъ выполненъ въ стилѣ древнихъ новгородскихъ храмовъ и украшенъ внутри множествомъ старинныхъ иконъ. Къ сожалѣнію, начавшаяся война 1914 г. не дала возможности совершить роспись собора, а судьба его послѣ революціи неизвѣстна; но зато всѣмъ извѣстно, что революція разгромила, уничтожила и осквернила великое множество православныхъ храмовъ. Разьяренная чернь, подстрекаемая злыми силами, стихійно, безотчетно громила все святое, все вѣками созданное руками честныхъ тружениковъ во славу Божію и на пользу Отечества, затаптывая въ грязь все дорогое наслѣдіе Святой Руси. Но всего уничтожить не успѣли, слишкомъ велика наша земля; кромѣ того многое было сохранено въ потаенныхъ мѣстахъ добрыми людьми. Постепенно стали понимать, что старина есть цѣнность, что оставшееся надо сохранить; и было основано государственное учрежденіе по охранѣ памятниковъ старины, а всѣ уцѣлѣвшія старинныя иконы объявлены государственнымъ достояніемъ. Въ серединѣ прошлаго десятилѣтія вышла въ свѣтъ книга писателя Владиміра Солоухина подъ названіемъ «Черныя доски». Въ ней онъ картинно разсказалъ о своемъ путешествіи по сѣвернымъ областямъ Руси въ поискахъ этихъ «черныхъ досокъ», т.е. древнихъ иконъ, которыя подъ наслоеніемъ многовѣковой копоти скрываютъ богатѣйшій колоритъ иконописнаго искусства древности, что и является приманкой для коллекціонеровъ, а также для любителей легкой наживы: многіе изъ субъектовъ такой категоріи, прочитавъ о «черныхъ доскахъ», ринулись отыскивать «кладъ», пока не поздно, и въ результатѣ масса иконъ оказалась въ рукахъ спекулянтовъ, ловкимъ маневромъ скупившихъ ихъ у деревенскихъ простаковъ. Въ «Новомъ русскомъ словѣ» (6-го декабря 1979 г. — «Вывозъ иконъ изъ СССР») разсказывается, какъ одинъ изъ подобныхъ невѣждъ отдалъ нѣкоему собирателю древностей семь иконъ, — за пару американскихъ синихъ «джинсовъ». За границей интересъ къ древней иконѣ сталъ проявляться давно, и вывозъ цѣннѣйшихъ иконъ въ Европу и въ Америку начался съ тѣхъ поръ, когда были установлены допломатическія сношенія съ совѣтской властью. — «Дипломаты» въ своихъ неприкосновенныхъ вализахъ вывозили за границу награбленное добро, принадлежащее Россіи. Въ настоящее время значительная часть иконъ, церковныхъ сосудовъ, напрестольныхъ Евангелій и дорогихъ крестовъ находится въ музеяхъ Запада; но существуютъ и частныя, очень богатыя коллекціи, которыя показываются иногда на передвижныхъ выставкахъ и продаются на аукціонахъ за громадныя деньги. Съ волнами иммигрантовъ нашего времени «иконный рынокъ» продолжаетъ обогащаться «черными досками», это тотъ самый «кладъ», съ успѣхомъ найденный догадливыми читателями книги Солоухина, который «подъ полой» все время перевозится въ Америку и другія страны Запада.

Но «нѣтъ худа безъ добра»: благодаря усовершенствованнымъ способамъ литографической техники, за послѣднее время выпущено множество прекрасныхъ репродукцій, какъ русскихъ, такъ и византійскихъ школъ, что послужило богатымъ матеріаломъ для освоенія иконописной культуры современнымъ иконописцамъ за границей и вообще русскимъ людямъ, привыкшимъ пользоваться бумажными образками лубочнаго производства. Интересъ къ творчеству древнихъ хуложииковъ-иконописцевъ коснулся и высшихъ культурныхъ слоевъ европейскаго и американскаго общества, разсматривающаго явленіе православной иконы въ странахъ Запада, какъ нѣкій феноменъ въ области искусства. Этотъ интересъ подхваченъ коммерсантами, использовавшими его для рекламы и для торговли вообще. Такъ возникла мода, и иконныя изображенія стали встрѣчаться на обложкахъ книгъ, календарей, на футлярахъ граммофонныхъ пластинокъ и т.д. Теперь придумали украшать иконами оберточный матеріалъ.

Профанацiя священныхъ символовъ не оскорбляетъ религіознаго чувства христіанъ Запада: войдите въ епископальный каѳедральный соборъ въ Вашингтонѣ и пройдите по центральной дорожкѣ къ алтарю, разделяющей ряды скамеекъ, и вы увидите крестообразно выложенный изъ кафельныхъ плитокъ орнаментъ; каждая изъ четырехъ частей креста заканчивается медальономъ съ изреченіями изъ Священнаго Писанія, а въ центральномъ медальонѣ бѣлый голубь на синемъ фонѣ. По этому мѣсту толкутся туристы, совсѣмъ не думая, что они топчутъ ногами священные символы христіанства Крестъ и образъ Духа Святаго «въ видѣ голубинѣ».

Ту же картину можно видѣть и въ соборѣ св. Іоанна въ Нью Іоркѣ, съ той лишь разницей, что медальоны съ евангельскими и апостольскими изреченіями помѣщены вдоль всей дорожки, ведущей къ алтарю; по нимъ проходятъ въ ритуальномъ шествіи клирики въ бѣлыхъ рубашкахъ и публика. Но это у епископаловъ; а у католиковъ? — Въ старинномъ храмѣ св. Архангела Михаила въ Джерзи Сити, что величественно возвышается надъ берегомъ Гудзона, при входѣ лежитъ резиновый коврикъ для вытиранія ногъ и на немъ надпись: «Сэйнтъ Майклъ». Тамъ же по обѣ стороны престола два огромныхъ полотнища съ изображеніемъ смѣшныхъ ангеловъ съ крылышками мотыльковъ, приглашающихъ церковную молодежь на какой-то фестиваль.

На такое грубое и небрежное отношеніе къ предметамъ религіознаго культа, что совершенно непонятно православной душѣ, можно указать множество примѣровъ.

Возьмемъ Лурдъ, куда со всего католическаго міра устремляются пилигриммы для поклоненія почитаемой статуѣ Богоматери въ память явленія Ея пастушкѣ въ 1858 г. Вокругъ базилики, гдѣ находится статуя, идетъ оживленная торговля сувенирами, среди нихъ и фарфоровыя пепельницы, со изображеніемъ явленія, куда вѣрующіе курильщики сбрасываютъ пепелъ и кидаютъ окурки. Къ празднику Рождества Христова въ кондитерскихъ Франціи выпекаютъ изъ марципановаго тѣста Дѣву Марiю съ Младенцемъ въ ясляхъ, что является праздничнымъ угощеніемъ. Нѣмцы помѣщаютъ изображенія Богоматери на ярлыкахъ бутылокъ съ рейнскимъ виномъ въ Ея честь, а вѣрнѣе въ безчестіе. Къ 80-му году Соединенные Штаты выпустили почтовую марку съ ликомъ Богоматери, по которому почтовые служашіе будутъ ударять печатью, и т.д. Всего не перечислишь.

Вообще, католики любятъ слѣдовать модѣ, — такъ, въ эпоху Возрожденія вошло въ моду писать Мадоннъ, и художники изощрялись въ этомъ направленіи въ теченіе многихъ лѣтъ. Аскетическій обликъ Пресвятой Богородицы не былъ чуждъ западнымъ христіанамъ, — еше въ 13-мъ и 14-мъ вѣкахъ итальянскіе художники Джото и особенно Дучіо и др. писали именно иконы, изображая Дѣву Марію и святыхъ, въ традиціи приближающейся къ византійской, но не картины позднѣйшихъ столѣтій, доведшія художника до кощунственной крайности, снизивъ духовное назначеніе священныхъ изображеній до плотской дебелости. Особенно оскорбляютъ изображения играющаго обнаженнаго младенца на рукахъ или на колѣняхъ молодой, сентиментальной женщины въ бѣломъ платочкѣ, что не имѣетъ ничего общаго съ истиннымъ пониманіемъ образа Матери Божіей съ Младенцемъ Христомъ на рукахъ, едва къ Нему прикасающихся, а не прижимающихъ, какъ на портретахъ католическихъ Мадоннъ.

Къ сожалѣнію, профанація въ отношеніи предметовъ церковнаго обихода, особенно иконъ, стала настолько обычнымъ явленіемъ, что даже наши соотечественники, придерживающіеся въ жизни церковныхъ правилъ, не замѣчаютъ того, что сами нарушаютъ ихъ, пріобрѣтая богослужебныя пластинки въ футлярахъ съ. наклеенными репродукціями иконъ русскихъ и греческихъ, которыя помѣщаются обыкновенно вмѣстѣ съ другими пластинками, украшенными фотографіями вульгарныхъ пѣвицъ, или веселыхъ музыкантовъ джаза со своими инструментами.

Несомнѣнно, что огрубеніе чувства страха Божія, небрежное отношеніе къ священнымъ предметамъ, смѣхъ и болтовня въ церкви, — того же происхожденія, что и кульки съ напечатанными на нихъ святыми иконами, и является дѣломъ невещественныхъ рукъ той же злой, невидимой силы, старающейся умертвить благоговѣйное почитаніе Святыни, для окончательнаго овладѣнія міромъ и погибели его и живущихъ въ немъ.

Архимандритъ Кипріанъ,

Православная Русь. 1980. № 2(1172). С. 5-6, 7.

[1] Преображенская церковь въ Сорочинцахъ.


Рубрики:

Популярное:

Церковный календарь:

© Церковный календарь



Подписаться на рассылку: