СВЕТ ХРИСТОВ ПРОСВЕЩАЕТ ВСЕХ. Слово сщмч. Мефодия (Красноперова) еп. Петропавловского в день тезоименитства Государя Наследника Цесаревича и Великого Князя Алексия Николаевича (1909)

Произнесенное в Уфимском Кафедральном Соборе 5-го октября 1909 г.

Тако да просветится свет ваъ пред человеки,

яко да видят ваша добрая дела

и прославят Отца вашего, иже на небесех

(Мф. 5, 16).

Многие ныне и много говорят и пишут о про­свещении, образовании, воспитании, всеобщем обуче­нии, о распространении научных знаний среди народ­ных масс. – „Побольше света, побольше знания, в знании – сила, в образовании – свобода”! Такие воскли­цания вместе с другими громкими словами: прогресс, культура, цивилизация,— можно слышать и в устных беседах и читать на страницах печати. Правда, что же можно сказать вопреки таким доб­рым пожеланиям и заботам? Разве можно возражать против необходимости света вообще? Кто ста­нет защищать тьму и мрак? Разве слепец толь­ко? Света ищут все. К свету стремится всякое живое и живущее существо: человек, животное и всякое растение. Лишь только родится младенец, он уже, хотя и бессознательно, но инстинктом стремит­ся поворотиться к свету. Растение, – чуть из земли выйдет, уже наклоняется к свету, – к солнцу. В свете заключается для всех тварей жизнь и теплота. Поэтому все давно согласны в том, что свет есть жизнь для творений Божиих, а мрак – смерть.

Таковы условия жизни физического мира.

Не то же ли надо сказать и о духовной жизни? Говорим, конечно, тем, кто не отрицает существо­вания духа и духовной жизни.

Есть солнце мира физического, освещающее и согревающее нашу землю и обитателей ее. Есть и Солнце мира духовного, нравственного, освещающее наш духовный, внутренний мир лучами божествен­ного света и согревающее благодатию души разум­ных творений. „Бог повелевший некогда, – по слову апостола, в начале мира, „из тьмы свету возсияти, озарил и наши сердца”, т. е. наш внутренний мир. (2 Кор. 4, 6). Явилось в мире Солнце Правды – Христос, – „образ Бога невидимого”, из недр Самого Отца[1]. Чрез Христа Иисуса, Сына Божия воплотившегося, воссиял в духовном мире челове­чества Божий свет, тот свет, „который просвеща­ет всякого человека, грядущего в мир”. Христос явился в мир как „Свет истинный” который сам о себе сказал: „Я путь, Истина и Жизнь”[2]. „Я свет миру, кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни” (Иоан. 8, 12). Апостол Иоанн, возвещая о нем, прибавляет: „в Нем была жизнь и жизнь была свет человеков" (Иоан. 1, 4).

Итак, вот тот свет, который, необходим для всякого разумно-свободного существа. Вот тот свет, без которого разумная тварь, все мы, люди, – жить не можем истинною духовною жизнию, не в силах осуществить на земле свое человеческое на­значение. Без этого света никто из людей не до­стигнет величия, счастия и благополучия. Без этого света Христова мы не можем быть ни истинно про­свещенными, ни истинно интеллигентными, ни истин­но свободными. Вне христианства нет истинных героев добра, нет высших подвигов добродете­ли, нет истинного прогресса в смысле стремления к высшему совершенству и богоподобию в личной жизни, и в смысле устроения царствия Божия – в общественной и государственной жизни народов зем­ли. Те, кои не будут озаряться и согреваться этим светом, не могут быть истинными братьями и меч­тать о всеобщем равенстве людей. Истинная лю­бовь, связующая во едино людей, согревающая же­стокие сердца, сила, которая двигает жизнь мира к совершенству, явилась во всей полноте в мире толь­ко чрез Христа, в христианстве. „Во свете Твоем, Христе, узрим свет”, можем мы слышать еже­дневно молитвенные слова песни церковной.

Ныне этот свет с нами. „Пока Христос в мире, Он свет миру”. Мы именуемся христианами, т. е. верующими во Христа, и „должны веровать во свет, чтобы не объяла нас тьма, ибо ходящий во тьме не знает, куда идет” (Иоан. 12, 35). Мы должны знать, куда нам идти. Путь жизни нашей должен быть ярко освещен, чтобы нам можно было уверенно идти к цели, не спотыкаясь и не блуждая по распутиям, а прямо направляться в ти­хую пристань, в царство света и блаженства, исти­ны и радости. Христос, — Солнце мира духовного и указует нам путь жизни во св. Евангелии Своем. Он „просвещает всех”, открывает и сообщает высшее знание, истинный смысл жизни мира вообще и каждого человека, в частности. Чрез воплощение в жизни евангельского учения, чрез исполнение за­поведей Христовых человек благодатию Божией достигает не только истинного знания, но и высшей свободы духа, становится истинно свободным, счаст­ливым и довольным.

Не об этом ли свете сказал Христос учени­кам своим и всем последователям своим: „да просветится свет ваш пред человеки”?.. Не об этом ли свете Христовом, свете веры в Живого, Личного Бога, Бога любви, Праведного Судии и Мздовоздаятеля, свете благочестивой, добродетельной жизни, мы должны громко взывать и словом уст­ным, и печатным, и своею жизнию: „побольше све­та", ибо в нем все: и сила духовной жизни, и сво­бода, и высшее благо, и счастье человека. Да, именно этот свет и должен светить всем, сидящим во тьме неведения, чрез нашу жизнь. Озаряемые лу­чами этого света божественного люди и народы устрояют светло и радостно свою жизнь как лич­ную, семейную, так и общественную и государствен­ную. „И пойдут царие светом и языцы (народы) светлостию (Христа)” – пророчествовал Исаия за много лет до Христа (Ис. 60, 3).

Ублажаемые и воспоминаемые ныне нами Свя­тители всероссийские Петр, Алексий, Иона и Фи­липп – были светочами земли Русской. Они явились в нашем православном отечестве как светильни­ки, поставленные на свещнике, светло горящие своею верою, любовию и подвигами, да светят и указуют путь правой жизни всем, находящимся в храмине и ограде православной церкви. Со времен детства своего эти святители стремились к свету жизни Христу-Богу; со дней юношеских они учились „ходить во свете" Евангелия Христова. Оставивши мирскую жизнь и удалившись в места благочестия и святости, они удивляли всех ревностным исполне­нием обетов молитвы, самоотречения, целомудрия и труда. С усердием стремились они к высшей цели жизни, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе (Фил. 3, 14). Они и достигли этого звания. Они сделались потом истинными Архипастырями, самоотверженно несшими крест, волею Божией возложенный на них. Служа Богу, они с самоотрече­нием служили и ближним. С полною уверенностью можно сказать, что целые сонмы наших соотечественников, озаряемые светом их добродетельной жизни, оставили погибельный путь греха и порока и взошли по лествице добродетелей в царство Божие. Удостоверено историей, что, одушевляемая верою в Бога, любовь их к ближнему и отечеству имела ве­личайшее влияние на благоустроение жизни обществен­ной и государственной. Св. Алексий митрополит враждовавшим в то время русским князьям писал послания, призывал к миру и любви. Как отец, как старший брат, как близкий друг – при­зывал он всех и каждого жить благочестиво и исполнять заповеди Христовы. Два раза он был в темной и вражеской орде татарской как ходатай за спасение своей родины. Святая жизнь его и исцеление слепой жены хана обаятельно действовали даже на темных и фанатичных татар и спасли отечество наше от полного разрушения. Св. Иона не­обыкновенною силою нравственного авторитета и свя­тостью жизни пресек в корне смуты и кровопро­лития и спас государство от падения. Он же рев­ностью о Господе обратил тысячи неверующих язычников ко Христу и указал им путь в Царство Небесное. Святитель мученик Филипп положил ду­шу свою за паству. И по смерти своей эти святители продолжали светить нашему отечеству, являясь не­бесными покровителями и проявляя любовь свою в чудесных действиях и исцелениях у раки честных мощей их. Св. Церковь именует их „истинными хранителями апостольских преданий, столпами непоколебимыми, православия наставниками”. Эти святители зем­ли Русской действительно были ярко светящими мая­ками в темной жизни русского народа, в море греха, зла, страстей и бедствий. Они не только освеща­ли во мраке ночи путь к святой, совершенной жиз­ни, но сами деятельным участием христианской люб­ви влекли других по пути в Царство Божие, спа­сали погибающих. Дела их добрые все видели, и славилось имя Божие не только среди русских христиан, но и среди других разноплеменных, боль­шею частию язычествующих, насельников нашего отечества. У всех этих святителей русских была одинаково твердая, непоколебимая вера в Бога и Его святые законы и установления, одинаковая пла­менная ревность по вере, одинаковая горячая любовь к ближним и своему дорогому отечеству, любовь, заставлявшая подвергать жизнь свою опасностям, чтобы спасти ближнего и дорогую родину.

Всем, ревнующим ныне о просвещении нашего народа русского, стремящимся скорее ввести всеоб­щее обучение и распространить среди народных масс научные: знания, следует твердо помнить, что одно образование, одни знания, без воспитания в народе веры в Бога, страха Божия, без укрепления в нем идеалов святой жизни, жизни „по Божьи “, не могут сделать народ наш сильным, истинно просвещенным, счастливым и довольным. Русь святая. Это говорит о том, что русский народ с самой колыбели жизни своей ставил первым идеалом – достижение святости жизни, и особенно чтил, благо­говел пред теми, кто жил свято, „по Божьи”. По этому идеалу строилась жизнь личная, семейная, об­щественная и государственная. С точки зрения это­го идеала ценилось и просвещение, грамотность, обра­зование. Созидавшие и строившие наше отечество твердо помнили, что „свет Христов просвещает всех”, что „во свете Христа мы можем узреть свет жиз­ни, смысл и цель, и разум жизни народов мира и каждого из нас в частности”.

В настоящий радостный для сердца русских людей день Тезоименитства Наследника Российского престола - вознесем усердные молитвы к Богу, – Благодателю нашему, чтобы Он, по молитвам Тезоименитого Государю Наследнику Святителя Алек­сия, помог Царственным Родителям воспитать своего царственного сына в вере и благочестии, и пламенной любви к ближним и родному отечеству, воспитать по тому идеалу святости жизни, который лелеет и хранит еще в заветах своих наш русский народ православный. Аминь.

Ректор Семинарии Архим. Мефодий.

Уфимские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный. № 23 (1 декабря 1909 г.) Год 31. С. 1173-1179.

[1] Колос. 1, 15; Евр. 1, 3.

[2] Ин. 14, 6. – Ред.

Об авторе. Священномученик Мефодий (Красноперов), епископ Петропавловский, викарий Омской епархии еще до ревоюлции не только произносил громкие речи, – он не боялся «идти в народ». Подобно святому праведному Иоанну Кронштадтскому Он стал миссионером городского «дна». Вместе с учениками-семинаристами стал проводить регулярные беседы в городском ночлежном доме, совершал там молебны, всенощные, раздавал грамотным книги и брошюры о вере и Церкви, отвечал на вопросы людей. Владыка уделял много сил борьбе с алкоголизмом, помогал работе епархиального Общества трезвости, повсюду стремился раздавать брошюры против пьянства. В годы его служения число людей, пожелавших вступить в братство трезвенников, резко возросло и составило более 400 человек. Священномученик Мефодий был зверско убить 17 февраля (4 февраля ст.ст.) 1921 года не тайно, «под покровом ночи», но наоборот среди белого дня, на городской площади при огромном стечении народа. Когда красноармейцы закалывали беззащитного епископа Мефодия штыками, за Владыку никто не вступился. Стоявший рядом народ безмолвствовал… Уже мертвому владыке убийцы нанесли еще несколько штыковых ран, а затем в одну из ран вонзили крест. Похоронить владыку по-христиански никто в Петропавловске не счел необходимым. Место захоронения епископа Мефодия до сих пор неизвестно. Священномученик Мефодий был прославлен в лике святых сонма Новомучеников и Исповедников 1981 году Русской Православной Церковью Заграницей.


Рубрики:

Популярное:

Церковный календарь:

© Церковный календарь



Подписаться на рассылку:





КАНОН - Свод законов православной церкви