• Епископ Михаил (Грибановский) – В ЧЕМ СОСТОИТ ЦЕРКОВНОСТЬ?

     

    Из речи епископа таврического и симферопольского Михаила (Грибановского) на заседании Братства Пресвятой Богородицы 14 декабря 1886 года.

     

    МЫСЛЬ О ЦЕРКОВНОСТИ только еще весьма недавно стала привлекать к себе общественное внимание и до сих пор очень мало выяснена и того меньше понята. Каждый из ее друзей и врагов влагает в нее такое содержание, какое ему заблагорассудится. В различных сферах она обращается в совершенно различной окраске и вызывает самые противоположные взгляды и суждения. Посильно при всяком удобном случае уяснять великую идею церковности составляет нравственный долг ее носителей и защитников.

    Самые общие, самые основные понятия церковности еще весьма смутно и в виде каких-то неопределенных и разрозненных теней предносятся пред нашим общественным сознанием. Наиболее ясно и распространенно то понимание церковности, по которому она обнимает собою внешнюю богослужебную и обрядовую сторону нашей православной веры. Такое понимание привилось к нам потому, что, во-первых, весьма легко и наглядно, а во-вторых, взятое само по себе, неоспоримо верно, поскольку обрядность составляет необходимую и существенную принадлежность православия. Но и защитники, и противники этого понимания всегда должны помнить, что оно далеко не исчерпывает всего содержания понятия церковности; последнее несравненно богаче и неизмеримо выше, так как обнимает, кроме внешней, и внутреннюю сторону церковной жизни.

    19 October 2016 читать далее

  • ОБЯСНЕНИЕ МОЛИТВЫ ГОСПОДНЕЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ (ДЕТСКОЕ БОГОПОЗНАНИЕ).

    ОБЯСНЕНИЕ МОЛИТВЫ ГОСПОДНЕЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ (ДЕТСКОЕ БОГОПОЗНАНИЕ).

    Как хорошо всем живется летом, когда солнышко высоко поднимается над землёй и поэтому крепко нагреваетъ её! Как тогда приятно детям в длинные теплые дни бегать по полям, по лугам, по лесам в одних рубашонках среди зеленой травы, цветов, колосистой ржи и слушать звонкое пение жаворонков в полях и других птичек в рощах и садах, а в жару еще и купаться в прудах и речках! Летом можно даже жить не в доме, а в лесу и в поле, и питаться лесными ягодами, орехами, грибами, приготовляя себе обед на костре.

    Но после теплого, а то и жаркого лета наступает холодная, сырая осень, потому что солнце подымается над землей ниже, чем летом, а поэтому и нагревает землю слабее, чем летом, оттого что низкие солнечные световые лучи больше скользят по земле, чем нагревают её; птички улетают в теплые страны, поля пустеют, листья на деревьях желтеют и осыпаются. Солнце подымается над землёй все ниже и ниже, а потому на земле становится все холоднее и холоднее; дни делаются все короче, наконец, наступает морозная зима, когда в полях и в лесах кроме снега ничего нет; все прячутся в теплые помещения, и уж не смеют думатъ ни купаться, ни бегатъ по полям. Зимой кормиться можно только запасами того хлеба, который собрали за лето, и до нового лета кормиться больша нечем.

    17 October 2016 читать далее

  • «НА ВСЯКОЕ ВРЕМЯ И НА ВСЯКИЙ ЧАС». (Краткие размышления на «молитвы молебныя, числом двадесятим четырем, часом дневным и нощным, святаго Иоанна Златоустаго»)

    Молитвенный подвиг свят. Иоанна Златоуста

     

    «Непрестанно молитеся» (1 Сол. 5, 17), завещал нам св. Апостол Павел. Памятуя сие, великий святитель Христов Иоанн Златоуст, сам непрестанно пламеневший духом и выну имевший очи свои ко Господу, излил молитвенные воздыхания души своей в двадцати четырех кратких молитвах, определив их на каждый час дня и ночи. Последуем и мы за Святителем, и потщимся вникнуть в смысл и значение сих воздыханий ко Господу, кратких с внешней стороны, но богатых врутренним содержанием и многозначительных по силе и глубине покаянного в них чувства, исходящего от сердца сокрушенного и смиренного, взывающего к Творцу своему: «из глубины воззвах к Тебе, Господи!».

    15 October 2016 читать далее

  • Преподобноисповедник иеромонах Серафим (Сангушко-Загоровский), Харьковский (Память 30 сентября/13 октября)

     

    Сегодня память старца Николая Сангушко-Загоровского. Он преставился 30 сентября /13 октября 1943 года. Это был исповедник, замечательный проповедник, молитвенник, чудотворец, прозорливый старец. Святой Новоисповедник Иеромонах Серафим происходил из старинного княжеского польско-украинско-литовского рода Сангушко-Загоровских. Был духовным чадом оптинского старца преп. о. Анатолия (Потапова), по благословению коего принял священнический сан. До революции служил в г. Харькове, где пользовался необычайной популярностью и почитанием у простого народа. Советскую власть категорически отказался признавать, считая ее богоборческой и антихристианской. Говорил, что он служит Единому Богу и никому больше. За это его бросили в тюрьму. Декларации митр. Сергия (Страгородского) не принял. Служил тайно, на дому. Был одним из столпов Катакомбной Истинно-Православной Церкви, руководил катакомбным женским монастырём. В годы войны немецкие солдаты были так поражены видом старца, непрестанно пребывавшего в молитве, что снимали сапоги, входя в его комнату, чтобы не потревожить молящегося. С наступлением советов вынужден был эмигрировать, ибо, как вспоминает Архим. Нектарий (Чернобыль): «большевиков он не был в силах снова увидеть, когда он переезжал границу своего отечества, то горько заплакал… А вскоре с ним случился удар, и его положили в больницу, где он прожил всего несколько дней. Всё произошло так, как он описал свою смерть в одном стихотворении, написанном двадцать лет назад, в бытность его в Петрограде... Батюшка, который не отличался особой красотой при жизни, на смертном одре был более чем прекрасен. Лик его носил отпечаток нездешнего мира, непередаваемой словами красоты».

    13 October 2016 читать далее

  • Святитель Архиепископ Иоанн (Максимович) – Прославление святых угодников Божиих. (Памяти обретения мощей Святителя в 1993 г.).

     

    Святость есть не просто праведность, за которую праведники удостаиваются наслаждением блаженства в Царстве Божием, но такая высота праведности, что люди настолько наполняются благодати Божией, что она от них течет и на тех, кто с ними общается. Велико их блаженство, происходящее от лицезрения славы Божией. Будучи преисполнены и любви к людям, происходящей от любви к Богу, они отзывчивы на людские нужды и на их моления и являются ходатаями и предстателями за них пред Богом.

    11 October 2016 читать далее

  • ПАМЯТЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ПЕТРА, МИТРОПОЛИТА КРУТИЦКОГО, МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЯ ПАТРИАРШЕГО ПРЕСТОЛА.

    ПАМЯТЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ПЕТРА, МИТРОПОЛИТА КРУТИЦКОГО, МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЯ ПАТРИАРШЕГО ПРЕСТОЛА.

    Патриарх Тихон и Митрополит Петр 

    Священником стал в 58 лет, через год после революции. Друг и ближайший соратник Патриарха Тихона. На протяжении 11 месяцев — фактический глава Церкви на воле, а потом в течение более 10 лет сохранял свои обязанности, находясь в тюрьмах и ссылках. Много лет заключенный в одиночной камере — без общения, без дневного света. Архипастырь, отпетый заочно задолго до своей смерти. Расстрелян 10 октября 1937 года.

     

    В начале декабря 1925 года, незадолго перед арестом (с ночи 9 на 10 декабря 1925 года в день памяти иконы Божией Матери, именуменой «Знамение»), уже ясно предчувствуя его, священномученик Петр, митрополит Крутицкий и Коломенский, Местоблюститель Патриаршего Престола решил изложить свою позицию первоиерарха — какие задачи он ставит в своём церковном управлении и как смотрит на него и на свой долг перед паствой, писал:

    10 October 2016 читать далее

  • «НѢТЪ СОМНЕНІЙ, СВЯТАЯ РУСЬ НЕ УМЕРЛА. НО ЖИВА ЛИ РОССІЯ?» (Г. Н. Юренев, «Отечетсво», 1918)

    М. Нестеров, Святая Русь

    Предлагаем нашим боголюбивым читателям познакомиться с патриотической статьей «Отечество», напечатанной впервые в журнале «Витебское церковно-общественное слово» в 1918 году. Хочется еще напомнить читателям, что явление русскому православному народу Державной Иконы Божией Матери произошло в день отречения от Престола Царя-Мученика Николая Александровича 2/15 марта 1917 года. Икона не случайно получила название «Державной», т. к. Царица Небесная была изображена на этой иконе как Царица земная. Тем самым икона эта свидетельствует о том, что от России Царская Власть (Монархия) не отобрана , а только по просьбе Царя Мученика передана самой Пресвятой Богородице. А потому Москва остается все-таки еще Третьим Римом. Поэтому автор этой статьи ошибается, утверждая, будто царской власти в России не стало. Вот что пишет об этом в своих воспоминаниях проф. И. Андреевъ: «Зная исключительную силу вѣры и молитвы Государя Николая Втораго и Его особенное благоговѣйное почитаніе Божіей Матери (вспомнимъ Соборъ Ѳеодоровской иконы Божіей Матери въ Царскомъ Селѣ), — мы можемъ не сомнѣваться въ томъ, что это Онъ умолилъ Царицу Небесную взять на Себя Верховную Царскую власть надъ народомъ, отвергшимъ своего Царя-Помазанника. И Владычица пришла въ уготованный Ей всей русской исторіей «Домъ Богородицы», въ самый тяжкій моментъ жизни богоизбраннаго народа, въ моментъ его величайшаго духовнаго паденія, и приняла на Себя преемство власти державы Россійской, когда сама идея Православно-Самодержавной народной власти была попрана во имя самовластія сатаны. Потому и строгъ, и суровъ, и скорбенъ взглядъ ЕЯ дивныхъ очей, наполненныхъ слезами гнѣва Божественной и материнской любви; потому и пропитана мученической русской кровью ЕЯ царская порфира и алмазныя слезы русскихъ невинныхъ мучениковъ украшаетъ ЕЯ корону. Символъ этой иконы ясенъ для духовныхъ очей: черезъ неисчислимыя страданія, кровь и слезы, послѣ покаянія, Русскій народъ будетъ прощенъ и Царская власть, СОХРАНЕННАЯ САМОЙ ЦАРИЦЕЙ НЕБЕСНОЙ, будетъ Россіи несомнѣнно возвращена». («Православная Жизнь» №7. Іюль 1962 года. С. 14-15.) - Ред.

     

    ОТЕЧЕСТВО.

    Когда-то славянофилы считали, что Россія держится на идеѣ, выраженной трехчленной формулой: «Вѣра, Царь, Отечество» (православіе, самодержавіе, народность).

    Съ отреченіемъ Николая II среднее звено этой цѣпи выпало; монар­хическій строй сменился у насъ формой правленія, возглавляемой Временнымъ Правительствомъ, которое въ сентябрѣ 1917 г., чтобы уничтожить неопредѣленность, провозгласило Россію федератив­ной демократической республикой; при этомъ всякая агитація за монархическій строй была объявлена запрещенной и преслѣдуемой революціонными мѣрами. Послѣ октябрьской революціи пропа­ганда демократической республики считается направленной про­тивъ установившегося коммунистическаго строя. Учредительное Собраніе, созванное на основѣ наиболѣе демократическаго закона, какой знали законодательства Европы и Америки, признано неотвѣчающимъ настроеніямъ широкихъ массъ Россіи, и существованіе его прервано черезъ 13 часовъ послѣ рожденія (5–6 января). Съ нимъ уни­чтожили еще одинъ «буржуазный» предрассудокъ…

    Но не о политическихъ проблемахъ хочется говорить. – Живы ли въ душѣ русскаго человѣка его старая вѣра и любовь къ отечеству?

    09 October 2016 читать далее