• Имябожие – древняя ересь.

    Прелесть обольщения - сатана представляющийся в видне ангела света пустынножителю.

     

    Пояснение от Ред.: Один из зарубежных богословов архиеп. Серафим (Соболев) в 30-х годах 20-го века дал детальную богословскую критику «имябожнического» учения в своей работе против софиологии Вл. Соловьева, о. Сергия Булгакова и о. Павла Флоренского. В этой работе «Новое учение о Софии Премудрости Божией» (София 1935) три главы (№ 18, 19, 20) посвящены опровержению учения «имябожников», ибо для о. Сергия и о. Павла «софиология» и «имябожничество» находились в тесной связи друг с другом. Для архиеп. Серафима имябожие – древняя ересь евномиан (от ересиарха Евномия), которую Вселенский II Собор (381) анафематствовал. Следует заметить, что автор этой труда, после Второй Мировой Войны (как многие другие русские эмигранты) прельстился мнимой свободой в СССР, учинил непослушание Архиерейскому Собору РПЦЗ и своему Первоиерарху блаж. Митр. Анастасию (Грибановскому), самочинно перешел в Московскую Патриархию. Тем не менее этот труд остается и поныне полезным материалом по православному богословию. Предлагаем нашим благосклонным читателям познакомится c весьма ценным и интересным трудом.

    Книга полностью выложена здесь >>> (PDF)

    Содержание:

    09 сентября 2016 читать далее

  • ИПЦ о «старцах»: Почему истина выше церковного авторитета?

     

    Теперь о «старцах». Почему истина выше церковного авторитета? Соборный даже авторитет опирается на признание его церковной совестью. Вы знаете, что были многие соборы и многочисленные, но они не приняты Церковью. Мы не признаем, подобно католикам, догмат непогрешимости человека, даже главы Церкви – папы. И это правильно. Но думается, что некоторые из них идут дальше католиков и хуже их, ибо признают и создают новый догмат непогрешимости своих старцев и духовных отцов, архиереев или священников. Это уже никуда не годится – хуже католиков. И что еще хуже – духовные отцы это приемлют и даже культивируют. Нет, вера каждой души не заключается в слепом послушании внешнему авторитету, а в личном исполнении церковного долга – хранении истины и соблюдении заповедей, ради которых внешнее все должно подчиниться правде. Ясно, что надо различать руководство в духовной жизни и дело личного спасения. Заметьте во 2 и 3 главе Апокалипсиса пишет Господь церквам через епископов, как руководителей церковной жизни, но наказания и награды исходят от Самого Господа, помимо епископов, каждой душе отдельно. Поэтому получат спасение отдельные души в церквах плохого состояния (но православных), т.е. отдельные души не погибнут со всеми, и слышат угрозы дурные души в хороших церквах, т.е. не спасаются со всеми. На этом простите. Если найдете нужным, можете писанное прочитать и сообщить желающим.

    Из машинописного сборника "Дело митрополита Сергия". Документ номер 95. Письмо изгнанников с Ангары. (Весна 1928 года) // ГАРФ. Фонд 5919, опись 1, дело 1, лист 271.

    07 сентября 2016 читать далее

  • Протоиерей Лев Лебедев – Символика Православного Храма (Курск 1990).

     

    Протоиерей Лев Лебедев, Символика Православного Храма, Курск 1990.

     

    Книга полностью выложена здесь >>> (PDF)

     

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    Предлагаемая благосклонному читателю книга является опытом предварительного начертания по существу новой богословской науки, которую можно обозначить как Православная теория образа, эта наука рождается на стыке догматического богословия и литургики. До сих пор некоторые (далеко не все!) церковные предметы и символы, облачения духовенства вкратце истолковывались у нас в различных учебных пособиях по литургике, что вполне уместно и естественно. Однако в этих толкованиях отсутствовало объяснение многих "второстепенных" предметов и главное не было достаточного теоретического обоснования необходимости вещественных образов и символов в церковной жизни, никак не выявлялась духовно-таинственная природа образа в самом широком смысле этого слова. А потому оказывалось не вполне ясным, являются ли образы и символы Церкви существенно необходимой стороной Православной веры, или это нечто "условное", чисто человеческое, "иллюстративное", нечто такое, без чего вполне можно и обойтись... Последнее дало возможность современному "православному" экуменизму и модернизму утверждать, что весь образно-символический строй (то есть, по существу, вся литургическая жизнь Церкви) не является принципиальным и фундаментальным основанием Православия.

    05 сентября 2016 читать далее

  • О. Серафимъ Роузъ, О трезвомъ отношенiи къ епископамъ

    05 сентября 2016 читать далее

  • Почему у православных нет своего папы?

    05 сентября 2016 читать далее

  • Протоиерей Лев Лебедев, Заметки по пастырскому богословию, Сан-Франциско 1999.

     

    Протоиерей Лев Лебедев, Заметки по пастырскому богословию, Сан-Франциско 1999, 158 с.

     

    Книга полностью выложена здесь >>> (PDF) или (WORD)

    Перед читателем весьма ценный, интересный и живой труд покойного курского протоиерея Льва Лебедева «Заметки по пастырскому богословию». Несколько десятилетий не издавались пособия по пастырскому богословию на русском языке. Известны классический труд митрополита Антония (Храповицкого) «Учение о пастыре, пастырстве и об исповеди» (переиздан заграницей в 1966, а в России - в 1995); «Православное пастырство» протопресвитера Георгия Шавельского (София, 1930): «Православное пастырское служение» архимандрита Киприана Керна (Париж, 1957); «Пастырское богословие» архимандрита Константина Зайцева (Джорданвилл, 1961) и «Уроки по пастырскому богословию» протопресвитера Василия Бощановского (Джорданвилл, 1961). Но все эти труды были изданы более чем 30 лет тому назад.

    Труд протоиерея Льва Лебедева, главная часть которого написана в 1988-1989 годах, - небольшого объема и разделен на две части: первая - теоретическая, а вторая - богословское обоснование жизни и служения пастыря. Заметки о. Льва первоначально были опубликованы по главам в журнале воспитанников Свято-Троицкой духовной семинарии «Русский пастырь», а теперь, по просьбе многочисленных читателей журнала, мы издаем их отдельным тиснением. Отец Лев учитывает многие современные явления, с которыми пастырю приходится сталкиваться. Его наблюдения и мысли одновременно и очень современны (в лучшем смысле этого слова), и укоренены в святоотеческих традициях святого православия. В «Заметках» чувствуется, что автор не только сделал определенные наблюдения и выводы, но что он сам «пропустил через горнило своего ума и переработал в лаборатории своего сердца» (выражение проф. В. Ф. Певницкого) все, о чем он пишет. Его слова согреты светом и теплом личного опыта и это придает ему особую силу. Один священник нам поведал, что после прочтения главы о личной жизни из пастырских заметок о. Льва, где идет речь и молитвенной жизни пастыря, его отношение к молитве совершенно изменилось.

    04 сентября 2016 читать далее

  • ЧТЕЦАМ И ПЕВЦАМ О ЦЕРКОВНОМ ЧТЕНИИ. ТРИ СТЕПЕНИ ХОРОШЕГО ЦЕРКОВНОГО ЧТЕНИЯ: ПРАВИЛЬНОСТЬ, ТОЛКОВОСТЬ, УМИЛИТЕЛЬНОСТЬ (1911)

    ЧТЕЦАМ И ПЕВЦАМ О ЦЕРКОВНОМ ЧТЕНИИ. ТРИ СТЕПЕНИ ХОРОШЕГО ЦЕРКОВНОГО ЧТЕНИЯ: ПРАВИЛЬНОСТЬ, ТОЛКОВОСТЬ, УМИЛИТЕЛЬНОСТЬ (1911)

    Великая важность церковного чтения заключается в том, что оно составляет значительную часть Богослужения, которое есть выражение нашего духовного общения с Богом, частью молитвенного, частью священнотаинственного. Из сего открывается, что церковное чтение должно быть совершеннейшим и наилучшим, насколько Бог выше и совершеннее всего, и насколько отношения наши к Богу должны во всем быть запечатленными самыми высокими качествами и свойствами.

    03 сентября 2016 читать далее