Въ какихъ ризахъ служитъ Пасхальную Полунощницу?

Правильно ли начинать и служить пасхальную полунощницу въ траурныхъ черныхъ ризахъ послѣ того какъ въ Великую Субботу чтеніе Евангелія на литургіи полагается, по уставу, въ свѣтлыхъ ризахъ? – Отвѣтъ на этотъ вопросъ вытекаетъ изъ самой сущности праздника Пасхи и пасхальной службы. Въ Евангеліи повѣствуется, что воскресеніе Господа совершилось въ полночь. Поэтому съ первыхъ временъ христіанства литургія великой субботы начиналась къ вечеру съ пѣніемъ пѣсней въ честь наступающаго дня и оканчивалась далеко по захождепіи солнца.

Въ совершеніи этой литургіи происходило нѣчто особенное: послѣ чтеній паремій, которыя возводятъ мысль христіанина къ созерцанію пророчествъ и прообразовъ о Христѣ о возстановленіи человѣка силою смерти и воскресенія Iисуса Христа, и о Славѣ Христовой Церкви, – послѣ торжественнаго вступленія изъ крещальни въ храмъ съ возженными свѣчами и въ бѣлыхъ одеждахъ новокрещенныхъ, сопровождаемыхъ патріархомъ или епископомъ, при пѣніи: Елицы во Христа крестистеся, и послѣ чтенія Апостола, читаемаго при крещеніи младенцевъ, совершалось пѣніе 87 псалма съ припѣвомъ: Воскресни Боже, суди земли... Безмолвный отвѣтъ на это пѣніе происходилъ въ алтарѣ, гдѣ священнослужители въ это время перемѣняли свои темноцвѣтныя (на востокѣ червленыя, – черный цвѣтъ проникъ къ намъ съ Запада) одежды на бѣлыя въ знакъ того, что съ чтеніемъ Евангелія, которое повѣствуетъ о чудѣ воскресенія Господа, занимается уже заря свѣтлаго пасхальнаго праздника. Съ тѣхъ поръ темныя одежды отлагаются. Хотя въ древнихъ уставахъ о томъ нѣтъ свѣдѣній, но въ обрядникѣ Константинопольскаго двора, напр. въ обрядникѣ Константина Богрянороднаго говорится: когда чтецъ въ церкви запоетъ: Воскресни Боже... внѣшнія покрывала снимаются и являются только золотыя; тогда и императоръ является въ одеждахъ золотыхъ. Изъ эгого видно, что въ древней Константинопольской церкви былъ обычай все облачать во время пѣнія сказаннаго стиха въ одежды бѣлыя и золотыя, и священнослужители дѣлали тоже. Обѣдня оканчивалась поздно вечеромъ. И такъ какъ въ церкви былъ общій обычай не спать всю ночь и не расходиться изъ храма послѣ субботней литургіи въ трепетномъ ожиданіи наступленія пѣсней Воскресенія, то въ концѣ литургіи было освященіе хлѣбовъ, вина и елея, которыми вѣрующіе подкрѣпляли свои силы на подвигъ молитвъ радости и торжества. Прочтите и нынѣшній богослужебный уставъ и увидите, что между субботней литургіей и свѣтлой заутреней есть неразрывная связь и въ томъ отношеніи, что вѣрующіе обязаны бодрствовать до полночи и не расходиться изъ церкви. О томъ же говорится и въ постановленіяхъ Апостольскихъ: «съ вечера до пѣнія пѣтуховъ, собравшись вмѣстѣ въ церковь, бодрствуйте и во время бдѣнія, вознося молитвы къ Богу читайте законъ, пророковъ, псалмы до пѣнія пѣтуховъ, наконецъ окрестивши у себя оглашенныхъ, прочитавши Евангеліе съ благоговѣніемъ и страхомъ и сказавши поученіе – отложите свою печаль». Нужно ли къ этому прибавлять, что въ этихъ словахъ апостольскихъ постановленій есть указаніе на субботнюю литургію, что на свѣтлой утрени нѣтъ потому чтенія Евангелія о воскресеніи Господа, что оно прочитано на предшествовавшемъ богослуженіи, что сама свѣтлая заутреня есть продолженіе и окончаніе той свѣтлой и радостной вѣсти Воскресенія, которая началась съ минуты чтенія Евангелія на предшествовавшей литургіи. Потому-то уставомъ указано въ началѣ свѣтлой заутрени облачаться священно-служащимъ во весъ свѣтлѣйшій санъ, потому-го бодрствовавшіе въ храмѣ обязаны были одѣваться въ чистыя бѣлыя одежды, потому-то еще до полуночи какъ въ храмѣ такъ и внѣ храма начиналось богатое освѣщеніе – «море свѣта» по выраженіямъ свв. отцовъ.

Въ уставѣ церковномъ нигдѣ нѣтъ указанія на то, что полунощницу нужно служить въ траурныхъ ризахъ. Послѣдній обычай кое-гдѣ остался у насъ – какъ наслѣдіе уніи, которая въ нашемъ краѣ потрясла чинъ богослуженія до корня и Великую Субботу низвела въ разрядъ заурядныхъ дней; часто, очень часто церкви весь день Великой Субботы до утра Пасхи оставались закрытыми, и священники уніатскіе начинали службу Пасхи полунощницей въ черныхъ ризахъ, выражая тѣмъ плачь священный у гроба Спасителя. Но и сама полунощница, хотя и состоитъ изъ канона Великой Субботы, оканчивается торжественною пѣснію въ честь Воскресшаго Господа: Егда снисшелъ еси къ смерти, Животе безсмертный. Ее принято вездѣ на Руси и на Востокѣ совершать не въ траурныхъ ризахъ. Иногда она отдѣляется на извѣстное время отъ Свѣтлой Утрени, но и тогда – будетъ ли совершаться въ епитрахили или въ ризѣ и даже въ подризникѣ – послѣднія бываютъ не темнаго, а бѣлаго цвѣта. Так, обр. отвѣтомъ на предложенный вопросъ будетъ: поступаютъ неправильно и въ противорѣчіе духу наступающаго Свѣтлаго праздника тѣ, кои служатъ полунощницу предъ Пасхальной Утреней въ траурныхъ ризахъ. (Лит. Еп. Вѣдом. 1894.)

«Подольскія Епархіальныя Вѣдомости». 1895. № 7. Ч. Неофф. С. 136-137.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:

Церковный календарь:

© Церковный календарь



Подписаться на рассылку: