Разясненіе Святейшаго Патриарха Мовсковскаго Тихона о каноническомъ порядкѣ въ дѣлахъ провозглашанія автокефаліи (1917)

Вопрос об отделении части Поместной Церкви и обретении ей автокефалии не теряет актуальности и в наши дни. Предлагаем ознакомиться с мнением свт. Тихона, патр. Московского о возможностях и условиях этого обретения. - Ред.

По каноническому порядку требуется согласіе и разрѣшеніе киріархальной церкви на автокефалію другой помѣстной церкви, которая подчинялась прежде ея юрисдикціи. Обыкновенно та церковь, которая ищетъ независимости, обращается съ просьбою къ киріархальной церкви и, на основаніи данныхъ политическаго и церковнаго характера, испрашиваетъ ея согласія на полученіе автокефаліи. Просьба обращается отъ имени какъ церковной и гражданской власти страны, такъ и отъ народа, съ ясно выраженнымъ заявленіемъ о всеобщемъ и единодушномъ желаніи получить церковную независимость. Такъ было въ Греціи, Сербіи и Румыніи, но не такъ было въ Болгаріи, гдѣ возникла хорошо намъ извѣстная схизма, и, къ сожалѣнію, не такъ было и въ Закавказьѣ въ 1917 году.

Каноническій порядокъ еще требуетъ, чтобы киріархальная церковь на своемъ Соборѣ добровольно и на основаніи положительныхъ и безспорныхъ данныхъ признала правильнымъ и законнымъ ходатайство того или иного народа или области о церковной независимости, обсудила его во всѣхъ подробностяхъ и путемъ соборнаго рѣшенія провозгласила данную церковную автокефалію. Объ этомъ издается особое соборное опредѣленіе, которое киріархальною церковью и сообщается церкви, ищущей автокефаліи. О томъ же киріархальная церковь особымъ посланіемъ извѣщаетъ и всѣ православныя помѣстныя автокефальныя церкви, дабы всѣ онѣ вошли въ каноническое общеніе съ новою помѣстною автокефальною церковью. Вообще, только Соборъ киріархальной церкви можетъ даровать независимость той или иной помѣстной церкви, безъ Собора же киріархальной церкви всякіе акты провозглашенія церковной независимости признаются недѣйствительными и не имѣющими канонической силы. Въ этомъ состоитъ коренное требованіе церковно-каноническаго порядка и традиціи Вселенской Православной Церкви. Если это требованіе не соблюдается, Церкви угрожаетъ схизма. Церковная автокефалія не можетъ быть пріобрѣтена ни въ силу соборнаго опредѣленія только той церкви, которая ищетъ автокефаліи, ни въ силу постановленія гражданской власти. Такъ, церкви Элладская и Румынская, первоначально объявившія свою независимость лишь по опредѣленію мѣстныхъ соборовъ, должны были потомъ искать своей автокефаліи лишь отъ Константинопольской церкви. Съ другой стороны, султанскій фирманъ 1870 года не далъ Болгарской церкви общепризнанной во Вселенской Церкви автокефаліи. И было бы ошибкою полагать, что Грузинская церковь, какъ имѣвшая до присоединенія Грувіи къ Россіи независимость, находатся на особомъ и исключительномъ положеніи въ дѣлѣ возстановленія своей автокефаліи. И церкви Сербская и Болгарская прежде были независимы, однако въ XIX вѣкѣ онѣ, какъ потерявшія свою древнюю автокефалію и находившіяся подъ юрисдикціей Константинопольской церкви, искали своей независамости отъ этой послѣдней, — одна каноническимъ порядкомъ, а другая противоканоническимъ. И епархіи Закавказья, какъ болѣе столѣтія входившія въ составъ Русской церкви, должны въ дѣлѣ пріобрѣтенія независимости подчиниться общему каноническому порядку.

Изъ посланія къ епископамъ Грузинскаго Экзархата, отдѣлившимся отъ Русской Православной Церкви отъ 29 декабря 1917 года. // Церковныя вѣдомости. № 3-4. 31 января 1918 года. С. 1-2.


Рубрики:

Популярное:

Церковный календарь:

© Церковный календарь



Подписаться на рассылку: