Предѣлы Кіевской митрополичьей епархіи въ XIII-XVI вв.

Собор Киевских Святителей

Предѣлы епархіи Кіевскаго митрополита до половины XIII в. не могутъ быть установлены съ точностью. Вопросъ относительно этого допускаетъ, какъ извѣстно, нѣсколько одинаково вѣроятныхъ предположеній. Въ частности, о предѣлахъ митрополичьей епархіи собственно послѣ перенесенія каѳедры изъ Переяславля въ Кіевъ возможны два преположенія. Можно думать, что митрополиты, пересилившись въ Кіевъ, удовольствовались однимъ только этимъ городомъ. Но, съ другой стороны, возможно и то, что къ епархіи митрополита принадлежала кромѣ Кіева и Кіевская область, которая или находилась въ вѣдѣніи митрополитовъ съ самаго начала, или же была взята митрополитами у епископовъ Бѣлгородскихъ, для которыхъ, послѣ этого, была образована новая епархія.

Какъ-бы то ни было, – во всякомъ случаѣ остается несомнѣннымъ, что до половины XIII в. предѣлы митрополичьей епархіи были очень тѣсны и, можетъ быть, ограничивались Кіевомъ и нѣкоторыми частями нынѣшняго Кіевскаго уѣзда.

Въ періодъ, пожлежащій нашему разсмотрѣнію, мы замѣчаемъ въ этомъ отношеніи иное. Уже въ концѣ XIII в. митрополиты, сохраняя за собою Кіевъ и Кіевскую область, пріобрѣли еще обширную епархію въ сѣверо-восточной Руси, обнимавшую Владиміръ, Нижній Новогородъ, Москву и многіе другіе города. Вмѣстѣ съ этимъ и предѣлы собственно южной епархіи митрополитовъ съ самаго начала разсматриваемаго нами періода стали разширяться, и въ XV в. Кіевская митрополичья епархія была самой обширной изъ всѣхъ епархій.

Это расширеніе предѣловъ митрополичьей епархіи происходило, прежде всего, чрезъ присоединеніе къ области митрополита тѣхъ епархій, которыя были закрыты по какимъ-либо обстоятельствамъ. Такъ, послѣ монгольскаго нашествія были закрыты епископскія каѳедры въ Юревѣ и Бѣлгородкѣ, и епархія Юрьевская и Бѣлгородская перешли въ вѣдѣніе митрополитовъ. Въ XV в. была закрыта Галицкая каѳедра, и Галицкая епархія сдѣлалась также участкомъ епархіи митрополита.

Кромѣ этого предѣлы Кіевской епархіи въ XIII-XVI вв. расширились вслѣдствіе присоединенія къ ней тѣхъ областей, которыя въ этотъ періодъ сдѣлались пріобретеніемъ православія и для которыхъ не было нужды открывать особыхъ, самостоятельныхъ каѳедръ. Такимъ образомъ вошли въ составъ митрополичьей епархіи Вильна, Троки, Гродно и нѣкотрые другіе города.

Митрополичью епархію въ разсматриваемый нами періодъ составляли тѣ земли, изъ которыхъ въ XV и XVI вв. были образованы воеводства Виленское, Трокское, Новогрудское и Кіевское. Къ митрополичьей же епархіи принадлежали Подолія и Галичина во все то время, когда Галицкая каѳедра оставалась закрытой.

Частнѣе, предѣлы Кіевской епархіи въ XIII-XVI вв. могутъ быть обозначены такъ.

На сѣверѣ и сѣверо-востокѣ область митрполичьей епархіи простиралась до предѣловъ Виленскаго воеводства, которое заключало въ себѣ нынѣшніе уѣзды Виленскій, Свѣнцянскій, Ошмянскій, а впослѣдствіи также Вилейскій и Лидскій.

Вильна, основанная Гедиминомъ, вошла въ составъ митрополичьей епархіи въ XIV в. Въ 1348 г. здѣсь уже былъ по порученію м. Ѳеогноста св. Алексѣй и совершилъ освященіе Пречистенскаго собора, построеннаго княземъ Ольгердомъ[1]. Съ 1414 г. Вильна стала считаться даже стольнымъ городомъ митрополіи. Но митрополиты всетаки проживали въ Новогрудкѣ, изрѣдка только посѣщая Вильну. Вильной же и прилегавшимъ къ ней округомъ управляли митрополичьи намѣстники, или же духовенство соборной церкви, носившее названіе «крылоса» и составлявшее духовный совѣтъ при митрополитѣ. Каѳедральнымъ митрополичьимъ храмомъ въ Вильнѣ считался соборъ Пречистой Богородицы (Пречистенскій), освященный еще св. Алексѣемъ. Въ Вильнѣ-же съ 1569 г. во владеніе Кіевскимъ митрополитовъ перешелъ Троицкій монастырь[2]. Врочемъ, митрополиты недолго владѣли этимъ монастыремъ. Въ 1584 г. виленскіе бургомистры, радники и лавники жаловались Стефану Баторію, что «для нечастаго быванія до Вильны и отлеглости митрополитовъ тотъ монастырь до великаго знищенья дошелъ», и что «въ справахъ онаго монастыря порядку никакого нѣтъ». Вмѣстѣ съ этимъ они просили короля, чтобы по смерти м. Онисифора тотъ монастырь былъ отданъ имъ. И дѣйствительно, Стефан Баторій далъ имъ жалованную грамоту на этотъ монастырь, подтвержденную въ 1592 г. и Сигизмудомъ III[3].

Сѣверо-западную часть Кіевской епархіи составляло воеводство Трокское и Земля Жмудская, обнимавшая Россіенскій, Шавельскій и Тельшевскій уѣзды нынѣшей Ковенской губ. Значительными городами въ этой части были Троки, Гродно и Ковно, присоединенные къ митрополичьей области въ началѣ XIV в. Западная граница митрополичьей епархіи здѣсь доходила до Бѣлостока, не далеко отъ котораго находился знаменитый Супрасльскій монастырь, надъ устроеніемъ котораго такъ много потрудился м. Іосиф Солтанъ[4].

Южнѣе Бѣлостока западная граница митрополичьей епархіи совпадала съ границей Новогродскаго воеводства и, переходя за Припять близъ впаденія въ нее р. Случи, шла по этой рѣкѣ (Случи), составлявшей границу Кіевской области. Въ Новогрудскомъ воеводствѣ, образовавшемся изъ прежнихъ княжествъ Слуцкаго и Копыльскаго, пограничнымъ митрополичьимъ городомъ на западѣ былъ Слонимъ, вошедшій въ составъ митрополичьей епархіи въ XIV в.[5] Кромѣ Слонима здѣсь же принадлежали къ митрополичьей епархіи Новогрудокъ, Слуцкъ и Минскъ. – Новогрудокъ сталъ митрополичьимъ городомъ около половины XIV в.[6] Бывшій до Гедимина стольнымъ городомъ листовскихъ князей, Новогрудокъ со времени м. Романа и до конца XVI в. служилъ постояннымъ мѣстопребываніемъ Кіевскихъ митрополитовъ. Здѣсь они имѣли каѳедральный Борисоглѣбскій соборъ, при которомъ находилася ихъ митрополичій домъ и сосредоточивалось управленіе Западно-Русской церковью. Къ другому городу Новогрудскаго воеводства – Минску митрополиты также стояли въ близкихъ отношеніяхъ. Здѣсь они имѣли своихъ наслѣдниковъ и свой собственный домъ, находившійся при Николаевскомъ монастырѣ при Минскомъ замкѣ. Иногда и сами они проживали подолгу въ Минскѣ. Такъ, о м. Іонѣ Глезнѣ извѣстно, что онъ однажды прожилъ въ Минскѣ цѣлую зиму[7].

Въ Кіевской области западная граница епархіи митрополита доходила, как мы сказали, до р. Случи, захватывая Житоміръ и Житомірскій повѣтъ. Что-же касается собственно юго-западныхъ предѣловъ митрополиьчей епархіи, то они не совпадали съ предѣлами Кіевской области и не всегда были одинаковы. Особенно далеко были отодвинуты юго-западнаыя границы епархіи въ XV и первой половинѣ XVI в. Около 1414 г. была закрыта Галицкая каѳедра[8], и обширная Галицкая епархія, обнимавшая земли Галицкую, Львовскую, Жидичевскую, Теребовльскую, Покутье и всю Подолію, – вошла въ составъ митрополичьей епархіи. Церковными дѣлами Галицкой епархіи съ этого времени управляли намѣстники Кіевскаго митрополита. Эти намѣстники находились въ разныхъ повѣтахъ Галицкой земли. Въ самомъ Галичѣ также жилъ митрополичій намѣстникъ, который завѣдывалъ собственно округомъ Галича, а также находившимся въ Галичѣ митрополитанскимъ монастыремъ съ принадлежавшими ему имѣнiями. Но власть митрополита въ Галицкой епархіи была не сильна. Въ началѣ XVI в. даже своихъ намѣстниковъ онъ поставлялъ не самъ, а ихъ избирали и ставили мѣстные городскіе старосты, ограничиваясь только испрашиваніемъ согласія на это митрополита. А въ 1509 г. право назначать намѣстниковъ въ Галиціи, съ разрешенія короля, перешло даже къ львовсокму латинскому архіепископу[9]. Этимъ, въ существѣ дѣла, Галицкая епархія отнималась изъ власти митрополита. Въ знаменованіе же духовной власти митрополитовъ надъ Галицкой епархіей Сигизмундъ дозволилъ Іосифу Солтану и его преемникамъ носить титулъ митрополитовъ Кіевскихъ и Галицкихъ[10]. Отсутстіе въ Галичѣ епископа имѣло много неудобствъ, такъ-какъ по всѣмъ духовнымъ нуждамъ Галичанамъ, вслѣдствіе этого, приходилось обращаться въ Молдавію и въ другія отдаленныя мѣста. Въ виду этого въ Галиціи издавна была мысль о возстановленіи своей каѳедры. Въ 1539 г. эта мысль осуществиталсь. Въ этомъ году для Галиціи и Подоліи былъ поставленъ самостоятельный епископъ, бывшій прежде митрополичій намѣстникъ Макарій Тучапскій[11]. Галицкая епархія была возстановолена въ качествѣ викаріатства или намѣстничества Кіевской митрополіи. Макарій Тучапскій на Соборѣ въ Новогрудкѣ за себя и своихъ преемниковъ далъ обѣщаніе свято исполнять порученную ему должность, править Галицкой епархіей по благословенію и наставленію своего митрополита, никогда не считать ее своею собственностью, не посягать на отдѣленіе ея отъ Кіевской каѳедры, отдавать половину доходовъ Кіевскому митрополиту и самые даже антиминсы подписывать отъ его имени[12]. Тѣмъ не менѣе, съ 1539 г. Галицкая епархія не принадлежала уже къ области епархіи Кіевской. За митрополитами оставалась послѣ этого только небольшая часть прежней Галицкой епархiи, – именно восточная часть Подоліи, обнимавшая повѣты Брацлавскій и Винницкій[13].

Южные предѣлы митрополичьей епархіи въ разсматриваемый нами періодъ не могутъ быть установлены съ точностью, потому что они постоянно измѣнялись.

Вскорѣ послѣ нашествія монголовъ, въ вѣдѣніе митрополитовъ перешла область епископовъ Юрьевскихъ, и вслѣдствіе этого границы Кіевской епархіи въ концѣ XIII в. отодвинулись до р. Роси. Въ этихъ предѣлахъ митрополичья епархія заколючалась въ теченіи всего XIV в., пока Рось оставалась южной границей заселенной части Кіевщины. Въ XIV в., благодаря успѣшной борьбѣ Витовта съ татарами, область Кіевщины расширилась, и русскія посленія появились уже вблизи береговъ Чернаго моря[14]. Оттѣснивши татаръ и желая оградить южныя границы, Витовтъ возстановилъ на Днѣпрѣ Каневъ и основалъ нѣсколько новыхъ поселеній и городовъ, а въ томъ числѣ Черкасы, Кременчугъ и др. Вмѣстѣ съ этимъ расширеніемъ предѣловъ Кіевщины въ XV в. отодвинулись къ югу и границы Кіевской епархіи. Но такъ было только до конца XV в. Въ 1482 г. Крымскій ханъ Менгли-Гирей разрушилъ построенныя Витовтомъ укрѣпреленія, опустошилъ юго-западныя окраины и на сѣверныхъ берегахъ Чернаго моря расположилъ кочевья подвластной ему ногайской орды. Съ этого времени заселенная часть Кіевскаго княжества, а вмѣстѣ съ тѣмъ и предѣлы митрополичьей епархіи, снова стали ограничиваться на югѣ р. Росью. За этой рѣкою начиналось уже обширное, почти пустынное пространство, пролегавшее отъ береговъ Роси до Днѣпровскихъ пороговъ. Это обширное пространство служило мѣстомъ постоянной патризанской войны между татарскими и русскими удальцами. Но подъ прикрытіемъ послѣднихъ южно-русская колонизація, по мѣрѣ оттѣсненія татаръ, постепенно выдвигалась въ степъ. Въ началѣ XVI в. область русскихъ поселеній перешла уже за р. Рось, а къ половинѣ этого вѣка отодвинулась до Днѣпровскихъ пороговъ на югъ и до Сѣвернаго Донца на юго-востокъ. Область новыхъ русскихъ посленій вошла въ составъ епархіи митрополита. Поэтому можно сказать, что южныя и восточныя границы Кіевской епархіи совпадали съ тѣми-же границами Украйны, захватывая нынѣшнія губерніи Кіевскую и Полтавскую и сѣверныя части губерній Екатеринославской и Херсонской.

Что касается, наконецъ, восточной границы Кіевской епархіи, – то она въ XVI в. совпадала съ восточными границами Виленскаго, Новогрудскаго и Кіевскаго воеводства. Она захватывала почти всю губернію Виленскую[15], значительную часть губерніи Минской по городъ Минскъ и затѣмъ, переходя на лѣвую сторону Днѣпра, въ низовьяхъ Десны и ея потока Остра захватывала обширный Остерскій повѣтъ[16]. Восточныя границы митрополичьей епархіи во весь разсмартиваемый нами періодъ оставались однѣ и тѣже. Только при Іосифѣ Болгариновичѣ эти границы отодвинулись дальше, такъ какъ при немъ въ составъ митрополичьей епархіи временно входила и епархія Смоленская, которой онъ завѣдывалъ до своего избрания въ митрополиты[17].

Таковы были предѣлы епархіи Кіевскихъ митрополитовъ въ періодъ времени отъ половины XIII и до конца XVI вѣка.

 

В. П. Рыбинскiй, Кiевская митрополичья каѳедра съ половины XIII до конца XVI вѣка, Кiевъ 1891. С. 86-94.

 

[1] И. А. Чистовичъ, Очеркъ Исторіи Западно-Русской Церкви. Ч. I, СПб. 1882, С. 122.

[2] АЗР, т. III, пр. 86.

[3] АЗР, т. III, № 144; т. IV, № 36.

[4] Макарій, митрополитъ Московскій [Булгаковъ], Исторія Русской Церкви, Т. 9. Періодъ раздѣленія Русской Церкви на двѣ митрополіи, Кн. 4. Исторія западнорусской или литовской митрополіи, Спб. 1879, С. 183-186.

[5] Несомнѣнно извѣстно, что въ началѣ XVI в. Слонимъ принадлежалъ къ митрополичьей епархіи. АЗР, т. II, № 77.

[6] При поставленіи Романа въ митрополиты для Литвы Новогрудокъ былъ сдѣланъ его каѳедральнымъ городомъ (Acta Patriarchatus Constantinopolitani, ed. F. Miklosich et J. Muller, Vindobonae 1860, vol. I, p. 426). А м. Кипріанъ въ 1378 г., въ письмѣ преп. Сергію выражается о Новогрудкѣ уже такъ: «Новый городокъ Листовскій давно отпалъ»… («Православный собесѣдникъ», 1860, т. II, С. 97).

[7] «Одное зимы митрополитъ Іона Глезнъ въ Менску былъ» и дальше. Археографическiй сборникъ документовъ, относящихся къ исторіи Сѣверо-Западной Руси. Т. 6. Вильна, 1869, т. VI, № 4, C. 10.

[8] Послѣднее извѣстіе о Галицкомъ епископѣ встрѣчается подъ 1414 г. (АЗР, т. I, № 12). Около этого же времени въ Львовѣ утвердилась резиденція латинскаго епископа Яна Рѣшовскаго (Д. И. Зубрицкій, Критико-историческая повѣсть временныхъ лѣтъ Червоной или Галицкой РусиПереводъ съ польскаго О. М. Бодянскаго, М. 1845, С. 238). Поэтому, закрытіе Галицкой каѳедры отсноится ко времени около 1414 г. Такъ какъ празднымъ мѣстомъ завѣдывала обыкновенно высшая власть и такъ-какъ Галицкая епископія называлась митрополіей, то по упраздненіи она и составила участокъ епархіи митрополичьей.

[9] Supplementum ad Historica Russiae Monumenta ex archivis ac bibliothecis extraneis deprompta, et Collegio archaeographico edita. T. 1. Petropoli, 1848, № 50, С. 137.

[10] АЗР, т. II, № 10, 51, 55.

[11] АЗР, т. II, № 197 и 198. Supplementum ad Historica Russiae Monumenta, № 56.

[12] АЗР, т. II, № 201. Supplementum ad Historica Russiae Monumenta, № 57.

[13] АЗР, т. III, № 146.

[14] В. Б. Антоновичъ, Монографія по исторіи Западной и Юго-Западной Россіи, т. I, Кіевъ 1885, С. 245.

[15] За исключеніемъ небольшой восточной части волосы, которая принадлежала къ епархіи Полоцкой.

[16] В. Б. Антоновичъ, С. 245.

[17] Макарій, митрополитъ Московскій [Булгаковъ], С. 131.


«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)


Рубрики:

Популярное:

Церковный календарь:

© Церковный календарь



Подписаться на рассылку:



КАНОН - Свод законов православной церкви

Сайт для детей и родителей: