Протоиерей Иоанн Бухарев – БОЙТЕСЬ СЛУШАТЬСЯ ВСЯКИХ УЧИТЕЛЕЙ, БЕЗ РАЗБОРА (О наших современных лжеучителях).

Толстой в аду и другие лжеучители. Фрагмент стенной росписи из храма села Тазово Курской губернии, 1883 г.

Возлюбленные! Не всякому духу верьте,

но испытывайте духов, от Бога ли они (1Ин.4:1).

 

В наше время, можно сказать, усиленного мышления явилось много разных мыслителей, которые сами, дошед до разных, особенных новых мыслей и взглядов, проповедуют и внушают, даже навязывают их и другим. Делают они это и устно, – в разговорах, беседах, и печатно, в журналах, книгах, газетах и разных листах. Проповедуют эти мыслители и наставники и хорошее, но, к сожалению, сеют много и дурного.

Что же такое худое проповедуют и внушают другим эти новые мыслители и учители? Это главным образом касается двух предметов: во 1-х, религии, а во 2-х, гражданских порядков у нас в отечестве. Некоторые из этих учителей совсем отвергают Божество, религию и будущую жизнь; поэтому и сами живут, и другим внушают жить, не как людям, а как животным – жить только для земли, по земному, для тела, по телесному, не думая о будущей жизни и не готовясь к ней. Другие же признают Бога и будущую жизнь, но недовольны православной христианской верой, считают ее отжившей свое время и желают изменить, переделать и, в своих суждениях о ней, изменяют и переделывают ее но новому, по своему. Относительно же государственных и гражданских порядков в России иные из новых мыслителей и учителей тоже находят их нехорошими и желали бы их изменить, заменить другими. Вот какие мыслители и учители явились у нас, на св. Руси, в последнее время.

Может быть, и в самом деле эти люди додумались, как они учат, что нет Бога, нет будущей жизни, или, если и есть то и другое, да только, быть может, наша православно-христианская вера действительно устарела, повреждена, и ее следует исправить, переизменить? Также и гражданские порядки у нас в России, особенно же лица, облекаемые той и другой начальственной властью, тоже, быть может, не хороши и требуют изменения, перемены?

Нет, – нужно прямо сказать, – все приведенные слова новейших учителей – совершенная неправда, чистая ложь, выдумка, и выдумка не другого кого, а злого духа, который внушает все подобное для того, чтобы на земле, между людьми, было побольше зла, и чрез то ему погубить побольше человеческих душ. Это мы и постараемся доказать. Указанные мыслители и наставники, нашего времени, это – не новость среди человечества. Из истории церкви и государства известно, что они были искони и будут до скончания века. О них предсказано и Самим Господом, и, по внушению Духа Святого, Его Апостолами. Многие лжепророки (т. е. ложные учители) восстанут и прельстят многих (Мф.24:11; Мк.13:22). Были лжепророки в народе, т. е. еврейском, как и у вас, т. е. христиан, будут лжеучители, которые введут пагубные ереси... И многие последуют их разврату (2Пет.2:1–2). Вкрались некоторые люди, ...отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа Иисуса Христа... Они отвергают начальства и злословят высокие власти... Оставив прямой путь, они заблудились. Произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат. Обещают свободу, будучи сами рабы тления (Иуд.1:4, 8). В последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: где есть обетование пришествия Его (Господа)? Ибо с тех пор как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же (2Пет.3:3–4). Вот что написано о лжеучителях в Евангелии и Апостольских посланиях за 2000 лет до нашего времени, и как наши новейшие мыслители и учители похожи на этих мыслителей и учителей, которые предуказаны Господом и Апостолами! Господь и Его Апостолы, предсказав о таковых лжеучителях, дают верующим и предостережения от них. Так внушают они: Берегитесь лжепророков (т. е. ложных учителей) (Мф.7:15). Блюдитесь, братие, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу (Кол.2:8). Возлюбленные, не всякому духу (т. е. учению, внушению) верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они: потому что много лжепророков (т. е. лжеучителей) появилось в мире (1Ин.4:1). Господь и Апостолы даже указывают и способ, как распознавать ложных учителей; так как такие учители являются под видом добрых, благожелательных, – приходя, как выражается Господь, в овечьей одежде, тогда как внутри суть волки хищные (Мф.7:15). Учение таких учителей, это – яд, подслащенный медом; это – вредные, противные вещи, покрытые сверху серебром или золотом. Сказав: берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, Господь прибавляет: по плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и худые плоды. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые (Мф.7:16–18). Сказав: не всякому духу верьте, испытывайте духов, от Бога ли они, и проч., св. Апостол продолжает: Духа Божия и духа заблуждения узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире (1Ин.4:1–3).

Но откуда и каким образом являются ложные учители, лучше сказать, возмутители? Припомним из Свящ. Истории, кто первый сам явился возмутителем против Самого Бога и возмутил других. Не возгордившийся ли Денница, ближайший к Богу ангел?! Он же, не кто другой, мутит и человечество. Еще приведем себе на память притчу Христову о семени и плевелах (Мф.13). Там под видом доброго семени, – пшеницы и под видом плевел, т. е. сорной травы, различаются два рода людей на земле, именуемых в притче одни сынами царствия, а другие сынами лукавого. Под сеятелем пшеницы, как разъяснил Сам Господь, тут разумеется Он – Сын Человеческий, Христос, сошедший с неба для спасения мира, и затем разумеются, после Его вознесения, посланные Им в мир, учители, – сначала Апостолы, а за ними их преемники: пастыри и учители церкви; а под посеявшим среди пшеницы плевелы – враг Божий, т. е. злой дух, который сам из доброго сделался злым, и внушает и людям все злое, внушает и сам, тайно, невидимо, и через слушающихся его внушений, людей. Таким образом из учения притчи мы видим, что в мире среди людей действуют два рода учителей: добрые, которые основывают свое учение на Божественном учении, и недобрые, которые действуют по внушениям злого духа, через что и образуется два рода людей, из которых одни, подобно пшенице, – хорошему растению, суть хорошие, благочестивые, спасающие свою душу, люди, называемые в притче сынами царствия, т. е. сынами истинной церкви Христовой, которая есть Божие царство на земле, и царства райского блаженства на небе; а другие, подобно худой траве – плевелам, – худые люди, неверующие, нечестивые и потому недостойные царства небесного, называемые в притче сынами лукавого, т. е. последователями, учениками дьявола и сонаследниками его по аду. И таким образом, по учению притчи, будет продолжаться до времени окончания мира, когда на всеобщем суде Христовом последует разделение между добрыми и худыми людьми.

Итак, вот откуда и каким образом происходят указанные недобрые учители, – от врага всякого добра, дьявола, он их научает, он ими руководит. Поэтому следует ли их слушаться? Конечно, нет и нет, от них нужно бегать, как от самого их главного учителя.

Не будем вдаваться в большие подробности, а укажем кратко, что нам должно думать и что говорить, чтобы в некоторой мере отражать от себя таких учителей.

Будут ли говорить нам что эти учители против религии, скажем им следующее: «Наша православная, т. е. истинная, правильная религия существовала более 5000 лет до Рождества Христова и почти 2000 лет существует после того, и ознаменована бесчисленным сонмом святых людей и неисчислимым множеством всяких чудес. Вот и в наше время прославляется уже другой угодник Божий и чудесами и нетлением мощей. Может ли быть неправдою то, чему она учит и чему мы веруем? Может ли она когда состареть и требуется ли ей поновление, изменение? Нет, своего Христа мы не променяем ни на каких учителей; учение своей православной веры мы не сравним ни с каким учением. Мы знаем, что, как высказал царепророк Давид, только безумный, т. е. отвергнувшийся всех внушений своего разума, может сказать, что нет Бога (Пс.13:1)». Да и в самом деле, лишь стоит только взглянуть на мир, или, лучше сказать, на бесчисленные миры в необъятной вселенной, также на самих себя, – на все свое существо, с его устройством; то отвергнешь всякое неверие, увидишь прямо и ясно, что неверие есть действительно безумие: тут всюду видишь следы присутствия Божия и Его премудрых и всемогущих действий. Скажем еще новым учителям: «Мы знаем, что сказал И. Христос о Своей, устроенной Им, церкви, т. е. обществе Своих верующих, Апостолам, а в лице их, и всем верующим: «Я с вами буду пребывать и основанная Мною церковь будет стоять до скончания века (Мф.28:20). Скажем еще то, что однажды навсегда написал Апостол: если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать не то, что мы благовествовали, т. е. учить не тому, чему мы научали и что мы написали в своих писаниях, да будет анафема (Гал.1:8); чему учил Господь и Апостолы, тоже самое, а не другое что, – мы знаем, – проповедовали и написали в своих книгах св. отцы и учители церкви; и они внушают всякому верующему твердо держаться лишь учения православной церкви. Истинное учение православной церкви проповедуют пастыри сей церкви, и они то и суть истинные учители, наставники и руководители ко благу в сей жизни и к блаженству за гробом. Их-то мы готовы слушаться, и слушаем. Из истории церкви мы знаем, что являлись по временам недовольные церковным учением и порядками, как напр. в XVII в. на Западе Лютер со своими последователями и др., которые пытались даже переделать по своему это учение и порядки; но – что же произошло от этого? Удаление от чистой истины веры, а затем далее – и полное неверие. И можно ли, и нужно ли, как гласит наша русская пословица, «от добра искать добра»?».

Новые учители обыкновенно возражают, что «церковь христианская стоит столько лет, а не делает людей лучшими. Но вот когда вера заменится наукою, тогда человечество непременно обновится, и будет на земле настоящий рай». Но это – слова, полные неверия, несбыточная мечта, и потому чистое заблуждение, ложь. Если христианская вера не изменяет всех к лучшему, то в этом вина не ее, а самих людей, которые ее не принимают, или, и приняли, но ее учения не исполняют вполне. Чтобы исправить, так сказать, переродить всех людей, это невозможно. Обратимся опять к притче Христовой о семени и плевелах и припомним, что там сказано о худых людях под именем плевел? Что они, вместе с добрыми, которые там представлены под образом пшеницы, будут существовать до скончания века. А между тем, – нужно прибавить, – что новые учители, по своему неверию, не хотят видеть того, скольких из людей христианская вера сделала высокими по жизни, и сколько ликует на небе святых людей: пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных и праведных. Эти люди жили вполне по учению Христову, и – были истинно хорошими людьми и потому теперь, после смерти, блаженствуют на небе в раю. Истинно, что только одна Христова вера может переродить человека к лучшему! Что же касается науки, то если уже учение Христа, Сына Божия, Искупителя не может всех переизменить и сделать хорошими, то наука, конечно, совершенно бессильна в этом отношении. И мы видим многих ученых и просвещенных людей, но все ли они, даже многие ли из них истинно хорошие люди? Нет, рая на земле никогда ничем не сделаешь, он на небе, и откроется лишь по кончине мира. Думать противное сему, конечно, учит злой дух, чтобы мутить и губить людей, подобно тому, как он смутил первых людей, обещав им быть богами.

Когда же новые учители будут говорить нам, что против государственных, гражданских порядков в нашем отечестве, то скажем им: «Мы хорошо знаем и из истории своего отечества, что до времени единодержавия и самодержавия у нас на Руси было много неустройства и беспорядков, но с единодержавием и самодержавием стало не то; и что наши самодержавные цари правят царством не так, как им вздумается, нет, они царствуют так, как повелевает Сам Господь и как учит их православная христианская вера; и что если могут быть и бывают какие несовершенства в правлении их, особенно в правлении их сотрудников, – поставляемых ими, разных начальников, то не нужно забывать, что все они – люди, а не Ангелы, могут и заблуждаться, и ошибаться, и даже злоупотреблять: долг же подначальных, как учит, по внушению Божию, св. Апостол, повиноваться начальникам, и повиноваться не только благим и кротким из них, но и строптивым (1Пет.2:18). Начальники худые ответят за свои злоупотребления, потерпевших же от сих злоупотреблений наградит Бог. Притеснитель евреев Фараон, царь Египетский и притеснитель своего народа Ровоам, царь Иудейский были наказаны Богом. В житиях святых повествуется, что некоего работника, который много терпел от своего злого хозяина, удостоившийся видения райского блаженства праведников видел ликующим после смерти в раю, наравне с свв. святителями. Не нужно оставлять без внимания и того обстоятельства, что если бы и заменить нехороших начальников другими, даже из самих тех, которые выражают недовольство ими; то и из этих новых, как приходится наблюдать, тоже могут оказаться худыми: люди, – все люди, хорошими все не бывают, и совершенства в правлении, рая на земле быть не может. Думать противное, это все внушает злой дух, чтобы, как мы уже говорили, было больше зла на земле. Нет, мы не разделяем ваших мнений, господа новые учители, относительно перемены правления и порядков в нашем дорогом отечестве». Люди рабочие, служащие, в случаях разных недоразумений со своими хозяевами, могут и имеют право прибегать к объяснениям с ними, но – прибегать скромно, не горделиво и заносчиво, как большею частью бывает, словом – по-христиански.

Еще напр. новые учители желают равенства положения, равенства имущества между людьми. Но кто не согласится с тем, что это – чистая химера, т. е. нелепость, и полная невозможность. Если нигде и ни в чем: и в невидимом мире, между Ангелами (говорим к верующим в духовный мир), и на видимом небе, между звездами, и на земле, между животными, растениями и т. п., нет равенства; то может ли быть оно между людьми, притом еще поврежденными грехом, испорченными? На небе в раю не будет равенства в степенях блаженства (1Кор.15:41–42); может ли оно быть на земле, между людьми грешными? Конечно, нет. (Говорим опять к верующим людям). Нет, на земле всегда были, есть и будут и богатые и бедные, господа и слуги, хозяева и рабочие, начальники и подвластные, высшие и низшие. Посему не прямо ли видно, что люди, мечтающие о равенстве, суть люди неверующие, отвергающие действие Божие в мире, которым допускается неравенство для благих целей самих же творений? И может ли быть равенство и согласие во всех людях, когда и в малых семьях, среди них, видится такое разнообразие во многом? Было когда-то на некое время некоторое равенство среди первенствующих христиан (на что, как например, указывают новые учители, хотя сами, в большинстве, не принадлежат к верующим); но и там скоро нашлись нарушители этого равенства (Деян.2:44–45, 5:1–10). А вы, господа ревнители равенства, и при неравенстве, умейте вести сами себя, да научите тому и других, вести именно таким образом, как учит и требует Христос в Своем Евангелии; тогда не будет и заметным это неравенство.

Вот еще что проповедуют некоторые из новейших учителей, – говорят, что, «нужно разрушить все старое, и на развалинах старого создастся новое». Нелепее этого и придумать нельзя. Разрушить старое, что устанавливалось веками, тысячелетиями и основано на таковом же опыте, и уже оправдано таковым же опытом, и это разрушить?!.. Но чем же заменят они, эти умники, старое, разрушенное, этого они не указывают, да – и не могут указать. А из этого и видно самым ясным образом, что они – только разрушители, ученики ненавистника и разрушителя всего доброго – дьявола. Заглянемте в историю, и – увидим, какие горькие плоды приносит недовольство обычными гражданскими порядками и ревнование о каком-то равенстве и из-за этого вообще недовольство и возмущение. Еще во времена Моисея восстали некоторые из евреев против него и брата его Аарона, поставленных от Бога начальниками над еврейским народом. «Не все ли мы народ Божий? Не все ли мы поэтому равны? – говорили недовольные. Зачем же они, Моисей и Аарон, берут первенство и начальство над другими?» И – что же произошло от этого? Явилась посланная Богом язва и погубила всех тех, которые послушались возмутителей, а самих возмутителей пожрала раскрывшаяся, по повелению Божию, земля (Чис.16:1–35). Если наши умники не верят сему свящ. сказанию, то пусть вспомнят возмутителей, являвшихся у нас в Русском царстве, напр. во времена самозванцев или позднее, как то Пугачева и других, или возмущения в других государствах, во времена революций, хотя бы во Франции. Чем кончались все произведенные указанными возмутителями или им подобными, возмущения? Гибелью их самих и великим вредом для тех, которые послушались их. А вот какие произошли плоды от возмущения, произведенного уже нашими современными новейшими учителями в Харьковской и Полтавской губерниях и других местах, – тоже большой вред для всех, увлекшихся учением этих учителей; только сами-то эти учители и возмутители остались неизвестными, неоткрытыми. Нужно заметить, что новейшие возмутители умеют вести свое дело так, что платятся за увлечения только их ученики, а сами они – в стороне. Уже одно это обстоятельство не рекомендует новейших наставников, уже одним этим поступком они выдают себя. Что они – ложные учители и волки в овечьей коже, это еще видно и из того, что они прибегают к обманам, как то было в Харьковской и Полтавской губерниях, где они распространяли как бы от правительства, даже от самого Государя, особые золотые с царским гербом, грамоты. И после этого находятся еще такие, которые слушаются этих наставников?! Представим себе, как, например, поступали и поступают истинные учители, как то свв. Апостолы и их преемники: отцы церкви, пастыри и вообще все проповедники истины и добра, прятались ли и прячутся ли они когда от кого? Нельзя пройти молчанием обстоятельства и с недавними переселенцами из нашего отечества в Америку в Канаду по совету новейших учителей: что они теперь терпят там вместо рая, который им обещали их совратители?

Новые учители еще проповедуют свободу совести, свободу действий, т. е. веруй как хочешь, действуй как вздумается, и безнаказанность преступлений. Не в высшей ли степени нелепа такая проповедь? Свободою вообще и свободою совести они называют своеволие, полную разнузданность, тогда как истинная свобода состоит в том, чтобы свободно, по влечению сердца, делать добро и не делать зла (Ин.8:32, 34; 2Кор.3:17). Если бы предоставлено было человеку веровать, как он знает, то зачем же было Самому Богу устанавливать веру, одну, в ветхозаветное, другую, в новозаветное время? Если бы человеку предоставлено было действовать как он хочет, что же бы тогда было? Полный хаос в действиях. Человеку испорченному и потому склонному больше ко злу, чем к добру (говорим к верующим людям), и – предоставить свободу?! О, это зло из зол. Что же касается проповеди о безнаказанности преступлений, то да подумают проповедники сей безнаказанности, что если и теперь, когда караются преступления, делается много преступлений, то что же будет при безнаказанности? И уже заметно, что в наше время, когда судьи, под влиянием новейшего веяния, стали ослаблять кару за преступления и довольно часто оправдывать преступников, то число сих людей и самих преступлений возросло до неимоверности.

Новые учители увлекают многих тем, что они как бы открыли новое учение, – следовательно, увлекают новизною учения. Но нам христианам нужно знать, что из новых учений следует принимать только то, что согласно с учением Христовым, противное же сему отвергать, как несомненно ложное и никак не полезное, а вредное, пагубное.

Итак, те из среды нас, которые, умствуя, подчиняют свой разум, по учению Ап. Павла, разуму Божию, Христову (2Кор.10:5), т. е. учат не вопреки Слову Божию, учению христианской веры, а с этим вместе и не вопреки доброму и здравому рассуждению и благому опыту, те – добрые учители, и их должно слушать, они учат добру, они худому не научат; но, наоборот, лишь заслышим мы человека, который говорит вопреки Слову Божию, учит не тому, чему учит Христова вера, тот не добрый наставник, и учения того нужно бегать, как яда, как огня, и от него самого нужно сторониться, как от злодея, имущаго воврещи нас здесь, в земной жизни, в разные напасти, а в загробной жизни в дебрь огненную, т. е. в ад (Лк.12:5), на вечные мучения. Хотя бы учение их и было, по виду, хорошим, обещающим горы земных благ, не будем им верить. Это все – одни мечты, выдумки, ложь и обман. И может ли быть что хорошее без Бога? А новые учители все хорошее обещают помимо Бога, лишь от своего человеческого ума, от своих человеческих действий. Эти учители умеют искусно завлекать своим учением; но нельзя не видеть, что тут они действуют так же, как сам глава всех искусителей – дьявол действовал в раю, увлекая Еву к нарушению заповеди Божьей: явился он там в виде хитрого животного – змия, и уверял ее, что, вкусив запрещенного плода, первые люди не только не умрут, как предостерегал их Сам Бог, но сами сделаются богами и будут знать все. Но что последовало за тем, когда Ева и Адам послушались лукавых речей искусителя, это мы знаем и на себе испытываем, как их злополучные потомки.

Храни Бог всякого от вредных наставников. Нужно всем, как можно тверже помнить дорогие слова Апостола: если бы Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали, тo и его не следует слушать.

Особенно да хранит Господь Бог вас, молодое, учащееся юношество от указанных наставников. Юношество, по своей пылкости, весьма скоро увлекается всем, и эти учители более всего и являются среди юношей и мутят их умы и сердца. Бойтесь молодые люди, сих учителей! Они могут погубить вас, они и погубили уже многих, подобных вам, юных людей. У вас есть истинные наставники, это – добрые родители, начальствующие и наставники в учебных заведениях, где вы учитесь, особенно же ваши законоучители и вообще пастыри церкви. Их знайте, их слушайте больше всего и больше всех.

 

Прот. Бухаревъ

 

Бойтесь слушаться всяких учителей без разбора (О наших соврем. лжеучителях). Изд. Отдела распространения духовно-нравственных книг при Московском Обществе Любителей духовного просвещеняя. М. 1904.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:

Церковный календарь:

© Церковный календарь



Подписаться на рассылку: