Дѣянія Архіерейскихъ Соборовъ Русской Православной Церкви Заграницей с 1924, 1926, 1931, 1932, 1933, 1934 и 1935 гг.

Архиерейский собор РПЦЗ. Сремские Карловцы, 1934 г. Крайний слева стоит свт. Иоанн (Максимович).

 

Дѣянія Архіерейскаго Собора 1924 года.

Архіерейскій Соборъ 1924 года открылся въ Ср. Карловцахъ 3/16 октября 1924 года на другой день послѣ возвращенія владыки Антонія изъ поѣздки въ Св. Землю, куда онъ отправился 4/17 апрѣля того же года. Такимъ образомъ подготовка дѣлъ для разсмотрѣнія въ зтомъ Архіерейскомъ Соборѣ происходила въ отсутствіи владыки Антонія, котораго замѣнялъ архіепископъ Ѳеофанъ (Быстровъ).

Въ Соборѣ 1924 года принимали участіе всѣ три митрополита – владыка Антоній, митрополиты Платонъ и Евлотій, 2 архіепископа, 9 епископовъ и, кромѣ того, 16 архіереевъ прислали свои письменные отзывы по вопросамъ, сообщеннымъ имъ Архіерейскимъ Синодомъ. Такимъ образомъ, въ Соборѣ были представлены 30 зарубежныхъ архіереевъ.

Это былъ четвертый Архіерейскій Соборъ, на которомъ, кромѣ общихъ судебныхъ и внутренне-церковиыхъ делъ, были затронуты вопросы внѣшняго церковнаго управленія и взаимоотношеній съ другими Автокефальными Церквами, въ частности съ Вселенской Патріархіей, въ связи съ посягательствомъ ея на автокефальныя права Русской Заграничной Церкви и Русской Православной Церкви въ совѣтской Россіи и съ стремленіемъ ея подчинить діаспору Русской Православной Церкви своей юрисдикцій, а также обсуждалось отношеніе Русской Заграничной Церкви къ совѣтской власти, въ связи съ воспрещеніемъ Вселенской, Патріархіей русскимъ Архипастырямъ и священнослужителямъ въ Константинополѣ осуждать совѣтскую власть.

На этомъ Соборѣ разсматривалось, по личному докладу митрополита Платона, дѣло о смутѣ въ С. Американской епархіи въ связи съ появленіемъ тамъ живоцерковнаго лже-митрополита Ивана Кедровскаго, лже-епископа Александра и украинскаго самосвята Хведоровича.

Соборъ подтвердилъ дѣйствія Архіерейскаго Синода, какъ постояннаго высшаго органа управленія Русской Заграничной Церковью въ междоусобное время и включилъ въ составъ Синода митрополита С. Американскаго Платона на правахъ непремѣннаго члена. Соборъ подтвердилъ полномочія митрополита Платона на управленіе С. Американской епархіей и запретилъ въ священнослуженіи и исполненіи іерархическихъ полномочій и вызналъ въ Ср. Карловцы на судъ Архіерейскаго Синода епископа Адама, оспаривавшаго права митрополита Платона и провозгласившаго себя вмѣсто послѣдняго управляющимъ С. Американской епархіей. На этомъ же Соборѣ было рѣшено въ видахъ церковной, полъзы упразднить автономію Западно-Европейской Митрополіи, дарованную прошлымъ Соборомъ Архіереевъ. Но, въ виду заявленной митрополитомъ Западно-Европейскихъ Церквей, Евлотіемъ просьбы, Соборъ согласился все это дѣло представить на окончательное рѣшеніе патріарха Тихона, а до полученія этого рѣшенія оставить статус кво, т. е. сохранить автономію.

Рѣшеніе это объ упраздненіи автономіи послѣдовало очевидно, въ виду того, что за истекшій годъ съ достаточной ясностью выяснилось, что митрополитъ Евлогій не признавалъ за Архіерейскимъ Синодомъ канонической власти и не считалъ его органомъ высшаго церковнаго управленія, а лишь вспомогательнымъ или совѣщательнымъ церковнымъ учрежденіемъ.

 

Дѣянія Архіерейскаго Собора 1926 года.

Съ 1921 по 1926 годъ протекала мирная и творческая дѣятельность Русской Зарубежной Церкви, пріобрѣтавшей все большее вліяніе среди русской паствы и въ иностранныхъ кругахъ. Съ главой Русской Зарубежной Церкви митрополитомъ Антоніемъ сносились и къ его голосу прислушивались главы автокефальныхъ Православныхъ Церквей, иностранныя правительства, къ которымъ владыка Антоній обращался въ защиту гонимой Церкви въ Россіи и Русскаго народа, плѣненнаго большевиками. Владыкѣ Антонію съ Божіей помощью удалось организовать защиту патріарха Тихона отъ суда надъ нимъ безбожной власти и разоблачить «Живую Церковь», захватившую церковное управленіе въ Россіи въ свои руки. Голосъ владыки Антонія проникалъ въ совѣтскую Россію и достигалъ русскаго народа. Устройство Архіерейскаго Синода, послѣ указа 1922 года о закрытіи Высшаго Церковнаго Управленія заграницей, спасло Зарубежную Церковь отъ дезорганизаціи и казалось, что въ дальнѣйшемъ она должна была лишь укрѣпляться и расширяться. Однако, Русской Зарубежной Церкви оказалось много враговъ, которые приложили всѣ свои силы для того, чтобы ввергнуть ее въ смуту, которая могла бы разрушить Русскую Церковь или во всякомъ случаѣ значительно ее ослабить. Вотъ начало такой смуты и произошло въ 1926 году на Архіерейскомъ Соборѣ.

Архіерейскій Соборъ 1926 года, первоначально предполагавшійся въ февралѣ мѣсяцѣ, затѣмъ перенесенный на май мѣсяцъ, благодаря тому, что Патріархія въ Ор. Карловцахъ была занята Сербскимъ Соборомъ, былъ созванъ 12/25 іюня въ 4 часа дня. Архіерейскій Соборъ былъ открытъ въ слѣдующемъ составѣ: предсѣдатель владыка Антоній и члены архіепископъ Полтавскій Ѳеофанъ, епископы: Сергій Черноморскій, Гавріилъ Челябинскій, Гермогенъ Екатеринославскій, Ѳеофанъ Курскій, Даміанъ Царицынскій, Серафимъ Лувенскій и Тихонъ Берлинскій. Въ тотъ же день вечеромъ прибыли на Соборъ митрополиты Платонъ Сѣверо-Американскій и Евлогій Западноевропейскій. 16 архіереевъ не имѣвшихъ возможности лично прибыть на Соборъ, по главнымъ вопросамъ повѣстки прислали свои письменные отзывы.

На засѣданіяхъ Собора 12/25 – 14/27 іюня были заслушаны доклады и постановленія Архіерейскаго Синода о состоявішемся признаніи Всероссійской Православной Церковью и заграничной ея частью митрополита Крутицкаго Петра мѣстоблюстителемъ Патріаршаго Престола, разсмотрѣнъ проектъ измѣненія Приходскаго Устава въ цѣляхъ его одухотворенія и различныя текущія церковныя дѣла и затѣмъ былъ заслушанъ личный докладъ митрополита Платона о положеніи Русской Православной Церкви въ Сѣверной Америкѣ.

На этомъ засѣданіи митрополитъ Евлогій предъявиль требованіе: п. 2 повѣстки Собора «объ общихъ вопросахъ по управленію Русской Православной Церкви заграницей» – разсмотрѣть въ первую очередь, такъ какъ въ зависимости отъ такого или иного рѣшенія этихъ вопросовъ онъ ставитъ свое дальнѣйшее участіе въ Соборѣ. Соборъ единогласно, противъ одного голоса митрополита Евлогія, рѣшилъ этотъ вопросъ обсудитъ по разсмотрѣніи всѣхъ вопросовъ. Несмотря на это, митрополитъ Евлогій свое предложеніе снова внесъ на Соборъ на другой день, обсуждалось, оно и на третій день. Соборъ было даже согласился измѣнить порядокъ разсмотрѣнія вопросовъ, но затѣмъ все-же остался при прежнемъ постановленіи и рѣшилъ и. 2 обсудить въ концѣ повѣстки. Митрополитъ Евлогій опасался, что въ этомъ пунктѣ будетъ пересматриваться вопросъ о положеніи Западно-Европейскаго Митрополичьяго Округа и ожидалъ неблагопріятнаго для себя рѣшенія. Хотя на самомъ дѣлѣ, кикъ это будетъ видно изъ дальнѣйшаго изложенія, этого не было.

Послѣ того, какъ митрополиту Евлотію было отказано въ измѣненіи повѣстки, онъ заявилъ, что для него невозможно дальнѣйшее участіе въ Соборѣ, оставилъ засѣданіе Собора и уѣхалъ изъ Ср. Карловцевъ.

Этимъ было положено начало открытой церковной смуты заграницей и отторженія впослѣдствіи отъ Русской Зарубежной Церкви русскихъ приходовъ въ Западной Европѣ.

Митрополитъ Платонъ, который дѣйствовалъ съ митрополитомъ Евлогіемъ солидарно, съ своей стороны отказался подписать протоколъ засѣданія Архіерейскаго Собора, на которомъ онъ сдѣлалъ докладъ о Сѣверо-Американской епархіи. Въ своемъ докладѣ митрополитъ Платонъ ознакомилъ Соборъ съ исторіей смуты и нестроеній Русской Церкви въ Сѣверной Америкѣ со времени отъѣзда изъ Америки архіепископа Евдокима и до послѣдняго времени. Самымъ важнымъ событіемъ въ Америкѣ въ церковной жизни былъ Детройтскій Соборъ 1924 года, провозгласившій автокефалію (независимость) Русской Православной Церкви въ Сѣверной Америкѣ.

 

Дѣянія Архіерейскаго Собора 1931 года.

Архіерейскій Соборъ 1931 года состоялся съ 12/25 мая по 17/30 мая подъ предсѣдательствомъ митрополита Антонія въ составѣ 12 іерарховъ. Важнѣйшими вопросами, которые разсматривались на этомъ Соборѣ были – объ отношеніи русскихъ іерарховъ къ проекту созыва 8-го Вселенскаго собора, объ отношеніи къ новому стилю, о положеніи Православной Церкви въ Россіи и зарубежомъ, въ Бессарабіи и Венгріи, о назначеніи епископа въ Персію, о резолюціяхъ Ламбетской коференціи, о Женевскомъ совѣщаніи по защитѣ религіозной свободы въ Россіи, о взаимоотношеніи нашей Духовной Миссіи и Православнаго Палестинскаго Общества въ Іерусалимѣ и рядъ другихъ вопросовъ, касающихся внутренней церковной жизни.

По вопросу о созывѣ 8 Вселенскаго Собора Архіерейскій Соборъ заявилъ о томъ, что созывъ такого Собора безъ участія Русской Православной Церкви, насчитывающей 90 процентовъ всѣхъ православныхъ, совершенно немыслимъ. Въ совѣщаніяхъ по этому вопросу Архіерейскій Соборъ, если послѣдуетъ приглашеніе, призналъ возможнымъ принять участіе при томъ непремѣнномъ условіи, если въ совѣщаніи не будутъ участвовать представители живоцерковаго и обновленческаго направленія изъ Россіи. По вопросу о новомъ стилѣ Соборъ категорически отвергъ и осудилъ введеніе въ церковный обиходъ новаго стиля, а тѣмъ болѣе измѣненіе Пасхаліи.

Архіерейскимъ Соборомъ было рѣшено обратиться съ братскимъ посланіемъ къ властямъ тѣхъ церковныхъ организмовъ, гдѣ уже введенъ новый стиль и проводится въ жизнь насильственными мѣрами. Архіерейскій Соборъ рѣшилъ просить – прекратить жестокія гоненія на остающихся вѣрными старому стилю.

Соборомъ былъ принятъ къ свѣдѣнію докладъ о резолюціяхъ Ламбетской конференціи по вопросу о взаимоотношеніяхъ между Православной и Англиканской церквами, но особыхъ постановленій по сему вопросу вынесено не было, такъ какъ затронутые на конференціи вопросы подлежали бы обсужденію всей Православной Церкви.

По вопросу о церковной смутѣ Соборомъ было рѣшено еще разъ обратиться съ посланіемъ къ митрополитамъ Платону и Евлогію и ихъ паствамъ съ увѣщаніемъ прекращеніи ими смуты и рѣшено было послать къ митрополиту Платону двухъ епископовъ съ каноническимъ увѣщаніемъ.

Архіерейскій Соборъ утвердилъ особое положеніе о кругѣ дѣлъ, подлежащихъ вѣдѣнію Архіерейскаго Собора и Синода. Далѣе были разсмотрѣны многочисленныя дѣла внутренней жизни Русской Зарубежной Церкви. Въ связи съ происходившимъ въ это время международнымъ совѣщаніемъ въ Женевѣ о защитѣ религіозной свободы въ России Архіерейскимъ Соборомъ было принято особое рѣшеніе.

Дополненіе послѣдованія въ Недѣлю Православія

(Анаѳематствованія).

Для укрѣпленія основъ Православія и огражденія Св. Церкви въ эти годы начальникомъ Русской Духовной Миссіи въ Китаѣ митрополитомъ Иннокентіемъ[1] были сдѣланы слѣдующія дополненія къ прежнимъ анаѳематствованіямъ, возглашаемымъ въ Недѣлю Православія:

«Теософамъ и прочимъ еретикамъ, дерзающимъ глаголати и пребезумно учити, яко Господь нашъ Іисусъ Христосъ не единажды на землю сниде и воплотися, но множищею воплощашеся, также и отрицающимъ, яко истинная Премудрость Отчая есть Сынъ Его Единородный и, вопреки Божественному писанію и ученію святыхъ Отецъ, ищущихъ иныя Премудрости, анаѳема[2].

Масонамъ, окультистамъ, спиритамъ, чародѣямъ и всѣмъ, иже не Богу единому вѣруютъ, но бѣсовъ почитаютъ, и не Богу смиренно жизнь свою предаютъ, но чародѣйныхъ бѣсовъ призываніемъ грядущее вѣдѣти тщатся, анаѳема.

Отступающимъ отъ Православныя вѣры и пріемлющимъ иныя, на соблазнъ братіямъ нашимъ, а н а ѳ ем а.

Гонителямъ Христовыя Церкви, нечестивымъ отступникамъ, подъявшимъ руки на Помазанника Божія, убивающимъ священнослужителей, попирающимъ святыни, разрушающимъ храмы Божіи, истязующимъ братію нашу и осквернившимъ отечество наше, а н а ѳ ем а»[3].

При возглашеніи вѣчной помяти усопшимъ православнымъ христіанамъ, особо возглашается: «Мученически пострадавшимъ Благовѣрному Государю Николаю Второму и его Августѣйшей Семьѣ и Благовѣрному Кралю Александру, вѣчная п а м я т ь »[4].

При возглашеніи многолѣтія поминаются всѣ православные монархи слѣдующимъ образомъ: «Благовѣрному Главѣ Россійскаго Царственнаго Дома и Всему Царственному Дому и Благовѣрнымъ Государемъ (поминаются здравствующіе православные монархи), многая лѣта ».

Объ этомъ было напечатано въ прибавленіяхъ оффиціальной части журнала «Церковная Жизнь» — органа Архіерейскаго Синода 1 апрѣля/1 мая 1936 года и было введено въ практику и въ другихъ епархіяхъ Русской Зарубежной Церкви.

 

Дѣянія Архіерейскаго Собора 1932 года.

Архіерейскій Соборъ 1932 года состоялся бъ Ср. Карловцахъ съ 14/27 августа по 20 августа/2 сентября. Въ Соборѣ приняло участіе 12 іерарховъ, подъ предсѣдательствомъ владыки Антонія, и представитель Дальняго Востока архимандритъ Викторъ.

Соборъ былъ преимущественно посвященъ вопросамъ внутренней церковной, жизни и главнѣйшими рѣшеніями на немъ были слѣдующія.

Не допускать установленія въ храмахъ радіопріемниковъ для передачи богослуженій.

Отмѣтить богослуженіями во всѣхъ храмахъ столѣтіе со дня кончины преп. Серафима Саровскаго – 2 января 1933 года.

По докладу владыки Антонія было рѣшено на случай болѣзни или кончины предсѣдателя Архіерейскаго Синода избрать намѣстникомъ его архіепископа Анастасія.

По вопросу о значеніи бракоразводныхъ опредѣленій гражданскихъ судовъ было рѣшено, что эти опредѣленія не Смогутъ быть признаны расторженіемъ церковнаго брака и поэтому было запрещено дѣлать объ этомъ отмѣтки въ метрическихъ книгахъ.

По вопросу о сожженіи тѣлъ умершихъ православныхъ христіанъ въ крематоріяхъ было рѣшено не разрѣшать сожженій ввиду того, что обычай этотъ установленъ безбожниками и врагами Церкви. По вопросу же совершенія отпѣваній надъ православными христіанами, сожигаемыхъ въ крематоріяхъ, во всѣхъ затруднительныхъ случаяхъ предоставить рѣшеніе епархіальному архіерею.

По вопросу о записяхъ въ метрическихъ книгахъ внѣбрачныхъ дѣтей было постановлено въ графѣ о родителяхъ записывать: «состоящіе въ гражданскомъ бракѣ Н. Н. и Н. Н. урожденная такая-то».

По вопросу о допущеніи къ Св. Причастію лицъ, пребывающихъ въ гражданскомъ бракѣ, было признано, что православные, вѣнчанные въ инославныхъ церквахъ, не могутъ почитаться состоящими въ брачномъ союзѣ, освященномъ Церковью и надъ ними должно быть совершено таинство брака по православному обряду и послѣ чего лишь могутъ быть допущены къ св. Причастію, а до того времени ихъ надлежитъ пастырски увѣщать, допуская лишь къ исповѣди; 2) равно по канонамъ св. Православной Церкви не могутъ быть допускаемы къ св. Причастію и лица, живущія внѣ брака. И ихъ надлежитъ увѣщать, допуская къ исповѣди, и только тѣхъ, кто искренно покается въ своемъ поступкѣ и дастъ обѣщаніе исправить свою жизнь, прекративъ свое сожительство принятіемъ таинства брака; могутъ быть, въ исключительныхъ случаяхъ, причащаемы (напримѣръ, если нельзя имъ повѣнчаться немедленно). Но въ смертныхъ случаяхъ надлежитъ причастить лицъ, указанныхъ въ п. п. 1 и 2 опредѣленія.

Архіерейскимъ Соборомъ было рѣшено съ начала 1933 года издавать при Архіерейскомъ Синодѣ журналъ – оффиціальный органъ съ прибавленіемъ неоффиціальной части подъ названіемъ «Церковная Жизнь», подъ редакціей управляющаго Синодальной канцеляріей гр. Ю. П. Граббе. Журналъ этотъ было рѣшено издавать взамѣнъ издававшагося при Архіерейскомъ Синодѣ журнала «Церковныя Вѣдомости», который выходилъ въ свѣтъ подъ редакціей Е. I. Махароблидзе съ 1922 по 1930-ый годъ, когда изданіе его было прекращено за недостаткомъ въ Архіерейскомъ Синодѣ, потрясенномъ церковной смутой, средствъ.

Соборомъ было принято разъяснительное указаніе о недопустимости церковнаго отпѣванія надъ иновѣрцами и служенія надъ ними панихидъ. Это указаніе напечатано въ № 4-мъ «Церковной Жизни» за 1933-ый годъ стр. 50.

Соборомъ было принято Положеніе объ устройствѣ управленія Русской Духовной Миссіей въ Іерусалимѣ, во главѣ которой стоялъ архіепиокопъ Анастасій съ титуломъ наблюдающаго надъ Русской Духвоной Миссiей въ Iерусалимѣ».

Опредѣленіемъ Архіерейскаго Синода отъ 20 января/2 фвраля 1933 года Начальникомъ Русской Духовной Миссіи въ Іерусалимѣ былъ назначенъ іеромонахъ Антоній' (Синькевичъ), съ возведеніемъ его въ санъ игумена и вскорѣ затѣмъ въ санъ архимандрита. Онъ былъ назначенъ вмѣсто архимандрита Кипріана (Керна), покинувшаго эту должность и перешедшаго въ юрисдикцію митрополита Евлогія. Архимандритъ Антоній пробылъ въ должности Начальника Палестинской Миссіи до 1950 года, когда былъ возведенъ въ санъ епископа Лосъ-Анжелосскаго. Архимандритъ Антоній самостоятельно руководилъ Миссіей въ самое трудное время, въ теченіе всей 2-ой Міровой войны, и защитилъ Миссію отъ совѣтскихъ притязаній, въ особенности въ то время, когда Іерусалимъ лично посѣтилъ московскій патріархъ Алексій и когда на архимандрита Антонія было оказано особенно сильное давленіе для передачи Миссіи въ вѣдѣніе Московской Патріархіи, которая захватила достояніе Миссіи въ образовавшемся въ то время Израильскомъ государствѣ. Особенно тяжело пережили наши чины Миссіи, во главѣ съ архимандритомъ Антоніемъ, военные годы въ Палестинѣ, неоднократно подвергаясь смертельной опасности. Тогда на сторону совѣтской юрисдикціи перешла нѣкоторая часть Горненскаго женскаго монастыря. Монахини же, во главѣ съ игуменіей Елизаветой (Ампеновой), на жизнь которой было произведено покушеніе съ ограбленіемъ ея келіи, сохранившія вѣрность Зарубежной Церкви, должны были пережить много испытаній. Впослѣдствіи онѣ переѣхала въ Лондонъ и основали тамъ Благовѣщенскую женскую обитель. Эти событія были уже въ послѣдующіе годы послѣ кончины владыка Антонія.

Разсмотрѣніе вопроса о масонствѣ.

Архіерейскимъ Соборомъ 1932 года было удѣлено особое вниманіе разсмотрѣнію вопроса о масонствѣ съ точки зрѣнія ученія Христовой Церкви. Проектъ посланія о масонствѣ былъ составленъ спеціалистами, тщательно изучившими вопросъ о масонствѣ и текстъ посланія Архіерейскаго Собора по этому вопросу былъ принятъ въ слѣдующей редакціи: Окружное Посланіе Собора Архіереевъ Русской Православной Церкви за заграницей ко всѣмъ вѣрнымъ чадамъ Православной Церкви, въ разсѣяніи сущимъ.

 

Дѣянія Архіерейскаго Собора 1933 года.

Архіерейскій Соборъ 1933 года происходилъ съ 1/14 по 10/23 іюля въ Ср. Карлювцахъ.

Среди другихъ дѣлъ внутренней церковной Архіерейскимъ Соборомъ 1933 года было принято «Положеніе о кругѣ дѣлъ, подлежащихъ вѣдѣнію Архіерейскихъ Собора и Синода», состоящее изъ трехъ частей: I) Дѣла, подлежащія вѣдѣнію Собора, II) дѣла, подлежащія вѣдѣнію Архіерейскаго Синода и III) дѣла, подлежащія вѣдѣнію Предсѣдателя Синода.

Былъ заслушанъ докладъ преосвященнаго архіепископа Серафима о наблюдающемся среди русской паствы въ Запанадной Европѣ и въ Америкѣ теченіи, стремящемся къ превращенію церковной смуты, объединенію отдѣльныхъ церковныхъ юрисдикцій и уничтоженію пагубнаго во всѣхъ отношеніяхъ церковнаго раскола.

Соборомъ было издано по этому вопросу слѣдующее опредѣленіе «Архіерейскій Соборъ Русской Православной Церкви заграницей, по примѣру всѣхъ прежнихъ Соборовъ, собиравшихся послѣ возникновенія раскола 1926 года, глубоко скорбитъ по поводу церковной смуты среди русской паствы въ Западной Европѣ и въ Америкѣ, почитая ее пагубнымъ и вреднымъ явленіемъ, какъ въ религіозномъ, такъ и въ національномъ отношеніи, а также и въ дѣлѣ борьбы за освовожденіе страждущей Родины отъ ига богоборцевъ.

Соборъ возноситъ Господу усердное моленіе, да прекратитъ Онъ всякія смуты и расколы среди русскихъ людей, разсѣянныхъ по всему свѣту, и да объединитъ ихъ во единое свое духовное стадо, вѣрное Святой Православной Русской Церкви. Соборъ съ братской любовью приметъ въ молитвенное церковное общеніе отколовшихся отъ іерарховъ, входившихъ до раскола 1926 г. въ его составъ подчинявшихся его авторитету и власти, если они прекратятъ административное сношеніе съ Москвой, плѣненной богоборцами, а другіе выйдутъ изъ подчиненія Константинопольской Патріархіи, имѣющей общеніе съ раскольниками-обновленцами и вновь войдутъ въ составъ Собора. Архіереевъ Православной Русской Церкви заграницей, снова признавъ каноническую власть Синода и Собора, какъ они признавали это до раскола 1926 года.

Соборъ въ согласіи съ прежними своими опредѣленіями особенно съ опредѣленіемъ Собора 1927 года, не считан себя автокефальнымъ, почитаетъ всѣ объединенныя заграничныя православныя русскія епархіи, духовныя миссіи, приходы и монастыри неразрывной вѣтвью Православной Всероссійской Церкви, въ знакъ чего возноситъ свои моленія за каноническаго Главу ея – Митрополита Крутицкаго Петра, Мѣстоблюстителя Патріашаго Престола, и свое церковное управленіе почитаетъ временнымъ, имѣющимъ силу до возстановленія нормальнаго церковнаго порядка въ Россіи».

Архіерейскій Соборъ 1933 года издалъ обширное посланіе, составленное архіепископомъ Анастасіемъ, въ отвѣтъ на посланіе митрополита Сергія отъ 23 марта 1933 года, адресованное Сербскому Патріарху Варнавѣ, черезъ котораго митрополитъ Сергій предполагалъ повліять на іерарховъ карловацкой группы для того, чтобы склонить ихъ къ покорности совѣтской власти. Отвѣтное посланіе Собора описываетъ свою исторію возникновенія Русской Зарубежной Церкви и указываетъ мотивы, по которымъ Соборъ категорически отвергаетъ требованія митрополита Сергія. Полный текстъ Посланія напечатанъ въ томѣ VІ «Жизнеописанія» стр. 269.

 

Дѣянія Архіерейскаго Собора 1934 года.

Сербскій Патріархъ Варнава, послѣ своего восшествія на Патріаршій престолъ въ 1930 г., съ особымъ вниманіемъ относился къ русскимъ церковнымъ дѣламъ. Пребываніе владыки Антонія въ Югославіи, его жительство въ одномъ домѣ съ патріархомъ Варнавой – въ Патріаршемъ дворцѣ, нахожденіе тамъ же Архіерейскаго Синода и Архіерейскаго Собора, пользовавшимся гостепріимствомъ и покровительствомъ Сербской Церкви, и, наконецъ, личное дружественное отношеніе патріарха Варнавы къ владыкѣ Антонію и вообще къ русскимъ православнымъ людямъ, его образованіе въ Россіи и прекрасное знаніе имъ русскаго языка ставили его въ особую близость къ русскимъ церковнымъ дѣламъ и онъ всей своей душой болѣлъ о русскихъ церковныхъ нестроеніяхъ, ясно видя, что великая Русская Православная Церквоь, разсѣянная по всему міру и страждущая въ совѣтской Россіи, подвержена глубокимъ внутреннимъ нестроеніямъ, ослабляющимъ ея силу и вліяніе и весьма затрудняющимъ ея миссіонерскую задачу въ инославномъ и иновѣрномъ мірѣ.

Нѣкоторые русскіе дѣятели, недоброжелательно относившіеся къ владыкѣ Антонію, пытались использовать близость патріарха Варнавы къ русскимъ церковнымъ дѣламъ во вредъ Русской Зарубежной Церкви – внушить патріарху Варнавѣ мысль, что самое простое рѣшеніе русскаго церковнаго спора – это закрыть Русскій Архіерейскій Синодъ, русскіе приходы, находящіеся въ Югославіи подчинить Сербской Православной Церкви, а русскіе приходы, находящіеся въ другихъ странахъ міра, – въ православныхъ странахъ будутъ въ подчиненіи мѣстной церковной власти, а въ инославныхъ и иновѣрныхъ странахъ войдутъ въ подчиненіе Константинопольскому Патріарху, какъ это сдѣлалъ митрополитъ Евлогій или, быть можетъ, Сербскому Патріарху и тѣмъ будетъ положенъ конецъ какимъ бы то ни было церковнымъ спорамъ.

Такого исхода добивались прежде всего большевики, которые черезъ митрополиту Сергія требовали закрытія во что бы то стало Русскаго Архіерейскаго Синода, дабы ликвидировать ненавистный для нихъ русскій церковный центръ заграницей, являющійся духовнымъ знаменемъ руской антисовѣтской эмиграціи. Эту же точку зрѣнія поддерживали и вліятельные русскіе круги въ эмиграціи, отколовшіеся отъ Архіерейскаго Синода или недоброжелательно къ нему относившіеся.

Патріархъ Варнава, однако, на такую точку зрѣнія, губительную для русскаго дѣла, не сталъ. Послѣ письма въ 1934 г. къ нему митрополита Сергія который былъ его учителемъ по С. Петербургской Духовной Академіи и отцомъ по монашеству, онъ прекратилъ съ нимъ сношенія и не отозвался на его требованіе о закрытіи Архіерейскаго Синода. Патріархъ Варнава считалъ, что русскій церковный центръ заграницей долженъ непремѣнно существовать и готовъ былъ оказать свое посредничество и содѣйствіе къ тому, чтобы отколовшіяся части Русской Православной Церкви заграницей возсоединились бы.

Содѣйствіе и покровительство патріарха Варнавы владыка Антоній считалъ благодѣтельнымъ для интересовъ Русской Православной Церкви заграницей тѣмъ болѣе, что владыка Антоній въ это время чувствовалъ себя больнымъ, готовился къ смерти и послѣ избранія, по его указанію, себѣ намѣстника, въ лицѣ архіепископа Анастасія, фактически передалъ ему веденіе церковныхъ дѣлъ, желая лишь, чтобы возможно скорѣе состоялось возведеніе архіепископа Анастасія въ санъ митрополита. Въ такой сложной обстановкѣ состоялся Архіерейскій Сіоборъ 1934 года.

Архіерейскій Соборъ открылся 1 сентября, въ составѣ 13 іерарховъ, во главѣ съ владыкой Антоніемъ, въ Патріаршемъ дворцѣ въ Ср. Карловцахъ. На молебнѣ передъ открытіемъ Собора, совершеннымъ владыкой Антоніемъ, кромѣ русскихъ іерарховъ, присутствовали Сербскій патріархъ Варнава и епископъ Охридско-Битольскій Николай[5].

Послѣ молебна, въ залѣ засѣданій, состоялось открытіе Архіерейскаго Собора, на которомъ были выслушаны привѣтствія. Особенно значительнымъ было привѣтствіе настоятеля Бѣлградской Церкви протоіерея о. Петра Бѣловидова, который заключилъ свое привѣтствіе, обращаясь къ владыкѣ Антонію, такими словами: «Имѣйте въ виду святый владыко, что вся бѣлградская паства и бѣлградскія общественныя организаціи, которыя въ этомъ вопросѣ совершенно единомышленны, ни при какихъ условіяхъ и, несмотря ни на какія обстоятельства, никогда Васъ не оставятъ и пребудутъ Вамъ вѣрны».

Эти словіа были, особенно значительны, такъ какъ существовало мнѣніе, что настоятель Бѣлградской церкви прот. П. Бѣловидовъ былъ настроенъ по отношенію къ владыкѣ Антонію оппозиціонно.

Отъ имени Архіерейскаго Собора была послана телеграмма митрополиту Евлогію въ Парижъ слѣдующаго содержанія:

«Одушевленный искреннимъ желаніемъ возстановить церковный миръ зарубежомъ Соборъ заграничныхъ архіереевъ единогласно проситъ Васъ и Вашихъ викаріевъ прибыть въ Ср. Карловцы для совмѣстнаго обсужденія столь жизненнаго для Церкви вопроса».

Митрополитъ Евлогій отвѣтилъ, что на Соборъ онъ пріѣхать не можетъ ввиду краткаго времени и своей болѣзни.

Незадолго до этого Архіерейскаго Собора владыка Антоній получилъ черезъ представителя Московской Патріархіи въ Западной Европѣ, митрополита Литовскаго Елевѳерія, сообщеніе митрополита Сергія изъ Москвы о прещеніяхъ, наложенныхъ на владыку Антонія и другихъ главныхъ русскихъ іерарховъ, въ связи съ требованіемъ совѣтской власти о закрытіи Заграничнаго Русскаго Высшаго Церковнаго Управленія – въ данномъ случаѣ Архіерейскаго Синода и Архіерейскаго Собора. На это сообщеніе владыка Антоній немедленно послалъ свой отвѣтъ.

 

Дѣянія Архіерейскаго Собора 1935 года.

Значительными событіями въ жизни Русской Зарубежной Церкви въ 1935 году – были празднованіе 50-лѣтняго юбилея священнослуженія владыки Антонія и Архіерейскій Соборъ и Совѣщаніе, подъ предсѣдательствомъ Сербскаго патріарха Варнавы, по объединенію Русской Зарубежной Церкви.

Архіерейскій Соборъ состоялся съ 3/16 октября по 24 октября/7 ноября. Это былъ послѣдній Архіерейскій Соборъ при жизни владыки Антонія. Этотъ Соборъ состоялся изъ восьми іерарховъ, подъ предсѣдательствомъ владыки Антонія.

Митрополитъ Евлогій, хотя и былъ приглашенъ, но на Соборъ не прибылъ, но прибылъ на Совѣщаніе, подъ руководствомъ патріарха Варнавы. Важнѣйшими дѣяніями Собора это было избраніе уполномоченныхъ отъ Собора іерарховъ для участія въ Совѣщаніи подъ предсѣдательствомъ патріарха Варнавы. Такими уполномоченными были избраны митрополитъ Анастасій и епископъ Димитрій, какъ представитель Дальне-Восточной епархіи. На этомъ же Соборѣ состоялось опредѣленіе о «новомъ ученіи протоіерея Сергія Булгакова о Софіи-Премудрости Божіей». Протоіерей Сергій Булгаковъ стоялъ во главѣ Богословскаго Института въ Парижѣ, въ должности Инспектора Богословскаго Института.

Для разсмотрѣнія ученія протоіерея Булгакова была образована изъ числа іерарховъ комиссія, которая разсмотрѣла его ученіе, изложенное въ книгамъ: «Свѣтъ Невечерній», «Купина Неопалимая», «Агнецъ Божій», «Ипостась и Ипостасность» и «Другъ Жениха». Комиссія представила Собору пространный докладъ, напечатанный въ журналѣ «Церковная Жизнь» за 1936 г. № 1-ый стр. 1-14. По разсмотрѣніи доклада Комиссіи Соборомъ было принято слѣдующее опредѣленіе:

Признать ученіе протоіерея Сергія Булгакова о Софіи Премудрости Божіей е р е т и ч е с к и м ъ;

Сообщить о настоящемъ опредѣленіи Собора митрополиту Евлогію съ просьбой сдѣлать увѣщаніе протоіерею Булгакову на предметъ побужденія послѣдняго къ публичному отреченію отъ своего еретическаго ученія о Софіи и о послѣдующемъ сообщить Архіерейскому Синоду Русской Православной Церкви заграницей.

Въ случаѣ не раскаянія прот. Булгакова, состоявшееся опредѣленіе Собора объ осужденіи софійной ереси довести до свѣдѣнія главъ всѣхъ автокефальныхъ Церквей.

Поручить Архіерейскому Синоду дальнѣйшее веденіе дѣлъ по борьбѣ съ софіанской ересью прот. Булгакова и другими подобными заблужденіями.

Дальнѣйшее опроверженіе лжеученія прот. Булгакова поручить преосвященному Берлинскому Тихону, преосвященному Шанхайскому Іоанну[6], преосвященному Хайларскому Димитрію и члену Всероссійскаго Собора графу Павлу Михайловичу Граббе[7].

 

Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ VII. Нью Іоркъ 1961. С. 53-54, 107-109, 259-260, 283-285, 311-312, 349-351, 369-370.

 

[1] Митрополит Пекинский и Китайский Иннокентий (Фигуровский), апостол Китая, миссионер, синолог (1863-1931). Во время печально известной декларации митр. Сергия (1927 г.) сумел сохранить верность Русской Поместной Церкви, через подчинение Заграничному Синоду Русской Церкви. – ред.

[2] Под эту анафему подпадаеть м.пр. ересь софиологии, гностическое учение о. С. Булгакова в котором Софии Премудрости Божией примысливается четвертая ипостась, женская. Эта ересь подвергалась весьма основательной кририте свт. Иоанна (Максимовича), в его трудах: 1) «Учение о Софии Премудрости Божией» (Варшава 1930) и 2) «Почитание Богородицы и Иоанна Крестителя и новое направление русской религиозно-философской мысли». // «Церковная жизнь» (Белград), 1936. № 6. С. 91-97; № 7. С. 100-104; № 8/9. С. 141-144; № 10/11. С. 165-168; 1937. № 1. С. 9-15. Согласное определению Архиерейского Собора 1935 г. учение протоиерея Сергия Булгакова о Софии Премудрости Божией е р е т и ч е с к и м ъ. – ред.

[3] Имеются в виду безбожникики-болшевики. – ред.

[4] Благоверный и Христолюбивый Государь и Король Югославии Александр I Карагеоргиевич, Объединитель (1929-1934). Убит в Марселе в 1934 г. от руки усташа, недовольного державной национальной политикой Государя, скрепившего балканскую страну своей волей, бесстрашием и мужеством в беспощадном преследованием врагов Православия и Богом установленной власти. – ред.

[5] Имеется в виду святитель Николай (Велимирович) Сербский. В 1987 г. прославлен как местночтимый святый Шабачско-Валевской епархии Сербской Церкви. – ред.

[6] Имеется в виду святитель Иоанн (Максимович). В 1994 г. Русская Православная Церковь Заграницей причислила святителя Иоанна (Максимовича) Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца к лику святых. Святитель обличал эту ересь в своих трудах: 1) «Учение о Софии Премудрости Божией» (Варшава 1930) и 2) «Почитание Богородицы и Иоанна Крестителя и новое направление русской религиозно-философской мысли». // «Церковная жизнь» (Белград), 1936. № 6. С. 91-97; № 7. С. 100-104; № 8/9. С. 141-144; № 10/11. С. 165-168; 1937. № 1. С. 9-15. – ред.

[7] Имеется в виду отец Епископа Григория (Граббе). – ред.


«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)


Рубрики:

Популярное:

Церковный календарь:

© Церковный календарь



Подписаться на рассылку:



КАНОН - Свод законов православной церкви

Сайт для детей и родителей: